Исследовательский проект "Происхождение архитектурных форм колокольни Иван Великий"
творческая работа учащихся

Березина Татьяна Леонидовна

Исследовательский проект "Происхождение архитектурных форм колокольни Иван Великий" - призер I Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов столицы - 2017".

Цель: Исследовать истоки появления архитектурной формы столпообразных церквей-колоколен.

Гипотеза: Колокольня Иван Великий – уникальное явление русской архитектуры, сформировавшееся на национальной почве без иностранных заимствований.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Проект_Иван Великий2.56 МБ
Файл tekst_proekta.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Происхождение архитектурных форм колокольни Иван Великий.

Слайд 1.

Представляю проект «Происхождение архитектурных форм колокольни Иван Великий».

Слайд 2.

Цель: Исследовать истоки появления архитектурной формы столпообразных церквей-колоколен.

Задачи:

1. Проследить этапы строительства колокольни Иван Великий.

2. Поиск аналогов столпообразных церквей-колоколен в русской и зарубежной архитектуре.

3. Поиск похожих архитектурных объектов другого назначения.

4. Выявление роли столпообразных церквей в развитии московского зодчества.

Гипотеза: Колокольня Иван Великий – уникальное явление русской архитектуры, сформировавшееся на национальной почве без иностранных заимствований.

Методы исследования:

1. Сравнительный анализ архитектурных форм памятников архитектуры по фотографиям, чертежам, изображениям на иконах и летописных миниатюрах.

2. Обобщение информации о культурных и политических связях русского государства с иностранными государствами в XIV-XVI веках.

Этапы исследования:

1. Вид колокольни до надстройки Борисом Годуновым.

2. Вид церкви-колокольни Иоанна Лѐствичника, 1329 года.

3. Поиск прототипов церкви-колокольни Иоанна Лѐствичника, 1329 года.

4. Церкви-реплики колокольни 1329 года в Москве и других регионах.

5. Поиск прототипов церкви-колокольни Иван Великий, 1505-1508 гг.

6. Влияние колокольни Иван Великий на развитие московского зодчества.

Слайд 3.

Современный вид колокольня Иван Великий приобрела в 1600 году, когда по велению Бориса Годунова была надстроена церковь-колокольня Ивана Лѐствичника 1508 года. Архитектор предположительно - «государев мастер» Фёдор Савельевич Конь. Колокольня имеет три восьмигранных яруса, третий завершается кокошниками. Увенчана золотой главой на цилиндрическом барабане, высота 81 метр.

Слайд 4.

Как выглядела церковь-колокольня 1505-1508 гг. постройки можно увидеть на реконструкции, выполненной по сохранившимся описаниям и изображениям на летописных миниатюрах. Предположительно она завершалась шлемовидной главой по кирпичному куполу, высота 60 метров. Для возведения колокольни был приглашен итальянский мастер Бон Фрязин.

Слайд 5.

При строительстве колокольни Бона Фрязина была разобрана Церковь Иоанна Лѐствичника, построенная еще при Иване Калите в 1329 году, архитектор не известен. О том, как выглядела церковь 1329 года можно судить по белокаменному фундаменту, обнаруженному на Соборной площади: восьмигранная с колонами по углам снаружи и крестообразная внутри. Исследователи сходятся во мнении, что внешний вид церкви Иоанна Лествичника могут подсказать церкви-реплики в Суздале.

Слайд 6.

Предшествующих столпообразных церквей не обнаружено.

Храм Иоанна Лѐствичника - это первый известный нам каменный храм под звоном, первая известная нам столпообразная церковь-колокольня и первое размещение храма между двумя соборами, которое надолго определило место постройки колоколен и звонниц в других архитектурных ансамблях.

Слайд 7.

Посмотрите на эволюцию колокольни. Перед нами возникает две задачи.

  1. Рассмотреть истоки появления архитектурной формы церкви 1329 года,
  2. Рассмотреть вопрос, является ли церковь-колокольня 1329 года прототипом столпа 1505 года.

Слайд 8.

Исследователи высказывают версию о сходстве первоначальной церкви-колокольни с армянскими подколокольными храмами. В этой версии меня смущает то, что с регионом Закавказья при Иване Калите не было дипломатических отношений.

Слайд 9.

Но Иван Калита неоднократно бывал в Золотой Орде. Сохранились архитектурные памятники в г. Булгар, бывшем во времена Калиты временной золотоордынской столицей. Посмотрите, какие архитектурные памятники мог увидеть князь.

Слайд 10.

Минареты и мавзолеи круглой и восьмигранной формы. Они не совпадают по пропорциям, но совпадают по функции: поминовение и призыв к молитве.

Слайд 11.

Кроме того в церковном обиходе использовались дарохранительницы, представляющие собой ротонду Гроба Господня в Иерусалиме.

Слайд 12.

Можно присоединиться к гипотезе о мемориально-погребальном характере церквей «под колоколы» (В.В.Кавельмахер). Архитектурных аналогов Церкви Иоанна Лѐствичника нет, но можно отметить несомненное знакомство великого князя с очертаниями поминальных мавзолеев мусульманской культуры и также с изображениями Гроба Господня. А также следует отметить, что Иван Калита стремится заменить деревянные церкви в Кремле каменными, и на месте деревянного сруба, несущего колокола, появляется идея поставить колокольню каменную. И поминальные колокола соединяются с церковным зданием поминального типа.

Перейдем ко второй задаче: является ли церковь-колокольня 1329 года прототипом столпа 1505 года? На первый взгляд, они очень отличаются по масштабу.

Слайд 13.

Обратимся к утраченному памятнику в Новгороде, т.н. Хутынскому столбу. В 1445 году была построена церковь в честь Григория Армянского, сперва круглая, а в 1535 перестроена в виде восьмигранника. В летописях читаем: «не вельми высока и кругла, яко столп», а через 90 лет – «имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша».

Слайд 14.

Прообразом колокольни Иван Великий часто называют итальянскую кампанилу, в частности на сайте http://pravoslavie24.com или в википедии.

Да, есть сходство, но нужно вспомнить, что иностранные архитекторы приглашались в Россию для того чтобы строить по заданному образцу.

Слайд 15.

Так одновременно с Боном Фрязиным в 1505 году в Москве итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство Архангельского собора по образцу Успенского собора в Кремле, а Успенский – был построен Аристотелем Фиораванти по образцу Собора XII века во Владимире. Из итальянских традиций была превнесена только часть отделки фасадов.

Слайд 16.

Можно сделать вывод, колокольня Иван Великий выстроена по образцу разобранной церкви Иоанна Лѐствичника. Задачей зодчего стало построить выше и крепче. А если и церковь Калиты была построена без иностранных образцов, то можно считать нашу гипотезу верной: Колокольня Иван Великий – уникальное явление русской архитектуры, сформировавшееся на национальной почве без иностранных заимствований.

Слайд 17.

Значение новой столпообразной формы для своеобразия национальной архитектуры неоспоримо. Церковь Калиты «иже под колоколы» стала образцом для появления столпообразных церквей-колоколен в монастырских ансамблях Вологодской, Новгородской, Владимирской областей,

Слайд 18.

в Переславле-Залесском, Суздале, Ярославле.

Слайд 19.

В Москве появились Церковь Петра митрополита (только с функцией церкви), Георгиевская колокольня в Коломенском (только с функцией колокольни), храм-колокольня московского Новодевичьего монастыря.

Слайд 20.

Столпообразные церкви-колокольни дали толчок развитию шатровых храмов, они предшествовали таким московским шедеврам как Церковь Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного) и Церковь Вознесения в Коломенском.

Слайд 21.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского среднесрочного проекта "Ордена Великой Победы"

Данный проект способствует воспитанию патриотизма и чувсва глубокого уважения к людям, завоевавшим свободу и отсоявшим независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.Это мероприятие мож...

Исследовательская работа история в архитектурных памятниках г. Петухова.

показать историю города Петухова на местном материале. Развить интерес подрастающего поколения к истории малой родины. Воспитать чувства уважения, любви и гордости к своему родному городу. Научить мол...

Методические указания для выполнения самостоятельной работы ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 270101 Архитектура

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики архитектурного проектирования  и строительства" по специ...

Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?» В российской истории есть не одна историческая  личнос...

Научно-исследовательский проект "Хоть пчёлка и не велика, но велики ее дела"

Научно-исследовательский проект рассказывает о тайном мире пчел....

Сборник методических указаний по дисциплине "Малые архитектурные формы"

В сборник включены методические указания и примеры работ по общепрофессиональной дисциплине "Малые архитектурные формы и ландшафтное благоустройство" образовательной программы подготовки спе...

Рабочая программа по дисциплине "Малые архитектурные формы"

Рабочая программа по общепрофессиональной дисциплине "Малые архитектурные формы и ландшафтное благоустройство" образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальнос...