Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения
методическая разработка на тему

Букреева Любовь Петровна

Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukreevoy.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения»

Содержание пояснительной записки

Раздел 1. Педагогические технологии, направленные на повышение качества профессионального образования  

1.1   Необходимость возникновения новых образовательных технологий в профессиональном образовании

Раздел 2. Межпредметные связи в процессе преподавания

2.1    Понятие , классификация и функции  межпредметных связей.

2.3.  Основа содержательной модели, строящейся  на МПС

2.4 Взаимодействия межпредметных связей в среде профессиональной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________4

Раздел 1. Особенности педагогических технологий, направленных на активизацию и повышение качества профессионального образования  _________6

1.1 Предпосылки для возникновения новых образовательных технологий в профессиональном образовании _________________________________________ 6

1.2 Общее понятие о педагогических технологиях ____________________ 7

          1.3 Важность межпредметных связей в процессе преподавания__________10

Раздел 2. Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей __________________________________13

          2.1 Понятие и классификация межпредметных связей _________________13

2.2 Функции межпредметных связей_______________________________15

2.3 Создание содержательной модели, строящейся на МПС_____________17

         2.4 Рассмотрение взаимодействия межпредметных связей в среде профессиональной образовательной организации_______________________20

Заключение ____________________________________________________23

Список использованной литературы________________________________25

Приложение Методической разработки открытого урока

Введение

Цель современной учебного заведения - обеспечить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения учащегося и преподавателя в учебном процессе.

В настоящее время этот процесс страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности обучающегося между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.
       
 Технология организации развивающей деятельности студентов по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия  педагогов и обучающихся.

Любое обучение призвано: развивать склонности и познавательные интересы учащегося, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в модульной технологии обучения.

Цель работы: изучить взаимодействие межпредметных связей в обучении, педагогические технологии, теорию и практику их использования

Задачи:

1. сформировать понятие о педагогических технологиях;

2. обосновать важность использования современных педагогических технологий в современном обучении;

3. изучить технологии применения принципа межпредметности в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях;

4. разработать урок для освоения технологии применения принципа межпредметности в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях по междисциплинарному курсу МДК 01.03 Особенности технологии элементов систем водоснабжения и водоотведения отдельных регионов и отдельных объектов

Раздел 1. Особенности педагогических технологий, направленных на активизацию и повышение качества профессионального образования

1.1 Предпосылки для возникновения новых образовательных технологий в профессиональном образовании

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Ученые, педагоги и учителя-практики разных стран постоянно ищут пути повышения эффективности преподавательского труда. К поиску новых подходов приводит исследователей ряд причин и обстоятельств:

1) учебный материал огромен, в то время как сроки обучения ограничены. Следовательно, дефицит времени побуждает искать пути активизации и интенсификации учебного процесса.

2) преподаватель одновременно работает с большой группой учащихся. У него нет возможности уделить внимание каждому настолько, чтобы именно ему, индивидуально, помочь в учении. Стало быть, нужны какие-то другие, особые формы организации учебного процесса; надо изобретать и привлекать новые средства обучения, высвобождающие преподавателя от рутинных, хотя и необходимых элементов работы.

3) в век научно-технического прогресса преподаватель уже перестал быть главным, основным носителем и транслятором новой информации в области образования.

1.2 Общее понятие о педагогических технологиях.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т.Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогической литературе также широко освещено понятие педагогической технологии [2,7,10].

Технология обучения (педагогическая технология) занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов [13]. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок [7].

К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. [10]

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (по Г.К. Селевко):

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения, в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии [2]:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения:

а) цели обучения - общие и конкретные;

б) содержание учебного материала;

3) процессуальная часть - технологический процесс:

а) организация учебного процесса;

б) методы и формы учебной деятельности школьников;

в) методы и формы работы учителя;

г) деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

д) диагностика учебного процесса.

Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

1) Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2) Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3) Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов [12]

Теоретические характеристики современных педагогических технологий:

1) Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

2) Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Одной из технологий способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения является технология модульного обучения.

1.3 Важность межпредметных связей в процессе преподавания.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать студентам на занятии какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии).Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами в техникуме, связью обучения с жизнью, подготовкой студентов к практической деятельности. Межпредметные связи в среднетехническом обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у студентов цельного представления о явлениях окружающей действительности и взаимосвязи между ними и поэтому делают знания практически более значимыми и применимыми в будущей профессии, развивают и повышают интерес к избранной профессии, помогают студентам применить те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников колледжа. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения и профессионального роста студентов техникума. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов. Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

В современных условиях возникает необходимость формирования у студентов не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются студентами при изучении других предметов и в практической деятельности. В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период обучения в колледже, и в связи с необходимостью подготовки всех студентов к работе по самообразованию, большое значение имеет изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности студентов. В СПО, нацеленном на воспитание профессионально-творческого выпускника, все изучаемые дисциплины должны быть профессионально ориентированы. Согласованность общеобразовательного материала с профессионально-практической деятельностью студентов играет важную роль в системе обучения СПО. Единство в получении среднего образования и профессиональных знаний и умений помогает обучающимся находить комплексный подход к решению сложных профессиональных проблем. Вот почему межпредметные связи являются главным условием содержательной модели формирования профессионально-творческого потенциала студентов средних специальных организаций.

Раздел 2. Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей

2.1  Понятие и классификация межпредметных связей.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково.

Например:

- межпредметные связи исполняют роль дидактического условия  повышения  эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова);

- межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании  школьных  естественнонаучных  дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин). Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей:

"Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин", или такое: Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками. Все выше перечисленные определения конечно верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо дать более широкое понятие. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие  «межнаучная  связь»,  но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция.

Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

  1. по составу;
  2. по направлению действия;
  3. по временному фактору взаимодействия направляющих элементов.

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, по составу мы можем выделить следующие  типы межпредметных связей:

  • содержательные;
  • операционные;
  • методические;
  • организационные.

Каждый тип первой формы (по составу) подразделяется на виды межпредметных связей:

  • содержательные - по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук;
  • операционные - по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
  • методические - по использованию педагогических методов и приемов;
  • организационные         по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса.

2.2 Функции межпредметных связей.

Межпредметные связи в процессе обучения студентов в техникуме являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у студентов диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподавателя математики формирует такие качества знаний студентов, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления студентов, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор студентов.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания студентов в обучении математике. Преподаватель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования преподавателями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной работы, которые предполагают знания ими программ смежных предметов.

Забота о построении содержания единого курса математики, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Формирование общей системы знаний студентов о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

2.3 Создание содержательной модели, где обучение строится на МПС

 Необходимость создания содержательной модели, в которой формирование профессионально-творческого потенциала происходит благодаря межпредметным связям, в условиях СПО велика. На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учитывать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится выпускнику, который получил образование методами интеграции и дифференциации. Такое образование способствует формированию профессионально-творческого потенциала, необходимого для овладения профессиональными навыками. Тогда общие и профессиональные компетенции, полученные студентами СПО в процессе обучения, приобретут конкретное содержание непосредственно в профессионально-производственных процессах. Слияние воедино общего и профессионального образования – это и есть методико-дидактическая основа межпредметных связей.

Основу содержательной модели, где обучение строится на МПС, составляют рабочие программы, которые должны быть наполнены примерами, задачами, проблемными вопросами производственного характера, способствующими формированию профессиональных компетенций, но при этом непременно сохранять свою самостоятельность как общеобразовательный предмет. А осознание студентами значимости будущей профессии должно формироваться на каждом занятии общеобразовательного цикла и содействовать закреплению полученных знаний, развивая профессионально-познавательный интерес и творческую активность мыслительной деятельности. 

В профессиональную образовательную организацию приходит огромное количество выпускников 9 классов школ, в связи с чем, весь первый курс обучения стоится на освоении общеобразовательной программы 10-11 класса. При этом изучение предметов общеобразовательного цикла почти в 100% заканчиваются на первом курсе. Но даже за короткий двухсеместровый период необходимо сконцентрировать и объединить задачи итоговой аттестации по предмету и подготовки студента как профессионально-квалифицированного специалиста в рамках общеобразовательного предмета. Эта задача усложняется тем, что профессиональные дисциплины на 1 курсе ещё не преподаются, но необходимость формировать профессиональные компетенции (ПК), (как и общих компетенций (ОК) перед преподавателем стоит в полной мере. Объединенность знаний, умений, навыков (ЗУН) теоретического и практического курса – основная характеристика содержательной модели формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО средствами межпредметных связей.

В настоящее время межпредметную содержательную модель приходится выстраивать преподавателю-предметнику самостоятельно, устанавливая многомерность подходов к изучению общеобразовательного предмета с точки зрения профессиональной деятельности. Межпредметные связи не находят отражения в учебниках, учебных и методических пособиях. Подобрать профессионально-ориентированный материал к уроку в виде тестов, самостоятельных и внеаудиторных работ, заданий, связанных с будущей профессией – вот основная задача педагога, для которого основным является повышение качества профессионально-творческой подготовки будущих специалистов.

 

Рис. 1. Модель МПС.

 

В основу МПС в профессиональной образовательной организации положена профилизация предметов, ведь именно она способствует более полному познанию студентами единства мира, содействуют углубленному пониманию законов природы, формированию мировоззрения, развитию диалектического интегративного мышления и формированию умений обобщать знания из разных дисциплин. Без этих интеллектуальных способностей невозможно ни профессионально-творческое отношение к труду, ни решение современных практических задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Модель осуществления МПС должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в целом по профессии с учётом профессиональной направленности преподавания общеобразовательных и общетехнических предметов»[2].

Очень многие педагоги представляют межпредметные связи как модель непостоянную, несистемную, которую можно использовать при изучении тех или иных тем учебного материала эпизодически. Однако, при детальном рассмотрении представленной нами модели МПС, видно, что этот процесс постоянный, целостный, объединяющий общеобразовательные дисциплины (ООД), общепрофессиональные дисциплины (ОПД) и профессиональный модуль (ПМ) в единую систему. МПС в процессе преподавания предмета необходимо усложнять познавательными задачами, расширять возможности творчества познавательной деятельности, применяя всё многообразие дидактических средств для эффективного использования модели МПС в целях формирования профессионально-творческого потенциала студентов.

Несомненно, модель МПС должна служить главной цели СПО – формированию общих и профессиональных компетенций. И каждый преподаватель имеет возможность выбирать для себя такую педагогическую систему, в которой дидактические возможности МПС проявляются максимально. Так процесс подготовки к занятиям усложняется, требует большего количества времени и тесного взаимодействия всех преподавателей и мастеров производственного обучения.

Итак, при реализации МПС должна осуществляться в соответствии с моделью формирования профессионально-творческого потенциала, которая должна быть направлена на создание у студентов профессиональной образовательной организации продуктивной системы знаний и умений, которая помогла бы им использовать весь объем накопленных знаний в профессиональной деятельности.

2.4 Рассмотрение взаимодействия межпредметных связей в среде профессиональной образовательной организации

Рассмотрение взаимодействия межпредметных связей рассматривается на примере проведения открытого урока по ПМ.01 Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения

Тема: «Схемы обезжелезивания природных вод»

МДК.01.03 Особенности технологии элементов систем водоснабжения и водоотведения отдельных регионов и отдельных объектов

Курс 4 группа 10 специальность 08.02.04.  Водоснабжение и водоотведение

При проведении урока были ярко выражены межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (ОУП. 03 - математика, ОУП. 07 - информатика, ОУП. 08 - физика), естественнонаучным циклом:  ЕН.03 - экологические основы природопользования, общепрофессиональными дисциплинами:  ОП. 01- инженерная графика,  ОП. 02 - гидравликой, ОП. 03 - технической механикой.

Так как соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей,  такие связи подготавливают обучающихся к овладению  в совершенстве любой профессией.  Для того чтобы общеобразовательные  и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны  носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения  профессиональ- ными  навыками, профессиональным опытом. Определять профессиональ- ную направленность  общеобразовательных и общетехнических  дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выде- ление в курсах общеобразовательных предметов  материала, применяю- щегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет способствовать воспитанию у обучающихся ценностного  отношения к своей профессии. Каждый пред -мет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть система- тической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она приз- вана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности  мысли- тельной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения. Это даст возможность  обучающимся в дальнейшем быстро адаптироваться  в производственных условиях. Таким образом, требование научно-техниче- ского прогресса привели к необходимости расширения  профиля  подготовки рабочих  в  учебных заведениях СПО, а это, в свою очередь, выдвинуло зада -чи  целенаправленного изучения различных предметов, соединения знаний в единую систему, организации обучения на основе органической взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования.

     При проведении урока были ярко выражены межпредметные связи с экологией,  гидравликой, технической механикой, инженерной графикой. Студентка  эколог провела опыт, показывающий наличие железа в водопро- водной воде. Прокомментировала  состояние водопроводной воды в различ- ных районах  нашего города. Также студентка дала свои рекомендации по использованию фильтров для водоподготовки.

     Гидравлика - наука о законах движения и равновесия жидкостей  и спосо- бах  приложения этих законов к решению задач инженерной практики. Зна- ния гидравлики необходимы учащимся для подбора необходимой схемы   обезжелезивания воды, расчета и подбора насосов, проведения расчетов для подбора  диаметров трубопроводов. Практическое  значение  гидравлики  возросло в связи с потребностями современной техники в решении вопросов транспортирования  жидкостей   различного  назначения  и  использования  их для разнообразных целей.

     Инженерная графика является базовой дисциплиной общеобразователь- ного  цикла. Любому инженерно-техническому работнику необходимы  способности к анализу и синтезу пространственных форм, уметь  восприни- мать идеи, заложенные другими разработчиками в чертежно-конструктор- скую документацию. Инженерная графика и помогает развить данные спосо- бности. Без знаний инженерной графики трудно обойтись при проектирова- нии схем обезжелезивания природных вод.

     Механика - это наука о механическом движении и взаимодействии мате- риальных тел. Определение толщины стенок труб подземных сетей, дефор- мация и устойчивость под действием внешней нагрузки с учѐтом образо- вания вакуума,  внутреннее давление при отсутствии внешней нагрузки  - все эти расчеты производятся на основании статического расчѐта на прочность. При этом учитывается расчѐтная приведѐнная внешняя нагрузка  и расчѐтное внутреннее давление для стальных трубопроводов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      4. Заключение

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современном учебном процессе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

  • снизить вероятность субъективного подхода в определении  межпредметной емкости учебных тем;
  • сосредоточить внимание преподавателей и студентов на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
  • осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности студентов, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
  • формировать познавательные интересы студентов средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
  • осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и студентами;
  • изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

  • планирование этой работы в колледже,
  • координацию деятельности всех участников педагогического процесса;
  • эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных предметов, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких преподавателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гузеев В.В. Современные образовательные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Части 1 и 2 / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская. – М., 2006 -380 с

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. -М.: Академия, 2011-191 с.

3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, .-М.:Проспект, 2009 г.

4. Ефимов, В.Н. Задачи построения системы контроля в учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений - Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 2010. - 152 с.

5. Караваева Е.В. Практика модернизации образования. Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России» №8-9, 2014, стр. 5-15.

6. Михелькевич В.Н. Инновационные педагогические технологии: [учебное пособие] / [В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов]. - Самара: СамГТУ, 2004 128 с.

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред.В.С.Кукушина – М: ИКУ МарТ,2004 -260 с.

8. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2009- 144 с.

9. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 2009. - 192 с.

10. Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. Учебное пособие. Изд. 3-е доп. и перераб., М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2011. - 126 с.

11. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007

    12.  Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.

13. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

14. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.

15. Травкина Н.Н., Харитонова О.А., Кожухов Ю.В. Общая педагогика/     Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2014 г. 173 с.

16. Травкина Н.Н., Харитонова О.А., Белова С.Н., Каруна Т.А., Завалишина О.В. Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин     Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2015 г. 169 с.

17. Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н. Сборник нормативных актов, регламентирующих реализацию ФГОС в образовательных учреждениях НПО, СПО Курской области Курск:, Изд-во ООО «Учитель», 2012. — 146 с.

18. Журба М.Г., Соколов Л.И., Говорова Ж.М. «Водоснабжение», М-2003, Издательство Ассоциации строительных вузов

19. Сомов М.А. «Водопроводные  системы и сооружения»,  М.,Стройиздат 88

20. Журба М.Г. «Водозаборно-очистные сооружения и устройства» , М-2003, Издательство Ассоциации строительных вузов

21.  М.А.Сомов, Л.А.Квитка,  «Водоснабжение», Москва, ИНФРА-М-2009

22.  В.А.Орлов, В.Е.Орлов,  «Строительство, реконструкция и ремонт водопроводных и водоотводящих сетей бестраншейными методами», Москва, ИНФРА-М-2009 г.

23. СНиП 2.04.02-84*Водоснабжение. Наружные сети  и  сооружения

24. ПОСОБИЕ по проектированию сооружений для очистки и подготовки воды (к СНиП 2.04.02-84)

25. Кириллов А.Ф. «Чертежи строительные», М.,Стройиздат 85

 «Водоснабжение и санитарная техника», ежемесячный научно-технический и производственный журнал, подписка 2005-2012 г.г.

http://shkolnie.ru/geografiya/92047/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Для специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондициони

Основная цель создать для студента условия реальности работы в проектной группе, получение  профессиональных компетенций, формирование представления о культуре труда, этике межличностных отношени...

Методические указания к выполнению практических знаний МДК 03.01. Проектирование систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Тема 3.10.Тепловые сети

Методические указания к выполнению практических знаний МДК 03.01. Проектирование систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Тема 3.10.Тепловые сети для сп...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Раздел 1. Проектирование систем отопления для специальности 08.02.07

Учебно-методический комплекс  Раздел 1.  Проектирование систем отопления  тема 3.10 «Тепловые сети» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения д...

Методические указания по выполнению практических работ МДК 03.01. Проектирование систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Тема 3.6.Тепловая защита зданий для специальности 08.07.02

Методические указания по теме 3.6 «Тепловая защита зданий» составлены на основе программы ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции ...

Методические указания по выполнению практических работ МДК 03.01. Проектирование систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Тема 3.7.Элементы систем отопления

Методические указания по теме 3.7 «Элементы систем отопления» составлены на основе программы ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, ве...