Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12 «Охрана труда» по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
рабочая программа

Большиченко Елена Александровна

Рабочая программа ОП 12 Охрана труда по специальности 08.02.04 ВВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noveyshaya_proramma_po_ot_vv.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 12 Охрана труда

основной профессиональной образовательной программы –

 программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

08.02.04  Водоснабжение и водоотведение

г. Курск

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦК   ВВ

Протокол №___

«___»_____________ 201 г.

__________ Председатель ЦК Назаренко С.Е.

СОГЛАСОВАНО

______________________________________

Должность, организация

__________________________________________

__________________________________________

ФИО

__________________________________________

«______»________________ 201 г.

СОГЛАСОВАНО

__________________

Заместитель  директора по

учебно-методической работе  Грунева О.Б.

«___»_____________ 201 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности 08.02.04  Водоснабжение и водоотведение, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 851

Разработчик:

______________      Большиченко Е.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 Охрана труда

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является основной частью профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.04 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.

Рабочая программа учебной дисциплиныможет быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный учебный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного  вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • обеспечивать безопасное ведение работ при выполнении различных производственных процессов;
  • защищать свои гражданские, трудовые права в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами;
  • пользоваться основными нормативными правовыми актами по охране труда;
  • обеспечивать соблюдение рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
  • вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
  • проводить инструктаж по охране труда работников на рабочем месте в объёме инструкций с записью в журнале инструктажа;

знать:

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
  • правила безопасного ведения работ и защиты окружающей среды;
  • гражданское, трудовое, административное законодательство;
  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
  • нормативные правовые акты, определяющие права, обязанности и ответственность руководителей и работников;
  • основные законодательные нормативные акты в области охраны труда и окружающей среды;
  • инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;
  • методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
  • технику безопасности при производстве работ;
  • организацию производственной санитарии и гигиены;
  • грозозащиту знаний;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 17 часов,


1.5. В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Эксплуатировать сети и сооружения водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.2.

Оценивать техническое состояние систем и сооружений водоснабжения и водоотведения.

ПК 2.3.

Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, сбросов сточных вод, соблюдение экологических стандартов и нормативов.

ПК 2.4.

Планировать обеспечение работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

ПК 3.1.

Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод.

ПК 3.2.

Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

ПК 3.3.

Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод.

ПК 4.1.

Планировать, руководить, контролировать и оценивать работу коллектива (бригада, смена, участок, группа, отдел).

ПК 4.2.

Оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления.

ПК 4.3.

Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности.

ПК 4.4.

Использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач.

ПК 4.5.

Разрабатывать должностные обязанности работников структурных подразделений.

ПК 4.6

. Организовывать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 4.7.

Контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

ПК 4.8.

Организовывать работу структурных подразделений при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий;

15

- оформление отчетов по практическим занятиям

2

Итоговая аттестация – по текущей успеваемости


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Общие вопросы охраны труда

9

Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда.

Содержание учебного материала

3

Краткий обзор развития охраны труда. Правовая основа охраны труда. Термины и определения основных понятий безопасности труда. Режим рабочего времени. Рабочее время.Время отдыха. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда женщин. Льготы по охране труда.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами.

1

Тема 1.2. Организация и управление охраной труда в строительстве.

Содержание учебного материала

3

Обязанности  работодателя по обеспечению безопасных и здоровых  условий труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Ответственность  за нарушение правил охраны труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных  нормативных актов об охране труда. Планирование и финансирование  мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация службы охраны труда. Медосмотры.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами.

1

Тема 1.3. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.

Содержание учебного материала

3

Обучение. Стажировка. Порядок  обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности.  Порядок обучения по пожарной безопасности. Инструктажи по охране труда.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами.

1

Раздел 2. Понятие о производственном травматизме и профес-сиональной вредности

6

Тема 2.1.  Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению.

Содержание учебного материала

3

Психофизические  требования к условиям труда. Роль эргономики в обеспечении охраны труда. Методы изучения причин производственного травматизма и профессионального заболевания. Производственная травма. Профессиональная вредность и меры защиты от нее.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 2.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Содержание учебного материала

3

Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

2

Практическое занятие №1

Оформление Акта о несчастном случае на производстве формы Н-1

1

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами;

- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач.

1

Раздел 3. Производственная санитария

12

Тема 3.1.

Производственные вредности и средства защиты от них.

Содержание учебного материала

3

Метеорологические  условия производственной среды. Пыль и защита от ее воздействия. Вредные вещества и защита от отравлений. Производственный шум и вибрация и защита от их воздействия. Производственное освещение. Радиационная опасность.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 3.2.Микроклимат производственных помещений.

Содержание учебного материала

3

Влияние микроклимата производственных помещений на производственные процессы. Значение оптимальных норм микроклимата производственных помещений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами.

1

Тема 3.3. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Содержание учебного материала

3

Место средств коллективной защиты в системе  защиты работающих и их классификация. Классификация средств индивидуальной защиты. Особенность выбора средств  и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. Порядок выдачи СИЗ.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 3.4. Санитарно-бытовое обеспечение работающих на строительной площадке.

Содержание учебного материала

3

Требования к устройству и оборудованию  санитарно-бытовых помещений и их размещение.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Раздел 4. Безопасность работ на строительной площадке

21

Тема 4.1. Безопасная организация строительной площадки

Содержание учебного материала

3

Требования безопасности, предусматриваемые в техническойдокументации по организации строительства и производства работ . Безопасная организация строительной площадки. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности к баллонам для сжиженных и растворенных газов. Безопасная эксплуатация технологической оснастки.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 4.2.Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода

Содержание учебного материала

3

Нормативные документы по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Классификация зданий и сооружений по устройству молниезащиты. Уровни защиты от ПУМ для обычных объектов. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода.

1

Практическое занятие №2Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода.

1

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций;

- работа с нормативными документами;

- решение задач и упражнений по образцу;

- выполнение чертежей, схем.

1

Тема 4.3. Безопасная эксплуатация  строительных машин и механизмов.

Содержание учебного материала

3

Эксплуатация грузоподъёмных машин. Требования к местам установки стреовых кранов. Эксплуатация строительных подъёмников. Эксплуатация лебёдок и люлек. Эксплуатация автопогрузчиков.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 4.4.Требования  безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием.

Содержание учебного материала

3

Общие положения. Требования  безопасности перед началом работ. Требования безопасности при выполнении работ. Техника безопасности после окончания работ. Техника безопасности в аварийных ситуациях.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 4.5. Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ

Содержание учебного материала

3

Требования безопасности при выполнении каменных, монтажных, штукатурных, малярных, облицовочных, стекольных, кровельных, при выполнении работ при приготовлении битумных мастик.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 4.6.Электробезопасность на строительной площадке

Содержание учебного материала

3

Воздействие электрического тока на человека. Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Электрозащитные средства в установках напряжением до 1000 в. Производство работ в охранных зонах вблизи электропередач.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Тема 4.7.Пожарная безопасность объекта

Содержание учебного материала

3

Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожаробезопасности. Противопожарная защита объекта. Организационно-технические  мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Виды и методы применения огнетушащих веществ.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Раздел 5. Первая помощь при несчастных случаях

Тема 5.1. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Содержание учебного материала

3

Первая помощь при ранениях и кровотечениях.  Первая помощь при  вывихах и переломах. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая помощь при обмороках, ожогах, растяжениях.

2

Самостоятельная работаобучающихся

- работа с конспектом лекций.

1

Всего:

51


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Средства индивидуальной защиты», «Оказание первой медицинской помощи».

Технические средства обучения:

  • широкоформатный телевизор с HDMIкабелем;
  • сканер;
  • принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник  для нач. проф. образования – М: Издательский центр «Академия», 2014г.–352 с.

  1. Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве: учебник для среднего профессионального образования - М: «Кнорус», 2013 – 272 с.

  1. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату  производственных помещений. Дата актуализации  05.05.2015 г.

  1.  СО 153-34.21.122-2003г. Инструкция по устройству зданий, сооружений  и к промышленным коммуникациям. Дата актуализации  05.05.2015 г.

  1.  Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002г. №73 «Об утвержденииформ документов необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения обособенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. (с изменениями и дополнениями) Редакция от 14.11.2014 г.

Дополнительные источники:

1. www.consultant. ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного  вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • применять первичные средства пожаротушения;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • обеспечивать безопасное ведение работ при выполнении различных производственных процессов;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • защищать свои гражданские, трудовые права в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

Оценка выполнения и защиты практической работы

  • пользоваться основными нормативными правовыми актами по охране труда;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • обеспечивать соблюдение рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

Оценка выполнения и защиты практической работы.

  • вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • проводить инструктаж по охране труда работников на рабочем месте в объёме инструкций с записью в журнале инструктажа.

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

Знать:

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • правила безопасного ведения работ и защиты окружающей среды;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • гражданское, трудовое, административное законодательство;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • нормативные правовые акты, определяющие права, обязанности и ответственность руководителей и работников;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • основные законодательные нормативные акты в области охраны труда и окружающей среды;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • технику безопасности при производстве работ;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.Тестирование.

  • организацию производственной санитарии и гигиены;

Оценка устного или письменного  опроса по теме.

  • грозозащиту знаний.

Оценка устного или письменного  опроса по теме. Тестирование.

Оценка выполнения и защиты практической работы

Итоговая аттестация – по текущей успеваемости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Рабочая  программа учебной  дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала разработана на основе  требований Федерального государственного образовательного...

Программа учебной дисциплины ОП12. Охрана труда

Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)

Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...