МДК 04.01. Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.
материал

Павленко Екатерина Васильевна

Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.

Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по МДК 04.01. Ремонт и содержание автомобильных дорог  и аэродромов.

В данном документе представлено задание по теме, план темы, а также материал для выполнения задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_3.9.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ

1. Изучить тему 3.9.

2. Законспектировать в соответствии с планом темы.

3. Ответить на контрольные вопросы, помещенные в конце материала

4. Выполнить практическую работу: ознакомиться с нормативной базой и документацией, касающейся охраны природных ресурсов и землепользования, снижения транспортного шума и загазованности, используя приведенные ниже ссылки, а также другие интернет-ресурсы:

https://students-library.com/library/read/19896-osnovnye-pravovye-prirodoohrannye-dokumenty-rossijskoj-federacii

http://isgod.ru/posts.php?id=95

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70186554/

Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог

  1. Задачи служб ремонта и содержания автомобильных дорог в осуществлении мониторинга экологической безопасности.
  2. Организация работ по охране природных ресурсов и землепользованию.
  3.  Мероприятия по снижению транспортного шума и загазованности.
  4. Противоэрозионное озеленение. Агрессивные свойства хлоридов.

20.2. Охрана природы при эксплуатации дорог

Охрана природной среды при выполнении ремонта и содержании дорог. Важная задача дорожной службы — охрана природной среды при эксплуатации дорог, подразделяется на две части: первая включает в себя комплекс мер, принимаемых для защиты природной среды от отрицательного воздействия автомобилей, вторая — меры по защите природной среды от отрицательного влияния самой дороги и от работ по ее ремонту и содержанию, от деятельности дорожных производственных предприятий. Под окружающей средой в данном случае понимается природный комплекс, включающий в себя воздушный и водный бассейны, почвы, ландшафт, сельскохозяйственные угодья, растительность (флору) и животный мир (фауну).

Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы автомобилей, содержащие бензо(а)пирен и свинец.

Чтобы снизить степень загрязнения придорожной зоны соединениями свинца и уменьшить ширину зоны, в пределах которой содержание свинца в почве и растительности превышает допустимые концентрации, создают зеленые полосы не менее чем из двух рядов кустарника и двух-трех рядов деревьев; ширина зеленых полос не менее 5 м, высота — не менее 6 м. Расстояние от бровки земляного полотна до границы посадки определяется условиями снегозаносимости дороги. Дорога также оказывает воздействие на природную среду: химическое — испарение легколетучих токсических веществ из покрытий, обработанных вяжущими; физическое — образование пыли. Дорога нарушает ландшафт при недостаточно обоснованном трассировании.

Хлориды, применяемые при борьбе с зимней скользкостью, негативно влияют на растительность, почву, воздушную среду. Производство ремонтно-строительных работ сопровождается образованием пыли, шумом, токсическим выбросом дорожными машинами и автомобилями отработавших газов, выделением токсических веществ от применяемых вяжущих. В местах стоянок грузовых транспортных средств почва загрязняется отработанными маслами, а территория у автопавильонов, мест стоянки пассажирского транспорта — различными отходами.

Нарушение окружающей среды происходит вследствие создания в придорожной полосе производственных предприятий дорожной службы: битумных баз, асфальто- и цементобетонных заводов, карьеров, камнедробильных цехов.

Наличие пыли на дорогах низших категорий сокращает видимость до 50 м. Длина пыльного шлейфа может быть 20...200 м. Пыль адсорбирует химические элементы, содержащиеся в воздухе от выброса отработавших газов транспортными средствами. Сочетание такой смеси может вызвать заболевания людей и животных.

По данным исследований, на расстоянии 25 м от дороги концентрация пыли на сельскохозяйственных культурах колеблется в пределах 1... 5 г/м2 площади, что приводит к уменьшению урожайности в 2 — 3 раза. Поэтому при эксплуатации дорог одна из главных задач — регулярная очистка дорог и мойка усовершенствованных покрытий. На дорогах с переходными и низшими типами покрытий необходимо систематическое обеспыливание.

Строительство автомобильной дороги может нарушить естественные пути миграции животных и насекомых. Чтобы обеспечить свободное передвижение животных через дорогу, в местах их обитания устраивают проходы или используют скотопрогоны и трубы большого диаметра, ограждения в виде сетки, которые предотвращают выход животных на дорогу и направляют их к проходу.

Снижение транспортного шума и загазованности. Производственный шум от автомобильного движения и дорожных факторов — постоянно действующий и трудноустраняемый фактор. Внутренний шум испытывают водители автомобилей и дорожных машин, рабочие асфальтобетонных заводов, карьеров и других производственных предприятий, внешний — люди и животные, находящиеся за пределами источников шума.

Шум оценивают уровнем силы, громкостью звука, давлением и частотой. Чем выше частота, тем опаснее становится воздействие шума на нервную систему человека. В современных грузовых автомобилях внутренний уровень звукового давления составляет 50... 100 дБ при движении по асфальтобетонному покрытию со скоростью 50...60 км/ч, что превышает допустимые уровни. С увеличением скорости или при движении по неровным покрытиям шум возрастает; особенно сила звука возрастает при движении автомобилей на переломах продольного профиля, разгоне с места. Автобусы на подъемах и спусках развивают уровень звукового давления до 100 дБ. Внешний уровень шума в дополнение к внутреннему зависит от скорости автомобиля, ровности покрытия и крупности зерен микропрофиля (рис. 20.4).

Ровность также влияет на уровень шума. По предварительным данным, повышение равности покрытий может снизить уровень шума на 2,5... 3 дБ, устранение весенней ямочности — на 4... 5 дБ. В местах производства работ уровень шума достигает от экскаваторов — 120 дБ, бульдозеров и автогрейдеров — 110... 120 дБ, кранов и дизель-молотов — 130 дБ, тракторов — 100... 120 дБ.

Снизить уровень шума на 3...6 дБ можно за счет повышения ровности, снижения крупности зерен микропрофиля покрытий, обеспечения поверхностного стока, добавкой резиновой крошки для эластичности в асфальтобетонные смеси. В пределах жилой зоны рекомендуются покрытия из мелкозернистого асфальтобетона, а для поверхностных обработок — щебень фракций не крупнее 10 мм. Если уровень шума выше допустимых пределов не более чем на 3 дБ, его можно снизить средствами организации движения: снижением скорости, уменьшением задержек на пересечениях, обеспечением постоянной скорости автомобилей без

Рис. 20.4. Зависимость уровня шума от скорости движения, крупности зерен микропрофиля (качества покрытия)

переключения передач и т.д. Снижение средней скорости на 10 и 20 км/ч приводит к уменьшению уровня звука соответственно на 1,5 и 3,5 дБ.

Для снижения уровня шума в пределах населенных пунктов устраивают шумозащитные барьеры, грунтовые валы и зеленые насаждения.

Основные мероприятия, снижающие загазованность автомобильных дорог:

  • снижение продольного уклона (для уменьшения выбросов автомобилей);
  • поддержание проезжей части в чистоте;
  • регулирование скорости;
  • устройство газозащитных полос зеленых насаждений и др.

Минимальные объемы выбросов происходят при равномерной

скорости движения на прямой передаче. При разгоне выброс оксида углерода увеличивается на 40 %, а углеводородов — в 2 раза; при замедлении выброс углеводородов возрастает в 3 —10 раз. Снижение загазованности достигается повышением пропускной способности и улучшением геометрических элементов дорог, что обеспечивает равномерную скорость.

Противоэрозионное озеленение. Откосы насыпей и водоотводных канав, склоны оврагов и балок в полосе отвода подвержены водной и ветровой эрозии. Одно из основных мероприятий, предупреждающих эрозионные процессы, — озеленение склонов долин, балок и оврагов; его проводят в целях защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва непосредственно водными потоками, размыва и разрушения селевыми потоками, а также борьбы с оползнями. Противоэрозионные и противооползневые насаждения создают по специально разработанному проекту.

Приовражные лесные полосы размещают вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30...50 м. Ширину таких полос принимают в пределах 20...50 м, учитывая изрезанность ложбинами и промоинами прилегающих склонов, а также общий характер рельефа местности в отношении направления и концентрации поверхностного стока.

Противоэрозионное озеленение оврагов, склонов долин и балок следует сочетать с простейшими гидротехническими сооружениями: обвалованием для отвода стока от размываемых вершин, устройством водосбросных лотков, запруд и т.д. В этом случае в степной зоне ширина противоэрозионных лесных полос может составлять 6... 12 м, в лесостепной — 7,5... 12,5 м.

Для защиты от размыва откосов дамб и насыпей на затопляемых поймах рек высаживают преимущественно местные кустарники и древовидные ивы, размещая их полосами вдоль откосов в пределах высшего и низшего уровней воды.

Контрольные вопросы

  1. Какие здания и сооружения входят в состав дороги и как их размещают?
  2. В чем заключается охрана окружающей среды при эксплуатации дорог?

В чем заключается борьба с транспортным шумом и загазованностью на дорогах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Дороги справедливо называют «кровеносными артериями городов», ведь они являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит эконом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ.02. «УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Специальность 08.02.05.Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля ПМ 02. «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (для всех форм обучения), 2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 08....

«Методические указания к практическим работам в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика» для студентов специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

Методические указания предназначены для студентов, выполняющих практические работы в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика», обучающихся по специальности 08.02.05 «Стро...