Строительные машины и средства малой механизации
рабочая программа
Программа дисциплины "Строительные машины и средства малой механизации" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mashiny.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Брянский профессионально-педагогический колледж»
Рабочая программа
Дисциплина___Строительные машины и средства малой механизации
(наименование дисциплины)
Для специальности __050501 Профессиональное обучение (по отраслям)
(код и наименование специальностей)
Специальности профиля подготовки Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
(код и наименование специализаций)
Форма обучения очная
Брянск 2009
ОДОБРЕНА Предметной цикловой комиссией Председатель ________________ Л.В.Иванцова «____» ________________________ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям) Зам. директора по УР _________________Е.В.Машкова «____» _______________________ | |
Рабочая программа
Дисциплина___Строительные машины и средства малой механизации
(наименование дисциплины)
Для специальности __050501 Профессиональное обучение (по отраслям)
(код и наименование специальностей)
Специальности профиля подготовки Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
(код и наименование специализаций)
Автор: Тюкаев А.Н.
Рецензенты:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины "Строительные машины и средства малой механизации" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденных Минобразованием России 23 апреля 2002 года, № 20-2902-Б.
Программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами.
Учебная дисциплина «Строительные машины и средства малой механизации» является обще-профессиональной. Преподавание дисциплины должно имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими обще-профессиональными и специальными дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений по основным темам дисциплины программой предусмотрены лабораторные и практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующей темы.
В разделе IV приведен перечень отчетных работ при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, а также форма и методы контроля результатов их выполнения.
В процессе изучения дисциплины проводится обязательная контрольная работа.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
об устройстве строительных машин и средств малой механизации;
знать:
назначение и область применения каждого вида строительных машин и средств малой механизации, их технико-эксплуатационные показатели, рабочие процессы, технологические возможности машин;
уметь:
рационально выбирать машины для выполнения строительных работ в конкретных производственных условиях, определять их техническую и эксплуатационную производительность и другие эксплуатационные параметры.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стандартами (ГОСТами и СНиПами).
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать технические, аудиовизуальные средства обучения.
ОПД.07 Строительные машины и средства малой механизации:
Основные сведения о деталях машин и их соединениях; силовое оборудование и приводные устройства; транспортные средства; транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины; грузозахватные устройства, полиспасты, лебедки, домкраты, тали, строительные краны и подъёмники; машины для подготовительных работ, водоотлива и водопонижения; землеройно-транспортные машины; дробильные машины; экскаваторы и специализированное оборудование для земляных работ; машины и оборудование для буровых и свайных работ; оборудование для бетонных и железобетонных работ; механизированный строительный инструмент; машины и оборудование для отделочных работ; основы эксплуатации строительных машин.
II.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Макс. Учеб. нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Теор.зан. | Лаб. Раб. Практ.раб | |||
Введение Тема 1. Общие сведения о строительных машинах | 1 1 | 1 1 | 1 1 | ||
Тема 2. Приводы строительных машин | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3. Технические средства автоматики и основы автоматического регулирования | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 4. Ходовое оборудование строительных машин | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 5. Транспортные и транспортирующие машины | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6. Грузоподъёмные машины | 8 | 6 | 2 | 4 | 2 |
Тема 7. Погрузочно-разгрузочные машины | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Тема 8. Машины и оборудование для земляных работ | 7 | 6 | 2 | 4 | 1 |
Тема 9. Машины и оборудование для свайных работ | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Тема 10. Машины и оборудование для переработки каменных материалов | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 11. Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей и строительных растворов. Машины и оборудование для бетонных работ. | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Тема 12. Машины и оборудование для отделочных и кровельных работ. Ручные машины. | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 |
Тема 13. Техническая эксплуатация строительных машин | 1 | 1 | 1 | ||
Всего | 55 | 42 | 22 | 20 | 13 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Характеристика современного технического уровня средств механизации и автоматизации строительства и тенденции их развития. Задачи дисциплины и ее связь с другими дисциплинами специальности. Общие сведения о деталях машин.
Тема 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
Общие сведения о строительных машинах. Роль машин в строительстве. Полная и частичная механизация. Понятие о малой механизации и ее средствах.
Главный, основные и вспомогательные параметры машины; типоразмер и модель машины. Принципы индексации. Общие сведения об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин.
Общая классификация строительных машин, структура, рабочие движения, производительность.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о роли машин в строительстве; об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин; сроке службы, техническом ресурсе и моральном износе машины;
знать классификацию строительных машин, структуру; принципы индексации машин; технологические возможности машины.
Тема 2. ПРИВОДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Общие сведения. Силовое оборудование. Назначение, классификация и структура приводов, оценка эффективности. Виды трансмиссий. Понятие о групповом и индивидуальном приводе.
Двигатели внутреннего сгорания, основные показатели, сравнительная оценка; способы запуска. Рабочие циклы карбюраторных двигателей и дизелей.
Типы электрических двигателей, их сравнительная оценка. Механическая характеристика асинхронного электродвигателя и ее параметры. Особенности электродвигателей, применяемых для привода ручных машин.
Назначение трансмиссии, ее основные параметры. Условие функционирования трансмиссии.
Виды механических передач, их классификация, принципиальные схемы устройства и работы. Параметры, достоинства и недостатки. Методы определения передаточных отношений и коэффициента полезного действия.
Виды зубчатых колес, червяков, их достоинства и недостатки. Понятие о самоторможении червячной передачи.
Виды приводных цепей в цепных передачах, их преимущественное применение.
Валы, оси, подшипники, приводные и сцепные муфты, тормоза: назначение, виды, устройство и принцип работы.
Редукторы, их назначение.
Назначение систем управления, их классификация, структура.
Структура гидравлического привода. Состав гидропередачи. Порядок преобразования энергии в гидропередачах.
Требования, предъявляемые к рабочим жидкостям гидропередач. Присадки. Марки масел, применяемых в качестве рабочих жидкостей, области их применения.
Гидромуфты и гидротрансформатора, их назначение, основные параметры.
Область применения пневмопривода; его преимущества и недостатки; структура.
Виды пневмодвигателей, распределительных и регулирующих аппаратов. применяемых в пневмопередачах.
Практическое занятие №1. Изучение устройства и принципа работы механических передач
Изучение устройства и принципа работы механических передач на. лабораторных или натурных моделях с вычерчиванием кинематических схем. Определение передаточных чисел и межосевых расстояний (для передач с параллельными осями).
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о групповом и индивидуальном приводах; механических характеристиках различных приводов; о принципе действия гидромуфты и гидротрансформатора; об устройстве и назначении системы управления;
знать назначение, классификацию и структуру приводов; преимущественные области применения, устройство и принцип работы различных видов приводов и их составных частей;
уметь определять передаточные отношения различных механических передач.
Самостоятельная работа студента
Подготовить доклад по теме по вариантам
Тема 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИКИ И ОСНОВЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Определение автоматизации строительных машин, автоматического управления, автоматического контроля и автоматического регулирования. Классификация автоматических систем.
Назначение датчиков и усилителей, их классификация, виды, основные характеристики. Понятие о коэффициенте усиления. Назначение счетчиков импульсов. Понятие о микропроцессорах.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о коэффициенте усиления; принципе работы электронных усилителей; о микропроцессорах; об определении автоматизации строительных машин, автоматическом управлении, об автоматическом контроле и автоматическом регулировании;
знать назначение, устройство и принцип работы различных датчиков, усилителей, назначение счетчиков импульсов.
Тема 4. ХОДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Назначение и класс и фи кадия ходовых устройств. Область применения, структура. Назначение и виды подвесок.
Технико-эксплуатационные показатели ходового оборудования. Маневренность и проходимость передвижных машин, дорожный коридор.
Устройство гусеничного ходового оборудования, область применения.
Назначение и схема устройства пневмоколесного шасси, преимущества и недостатки. Типы шин, их устройство. Понятие о приводных и управляемых колесах, их классификация.
Назначение, устройство и область применения рельсоколесного ходового оборудования; преимущества и недостатки.
Задачи, решаемые в тяговых расчетах строительных машин. Внешние сопротивления передвижению машины. Уравнение движения. Понятие о сцепной массе.
Практическое занятие №2. Тяговый расчет машин
Тяговый расчет машины с установлением ее способности передвигаться при заданных сцепной массе, коэффициенте сцепления и сопротивлениях передвижению, включая рабочие сопротивления, и определением максимальной скорости передвижения при заданной мощности привода, передаточном числе и коэффициенте полезного действия трансмиссии и диаметре ведущего колеса (звездочки).
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о видах гусениц; о типах и устройстве шин; о назначении, принципе работы и свойстве дифференциального механизма; о приводных и управляемых колесах; о колесной формуле;
знать назначение и классификацию ходовых устройств строительных машин, их предпочтительные области применения и структуру;
уметь определять сопротивления передвижению машины и максимальное тяговое усилие по мощности приводного двигателя и по сцеплению движителя с основанием.
Самостоятельная работа студента
Оформить отчет практического занятия №2 по вариантам.
Тема 5. ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ
Виды и общая характеристика строительного транспорта, преимущественные области применения.
Виды грузов, перемещаемых по трубам. Принцип работы трубопроводного транспорта.
Назначение, область применения и классификация грузовых автомобилей, тракторов, тягачей, их основные технико-эксплуатационные показатели.
Назначение, область применения, схемы устройства, принцип работы, основные параметры и производительность конвейеров, эскалаторов и виброжелобов. Назначение, устройство и принцип работы подъемников.
Область применения, принцип работы и производительность установок всасывающего и нагнетательного действия для пневматического транспортирования строительных материалов; их преимущества и недостатки.
Практическое занятие №3. Изучение ленточного конвейера
Изучение устройства и рабочего процесса ленточного конвейера с определением его технической производительности.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о видах строительного транспорта и преимущественной области их применения; о прицепах, полуприцепах и автопоездах; об пневмотранспортных средствах;
знать назначение, области применения и классификацию транспортных и транспортирующих машин; устройство, принцип работы и технико-эксплуатационные показатели грузовых автомобилей, тракторов, тягачей; назначение, область применения, устройство, принцип работы и основные параметры конвейеров различных типов;
уметь определять производительность конвейеров различных типов.
Самостоятельная работа студента
Вычертить кинематическую схему транспортного или транспортирующего средства и написать технические характеристики по вариантам.
Тема 6. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ
Общие сведения. Назначение и классификация грузоподъемных машин.-основные параметры. Понятие о грузоподъемности.
Домкраты, назначение, устройство, принцип работы, виды и основные параметры. Стальные канаты: виды, основные параметры. Методы выбора канатов. Назначение, устройство и основные параметры полиспастов. Методика определения кратности и коэффициента полезного действия полиспаста.
Устройство барабанов лебедок. Назначение и типы крюков. Назначение и виды грузозахватных приспособлений. Лебедки, типы, основные параметры, назначение, устройство и принцип работы.
Назначение, типы, устройство и принцип работы строительных подъемников и монтажных вышек.
Назначение, классификация, структура и основные параметры строительных кранов. Система индексации. Грузовая, высотная и грузовысотная характеристики кранов. Методика определения производительности кранов.
Назначение, область применения, классификация, структура индексации, устройство, рабочие процессы и производительность башенных кранов; самоходных стреловых кранов; гусеничных кранов; пневмоколесных и автомобильных кранов, кранов на спецшасси автомобильного типа: кранов-трубоукладчиков; кранов пролетного типа.
Устройства безопасной работы кранов. Техническое освидетельствование кранов, его регламент и состав. Основные положения техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.
Практическое занятие №4. Расчет полиспаста
Расчет полиспаста по заданной массе груза и высоте его подъема с определением кратности полиспаста, максимального усилия в канате, разрывного усилия каната и его выбором по стандарту.
Практическое занятие №5 Расчет механизма подъема груза
Расчет механизма подъема груза башенного крана с использованием результатов предыдущего занятия по заданной грузоподъемности, скорости и максимальной высоте подъема груза, а также по режиму работы механизма с определением геометрических и кинематических параметров барабана, требуемой мощности привода и выбором электродвигателя, определением передаточного числа и выбором колодочного тормоза и муфты для соединения валов электродвигателя и редуктора.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о грузоподъемности; об устойчивости свободно стоящих кранов; об устройстве и принципе работы ковшей-грейферов; об устройствах безопасной работы кранов, сигнальных приборах; о регламенте и составе работ технического освидетельствования кранов и грузозахватных устройств;
знать назначение и классификацию грузоподъемных машин, их основные параметры, устройство, принцип работы и основные параметры домкратов; виды и основные параметры стальных канатов: назначение канатных блоков, полиспастов, лебедок, ручных и электрических талей; назначение и типы грузовых крюков и грузозахватных приспособлений; назначение, типы, устройство и принцип работы строительных подъемников и монтажных вышек, различных видов кранов; основные положения техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин;
уметь определять усилия на рукоятке домкрата; выбирать тип каната по заданным технико-эксплуатационным параметрам; определять кратность полиспаста; рассчитывать механизм подъема башенного крана.
Самостоятельная работа студента
Определить усилие на рукоятке домкрата по вариантам.
Тема 7. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ
Назначение и общая классификация погрузочно-разгрузочных машин.
Назначение, область применения, схемы устройства, принцип работы, основные параметры и производительность вилочных, фронтальных и одноковшовых погрузчиков, кранов-манипуляторов.
Структура погрузочных машин непрерывного действия, их виды, назначение, устройство и рабочие процессы.
Практическое занятие №6 Изучение устройства автопогрузчика
Изучение устройства и рабочего процесса вилочного автопогрузчика.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о видах погрузочно-разгрузочных машин;
знать назначение и общую классификацию области применения, устройство, принцип работы, основные параметры погрузочно-разгрузочных машин.
Самостоятельная работа студента
Определить производительность одноковшовых погрузчиков при работе
с сыпучими и штучными грузами.
Тема 8. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Способы разработки грунтов. Виды и классификация грунтов по трудности их разработки.
Рабочий цикл землеройной машины, характеристика его операций.
Виды и устройство рабочих органов землеройных машин, основные элементы режущего инструмента. Понятия резания и копания грунта. Общая классификация машин и оборудования для разработки грунтов.
Классификация одноковшовых экскаваторов, система индексации. Методика определения производительности.
Основные и сменные рабочие органы и рабочее оборудование строительных, канатных и гидравлических экскаваторов. Предпочтительные области применения экскаваторов с пневмоколесным и гусеничным ходовыми устройствами.
Назначение, область применения, устройство, рабочие процессы, технологические возможности и производительность одноковшовых гидравлических экскаваторов. Гидравлическая система. Рабочая зона экскаватора. Производительность экскаватора.
Назначение, устройство и рабочие процессы канатных одноковшовых экскаваторов. Сравнительная оценка работы канатных и гидравлических грейферов.
Экскаваторов непрерывного действия, назначение, виды рабочих органов, рабочее движение и его составляющие.
Общая классификация экскаваторов непрерывного действия. Устройство, рабочий процесс, технологические возможности и производительность роторных и цепных экскаваторов, траншейных, скребковых и поперечного копания.
Землеройно-транспортные машины, назначение, область применения и классификация. Вилы рабочих органов. Особенности рабочих процессов.
Рабочий цикл, его операции и рабочие движения. Дальность транспортирования грунта. Главный параметр.
Устройство и рабочий процесс. Расчет производительности. Тяговые расчеты бульдозеров. Сравнение планировочных качеств автогрейдеров и бульдозеров. Системы автоматизации землеройно-транспортных машин.
Способы бурения грунтов и виды бурового инструмента. Способы удаления продуктов бурения из скважины.
Главный параметр бурильных машин. Классификация бурильных машин. Устройство и рабочий процесс машин для бурения шпуров, горизонтальных скважин в насыпях дорог; станков ударно-вращательного и ударного бурения; термического бурения.
Виды подготовительных работ и машин для их выполнения. Назначение, область применения, устройство, рабочие процессы и производительность кусторезов и корчевателей - собирателей.
Машины для разработки мерзлых фунтов. Назначение, устройство, рабочий процесс и производительность рыхлителей, баровьгх машин.
Сущность процесса и способы уплотнения фунтов, оценка степени уплотнения. Машины и оборудование для уплотнения фунтов.
Назначение, область применения, устройство и рабочие процессы катков с металлическими вальцами, прицепных, полуприцепных, самоходных пневмокатков и комбинированных катков, трамбующих плит, виброплит, ударно-вибрационных машин и виброкатков.
Разработка грунтов гидромеханическим способом, принципиальная схема и состав оборудования. Устройство и принцип работы землесосов, гидромониторов и земснарядов, их производительность.
Практическое занятие №7. Изучение экскаватора
Изучение устройства одноковшового гидравлического экскаватора с рабочим оборудованием обратной лопаты на лабораторной или натурной модели с вычерчиванием конструктивной схемы экскаватора и описанием операций и рабочих движений рабочего цикла. Определение и производительность экскаватора.
Практическое занятие №8. Изучение бульдозера
Изучение устройства бульдозера, оборудованного неповоротным в плане отвалом, на лабораторной или натурной модели с вычерчиванием конструктивной схемы и принципиальной гидравлической схемы механизма подъема-опускания отвала и описанием операций и рабочих движений рабочего цикла. Тяговые расчеты и определение производительности бульдозера.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление об основных характеристиках грунтов; об основных элементах режущего инструмента; о понятиях резания и копания грунта; о назначении, устройстве, рабочих процессах, технологических возможностях и производительности роторных и цепных экскаваторов поперечного копания; машин и оборудования для бурения горизонтальных скважин в насыпях, ударно-вращательного и ударного бурения; о принципе работы реактивной горелки, термического бурения; о видах подготовительных работ; о машинах для разработки мерзлых грунтов и применяемом для этого оборудовании; общую классификацию машин и оборудования для разработки грунтов; рабочий цикл и его состав; об агрегатном строении грунта, сущности процесса и способах их уплотнения;
знать рабочий цикл землеройной машины и его операции; виды и устройство рабочих органов землеройных машин; назначение, области применения, устройство, рабочие процессы, рабочие зоны и технологические возможности бурового инструмента и машин; машин для подготовительных работ; машин для разработки мерзлых фунтов; машин и оборудования для уплотнения грунтов;
уметь определять производительность одноковшовых экскаваторов; сравнивать канатные и гидравлические экскаваторы по технико-экономическим показателям; выполнять тяговые расчеты и определять производительность скреперов и бульдозеров.
Самостоятельная работа студента
Сравнить канатные и гидравлические экскаваторы по технико-экономическим показателям.
Тема 9. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
Способы устройства свайных фундаментов. Классификация машин и оборудования для свайных работ.
Назначение, виды, устройство и рабочие процессы копров и копрового оборудования, области применения.
Способы бескопрового погружения свай и применяемые для этого машины.
Свайные молоты, их устройство и принцип работы, основные параметры, сравнительная оценка, предпочтительные области применения.
Назначение, устройство и рабочий процесс вибропогружателей и вибромолотов. Самонастройка вибромолотов. Переналадка вибромолота на режим свае - и шпунтовыдергивателя.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о способах устройства свайных фундаментов, способах бескопрового погружения сваи и применяемых для этого машинах;
знать назначение, предпочтительные области применения устройство и рабочие процессы копров и копрового оборудования; свайных молотов различных типов, вибропогружателей, вибромолотов.
Самостоятельная работа студента
Сравнить преимущества и недостатки копрового и бескопрового погружения свай.
Тема 10. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Общая характеристика процесса переработки каменных материалов для нужд строительства. Параметры для характеристики качества гравия, щебня, песка.
Степень дробления. Способы дробления и классификация дробильных машин.
Назначение, виды, устройство, рабочие процессы и производительность дробилок. Главные параметры дробилок.
Способы сортировки каменных материалов. Сущность процесса грохочения. Классы при грохочении. Предварительное, промежуточное и товарное грохочение. Классификация, схемы устройства и принципа работы, производительность грохотов.
Способы очистки каменных материалов от засоряющих примесей. Схемы устройства и принципа работы гидравлических классификаторов и гидроциклонов. Назначение и принцип работы гравиемоек-сортировок, скрубберов, вибрационных моек.
В результате изучения раздела студент должен:
иметь представление о параметрах для характеристики качества гравия, щебня, песка; о классах при грохочении, стадиях грохочения;
знать о способах дробления, сортировки и очистки каменных, материалов; классификации дробильных машин и грохотов, их назначение, устройство, рабочие процессы, производительность; устройство и принцип работы моечных машин.
Тема 11. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАСТВОРОВ. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БЕТОННЫХ РАБОТ
Общая характеристика процесса производства работ с использованием бетонов и растворов.
Назначение и классификация дозаторов. Устройство и принцип работы дозаторов. Автоматизация рабочих процессов.
Классификация, принципиальные схемы устройства и работы и производительность бетоно и растворосмесителей цикличного и непрерывного действия. Бетонорастворные узлы и установки, бетонные заводы.
Состав бетононасосных установок. Классификация, устройство, принцип работы и производительность бетононасосов.
Технические средства для подачи и распределения бетонной смеси и их рабочие процессы. Методика определения производительности самоходных бетоноукладчиков.
Способы уплотнения бетонной смеси и применяемое оборудование, его классификация, устройство и принцип действия. Их достоинства и недостатки.
Практическое занятие №9. Изучение смесителей
Изучение устройства и рабочих процессов смесителей цикличного и непрерывного действия на лабораторных или натурных моделях и определение их технической производительности.
В результате изучения темы студент должен:
иметь представление о производстве работ с использованием бетонов и растворов; о бетонорастворных узлах и установках, бетонных заводах; о составе бетононасосных установок; технических средствах для подачи и распределения бетонной смеси и их рабочих процессах;
знать назначение, классификацию, устройство, принцип работы и автоматизацию дозаторов, бетоно— и растворосмесителей, бетононасосов: способы уплотнения бетонной смеси, методику определения производительности оборудования;
уметь определять производительность смесителей.
Самостоятельная работа студента
Опишите достоинства и недостатки двухцилиндровых бетононасосов, поршневых бетононасосов и перистальтических бетононасосов.
Тема 12. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОТДЕЛОЧНЫХ И КРОВЕЛЬНЫХ РАБОТ. РУЧНЫЕ МАШИНЫ
Виды механизированных работ при оштукатуривании поверхностей. Назначение, состав оборудования штукатурного комплекта, устройство, принцип работы и производительность растворонасосов, пневмонагнетателей, передвижных агрегатов цикличных смесителей.
Состав малярных работ.
Назначение, устройство и принцип работы малярных агрегатов, шпатлевочных установок и передвижных шпатлевочных агрегатов, окрасочных агрегатов, пневматических и безвоздушных краскораспылителей, краскопультов.
Назначение, устройство и принцип работы дисковых затирочных и мозаично-шлифовальных машин; машин для строжки, шлифования и полирования полов.
Способы сварки линолеума и виды применяемого для этого оборудования.
Виды работ, материалы и применяемое оборудование при устройстве кровель.
Ручные машины, их классификация и индексация, предъявляемые требования. Классы защиты ручных электрических машин.
Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин. Рабочие инструменты ручных машин. Стабилизация частоты вращения рабочего органа шлифовальных машин. Меры безопасности при использовании ручных машин.
Практическое задание №10
Изучение устройства и рабочего процесса одной из машин для отделочных работ, на натурной модели.
Практическое задание №11
Изучение устройства и рабочего процесса одной из ручных машин на натурной модели.
В результате изучения раздела студент должен:
иметь представление о видах механизированных работ при оштукатуривании и окраске поверхностей; о способах сварки линолеума и сварочном оборудовании; о видах работ при устройстве кровель; о ручных машинах;
знать состав оборудования штукатурного комплекта; назначение, устройство и принцип работы штукатурных станций, окрасочные оборудования шпатлевочных установок и агрегатов, окрасочных агрегатов, краскораспылителей, краскопультов; дисковых затирочных и мозаично-шлифовальных машин, машин для строжки, шлифования и полирования полов; способы и технические средства для устройства кровель; классификацию и принципы индексации ручных машин, предъявляемые к ним требования; меры безопасности при использовании машин и оборудования;
уметь выбрать ручные машины и машины для отделочных работ в зависимости от вида работ.
Самостоятельная работа студента
Опишите для чего применяют, как устроены и как работают битумоварочные котлы. Какие меры противопожарной безопасности применяют при их эксплуатации.
Тема 13. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Мероприятия по технической эксплуатации. Регламент приемки машин. Виды работ при сдаче машины в эксплуатацию.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов.
Измерительно-диагностические комплексы работоспособность строительных машин, сигнализаторы снижения уровня работоспособности.
Техническое обслуживание и ремонт машин.
Системы автоматического управления производственной эксплуатацией строительных машин.
В результате изучения раздела студент должен:
иметь представление о технической эксплуатации строительных машин, регламенте приемки машин, видах работ при сдаче машины в эксплуатацию; о системе планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов.
IV. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Плакаты.
2.Литература.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ 1. Изучение устройства и принципа работы механических передач.
№ 2. Тяговый расчёт машин.
№ 3. Изучение ленточного конвейера.
№ 4. Расчёт полиспаста.
№ 5. Расчёт механизма подъёма груза.
№ 6. Изучение устройства автопогрузчика.
№ 7. Изучение экскаватора.
№ 8. Изучение бульдозера.
№ 9. Изучение смесителей.
№ 10. Изучение устройства машины для отделочных работ.
№ 11. Изучение устройства ручной машины.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
№ п/п | Наименование отчетных работ | Данные по планируемому объему часов на внеаудиторную самостоятельную работу___ |
1 | Изучение устройства и рабочего процесса оборудования на лабораторной или натурной модели с вычерчиванием конструктивной схемы. Данная работа включает в себя результаты выполнения заданий на практические занятия №1, №3, №6, №7, №8, №9, №10, №11______ | 80% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 20% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу |
2 | Тяговый расчет строительной машины. Данная работа включает в себя результаты выполнения заданий на практическое занятие №2. | 70% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 30% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу_______ |
3 | Расчет механизма подъема груза башенного крана. Данная работа включает в себя результаты выполнения задания на практические занятия №4, №5. | 70% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 30% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу7________ |
Структура отчетной работы:
-титульный лист;
-формулировка задания и исходная информация;
-пояснения к расчетам с использованием профессиональной лексики;
-расчетная часть; результаты расчета;
-графическая часть: схемы и т.д.,
-примечание;
-выводы, пояснения исполнителя;
-заключение преподавателя, составленное в соответствии со
-стандартизированными критериями оценки работ.
Критерии оценки выполнения студентом отчетных работ
№ п/п | Оцениваемые навыки | Методы оценки | Граничные критерии оценки | |
Отлично | Неудовлетворительно | |||
1
| Отношение к работе. | Наблюдение руководителя, просмотр материалов. | Все материалы представлены в указанный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. | В отведенное для работы время не уложился. |
2 | Способность выполнять вычисления. | Просмотр материалов.
| Без затруднений выполняет вычисления. | Не способен использовать даже простейшие арифметические действия для получения конк -ретного результата. Большое число ошибок в расчетах, требуется доскональная -проверка результатов. |
3 | Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач. | Наблюдение руководителя. Просмотр материалов. | Без дополнительных пояснений (указаний) исполь зует навыки и умения, полученные при изучении дисци -плин «Математи- ка», «Инженерная графика», «Техническая механика». | Не способен использовать знания из одного раздела при решении задач разделов смежных дисциплин. |
4 | Оформление работы. | Просмотр материалов. | Все материалы оформлены согласно принятым требованиям. | Работа оформлена в высшей степени небрежно. Демонстрируемые измерения и расчеты просто не могут не привести к дополнительным ошибкам. |
5
| Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессио -нальной и общей лексикой при сдаче (защите) отчетной работы. | Собеседование.
| Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель. | Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях.
|
VII. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
К теме 1 «Общие сведения о механизации и автоматизации строительства. Общие сведения о строительных машинах»
1. Что такое комплект и комплекс машин?
2. На какие группы машин делится комплекс? Какие функции выполняют эти группы?
3. Перечислите технологические соединения ведущих машин в комплексе и охарактеризуйте их с позиций возможных простоев.
4. Какими показателями оценивают эффективность комплексной механизации? Приведите их определения.
5. Что такое автоматизация строительного процесса?
6. Приведите определение строительной машины. Приведите примеры машин для различных категорий преобразования строительных материалов.
7. Какие машины относятся к группе технических? Приведите примеры.
8. Что такое производственная и техническая эксплуатация строительной машины, каков их состав?
9. Какими факторами определяется предельное состояние машины? Что такое срок службы и технический ресурс машины? Что такое моральный износ машины, чем он характеризуется?
10. Что такое параметр машины? Перечислите категории параметров и охарактеризуйте их состав.
11. Что такое типоразмер машины, каким фактором он характеризуется? Что такое модель машины? Приведите примеры моделей одного типоразмера.
12. Что такое индекс машины? Приведите пример и расшифруйте его составляющие.
13. Что такое производительность строительной машины? Перечислите и дайте определение ее категориям. Что такое расчетные условия? Приведите примеры.
14. Чем определяется коэффициент использования машины во времени и коэффициент использования технологической возможности машины? Приведите примеры.
15. Перечислите и охарактеризуйте основные свойства машин, определяющие их социальную приспособленность.
16. Изложите основные этапы и тенденции развития строительных машин.
К теме 2 «Приводы строительных машин»
1. Что такое привод машины? Из чего он состоит?
2. Что такое силовая установка машины? Из чего она состоит? Приведите пример.
3. Перечислите виды механических трансмиссий.
4. Какими основными показателями оценивают эффективность привода строительных машин?
5. От чего зависит внешнее сопротивление на рабочем органе? Каков характер этого сопротивления? Приведите примеры.
6. Что такое сопротивление движению рабочего органа? Из чего оно складывается? Что является источником динамического сопротивления? Как влияет на его формирование механическая характеристика привода? Как влияет динамическая составляющая на общее внешнее сопротивление?
7. Что такое жесткость механической характеристики привода? Какие характеристики называют жесткими? Мягкими?
8. Какими показателями пользуются для характеристики режимов работы машин и их механизмов? Приведите классификацию режимов.
9. Какую энергию преобразуют двигатели внутреннего сгорания в механическое движение?
10. Какие типы двигателей внутреннего сгорания применяют в приводах строительных машин? На каких видах топлива они работают?
11. Что такое рабочий цикл или рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания? Что такое такт? Опишите рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. Чем отличается от него рабочий цикл дизеля?
12. Какими основными показателями характеризуют работу двигателей внутреннего сгорания? Что такое удельный расход топлива? Эффективный КПД? Каковы значения этих величин для дизелей и карбюраторных двигателей?
13. Какие типы электрических двигателей применяют в приводах строительных машин? Их преимущества и недостатки.
14. Какие электродвигатели применяют в приводах ручных машин? Каковы их особенности?
15. Что такое трансмиссия? Передача? Приведите примеры. Какими параметрами характеризуется передача? Как они связаны между собой?
16. Что такое передаточное отношение, как его определяют при одинаковых формах движения на входном и выходном звеньях передачи?
17. Что такое коэффициент полезного действия, какие сопротивления движению он учитывает?
18. Перечислите виды механических передач. Какие из них относятся к передачам движения трением? Зацеплением? Какие передачи имеют в своем составе гибкие связи?
19. Опишите устройство и принцип работы фрикционной передачи.
20. Для чего применяют вариаторы? Как определяют передаточное отношение вариатора?
21. Опишите устройство и принцип работы ременной передачи.
22. Опишите устройство и принцип работы зубчатой передачи.
23. Как определяется межосевое расстояние в цилиндрической зубчатой передаче? В конической передаче?
24. Опишите устройство и принцип работы червячной передачи.
25. Опишите устройство и принцип работы цепной передачи.
26. Для чего предназначены валы и оси? Чем они различаются? Как соединены с валами и осями посаженные на них колеса, шкивы и т.п.? перечислите конструктивные формы валов? Приведите примеры их применения. Что такое цапфа? Перечислите виды цапф в зависимости от их назначения.
27. Для чего служат подшипники? Что такое подпятник? Перечислите типы подшипников по способу передачи нагрузок. Каковы их функциональные и конструктивные различия?
28. Для чего в трансмиссиях машин применяют муфты? Приведите их классификацию. Какие виды нерасцепляющихся муфт применяют в трансмиссиях строительных машин? Опишите устройство каждого вида, их достоинства, недостатки и особенности, определяющие области их применения.
29. Для чего служат сцепные муфты? Перечислите типы фрикционных муфт. Как устроены дисковые, конические и пневмокамерные муфты? Опишите принцип их действия. Как устроены кулачковые и зубчатые муфты сцепления? Перечислите виды самоуправляемых сцепных муфт.
30. Для чего в строительных машинах применяют тормоза? Каковы их основные типы? Как устроены и как работают колодочные, ленточные и дисковые тормоза? Какие тормоза называют нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми?
31. Для чего применяют редукторы? Перечислите виды наиболее распространенных схем редукторов.
32. В чем заключается сущность управления машиной? Приведите классификацию систем управления строительными машинами.
33. Приведите примеры устройства и принципа работы рычажно-механических, рычажно-гидравлических систем управления, систем с пневмо- и гидроусилителями. В каких случаях для управления машинами используют системы с электрическими, электронными и элебктромагнитными усилителями?
34. Для чего применяют следящие системы управления? Изложите принцип их действия.
35. Каков состав гидравлического привода? Для чего в его составе предназначена механическая передача? Что такое гидропередача'? Перечислите ее составные элементы. Каково их назначение? Каков порядок преобразования энергии в гидропередачах?
36. Изложите принцип действия гидромуфты и гидротрансформатора. Для чего используют эти устройства в приводах строительных машин?
37. В каких строительных машинах используют пневмопривод? Перечислите его преимущества и недостатки. Из каких составных частей состоит пневматическая передача?
38. Для чего предназначены компрессоры? Что входит в состав компрессорной станции?
39. Для чего предназначены воздухосборники?
40. Какие виды пневмодвигателей применяют в пневмопередачах?
41. Какие виды распределительных и регулирующих аппаратов применяют в
К теме 3 «Технические средства автоматики и основы автоматического
регулирования»
1. Что такое автоматизация строительных машин? Изложите существо автоматического управления строительными машинами. Что такое автоматический контроль? Автоматическое регулирование?
2. Для чего применяют датчики? Какова структура датчика, что такое чувствительный элемент?
3 Для чего предназначены, как устроены и как работают датчики перемещения (положения), углового положения, силового воздействия, контроля и регулирования температуры, расхода, уровня, угловой скорости, линейных ускорений?
4. Для чего применяют усилители? Что такое коэффициент усиления0 Приведите классификацию усилителей по виду усиливаемого сигнала и по принципу действия.
5. Перечислите типы электромагнитных реле. Как устроено и как работает нейтральное реле постоянного тока? Как их классифицируют по времени срабатывания?
6. Что такое геркон, для чего он предназначен, как устроен, каков принцип его работы и каковы основные параметры?
7. Для чего применяют счетчики импульсов?
8. Для чего в автоматических системах применяют микропроцессоры? На какой базе они построены?
К теме 4 «Ходовое оборудование строительных машин»
1. Для чего предназначено ходовое оборудование строительных машин? Из каких составных частей состоит ходовое оборудование?
2. Перечислите виды ходового оборудования по типу движителя. Дайте краткую характеристику каждого вида (назначение, особенности эксплуатации).
3. Что собой представляют гусеничные и шинноколесные движители? Как их соединяют с верхней рамой машины? Перечислите виды подвесок и охарактеризуйте их.
4. Изложите устройство гусеничного ходового оборудования.
5. Что такое удельное давление? Как связаны между собой глубина погружения гусениц в грунт и удельное давление на его поверхности?
6. Каковы преимущества и недостатки шинноколесного ходового оборудования? Какие типы шин применяют в шинноколесных движителях.
7. Какие виды трансмиссий применяют в приводах шинноколесного ходового оборудования? Опишите привод с механической трансмиссией.
8. Перечислите преимущества и недостатки рельсоколесного ходового оборудования.
9. Какие задачи решаются в тяговых расчетах строительных машин? Охарактеризуйте внешние сопротивления передвижению машины. Объясните основное условие движения машины. Чем ограничено тяговое усилие? Что на практике означает невыполнение условия движения?
К теме 5 «Транспортные и транспортирующие машины»
1. Какие виды транспорта используют в строительстве? Приведите краткую характеристику каждого из них, особенности их использования.
2. Какие виды грузов перемешают по трубам? Изложите принципы работы трубопроводного транспорта.
3. Для чего применяют в строительстве грузовые автомобили? Как их классифицируют по назначению? по проходимости? по грузоподъемности'? Что такое автопоезд?
4. Какие транспортные средства относятся к специализированным? Приведите краткую характеристику каждого из них (назначение, устройство, особенности эксплуатации).
5. Какие транспортные средства относятся к специальным? В чем заключается их принципиальное отличие от других автотранспортных средств ? Приведите краткую характеристику каждого вида.
6. Для чего предназначены тракторы? Приведите их классификацию и дайте краткую характеристику каждого типа тракторов. Назовите основной показатель трактора. Чем он ограничен?
7. Для чего предназначены пневмоколесные тягачи? Приведите их краткую технико-эксплуатационную характеристику. Как устроены одноосные и двухосные тягачи?
8. Для чего предназначены транспортирующие машины и оборудование? Приведите их классификацию.
9. Для чего предназначены конвейеры? Приведите их классификацию.
10. Чем отличаются ленточно-канатные и ленточно-цепные конвейеры от обычных ленточных конвейеров?
11. Как определяют производительность ленточных конвейеров?
12. Для чего применяют пластинчатые конвейеры? Чем они отличаются от ленточных?
13. Для чего применяют эскалаторы? Каковы особенности их устройства и работы?
14. Каково назначение ковшовых элеваторов? Опишите их устройство и принцип работы. Приведите формулу их производительности. Приведите их рабочие параметры.
15. Как устроены и как работают люлечные подъемники? Наклонные подъемники с жестко прикрепленными к тяговому органу полками'? Пассажирские подъемники?
16. Каково назначение винтовых конвейеров, как они устроены и как работают? Назовите виды винтов, каково их назначение? Приведите формулу производительности винтового конвейера.
17. Для чего применяют вибрационные конвейеры? Охарактеризуйте принцип их работы.
18. Каково назначение пневмотранспортных установок? Приведите их классификацию.
К теме 6 «Грузоподъемные машины»
1. Для чего применяют в строительстве грузоподъемные машины? Перечислите основные группы грузоподъемных машин и приведите их общую характеристику. Назовите основные параметры грузоподъемной машины. Что такое грузоподъемность?
2. Для чего применяют домкраты? Перечислите их типы, опишите устройство и принцип работы каждого типа, назовите их основные параметры.
3. Назовите виды стальных канатов. Какими параметрами характеризуется канат? По какой характеристике выбирают канаты? Что такое коэффициент запаса прочности каната, каково его значение для различных видов канатных механизмов? По каким критериям выбраковывают канаты?
4. Какими способами закрепляют концы канатов на элементах конструкции машин?
5. Каково назначение канатного блока и как он устроен? Обоснуйте зависимость диаметра блока от диаметра каната в соответствии с нормами Госгортехнадзора.
6. Как устроен полиспаст? Что такое кратность полиспаста и как она определяется? Как определяется КПД полиспаста?
7. Как устроены барабаны лебедок? Каким способом закрепляют конец каната на барабане?
8. Назовите типы грузовых крюков. Для чего они предназначены?
9. Для чего применяют и как устроены стропы? Назовите другие виды грузозахватных приспособлений.
10. Каково назначение, как устроены и как работают ковши-грейферы?
11. Для чего применяют лебедки? Назовите их основные типы. Для чего применяют безбарабанные лебедки? Какими параметрами характеризуются лебедки? Каково назначение, как устроены и как работают ручные, электрореверсивные, многоскоростные лебедки, лебедки с канато ведущим и шкивами, ручные и электрические тали?
12. Для чего предназначены строительные подъемники, каковы их основные типы, как они устроены и каков принцип их работы?
13. Для чего предназначены вышки, как они устроены?
14. Для чего в строительстве применяют краны, каковы их основные типы и структура? Наловите основные параметры кранов. Что такое грузовая, высотная и грузо-высотная характеристики кранов?
15. Изложите методику определения производительности строительных кранов.
16. Опишите принцип вертикального перемещения переставных башенных кранов.
17. Перечислите типы самоходных стреловых кранов, приведите их общие характеристики и перечислите основные составные части и основные параметры.
18. Для чего предназначены, как устроены и как работают краны-трубоукладчики? Опишите особенности их рабочего процесса в составе трубоукладочной колонны. Какими такелажными устройствами их комплектуют?
19. Перечислите типы кранов пролетного типа. Какова структура устройства этих кранов? Для чего предназначены, как устроены и как работают козловые, полукозловые и мостовые краны?
20. Для чего свободно стоящие краны проверяют на устойчивость? Каким условием определяется устойчивость крана? Изложите основные принципы проверки устойчивости кранов.
21. Какими устройствами безопасности оборудуют строительные краны? Изложите принцип работы ограничителя грузоподъемности и грузового момента. Какие функции выполняют микропроцессорные ограничители грузоподъемности? Изложите принцип работы массоизмерительного устройства мостового крана. Как определяют грузовую нагрузку в гидравлических кранах? Какие указатели устанавливают на кранах?
22. Для чего применяют противоугонные устройства, тупиковые упоры, буферы?
23. Какими сигнальными приборами оборудуют краны? Для чего и в каких случаях применяют блокировочные устройства?
24. Для чего краны подвергают техническому освидетельствованию? Каковы его регламент и состав? Опишите условия проведения статических и динамических испытаний. Каков регламент технического освидетельствования грузозахватных устройств?
25. Кто допускается к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин? Изложите основные положения техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и строительных кранов в частности.
К теме 7 «Погрузочно-разгрузочные машины»
1. Для чего предназначены погрузочно-разгрузочные машины? Приведите их общую классификацию.
2. Для чего предназначены вилочные погрузчики? Перечислите виды сменных рабочих органов. Приведите краткую классификацию вилочных погрузчиков.
3. Опишите устройство и рабочий процесс фронтального автопогрузчика.
4. Какие машины используют для погрузки сыпучих материалов?
5. Для чего предназначены одноковшовые погрузчики? Приведите их классификацию.
6. Опишите устройство и рабочий процесс фронтальных погрузчиков. Приведите их основные параметры. Перечислите виды сменного и навесного оборудования фронтальных погрузчиков.
7. Как определяют производительность одноковшовых погрузчиков при работе с сыпучими и штучными грузами?
8. Какова структура погрузочной машины непрерывного действия? Опишите назначение, устройство и рабочие процессы передвижных ленточных конвейеров, погрузочных машин с винтовым и черпаковым загрузочными устройствами, с загребающими лапами.
К теме 8 «Машины и оборудование для земляных работ»
1. Перечислите виды земляных сооружений и охарактеризуйте их.
2. Перечислите способы разработки грунтов и охарактеризуйте их.
3. Из каких операций состоит рабочий цикл землеройной машины? Охарактеризуйте эти операции. С помощью каких рабочих opгaнoв они выполняются?
4. Перечислите основные виды рабочих органов землеройных машин. Как они устроены? Назовите основные элементы режущего инструмента землеройного рабочего органа. Обоснуйте большую разрушающую способность ковшей с зубьями по сравнению с ковшами без зубьев.
5. Какими способами повышают износостойкость режущих инструментов? Что такое самозатачивание, какова его природа?
6. Что такое копание грунта, чем оно отличается от резания?
7. Приведите общую классификацию машин и оборудования для разработки грунтов.
8. Какие машины называют одноковшовыми экскаваторами? Классификация. Из каких операций состоит их рабочий цикл? Охарактеризуйте эти операции. Что такое большой цикл?
9. Какие виды экскаваторов оборудованы полноповоротными и неполноповоротными устройствами? Одномоторной силовой установкой и многомоторным приводом?
10. Назовите главный и основные параметры одноковшовых экскаваторов.
11. Как определяют техническую и эксплуатационную производительность одноковшовых экскаваторов?
12. Перечислите основные и сменные рабочие органы строительных гидравлических экскаваторов. Назовите их основное рабочее оборудование. Для чего на экскаваторах устанавливают ковши различной ширины?
13. Каковы основные области применения экскаваторов с пневмоколесным и гусеничным ходовыми устройствами? Каковы особенности их работы в режиме экскавации грунта? Как их перевозят при смене строительного объекта?
14. Для чего предназначены гидравлические экскаваторы с рабочим оборудованием обратная лопата? Как они устроены и как работают? Назовите виды стрел. Обоснуйте ломаную конфигурацию стрел.
15. Для чего предназначены гидравлические экскаваторы с рабочим оборудованием прямая лопата? Как они устроены и как работают? Какие типы ковшей устанавливают на этих экскаваторах, чем они отличаются друг от друга?
16. Для чего применяют, как устроено и как работает погрузочное рабочее оборудование?
17. Для чего применяют экскаваторы-планировщики? Как они устроены и как работают? Назовите основные параметры рабочей зоны этих машин.
18. Для чего предназначены неполноповоротные гидравлические экскаваторы? Как они устроены, каковы их основные параметры и как они работают? Перечислите виды сменных рабочих органов этих машин.
19. Каковы особенности применения, устройства и рабочих процессов мини- и микро-экскаваторов?
20. Как устроены и как работают канатные экскаваторы с рабочим оборудованием прямая лопата? Назовите виды стрел и рукоятей. Опишите кинематические схемы группового и индивидуального приводов одноковшовых канатных экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата.
21. Опишите рабочий процесс канатных прямых лопат. Какими параметрами характеризуется их рабочая зона?
22. Для чего предназначены, как устроены и как работают одноковшовые экскаваторы с рабочим оборудованием драглайна? Чем принципиально отличается процесс копания грунта ковшом драглайна от копания ковшами лопат?
23. Для чего предназначены экскаваторы непрерывного действия? Какими рабочими органами их оборудуют? Какими рабочими движениями обеспечивается разработка грунта? Какими преимуществами обладают экскаваторы непрерывного действия перед одноковшовыми экскаваторами0 Приведите классификацию экскаваторов непрерывного действия.
24. Для чего предназначены траншейные экскаваторы? Какими рабочими органами их оборудуют? Что является главным параметром траншейного экскаватора? Как построен его индекс? Приведите примеры. На базе каких машин изготовляют траншейные экскаваторы0 В чем заключается их переоборудование под тягач экскаватора? Какие устройства применяют для отсыпки грунта в бруствер?
25. Как определяют техническую производительность траншейного экскаватора?
26. Как устроен и как работает роторный траншейный экскаватор?
27. Как устроен и как работает цепной траншейный экскаватор? Как устроены и как работают комбинированные рабочие элементы? Каковы их преимущества перед ковшовыми рабочими органами? Как перемещается грунт к отвалообразователю по выходе из траншеи?
28. Для чего применяют скребковые экскаваторы? Как они устроены и как работают? Как определяют их техническую производительность?
29. Для чего применяют роторные экскаваторы поперечного копания? Как они устроены и как работают? Как определяют их техническую производительность?
30. Для чего применяют цепные экскаваторы поперечного копания? Как они устроены и как работают? Объясните технологические схемы копания грунта цепными экскаваторами. Как определяют их техническую производительность?
31. Для чего предназначены землеройно-транспортные машины? Какими рабочими органами они оборудованы? Каковы особенности рабочих процессов землеройно-транспортных машин?
32. Как определяют техническую и эксплуатационную производительность скрепера?
33. Для чего предназначены бульдозеры? Какие виды работы они могут выполнять? Приведите классификацию бульдозеров.
34. Какими мерами снижают потери грунта при его транспортировке бульдозерами?
35. Как определяют техническую производительность бульдозеров, послойно разрабатывающих грунт?
36. Для чего предназначены автогрейдеры? Какие виды работ они могут выполнять? Приведите классификацию автогрейдеров. Какова структура колесной формулы этих машин? Автогрейдеры с какой колесной формулой наиболее всего распространены в строительстве?
37. Какие задачи решаются с использованием автоматических систем управления землеройно-транспортными машинами? Приведите структурные схемы этих систем и объясните принцип их работы.
38. Что такое бурение? Перечислите способы бурения и охарактеризуйте их. Перечислите виды бурового инструмента. Как они устроены и каков принцип их работы? Какими способами удаляют продукты бурения из скважины? Охарактеризуйте их и приведите сравнительную оценку.
39. Для чего предназначены, как устроены и как работают бурильно-крановые машины на базе грузовых автомобилей, в том числе большегрузных? Каким рабочим инструментом их оснащают? Какие базовые машины используют для работы с ковшовым буром?
40. Как устроена и как работает машина для бурения шнуров?
41. Из каких машин состоит комплект для бурения горизонтальных скважин в насыпях шоссейных и железных дорог? Опишите последовательность операций бурения. Назовите скорости проходки горизонтальных скважин.
42. Для чего предназначены станки ударно-вращательного бурения, как они устроены и как работают? Каким буровым инструментом их оснащают? От чего зависит производительность этих станков?
43. Для чего предназначены станки ударного бурения, как они устроены и как работают? Как и для чего очищают скважину от буровой мелочи?
44. Изложите принцип работы реактивной горелки. Где она установлена на станке термического бурения? Какие движения ей сообщаются? Как управляют работой станка? Назовите скорость проходки скважины и часовой расход керосина, кислорода и воды.
45. Перечислите виды подготовительных работ. Какие машины используют для их выполнения?
46. Для чего предназначены, как устроены и как работают кусторезы? Как определяют их производительность?
47. Для чего предназначены, как устроены и как работают корчеватели-собиратели? Как определяют их производительность?
48. Какими машинами разрабатывают мерзлые грунты непосредственно?
49. Для чего предназначены рыхлители? Чем отличаются основные рыхлители от вспомогательных?
50. Для чего применяют баровые машины? Как они устроены и как работают?
51. С какой целью уплотняют фунты?
52. Для чего предназначены, как устроены и как работают катки?
53. Как уплотняют грунты трамбующим» плитами, навешиваемыми на экскаваторы? Каковы достоинства и недостатки этого способа? Каков принцип действия трамбующих машин?
54. Для чего предназначена, как устроена и как работает ударно-вибрационная машина?
55. Для уплотнения каких грунтов применяют виброкатки? Каким устройством создаются направленные колебания вальца катка?
56. Что такое гидромеханизация? Какие работы выполняют этим способом? Как разрушают грунт способом гидромеханизации?
К теме 9 «Машины и оборудование для свайных работ»
1. Для чего предназначены копры? Какие машины используют в качестве базовых для работы с копровым оборудованием? Перечислите достоинства и недостатки работы копрового оборудования по сравнению с работой копров.
2. Опишите способы бескопрового погружения свай. Какие машины применяют для этого?
3. Перечислите виды свайных молотов. Как они устроены и как работают? Назовите их основные параметры.
4. Для чего предназначены, как устроены и как работают вибропогружатели? Перечислите их преимущества и недостатки перед другими вилами погружателей.
5. Для чего предназначены, как устроены и как работают вибромолоты? В чем заключается самонастройка вибромолотов? Назовите основные параметры вибромолотов. В чем заключается переналадка вибромолота на режим свае- и шпунтовыдергивателя?
К теме 10 «Машины и оборудование для переработки каменных материалов»
1. Какими параметрами характеризуется качество гравия и щебня? Как классифицируют пески по крупности зерен?
2. Что такое степень дробления? Перечислите виды дробления по этому параметру. Перечислите виды дробилок и мельниц. Какими парамечрами характеризуются дробилки? Для чего применяют многостадийное дробление?
3. Для чего применяют, как устроены и как работают щековые, конусные, валковые, роторные и молотковые дробилки?
4. Какими способами сортируют каменные материалы? Что такое грохочение? Приведите классификацию грохотов.
5. Для чего применяют и каков принцип работы гидравлических классификаторов и гидроциклонов?
6. Какими способами очищают каменные материалы от засоряющих примесей? Какие машины для этого используют? Изложите схемы их устройства и принцип действия.
К теме 11 «Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей и строительных растворов. Машины и оборудование для бетонных работ»
1. Приведите классификацию дозаторов. Чем они различаются между собой по функциональным и конструктивным признакам? Для дозирования каких компонентов и в каких условиях их применяют?
2. Приведите классификацию смесителей и назовите предпочтительные объекты их применения.
3. Перечислите работы, сопутствующие приготовлению бетонных и растворных смесей. Назовите основные типы бетоно- и растворосмесительных заводов и установок и виды их продукции.
4. Назовите состав бетононасосных установок. Какими преимуществами и недостатками обладает способ транспортирования бетонных смесей с применением бетононасосных установок? Приведите классификацию бетононасосов. Какие из них наиболее распространены в строительстве?
5. Для чего применяют распределительные стрелы? Каков принцип их действия?
6. Какими техническими средствами подают и распределяют бетонную смесь?
7. Какими способами уплотняют бетонную смесь? Приведите классификацию вибраторов для уплотнения бетонных смесей. Каков принцип их действия?
К теме 12 «Машины и оборудование для отделочных и кровельных работ.
Ручные машины»
1. Перечислите виды механизированных работ при оштукатуривании поверхностей.
2. Для чего предназначены, как устроены и как работают штукатурные станции? Какие типы растворонасосов используют в составе штукатурных станций?
3. Для чего предназначены, как устроены и как работают пневмонагнетатели?
4. Для чего предназначены, как устроены и как работают передвижные агрегаты цикличных смесителей принудительного перемешивания'? Какими насосами их комплектуют? Каковы их выходные параметры?
5. Для чего применяют, как устроены и как работают винтовые
6. Для чего применяют ручные затирочные машины? Какой вид привода они используют?
7. Для чего применяют торкретные установки? Перечислите состав входящего в них оборудования. Охарактеризуйте принцип действия торкретной установки. Каковы ее выходные параметры?
8. Какими способами и с использованием каких технических средств подготавливают поверхности к окраске? Для чего применяют малярные агрегаты? Каким оборудованием их комплектуют? Каковы их выходные параметры?
9. Для чего применяют, как устроены и как работают шпатлевочные установки и агрегаты? Каковы их выходные параметры?
10. Для чего применяют окрасочные агрегаты? Перечислите их виды. Каковы выходные параметры передвижных и переносных окрасочных агрегатов?
П. Для чего применяют, как устроены и как работают дисковые затирочные машины? Мозаично-шлифовальные машины?
12. Какие машины применяют для строжки полов? Как они устроены и как работают? Каковы их выходные параметры?
13. Каким способом сваривают полотнища линолеума? Какое оборудование применяют для сварки отдельных мест?
14. Перечислите виды работ при устройстве кровель из рулонных материалов. Какими способами и с использованием, каких технических средств подготавливают основание для наклейки рулонных материалов? Как очищают рулонные материалы от минеральной посыпки?
15. Какое оборудование используют для перекачивания битумных мастик и подачи их к местам производства кровельных работ'?
16. Для чего применяют, как устроены и как работают битумоварочные котлы? Какие меры противопожарной безопасности применяют при их эксплуатации?
17. Каким способом и с использованием каких технических средств устраивают кровли из рубероида с наплавленной в заводских условиях мастикой?
18. Какое оборудование используют для устройства безрулонных кровель? Каковы его выходные параметры?
19. Какие машины относятся к ручным? Приведите их классификацию по принципу действия, характеру движения рабочего органа, режиму работы, назначению и области применения, виду привода, конструктивному исполнению. Как индексируют ручные машины?
20. Охарактеризуйте классы защиты ручных электрических машин. Каким требованиям должна отвечать ручная машина0
21. Какие машины применяют для образования отверстий в различных материалах?
22. Какие машины применяют для крепления изделий и сборки конструкций?
23. Какие машины применяют для работы по грунту? Как устроены, как работают и каковы основные параметры пневматических пробойников, раскатчиков грунта?
24. Какие машины применяют для шлифования материалов?
25. Какие машины применяют для резки, зачистки поверхностей и обработки кромок материалов? Как устроены, как работают и каковы основные параметры вырубных и ножевых ножниц, труборезов, зачистньгх молотков?
26. Какие машины применяют для распиловки, долбежки и строжки материалов?
27. Каковы особенности управления деревообрабатывающими машинами, связанные с обеспечением их безопасной работы?
К теме 13 «Техническая эксплуатация строительных машин».
1. Какие мероприятия входят в техническую эксплуатацию строительных машин?
2. Что такое система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов?
3. Перечислите работы, входящие в состав всех видов технических обслуживании и ремонтов. Какими организационными методами проводят ремонты? В чем заключается агрегатный метод ремонта? Для чего нужен обменный фонд0 Что такое техническое диагностирование? Какие признаки технического состояния машины могут служить основанием для постановки ее на капитальный ремонт?
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература:
Волков Д. П., Крикун В. Я. Строительные машины и средства малой механизации. - М.: «Академия» 2006
Добронравов С. С., Дронов В. Г. Строительные машины и основы автоматизации. - М.: Высшая школа, 2001
Поляков В.И., Полосин М.Д. –Машины грузоподъёмные для строительно-монтажных работ.
Дополнительная литература:
Добронравов С. С. Строительные машины и оборудование: Справочник. -М.: Высшая школа, 1991
ГОСТ 18501-73* Оборудование подъемно-транспортное. Конвейеры, тали, погрузчики и штабелеры. Термины и определения
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 25835-83* Краны подъемные. Классификация по режимам работы
ГОСТ 27553-87 Краны стреловые самоходные. Классификация по режимам работы.
Раннев А.В. Полосин М.Д. – Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин.
Могилевский Я.Г., Сивалов И.Г., Копелевич А.Л. – Машины и оборудование для бетонных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы на экзамен по дисциплине "Строительные машины и средства малой механизации"
Вопросы на экзамен по дисциплине "Строительные машины и средства малой механизации"...
Оборудование для ниточных швов. Средства малой механизации
Рассмотрена классификация швейного оборудования, технические характеристики универсальных и специальных машин, средства малой механизации...
Волков Дмитрий Павлович, Крикун Виктор Яковлевич, Строительные машины и средства малой механизации. Учебник
Волков Дмитрий Павлович, Крикун Виктор Яковлевич, Строительные машины и средства малой механизации. Учебник необходим для учебной работы студентам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. Материаловедение 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин /Транспортные средства/
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на...
УП.01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин
УП.01. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожныхи строительных машин МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по профессиональному модулю ПМ.02 «Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства» МДК 02.04 «Строительные машины и средства малой механизации»
Тестовые задания предназначены для контроля и оценки результатов освоенияПМ 02 Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства МДК 02.04 Строительные машины и ср...
Лекция на тему: Машины для сооружения дорожных одежд. Строительные машины и средства малой механизации для специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
лекция для ознокомления с материалом Машины для сооружения дорожных одежд. Строительные машины и средства малой механизации для специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских...