Новокшонова Лада Валерьевна

Сайт воспитателя МКОУ СОШ пгт Арбаж Новокшоновой Лады Валерьевны

Каждый ребенок - личность

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: развивающие дидактические игры

Увлечения: рукоделие

Регион: Кировская область

Населенный пункт: пгт Арбаж

Место работы: МКОУ СОШ пгт Арбаж дошкольное отделение

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novokshonova-lada-valerevna
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.

 

Начиная работу с детьми дошкольного возраста, я задумалась над тем, как подготовить будущих выпускников к переходу на новую ступень жизни так, чтобы уровень развития их способностей соответствовал современным требованиям?

 

Поэтому я поставила перед собой цель: содействие воспитанию личности с высоким уровнем развития познавательных способностей через использование потенциала дидактических игр.

Задачи:Создать условия для развития интеллектуальных способностей дошкольника в процессе игрового взаимодействия ребенка, воспитателя, родителей.

  1. Создать единое образовательное пространство, как условие для формирования качеств творческой личности и развития познавательных способностей.

Каковы же научные обоснования моего опыта?

В основе моего опыта лежат идеи Л. А. Венгера. Им была создана программа, в которой изложены основные принципы изучения развития познавательных способностей дошкольников и разработана система сенсорного воспитания детей. Позже его исследования были посвящены изучению развития способностей к наглядному моделированию. В выполненных под его руководством исследованиях было подтверждено, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников.

Эти идеи я применила в своей работе, делая акцент на игровой деятельности.  Этой форме организации детской деятельности, отводится особая роль, так как    игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 А в наше сложное время необходимо поколение, освобожденное от стереотипов, с богатым потенциалом интеллекта. Ускорение научно-технического прогресса  зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют  интеллектуальным потенциалом народа. 

О себе

Я работаю воспитателем в детском саду 6 лет, а до этого работала учителем начальных классов. так сложились обстоятельства, что мне пришлось поменять место работы о чем я нисколько не жалею. Я закончила Халтуринское педагогическое училище, выщла замуж, родила замечательного сына. Живу в небольшом, но очень красивом поселке с рекой,  прудом, кругом леса. В свободное время люблю вязать, вышивать, в последнее время увлеклась свит-дизайном. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Тургенев И.С. "Рудин", Достоевский "Идиот"

Мой взгляд на мир

 

Каждый человек, оканчивая школу, думает о том, чем он будет в жизни заниматься. Бывает, что выбор определяет случай или обстоятельства.  Но принято считать, и я с этим согласна, что выбор бывает счастливым тогда, когда определяется интересом, желанием, призванием. В моей жизни переплелось и призвание, и обстоятельства.

 О  профессии учителя мечтала с детства и никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с детьми.  И вот выпускной вечер, педагогическое училище, отделение начальных классов, диплом…. Так я сталаучителем. 16 лет с удовольствием работала  с младшими школьниками и снова перемены в жизни, изменились обстоятельства: я - воспитатель детского сада. И ничуть не жалею об этом. Мне очень нравится работа с дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает. Мне очень нравится высказывание о том, что детство – это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная и неповторимая жизнь. Воспитание в детском саду - это основа и фундамент дальнейшего развития ребенка, которое проходит в мире сказок, игры и творчества.

За все годы работы с детьми я поняла, что  дать знания, развить умения и навыки необходимо, но это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к творчеству,  к прекрасному,  к  познанию всего нового. Если я помогу  раскрыть их возможности, это, несомненно, поможет им стать в дальнейшем хорошими учениками  и просто хорошими  людьми.  

В каждом ребёнке скрыт потенциал, который должен обязательно реализоваться. Нужно во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

Моя задача – вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы было каждый день интересно. А интересно ребенку может быть только в игре.

Я должна открыть широкий путь игре.  В.Л.Сухомлинский писал: «Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

  Я стараюсь не навязывать детям свое  мнение, а создавать условия для формирования их представлений о мире.Детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить готовый ответ, а найти решение самому. Основной путь к освоению детьми умений и знаний пролагать не через объяснения, а через полуобъяснения, загадки, намеки, образы. Ребенок, переживший радость познания, поверивший в себя,  не захочет творить зло, причинять вред другим, в нем проснется стремление становиться лучше и познавать все больше и больше.

Меня очень радует, когда  дети обнимают меня и, заглядывая в глаза, спрашивают: «А мы еще поиграем?» Хочется научить их петь, танцевать, рисовать,  лепить, одним словом – творить. Создавать атмосферу праздника на занятии, чтобы от каждого они ожидали чуда, волшебства.

Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые, часто навязываем детям. И появляются на удивление безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется, их позиция: «Оставьте меня в покое». Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми,  чуткими,  доброжелательными, способными сопереживать. В основе моей работы - любовь и доброта.  Для меня воспитывать детей –  это отдавать им  частичку себя,  слушать, понимать ребенка, испытывать радость от общения с ним, уважать его интересы, доверять им маленькие тайны.

Сегодня я могу сказать, что выбор профессии по обстоятельствам тоже может быть счастливым. Хорошо сказал П. Бажов в одном из своих сказов: «…тут живинка тебя и подцепила. Она во всяком деле есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет».

Так помогла мне живинка освоить новую для меня профессию, и  я благодарна судьбе за то, что так сложились обстоятельства.

 

Мои достижения

Участник муниципального этапа конкурса "Учитель года 2010", Участник областного конкурса проектов "Родник здоровья". Победитель районного конкурса "Рождественские композиции". Награждена грамотой районного Управления Образования.

Моё портфолио

 

Начиная работу с детьми дошкольного возраста, я задумалась над тем, как подготовить будущих выпускников к переходу на новую ступень жизни так, чтобы уровень развития их способностей соответствовал современным требованиям?

 

 А в наше сложное время необходимо поколение, освобожденное от стереотипов, с богатым потенциалом интеллекта. Ускорение научно-технического прогресса  зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют  интеллектуальным потенциалом народа. О важности для общества и государства этой работы свидетельствуют новые ФГТ, в которых определены обязательные образовательные области: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.

    

Родители тоже хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает. Большинство родителей возлагают все надежды на детский сад, аргументируя это нехваткой времени, некомпетентностью в педагогических вопросах, нехваткой материальных средств на приобретение методических пособий. Ситуация осложняется тем, что нашем поселке нет специальных студий, работающих в данном направлении, нет каких-либо вспомогательных служб в детском саду.

Я  работаю  по программе «Развитие» Л. А. Венгера, которая предусматривает интеллектуально- творческое развитие ребенка. Но даже эта программа  не может решить поставленную передо мной проблему, которую я сформулировала следующим образом:

Недостаточность необходимых условий для интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста.

Поэтому я поставила перед собой цель: содействие воспитанию личности с высоким уровнем развития познавательных способностей через использование потенциала дидактических игр.

Задачи:

  1. Создать условия для развития интеллектуальных способностей дошкольника в процессе игрового взаимодействия ребенка, воспитателя, родителей.
  2. Создать единое образовательное пространство, как условие для формирования качеств творческой личности и развития познавательных способностей.

Каковы же научные обоснования моего опыта?

В основе моего опыта лежат идеи Л. А. Венгера. Им была создана программа, в которой изложены основные принципы изучения развития познавательных способностей дошкольников и разработана система сенсорного воспитания детей. Позже его исследования были посвящены изучению развития способностей к наглядному моделированию. В выполненных под его руководством исследованиях было подтверждено, что именно эти способности оказываются важнейшими в умственном развитии дошкольников.

Эти идеи я применила в своей работе, делая акцент на игровой деятельности.  Этой форме организации детской деятельности, отводится особая роль, так как    игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 

Из всего разнообразия игр для развития интеллектуально-творческих способностей я выбрала дидактическую игру.

            Все дидактические игры можно разделить на четыре основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры;

4 – подвижные дидактические игры.

            В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие

предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами

предметов и их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Дети угадывают предмет на ощупь, отгадывают предмет по описанию, ищут предметы, сделанные из разных материалов в играх  «Из чего сделано?», «Чудесный мешочек», «Живое домино». В играх решаются задачи на сравнение (игра «Похож -  не похож», где происходит поиск похожих предметов), классификацию («Что кому?» «Кто скорее соберет»), установлению последовательности в решении задач («Новоселье куклы», где мы обустраиваем комнату для новой куклы, подбирая нужные предметы). Здесь решаются задачи образовательных  областей  «Познание», «Социализация».

 По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: малыши упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

            В игре также использую предметы, в которых разница между ними

менее заметна. Малыши    выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета (»Что изменилось?»). Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

Чтобы игра развивала, в традиционном методе часто использую прием «экспериментирования накопленными знаниями и умениями» и считаю этот прием новизной  в моей работе.   Благодаря этому дети стремятся проявить собственную активность, справляясь с задачами, требующими единственно правильного решения. Примером могут служить упражнения типа «Назови…», «Отыщи…», «Соедини…», «Отгадай…» и т. д.

Наряду с «экспериментированием» использую еще один новый прием  «собственных исследований».Он реализуется тогда,  когда перед детьми ставится вопрос, они стремятся найти ответ, а чтобы удостовериться в правильности, проделывают так называемые опыты. Например, при ответе на вопрос: «Почему созревший желудь не сразу отделяется от своей шляпки ?», дети проводят опыт со стаканом с водой и листом бумаги. Этот прием можно назвать «языком познания», который способствует не только формированию умения добывать информацию, но и  делать сравнения, давать оценки, определения понятиям, формулировать суждения. Это новизна на содержательном уровне.

Игры с природным материалом всегда вызывают живой интерес. Такие игры, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери узор из камешков» и многие другие, позволяют проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.   В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы. (Образовательные области «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»)

С помощью игр  с предметами у детей формируются представления о здоровом образе жизни. Знакомимся с режимом дня,  частями тела и органами чувств человека («Когда это бывает?», «Части тела») и т. д.

В играх «Овощи-фрукты», «Полезная и вредная еда» и др. воспитываю  потребность в соблюдении режима питания, употребле­нии в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Решаются задачи образовательных областей «Безопасность», «Здоровье».

 

 

            Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,

различные виды лото, домино. Подбор картинок идет усложняясь: сначала по внешним признакам, затем по смыслу и наконец по общему признаку. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом произрастания. Я использую игры на обучение детей действиям замещения и наглядного моделирования. Это игры «Угадай, что спрятано», «Перевертыши» и другие.

Мне очень нравятся игры, придуманные Б. Н. Никитиным. В таких играх формируется умение анализировать, классифицировать, развивается логическое мышление.            Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений

направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников.

Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок

прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

            В этих играх формируются такие ценные качества личности

ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Используя настольно-печатные игры в работе,  происходит освоение детьми образов областей Познание, Социализация, Худ творчество, Коммуникация, Безопасность, Музыка.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания  в новых обстоятельствах. Я использую игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – нет» и др., игры, для развития умения  обобщать и классифицировать, сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Кому что нужно?», «Кто больше заметит небылиц?» и др..

  С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок  преодолевает легко, не замечая, что его учат.

 

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые я использую  для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, слайд придумы­вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки,  сочинение сказки вместе с детьми.  

Основной путь развития творчества – это создание проблемных ситуаций, постановка творческих задач. Играя в игру «Охотник», может возникнуть проблемная ситуация: «Охотник был в лесу и захотел пить, но с собой ничего не было. До селения идти далеко. Как быть?»  И ребенок стремится понять, что мешает достижению цели и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое. Здесь я часто использую такой прием, как загадывание «хитрых» и «умных» загадок на дом, чтобы дети решили их  вместе с родителями. Например, Два мальчика и одна девочка шли под одним зонтом, но никто из них не промок. Почему?

Все эти игры направлены на достижение целей обр областей Коммуникация, Социализация, Познание, Чтение худ литературы, Труд.

 

Добавить грамоту в портфолио