РП ОП 02 08.02.01
рабочая программа

Харькова Виктория Петровна

РП ОП 02 08.02.01

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op_02_08.02.01.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

основной профессиональной образовательной программы-

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

КУРСК

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

         на заседании ЦК __________

Протокол №___

         от «____»__________201_ г.      

         Председатель ЦК

         _____________________ ФИО

.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________ О.Б. Грунева

«____»______________201__ г.                        

СОГЛАСОВАНО

__________________

Заместитель  директора по  

учебно-методической работе  Грунева О.Б.

 «___»_____________ 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Техническая механика  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. № 1003.

Разработчик:

Харькова В.П., преподаватель ОБПОУ «КМТ».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Техническая механика

  1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки)  в соответствии с ФГОС СПО по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный учебный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
  • определять аналитическими и графическими способами усилия и  опорные реакции балок, ферм, рам;
  • определять усилия в стержнях ферм;
  • строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
  • определение направления реакций, связи;
  • определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
  • типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;
  • напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
  • моменты инерции простых сечений элементов и др.

В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.

ПК 1.3.

Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.

ПК 4.1.

Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.

ПК 4.4.

Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 192 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 128 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 64 часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

192

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

128

в том числе:

   лабораторные работы

12

   практические занятия

28

   контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

в том числе:

   Оформление и подготовка к защите практических работ

14

   тематика внеаудиторной самостоятельной работы

50

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Раздел 1. Теоретическая механика

34

Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики

 Содержание учебного материала

2

1

Материальная точка, абсолютно твердое тело. Аксиомы статики. Связи и реакции связей.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил.

Содержание учебного материала

4

1

Силовой многоугольник. Геометрическое условия равновесия системы. Проекция силы на оси координат. Аналитическое уравнение равновесия системы.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

3

Решение задач, выполнение упражнений

1

Тема 1.3. Пара сил

Содержание учебного материала

2

1

Понятие пары сил. Свойства пар. Момент силы относительно точки и оси, его свойства.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил

Содержание учебного материала

4

1

Главный вектор и главный момент системы сил, их свойства. Классификация нагрузок: сосредоточенная сила, момент, распределенная нагрузка. Теорема Вариньона. Уравнение равновесия плоской  произвольной системы сил. Виды опор.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №2. Определение опорных реакций однопролётных балок.

Контрольная работа. Тематика: Определение опорных реакций  однопролетных балок.

2

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

3

Решение задач, выполнение упражнений

1

Тема 1.5. Центр тяжести тела

Содержание учебного материала

2

1

Центр тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Статический момент площади плоской фигуры

Лабораторная работа №1

2

1

Определение положения центра тяжести сложных геометрических фигур, составленных из простых геометрических фигур.

Самостоятельная работа

1

Оформление  лабораторной  работы

1

Тема 1.6. Устойчивость равновесия

Содержание учебного материала

2

1

Устойчивое, неустойчивое равновесие твердого тела. Коэффициент устойчивости

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 1.7. Основы кинематики и динамики

Содержание учебного материала

8

1

Основные понятия кинематики. Покой и движение. Траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения. Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Движение материальной точки. Метод кинетостатики. Принцип Даламбера. Работа и мощность. Работа при разных движениях. Мощность. КПД. Использование метода кинетостатики при решении задач

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №3. Определение параметров движения точки по заданной траектории для равномерного  и равнопеременного движения.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

Самостоятельная работа по разделу I 

12

Раздел 2. Сопротивление материалов

50

Тема 2.1 Основные положения

Содержание учебного материала

2

1

Нагрузки и их классификация. Основные задачи, гипотезы и допущения сопротивления материалов. Метод сечений. Напряжение.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 2.2. Осевое растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

4

1

Продольная сила и нормальное напряжение. Гипотеза Бернулли и принцип Сен-Венана. Коэффициент Пуассона. Закон Гука.

2

Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. Понятие о наклепе. Расчет на прочность.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №4. Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений при осевом растяжении (сжатии)

Лабораторная работа №2

2

1

Испытание металлов на растяжение

Лабораторная работа №3

2

2

Исследование свойств стали, чугуна, дерева при сжатии

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

2

Оформление практической работы

1

3

Оформление лабораторной работы

2

Тема 2.3. Практические расчеты на сжатие

Содержание учебного материала

2

1

Расчёт на прочность болтовых, заклепочных и сварных соединений при срезе и смятии.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений

Содержание учебного материала

2

1

Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Зависимость между осевыми моментами инерции относительно параллельных осей.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №5. Определение моментов инерции сложных фигур, составленных из простых геометрических фигур и профилей стандартного проката.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса

Содержание учебного материала

6

1

Основные понятия и определения.  Внутренние силовые факторы при поперечном изгибе. Дифференциальные зависимости между q, Q, M.

2

Расчет балок на прочность при прямом изгибе. Формула Журавского. Расчет балок на жесткость. Формула Мора для определения перемещения. Правило Верещагина.

3

Построение эпюр поперечных сил  Q и изгибающих моментов М в консольных балках.  Рациональная форма поперечного сечения.

Практические занятия

4

1

Практическое занятие №6.Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М в однопролетных балках на двух опорах.

2

Практическое занятие №7.Определение линейных и угловых перемещений статически определимых балок при прямом изгибе

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

4

2

Оформление практической работы

3

Тема 2.6. Сложное сопротивление

Содержание учебного материала

6

1

Основные понятия и определения. Понятие о гипотезах прочности.

2

Косой изгиб. Расчёты на прочность при косом изгибе и внецентренном сжатии.

3

Построение эпюр нормальных напряжений при косом изгибе и внецентренном сжатии

Лабораторная работа №4

2

1

определение нормальных напряжений в поперечном сечении внецентренно  растянутого бруса.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

3

2

Оформление лабораторной работы

1

Тема 2.7. Сдвиг и кручение брусьев круглого сечения.

Содержание учебного материала

2

1

Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Кручение прямого бруса круглого сечения.

Лабораторная работа №5

2

1

испытание валов на кручение с определением модуля упругости при сдвиге

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление лабораторной работы

1

Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней

Содержание учебного материала

2

1

Устойчивые и неустойчивые формы равновесия. Критическое напряжение. Пределы применимости формул Эйлера и Тетмайера-Ясинского

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №8. Определение критической силы для сжатия бруса большой гибкости.

Лабораторная работа №6

2

1

Исследование продольно-поперечного изгиба стержня в  пределах упругой деформации, опытное определение прогибов сжато-изогнутого стержня

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

3

Оформление лабораторной работы

1

Тема 2.9. Понятие о действии динамических и повторно-переменных нагрузок

Содержание учебного материала

2

1

Основные понятия. Понятие об усталости. Прочность при переменных напряжениях

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Самостоятельная работа по разделу 2

26

Раздел 3. Статика сооружений

44

Тема 3.1. Основные положения

 Содержание учебного материала

4

1

Основные гипотезы. Классификация сооружений и расчетных схем.

2

Исследования геометрической неизменяемости плоских стержневых систем. Степень свободы. Понятие о статически определимых и неопределимых системах.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

Тема 3.2. Многопролетные статические определенные шарнирные балки

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения. Типы шарнирных балок. Схемы взаимодействия элементов (этажные схемы)

Практическое занятие

1

Практическое занятие №9. Построение этажных схем и эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М в шарнирных балках

2

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

2

Оформление практической работы

1

Тема 3.3. Статически определимые плоские рамы

Содержание учебного материала

1

Общие сведения. Анализ статической определимости. Методика определения внутренних силовых факторов

4

2

Построение эпюр продольных сил N, поперечных сил Q и изгибающих моментов М в статически определимых рамах

Практическое занятие

1

Практическое занятие №10. Построение эпюр Nx, Qx, Mx для статически определимых рам.

2

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

2

Оформление практической работы

2

Тема 3.4. Трехшарнирные арки

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения об арках. Внутренние силовые факторы.

2

Понятие о расчете арки с затяжкой. Выбор рационального очертания оси арки

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №11. Определение внутренних усилий в произвольном сечении арки

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

2

Оформление практической работы

2

Тема 3.5. Статически определимые  плоские фермы

Содержание учебного материала

4

1

Классификация ферм. Условие геометрической неизменяемости и аналитической определенности ферм.

2

Аналитическое определение усилий в стержнях фермы.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №12. Определение  усилий в стержнях статически определимой фермы графическим методом (диаграмма Максвелла-Кремоны)

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

2

Оформление практической работы

2

Тема 3.6. Основы расчета статически неопределимых систем методом сил

Содержание учебного материала

6

1

Определение перемещений в статически определимых плоских системах. Формула Мора. Правило Верещагина.изгибающих моментов.

2

Основы расчета статически неопределимых систем методом сил. Степень стати ческой неопределимости. Канонические уравнения метода сил.

3

Расчёт статически неопределимых систем с использованием таблиц справочников.

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №13. Расчёт статически неопределимых систем методом сил

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

3

2

Оформление практической работы

2

Тема 3.7. Неразрезные балки

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения о многопролётных неразрезных балках. Уравнение трёх моментов. Определение изгибающего момента М и поперечной силы Q в произвольном сечении. Определение опорных реакций

2

Расчёт неразрезных балок с равными пролётами при равномерно распределённой нагрузке по таблицам

Практическое занятие

2

1

Практическое занятие №14. Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М для неразрезных балок

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

2

Оформление практической работы

1

Тема 3.8. Подпорные стены

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения. Аналитическое определение активного давления (распора) и пассивного давления (отпора) сыпучего тела на подпорную стену.

2

Определение распора и отпора подпорной стены.

Самостоятельная работа

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

2

Самостоятельная работа по разделу 3

26

                                                                                                                          Всего

192

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к  материально-техническому обеспечению 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  технической механики и лаборатории технической механики.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
  • объемные модели по статике сооружений, сопротивлению материалов и теоретической механике.

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением.
  • мультимедиапректор;
  • интерактивная доска

Оборудование лаборатории по «Технической механике».

  • рабочее место преподавателя;
  • программное обеспечение для проведения виртуальных лабораторных работ;
  • компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вереина Л.И. Основы технической механики (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2018,-224с.- (Профессиональное образование).
  2. Вереина Л.И. Техническая  механика (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2017,-352с.- (Профессиональное образование).
  3.  Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий, - 3-е изд. испр.- М.: ФОРУМ, 2010-349с. – (профессиональное образование);
  4. Техническая механика (Электронный ресурс)+ Приложение к комплекту электронных плакатов: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ; НПИ «Учебная техника и технологии ЮУрГУ». Челябинск, 2014.;
  5.  Эрдеди А.А.,  Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учебное пособие – 12-е изд. стереотип.- М.: Академия, 2011.- 320.- (среднее профессиональное образование)
  6. В.И. Сетков Сборник задач по технической механике. – М.:   Издательский центр « Академия», 2013 – 240с.

Дополнительные источники:

  1. В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий.-М: Форум – ИНФРА- М, 2002.
  2. А.И. Аркуша . Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2002.
  3.   А.И. Аркуша . Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2002.

 Интернет-ресурсы

 Основы технической механики, http://www.ostemex.ru/index.php?do=feedback

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений

Проверка выполнения практической работы №4, задания в тестовой форме. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

определять аналитическими и графическими способами усилия опорные реакции балок, ферм, рам

 Проверка выполнения практической работы №2. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

определять усилия в стержнях ферм

Проверка выполнения практической работы №1, №7. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.

 Проверка выполнения практической работы №3, №5. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

Знать:

законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты

Проверка знаний в тестовой форме

определение направлений реакций связей

Контрольная работа

определение момента силы относительно точки, его свойства

Контрольная работа

типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам

Проверка выполнения практической работы №6. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой

Оценка выполнения лабораторной работы №2, №3 Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

моменты инерций простых сечений элементов

Контрольная работа. Оценка выполнения лабораторной работы №1

Экзамен