Варганешева Нина Федотовна

Сайт учителя технологии Варганешевой Нины Федотовны

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Изучение ремёсел

Увлечения: Занятие ремёслами

Регион: Чувашская Республика

Населенный пункт: г. Чебоксары

Место работы: КС(К)ОУ "Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" Минобразования Чувашии

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nina-varganesheva
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

http://nsportal.ru/user/570064/page/sotrudnichestv...

О себе

Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Победивший себя могуч.

Мой взгляд на мир

Первая проба.

С 28 сентября по 3 октября в Чувашии проходил I Форум Ткачей России, где мастера смогли обменяться опытом, обсудить инновационные решения и наметить пути популяризации ткачества. Форум проходил в ООО «Агроздравница» - «Золотой Колос». Автором и инициатором проекта стал Александр Яковлевич Петров – потомственный текстильщик, стаж работы которого в текстиле 43 года. Участниками форума стали самые представительные мастера от регионов России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Астраханской области, Татарстана, Чувашии, Мордовии, Ставрополя, Великого Новгорода, Башкортостана, Алтайского края, Смоленской области и Иркутска.

Одними из представителей из Чувашии на этом форуме были учитель технологии Варганешева Н.Ф. и ее ученики – Владимир Воробьев (12 класс) и Елена Кульева (10А класс).
      Мы встретились с одним из участников форума с Воробьевым Владимиром. Задали ему несколько вопросов.

-Здравствуй, Вова! Мы знаем, что Вы участвовали в форуме Ткачей России. Какие впечатления у тебя остались от этого мероприятии?

-Здравствуйте, Марьяна Владимировна! Да, это так. Впечатления от форума остались самые лучшие. Мне понравилась сама организация мероприятия, его организатор Александр Петров и люди, которые окружали нас. Они все творческие, инициативные.

 Я благодарен Александру Яковлевичу  за предоставленную возможность участвовать мне на мероприятии такого масштаба.

 Запомнился мне еще один мастер, Баранов В.Ф. из Саранска. Он ткет одежду из крапивы. В этот день на нем был красивый свитер, сотканный и сшитый им.

-Как ты выбрал для себя такое интересное занятие?

-Знаете, я однажды проходил мимо кабинета технологии и решил заглянуть. Увидел как девочки ткут пояса на станке и тоже захотел попробовать. Учитель Нина Федотовна сказала: «Если тебе понравится и будет получаться, то возьмем тебя на форум». Я сел за рабочее место и сам не заметил, как стало получаться, а главное, мне понравилось.  Этим ремеслом я и раньше занимался. Учитель похвалила меня. Вот так я выбрал для себя такое занятие.
-Спасибо, Вова за приятную беседу.

Интервью брала заместитель директора по ВР РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат» Минобразования Чувашии М.В Никитина.

 

План мероприятий на неделю технологии

 

17.11.2014

Выступление Петрова А. Я – специалиста по ткачеству с презентацией «Мир жаккарда»

5-й урок,  11 класс

18.11.2014

 Творческая встреча с обучающимися Богатыревской средней школы Цивильского района

3-4 уроки,     7 класс

19.11.2014

Устный журнал «Известные чувашские вышивальщицы: Жачева Е. Н., Сергеева Е.И., Минеева В.А., ШарковаТ.В.,Симакова М.В и др.»

10 бкласс, 15.30час

20.11.2014

Изготовление сувениров в технике браного ткачества

6 б класс,     1-2 уроки

21.11.2014

Экскурсия в Богатыревскую среднюю школу  Цивильского района

7 класс.        1-4 уроки

22.11.2014

Занятие по изготовлению женских украшений в технике сухого валяния

5 б класс,     1-2 уроки

24.11.2014

Подведение итогов

15 часов

Неделя технологии началась с выступления Петрова А.Я.

На неделе технологии перед обучающимися 11 класса РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии выступил Александр Яковлевич Петров. Он потомственный текстильщик. Его родители поднимали Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат. В 7 лет первый раз отец позволил ему забраться на пятиметровую высоту ткацкого станка, откуда он смог рассмотреть весь цех, где   размещался город жаккардовых машин. Это особое чувство осталось у него на всю жизнь и послужило не только толчком для выбора будущей профессии – техник-технолог ткацкого производства, но и пройти жизненную школу от слесаря до директора ткацкой фабрики. Он  создал инициативную группу по разработке особой отечественной продукции, преподавал в Московском промышленном колледже, работал консультантом в транснациональной компании.

Александр Яковлевич в конце сентября в начале октября 2014 года организовал Форум ткачей России и руководил им. Наравне с мастерами России на этом форуме посчастливилось  участвовать  и  нашим обучающимся Воробьеву Владимиру и Кульевой Елене вместе с учителем технологии.

Сегодня А.Я. Петровым сделан еще один шаг – открытый урок « Путешествие в мир жаккарда». Это продолжение проектов: «Форум Ткачей России», «Музей-Центр инновационного ручного ткачества «Basslis»». Эти проекты нацелены на очень широкий круг слушателей без возрастных ограничений.

Сегодня предоставилась еще одна возможность встретиться с этим беспредельным энтузиастом и другим обучающимся школы-интерната, соприкоснуться и окунуться в мир современного текстиля, на основе соблюдения канвы исторического развития.

Александр Яковлевич задает вопрос: «Нужно ли молодому поколению, которое в целом все больше и больше отдалено от возможности соприкасаться с мощным текстильным миром, знать и владеть навыками и терминологией, которые далее сопровождают нас по жизни, как ежедневная потребность есть?». И сам же отвечает на него: «Несомненно, необходимо, так как это часть не только истории человечества, но и предпосылка к возможности мыслить и творить в соответствии с запросами реальности. Это особый мир технического и технологического развития, результаты которого мы сегодня видим в тенденциях развития цифровой техники и многих иных современных науках».

Связаться с этим удивительным человеком можно, написав ему на E-mail: Basslis@yandex.ru

 

На следующий день состоялась творческая встреча с обучающимися богатыревской средней школы Цивильского района за чаепитием.

И так далее по плану мероприятий на неделю.

 

 

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Варганешева Н.Ф.

Учитель технологии. КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии. г. Чебоксары.

 

 

    Социальный статус лиц с нарушением зрения невысок. Решение проблемы состоит в поисках оптимальной модели    социальной помощи и поддержке детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации резервов организма и личности.

Вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А. Г. Литвак, «...формирование положительной установки на работоспособность не зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта». Установки к труду во многом зависят от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий.

На уроках технологии решаются следующие задачи:                                                             - формирование привычки к труду,  практических  умений и навыков,  понимания необходимости  трудиться  как  для общества, так и для полноценной,  достойной  жизни самого человека,     - формирование потребности в профессиональном самоопределении. 

  В  первую очередь  на уроках технологии осуществляется  трудовое  воспитание,  поскольку  выполнение  любого  изделия  связано  с затратой определенного количества  сил.  Труд формирует  у  учащихся стремление к самостоятельности, самосовершенствова­нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности. Он укрепляет  характер, способствует правильному выбору профессии. Он закладывает основы трудолюбия, умения,  желания  работать собственными руками,  способствует развитию  интересов,  увлечений,  организует полезные  занятия  в свободное  время. Таким образом, на уроках технологии формируется творчески активная личность.  

В  решении проблем  у слепых и слабовидящих детей большое значение имеет организация выставок-продаж, конкурсов, ярмарок. К примеру, мы организовали Рождественскую ярмарку «Радуга» в своей школе. На ярмарку были выставлены модные в то время ажурные шарфы из ленточной пряжи, выполненные ученицами двух классов (рис.1). Эта ярмарка заинтересовала всех. Девочки с гордостью учили вязать, кто хотел научиться этому. Попозже мы организовали такую ярмарку в городе. Наших детей вдохновляют не только деньги, заработанные своими руками, и поощрения, но и чувство превосходства над  своими зрячими сверстниками в том, что, будучи инвалидами, они могут создавать хорошие изделия.

Дети  с огромным интересом берутся за все новое, поэтому желательно вводить в процесс обучения то, что в данное время модно. К примеру, в 2009 году на фестивале  в Карелии я увидела валяные женские украшения. Тогда у нас в городе  в продаже не было ни игл, ни шерсти для фильцевания. Мы распускали шерстяную пряжу и получали шерсть. Хотя это был  долгий процесс, мы были  рады даже этому, а с иглами было намного сложнее, но мы нашли выход. Девочки в технике сухого валяния изготовляли бусы, сережки, браслеты. Выполненные своими руками украшения девочки  дарили своим учителям, подругам мамам (рис.2). Попозже в технике смешанного валяния делали цветы, шарфы, а потом перешли к сувенирным валенкам. А какие они вяжут шали, топы, болеро, бактусы, салфетки в разной технике: крючком, на спицах, на вилке…(рис.3)!  Столько радости приносит гильоширование, разные методы вышивания, ткачество на ткацком станке, плетение: «макраме», «фриволите», на коклюшках…(рис.4)!

 Также им очень нравится участвовать в конкурсах, вплоть до Всероссийских конкурсов. К примеру, девочки неоднократно участвовали во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходит ежегодно в Чебоксарах (Столярова Анна, Самсонова Алена), во II Всероссийском фестивале современного ткачества «Пестрые нити» в Карелии в Петрозаводске (Леонидова Марина), во II Открытом фестивале  ткачества «Весна Кросна» в Перми (Кульева Елена), Всероссийском конкурсе «Урал мастеровой» (Кульева Елена), в Форуме ткачей России (Воробьев Владимир и Кульева Елена) даже занимали призовые места (рис. 5-7). По мере возможности принимают участие в интернет-конкурсах. В частности, во II Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделие», стипендиальном конкурсе «Модное рукоделие-2013» (Самойлова Екатерина). Не пропустили участие и в проекте «Спортивная дорожка», посвященном  Универсиаде -2013 в Казани (Петрова Ирина, Надирова Нурана), в творческой олимпиаде «Рукоделие 2014» (Кульева Елена)». Часто участвуют в республиканских, городских конкурсах с хорошими результатами.

Очень нравится детям проводить мастер-классы. На  семинаре, организованном Республиканским домом народного творчества,  девочки  с гордостью учили слушателей семинара ткать бисером на станке (рис. 8). В  фестивале «Культурное наследие Чувашии – современная ретроспектива» - они ткали на ткацком станке (рис. 9). Самойлова Екатерина (тотально слепая) и Потапов Геннадий участвовали в мастер-классе по плетению чувашских национальных поясов для руководителей фольклорных групп. Подобные мероприятия  помогают слабовидящим и слепым приобрести уверенность в себе, познавать  себя как личность. 

Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше­ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.     
 Бытовая самостоятельность незрячих и слабовидящих яв­ляется одним из самых важных условий их успешной семейной жизни. Ус­воение бытовых работ избавляет от мелочной, порой унизительной за­висимости от окружающих, позволяет поверить в возможность жить в ус­ловиях слепоты, быть полезным и нужным своей семье. Важно уметь приготовить пищу себе и своим родным, содержать в чистоте и порядке кухню, посуду, пользовать­ся плитой, красиво накрыть стол, уметь радушно принимать гостей. Этому стараемся учить на уроках технологии по кулинарии. А для кулинарных занятий в школе имеется все необходимое и девочки с удовольствием готовят вкусные блюда (рис.10).

Чтобы человек без зрения не чувствовал себя потерянным, несчаст­ным, он должен активно действовать: учиться, работать, вести домашнее хозяйство, общаться с друзьями.  Внимание, чуткость к незрячему ребенку, знание и учет осо­бенностей его развития, вера в его способности, оптимизм - вот основа бу­дущих жизненных успехов ребенка. Дети с нарушением зрения обладают уникальными способностями познавать окружающий мир и учиться жить.

На памятнике В. Гаюи, основателя образования слепых, написаны слова, обращенные к слепому ребенку: «Ты найдешь свет в образовании и в труде». В знании и труде видел Гаюи разрешение трагедии слепоты. Эпоха Гаюи дала слепым образование; наша эпоха должна дать им труд.

image         image            image

Рис.1.      Ярмарка.                                               Рис.2.    Валяные бусы.                               Рис.3. Шали крючком.

 

       E:\Свое гильоширование\рисунки для гиль\x_d9cc0b9a.jpg                             image

 

           Рис.4.    Гильоширование.                                         Рис.5. Конкурс «Русь мастеровая»

image       image

Рис. 6. Конкурс «Урал мастеровой»                                        Рис.7 Форум ткачей России

 

         K:\нокио\Фото0185.jpg                             E:\фестив инст культ\DSC08105.JPG

                         Рис. 8. Семинар                                             Рис.9. Фестиваль «Культурное наследие Чувашии»    

K:\нокио\кулинария\Фото0000.jpg

                      Рис.10. Девочки 12 класса приготовили пиццу.

 

        Список литературы.

  1. Лекции специалистов кафедры педагогики и психологии;  кафедры технологии БОУ ДПО (ПК)С  «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
  3. Современная педагогика: методология, теории, практика. науч. ред. М.В.Волкова Чебоксары 2012, ч.1-560 с.


 

Мои достижения

 Итоги недели технологии (девочки).

План мероприятий на неделю технологии:
13.11.2017 Викторина по кулинарии 6-й урок,  8а класс
14.11.2017 Сувенирная шапка  "Триколор". 5-6 уроки,     5б класс
15.11.2017 Техника «Кинусайга»  для начинающих 5-6 уроки,7 б класс, 
16.11.2017 Акварельная бумага. (Как выбирать, для чего она нужна?) 6 уроки
5 а класс,     
17.11.2017 Лёгкие поделки и идеи своими руками. 4-5 уроки. 6а класс
20.11.2017 Подведение итогов все классы
 
Неделя  началась с викторины по кулинарии. Викторина содержит  3 этапа: ответы на вопросы, тесты, история кулинарии.
Несмотря на то, что вопросов было достаточно,  девочки справились с заданием. Иванова София заняла первое место, Павлова Анастасия - второе. Их ждет награждение!!!
Имеется возможность для других обучающихся попробовать свои силы  в викторине (вопросы будут висеть на стенде на первом этаже левого крыла. Ответы на вопросы принести в  кабинет № 27). 
 Также с удовольствием изготовили сувенирные  шапки: кто «Триколор», а кто однотонные.
Оригами, кусудама и цумама (шары), канзаши – далеко не все виды рукоделия, подаренные нам японскими мастерами? Есть у них совершенно необыкновенное искусство создания картин из шелковых лоскутков. И называется такой потрясающий вид рукоделия «кинусайга»,  а у нас называется "Пэчворк без иголки".
Пенопласт  служит основой для работы в этой технике. Именно на него наносится рисунок, на нем делаются контурные прорези, и на него накладываются разноцветные лоскуты, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. Эта техника понравилась всем. 
    Также было интересно изготавливать цветы из акварельной бумаги  и снежинки из горячего клея. 

Моё портфолио

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ  КОНКУРС ПОДЕЛОК «СНЕЖИНКА ГОДА-2017»
Организаторами этого конкурса были  Туроператор ООО «Ясна» и БУ "Национальная библиотека" Чувашской Республики Минкультуры Чувашии.
В данном конкурсе под руководством учителя технологии участвовали Свинцова Мария, Лесина Виктория и Миндрюкова Милена. 
3 января 2018 года в этноэкологическом  комплексе «Ясна», что в Кшаушском сельском  поселении Чебоксарского  района Чувашии, подвели итоги детского конкурса «Снежинка года».
Сразу после регистрации все гости и участники данного конкурса имели возможность познакомиться с  лучшими работами конкурса, среди которых мы увидели и свои снежинки.
Далее шла новогодняя и рождественская театрализованная программа, которая  была необычно интересна: веселые состязания, игры, хоровод с Хель Мучи и Юр Пике, путешествие по тропинкам сказочного леса, новогодняя звонница, мастер-класс  по изготовлению сувенира «Символ года», фитобар от Арщюри (Лешего), рождественские колядки и гадания. После хоровода вокруг елки гостей разбили на группы по 18-20 человек и у каждой группы была своя последователность маршрута.
Хель Мучи – наш чувашский Дед Мороз. От него конкурсанты узнали секреты его волшебного  музыкального посоха. Он также раскрыл  секреты изготовления народных  музыкальных инструментов из подручного материала.
Мастерская колокольного звона  для всех была неожиданностью. Еще больше мы были удивлены тем,  что звонарем  был  выпускник нашей школы  Илья Михайлов, он же преподаватель в школе звонарей при храме Новомучеников и Исповедников Российских  в Чебоксарах.  
На обеде была дегустация йева (старинных чувашских национальных сладких булочек)   от тетушки Печки. 
 Мы благодарны организаторам этого конкурса. Несмотря на то, что программа шла в течение 5 часов, даже у самых младших участников не было на лице ни тени усталости.

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: