Рабочая программа ОП 07"Охрана труда" специальности 20.02.10 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
рабочая программа
Рабочая программа ОП 07 "Охрана труда " специальности 20.02.10 РИПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07Охрана труда
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
20.02.10Рациональное использование
природохозяйственных комплексов
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК РИПК Протокол №___ «___»_____________ 201 г. __________ Председатель ЦК Новичкова Е.В. СОГЛАСОВАНО ______________________________________ Должность, организация ______________________________________ ______________________________________ ФИО ______________________________________ «______»________________ 201 г. | СОГЛАСОВАНО __________________ Заместитель директора по учебно-методической работе Грунева О.Б. «___»_____________ 201 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 20.02.10Рациональное использование природохозяйственныхкомплексов,утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 351;
Разработчики:
Разработчик:
______________ Большиченко Е.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.013 Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является основной частью профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.10Рациональное использование природохозяйственных комплексов, входящей в состав укрупненной группы специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.
Рабочая программа учебной дисциплиныможет быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный учебный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования;
- пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда;
- принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций;
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
знать:
- механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;
- методы управления безопасностью труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов;
- законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность;
- принципы и методы проведения экспертизы производственной безопасности, приборы и системы контроля состояния среды обитания
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
1.5. В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить мониторинг окружающей природной среды. |
ПК 1.2. | Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды. |
ПК 1.3. | Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 1.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 2.1. | Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях. |
ПК 2.2. | Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях. |
ПК 3.1. | Обеспечивать работоспособность очистных установок и сооружений. |
ПК 3.2. | Управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов. |
ПК 3.3. | Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов. |
ПК 3.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 15 |
- оформление отчетов по практическим занятиям | 2 |
Итоговая аттестация – по текущей успеваемости |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Общие вопросы охраны труда | 12 | |
Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда. | Содержание учебного материала | 3 |
Краткий обзор развития охраны труда. Правовая основа охраны труда. Термины и определения основных понятий безопасности труда. Режим рабочего времени. Рабочее время . Время отдыха. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда женщин. Льготы по охране труда. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 1.2. Организация и управление охраны труда в строительстве | Содержание учебного материала | 3 |
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация службы охраны труда. Медосмотры. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 1.3. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда | Содержание учебного материала | 6 |
Обучение. Стажировка. Порядок обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. Порядок обучения по пожарной безопасности. Инструктажи по охране труда. | 2 | |
Практическое занятие № 1 Составление инструкции по охране труда | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; -оформление отчетов по практическим занятиям | 2 1 1 | |
Раздел 2. Понятие о производственном травматизме и профессиональной вредности | 6 | |
Тема 2.1. Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению. | Содержание учебного материала | 3 |
Психофизические требования к условиям труда. Роль эргономики в обеспечении охраны труда. Методы изучения причин производственного травматизма и профессионального заболевания. Производственная травма. Профессиональная вредность и меры защиты от нее. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 2.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. | Содержание учебного материала | 3 |
Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 3. Производственная санитария | 12 | |
Тема 3.1. Производственные вредности и средства защиты от них. | Содержание учебного материала | 3 |
Метеорологические условия производственной среды. Пыль и защита от ее воздействия. Вредные вещества и защита от отравлений. Производственный шум и вибрация и защита от их воздействия. Производственное освещение. Радиационная опасность. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 3.2. Средства коллективной и индивидуальной защиты. | Содержание учебного материала | 6 |
Место средств коллективной защиты в системе защиты работающих и их классификация. Классификация средств индивидуальной защиты. Особенность выбора средств и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. Порядок выдачи СИЗ. | 2 | |
Практическое занятие № 2Подбор средств индивидуальной защиты для определенного вида работ | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; -оформление отчетов по практическим занятиям | 2 1 1 | |
Тема 3.3. Санитарно-бытовое обеспечение работающих на строительной площадке | Содержание учебного материала | 3 |
Требования к устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений и их размещение. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 4. Безопасность работ на строительной площадке | 12 | |
Тема 4.1. Безопасная организация рабочей площадки | Содержание учебного материала | 6 |
Требования безопасности, предусматриваемые в техническойдокументации по организации производства работ . Безопасная организация рабочей площадки. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности к баллонам для сжиженных и растворенных газов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 4.2. Безопасная организация основных видов работ | Содержание учебного материала | 6 |
Безопасная организация погрузочно-разгрузочных и складских работ. Безопасная организация работ с вредными газообразными и дурнопахнущими веществами. Безопасная организация работ при применении химреагентов. Требования безопасности при транспортировке и утилизации опасных отходов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 5. Основы электробезопасности | 3 | |
Тема 5.1. Электробезопасность на строительной площадке | Содержание учебного материала | 3 |
Воздействие электрического тока на человека. Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Электрозащитные средства в установках напряжением до 1000 в. Производство работ в охранных зонах вблизи электропередач. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 6. Основы пожарной безопасности | 3 | |
Тема 6.1.Пожарная безопасность объекта | Содержание учебного материала | 3 |
Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожаробезопасности. Противопожарная защита объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 7. Оказание первой помощи при несчастных случаях | 3 | |
Тема 7.1.Оказание первой доврачебной помощи | Содержание учебного материала | 3 |
Порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.Содержание аптечки первой помощи. Способы оказания первой помощи пострадавшему. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Всего: | 51 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Средства индивидуальной защиты», «Оказание первой медицинской помощи».
Технические средства обучения:
- широкоформатный телевизор с HDMIкабелем;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования – М: Издательский центр «Академия», 2014г.–352 с.
- Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве: учебник для среднего профессионального образования - М: «Кнорус», 2013 – 272 с.
- СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Дата актуализации 05.05.2015 г.
- СО 153-34.21.122-2003г. Инструкция по устройству зданий, сооружений и к промышленным коммуникациям. Дата актуализации 05.05.2015 г.
- Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002г. №73 «Об утвержденииформ документов необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения обособенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. (с изменениями и дополнениями) Редакция от 14.11.2014г.
Дополнительные источники:
1. www.consultant. ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования; | Оценка устного или письменного опроса по теме.Тестирование. |
пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда; | Оценка выполнения и защиты практической работы |
принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций; | Оценка устного или письменного опроса по теме.Тестирование. |
применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников; | Оценка выполнения и защиты практической работы. |
Знать: | |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
Итоговая аттестация – по текущей успеваемости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-741086-1453389359.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968324-1509704024.jpg)
Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-787866-1505205436.jpg)
Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"
Задания в тестовой форме по теме: Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026679-1522435519.jpg)
Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"
Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1093400-1545041496.jpg)
Презентация по предмету "Охрана труда" тема "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА" для работников ОАО "РЖД"
Рассмотрены вопросы основных направлений государственной политики в области охраны труда...
РП ОП.09 Охрана труд КТП ОП 09 Охрана труд КТП Метрология, стандартизация и сертификация
по дисциплине:ОП.09 Охрана труда ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/12/picture-1136131-1555089112.jpg)
Лекция по «Охране труда» Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях
Лекция по «Охране труда»Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях...