Обобщение опыта, деятельность в профессиональном сообществе
материал на тему

Маркова Наталья Викторовна

Материал содержит подборку выступлений разных лет на педагогических  и методических советах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar137.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. 

Специфической особенностью методики преподавания специального предмета является применение таких средств, методических приёмов и технологий, которые в первую очередь должны быть направлены на формирование профессиональных знаний, умений и навыков.

Однако, как показывает практика, познавательная деятельность обучающихся на занятиях теоретического обучения носит репродуктивный характер, поскольку преподаватель чаще всего сообщает им готовый алгоритм действий. В учебном процессе преобладают информационные методические приёмы, демонстрация образца практического действия, инструктирование учащихся, объяснение.  Значительное время затрачивается на переписывание учебного материала, перерисовывание рисунков (с доски, слайда, учебника), перечерчивание готовых схем, на заучивание и воспроизведение последовательности технологических процессов. От обучающихся обычно требуется чёткое воспроизведение показанного и рассказанного преподавателем, что в итоге сковывает возможности  познавательной самостоятельности и мыслительной активности.

Решить вопросы управления процессом усвоения знаний и развития познавательных потребностей обучающихся позволяет проблемное обучение.

Данная технология,  апробируемая и  внедряемая мною на занятиях с 2013 года, позволяет вооружить обучающихся основами знаний (умению искать нужную информацию, определять с какой целью она применяется),  формировать профессиональные умения  и доказывает свою продуктивность.

В текущем году, продолжая работать над темой по самообразованию «Использование проблемных ситуаций как средство воспитания интереса к предмету» я  поставила перед собой следующие задачи:

 изучение  методической литературы и Интернет-ресурсов по теме;

обмен опытом с коллегами из других городов и регионов, в том числе в Интернет – сообществах;

внедрение полученных знаний в работу;

систематизация, анализ и  обобщение полученного опыта;

распространение опыта, учёт достижений и недостатков;

подготовка промежуточного отчёта о проделанной работе.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению находить новые способы решения сложившихся противоречий.

Начальным моментом мышления, источником познавательной потребности является проблемная ситуация, которая помогает создать методические условия для активного усвоения новых способов профессиональной деятельности:   сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Следовательно, цель проблемного обучения – активизация познавательной деятельности обучающихся на основе выявления причинно – следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи  с посильностью. А  моя задача – дать учебный материал как неизвестные знания, которые обучающиеся должны открыть для себя сами. Значит,  я должна организовать учебную деятельность так, чтобы  обучить системе умственных действий, позволяющей  затем  идти  путём  самостоятельных находок и открытий.

Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации, каковыми  работа строителя  изобилует  ежедневно.

На таких уроках перед обучающимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.

Увеличение объема знаний, умений, навыков, формирование познавательных потребностей и познавательной самостоятельности  обучающихся  – главный ориентир  и  цель  моей последовательной ежедневной  работы по внедрению технологии проблемного обучения на занятиях. 

В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

 возникновение (постановка) проблемной ситуации;

 осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

 поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

 доказательство гипотезы;

 проверка правильности решения проблемной задачи.

Проблемная ситуация - это непременное условие, своеобразный пусковой механизм познавательной активности. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия.  Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему.

Педагогической наукой разработаны общие требования по постановке проблемных ситуаций и методике их разрешения:

 формулировка проблемы и её разрешение целесообразны на уроках, на которых отрабатываются приемы освоения отдельных операций и видов работ;

 проблемная ситуация должна относится к процессу выполнения практических действий;

 обучающиеся должны обосновать выбор технологической последовательности разнообразных работ, процессов получения различных видов продукции и т.д.

При изучении технологии строительных (отделочных, каменных) работ могут возникать 4 типа проблемных ситуаций:

 обучающийся не знает правил и способов выполнения новых для него профессиональных действий;

обучающийся сталкивается с необходимостью использовать знания в производственных условиях;

имеется противоречие между возможным способом выполнения технологического процесса и практической неосуществимостью выбранного способа;

 есть противоречие между появлением дефектов, неисправностей и отсутствием у обучающихся знаний о причинах появления дефектов, неисправностей.

Планируя  занятие, преследую цель поставить обучающегося перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Делю всю учебную информацию на две части: первую (базисные знания) излагаю в готовом виде, а вторую ребята должны «добыть», «открыть» самостоятельно в процессе выполнения проблемных упражнений. За основу  беру  противоречие, проблемную ситуацию из практики, либо преподношу учебный  материал так, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали проблему.

Начинаю урок с постановки практической проблемы, имеющей место в современном строительном производстве, для решения которой необходимо применить  знания изучаемого курса.

Постановка проблемы побуждает к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание слушателей.

Так, например, на  занятии по технологии каменных работ по теме «Подача, расстилание и разравнивание раствора» проблемная ситуация была представлена следующим образом: « Ключевой персонаж нашего урока сегодня - смесь  вяжущего вещества, минеральных наполнителей и воды, одно из основных свойств  которой   пластичность. Пластичность необходима этой смеси для того, чтобы  получить прочную  кирпичную кладку. Но для  получения  прочной кирпичной кладки эту смесь необходимо подать каменщику, а он, в свою очередь расстилает, разравнивает её по кладке и равномерно уплотняет при укладке кирпича. Для любого каменщика  эти умения и навыки  являются  обязательными и профессионально важными. Какие,  по - вашему,  это умения и навыки? Сформулируйте тему нашего урока».

На  занятии по технологии отделочных работ по теме «Современные обои: новые возможности» проблема была сформулирована мною так: «С вопросом как преобразить интерьер своего жилища, сделать его современным, стильным и функциональным к нам обратилась хозяйка 3-х комнатной квартиры  Ирина. Нам предстоят  ремонтные работы в 3- х комнатах. По заявке Ирины две из них -  спальня и гостиная нуждаются в обновлении, но при этом будут продолжать нести свою функциональную нагрузку. Третья – бывшая детская комната, должна преобразиться в домашний офис.  Ирина высказала пожелание, чтобы все нуждающиеся в ремонте помещения были оклеены обоями  и выглядели нестандартно, оригинально. На сегодняшний день, в магазинах и на рынках представлено колоссальное количество самых разных обоев. Все они отличаются по фактуре, по рисунку, по цене. Просто кружиться голова от обилия предлагаемых вариантов.

Как же не растеряться и подобрать именно то, что нужно в каждую из комнат Ирины? Какие задачи стоят перед нами?»

Использую для подведения к проблеме просмотр мультимедиа и видеоматериалов, предваряя просмотр проблемными вопросами. Например: «Качество кирпичной кладки зависит не только от правильности расстилания и разравнивания раствора, но и от свойств раствора. Раствор должен быть пластичным, легко разравниваться по кладке и равномерно уплотняться при укладке кирпича. Просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос «Как влияет на прочность и качество кладки неправильное расстилание и разравнивание раствора на постели?»

После просмотра ролика, обучающиеся отвечают на ранее поставленный вопрос:

- во - первых, если неравномерно расстилать раствор на постели, то ширина швов может увеличиваться и это будет отражаться на прочности кладки, т.к. от этого зависит обжатие и плотность раствора в кладке;

- во - вторых, если неправильно расстилать раствор, то излишки раствора будут выжиматься из швов и загрязнять кладку;

- в – третьих, качество кладки зависит от свойств раствора и от квалификации (умений) каменщика (урок технологии каменных работ по теме «Подача, расстилание и разравнивание раствора»).

Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале  и ставят обучающихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях; перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений.

Осуществляем поиск  оптимальных решений заданных проблемных ситуаций с помощью эвристической беседы и учебных дискуссий.

Эвристическая беседа (от лат. эврика - открытие) представляет собой ряд вопросов, направляющих мысли и ответы обучающихся. Каждую формулировку учебных заданий направляю вопросами и заданиями, организуя поиск решения: «сравните», «почему?», «сделайте вывод», «докажите». Управляя учебной ситуацией, использую дифференцированный и индивидуальный подход.

Например: Почему однородная система перевязки швов является более  прочным, чем многорядная, трехрядная? Что произойдет если кладку столбов возводить многорядной системой перевязки? Как можно назвать свойства кирпичей, которые не разрушались в определенных условиях, воспринимают те иди другие воздействия?

Беседу начинаю с сообщения фактов, описания явлений, событий, демонстрации  видеофрагментов, показывающих проблемные ситуации, которые необходимо разрешить. Обучающиеся на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических  рассуждений, формулируют  новые понятия, выводы, правила, сами «делают открытия», получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную активность.

Используя на занятиях учебную дискуссию, излагаю две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает  выбрать и обосновать свою позицию. Поддерживаю дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций учащихся, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы. Для дискуссии выбираю такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения может быть естественным.

На всех этапах процесса обучения (при объяснении, закреплении, контроле), предлагаю  проблемные упражнения на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно – следственных зависимостей, выделение главного, существенного, использую методы анализа ситуации, диагностики и выводов, подбора и т.п.  Отбирая содержание проблемных упражнений, стремлюсь стимулировать поисковую деятельность обучающихся, ориентируюсь на производственные ситуации, приближающие процесс обучения к производственной деятельности, отражающие  современные тенденции отрасли.

Таковыми  в курсе «Технология каменных работ» являются  основные направления  практических по своему содержанию проблем:

Создание новых растворных смесей, экономических, долговечных и       позволяющих уменьшить использование дорогостоящих компонентов;  

Разработка новых технологий производства различных кирпичей, камней;

Изобретение новых методов и способов возведения каменной кладки.

Чтобы создать проблемную ситуацию  использую приемы обобщенного характера: предварительное домашнее задание; постановка предварительных заданий на уроке; использование экспериментов и жизненных наблюдений, решение экспериментальных и познавательных задач; задания с элементами исследования; создание ситуации выбора; предложение выполнить практические задания;  использование межпредметных связей.

Изучению теоретического материала на занятии может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой обучающиеся сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи и зависимости между ними, способах выявления этих свойств.

За поисковой лабораторной работой следует эвристическая беседа, в ходе которой на основе проведенных наблюдений и экспериментов ребята делают обобщения и теоретические выводы.

Так, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Стремлюсь эффективно использовать время урока, чередовать практическую и теоретическую деятельность, усиливать дифференциацию обучения, отбирая упражнения разной трудности в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами ребят.

Отмечу, что познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса стремлюсь создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед, или в процессе создания проблемной ситуации.

В тоже время,  проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески; учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний; учит преодолевать встречающиеся затруднения; делает учебный материал более доказательным; делает усвоение учебного материала более основательным и прочным; способствует превращению знаний в убеждения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению; формирует и развивает познавательные интересы, творческую личность.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.

Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современного образования.

Мой личный  опыт  использования на занятиях и во внеурочной деятельности технологии проблемного обучения наглядно доказал свою продуктивность: полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи.

В будущем я  планирую продолжить работу по данной теме, внедрять на практике методы и приемы технологии проблемного обучения, используя  её на учебных занятиях различных типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

Обобщение опыта преподавателя информационных технологий в профессиональной деятельности

Представлено обобщение опыта преподавателя информационных технологий в профессиональной деятельности для специальностей "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям) и "Товароведение и экспертиз...

Обобщение опыта деятельности родительского клуба «Мампаптин»

Система взаимодействия с семьей представляет собой важный фактор повышения качества воспитания и обучения детей.Установление прочной связи между детьми их родителями и педагогом, является главной рабо...