МДК 04.01. Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.
материал
Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.
Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по МДК 04.01. Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.
В данном документе представлено задание по теме, план темы, а также материал для выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ
1. Изучить тему 3.9.
2. Законспектировать в соответствии с планом темы.
3. Ответить на контрольные вопросы, помещенные в конце материала
4. Выполнить практическую работу: ознакомиться с нормативной базой и документацией, касающейся охраны природных ресурсов и землепользования, снижения транспортного шума и загазованности, используя приведенные ниже ссылки, а также другие интернет-ресурсы:
http://isgod.ru/posts.php?id=95
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70186554/
Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог
- Задачи служб ремонта и содержания автомобильных дорог в осуществлении мониторинга экологической безопасности.
- Организация работ по охране природных ресурсов и землепользованию.
- Мероприятия по снижению транспортного шума и загазованности.
- Противоэрозионное озеленение. Агрессивные свойства хлоридов.
20.2. Охрана природы при эксплуатации дорог
Охрана природной среды при выполнении ремонта и содержании дорог. Важная задача дорожной службы — охрана природной среды при эксплуатации дорог, подразделяется на две части: первая включает в себя комплекс мер, принимаемых для защиты природной среды от отрицательного воздействия автомобилей, вторая — меры по защите природной среды от отрицательного влияния самой дороги и от работ по ее ремонту и содержанию, от деятельности дорожных производственных предприятий. Под окружающей средой в данном случае понимается природный комплекс, включающий в себя воздушный и водный бассейны, почвы, ландшафт, сельскохозяйственные угодья, растительность (флору) и животный мир (фауну).
Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы автомобилей, содержащие бензо(а)пирен и свинец.
Чтобы снизить степень загрязнения придорожной зоны соединениями свинца и уменьшить ширину зоны, в пределах которой содержание свинца в почве и растительности превышает допустимые концентрации, создают зеленые полосы не менее чем из двух рядов кустарника и двух-трех рядов деревьев; ширина зеленых полос не менее 5 м, высота — не менее 6 м. Расстояние от бровки земляного полотна до границы посадки определяется условиями снегозаносимости дороги. Дорога также оказывает воздействие на природную среду: химическое — испарение легколетучих токсических веществ из покрытий, обработанных вяжущими; физическое — образование пыли. Дорога нарушает ландшафт при недостаточно обоснованном трассировании.
Хлориды, применяемые при борьбе с зимней скользкостью, негативно влияют на растительность, почву, воздушную среду. Производство ремонтно-строительных работ сопровождается образованием пыли, шумом, токсическим выбросом дорожными машинами и автомобилями отработавших газов, выделением токсических веществ от применяемых вяжущих. В местах стоянок грузовых транспортных средств почва загрязняется отработанными маслами, а территория у автопавильонов, мест стоянки пассажирского транспорта — различными отходами.
Нарушение окружающей среды происходит вследствие создания в придорожной полосе производственных предприятий дорожной службы: битумных баз, асфальто- и цементобетонных заводов, карьеров, камнедробильных цехов.
Наличие пыли на дорогах низших категорий сокращает видимость до 50 м. Длина пыльного шлейфа может быть 20...200 м. Пыль адсорбирует химические элементы, содержащиеся в воздухе от выброса отработавших газов транспортными средствами. Сочетание такой смеси может вызвать заболевания людей и животных.
По данным исследований, на расстоянии 25 м от дороги концентрация пыли на сельскохозяйственных культурах колеблется в пределах 1... 5 г/м2 площади, что приводит к уменьшению урожайности в 2 — 3 раза. Поэтому при эксплуатации дорог одна из главных задач — регулярная очистка дорог и мойка усовершенствованных покрытий. На дорогах с переходными и низшими типами покрытий необходимо систематическое обеспыливание.
Строительство автомобильной дороги может нарушить естественные пути миграции животных и насекомых. Чтобы обеспечить свободное передвижение животных через дорогу, в местах их обитания устраивают проходы или используют скотопрогоны и трубы большого диаметра, ограждения в виде сетки, которые предотвращают выход животных на дорогу и направляют их к проходу.
Снижение транспортного шума и загазованности. Производственный шум от автомобильного движения и дорожных факторов — постоянно действующий и трудноустраняемый фактор. Внутренний шум испытывают водители автомобилей и дорожных машин, рабочие асфальтобетонных заводов, карьеров и других производственных предприятий, внешний — люди и животные, находящиеся за пределами источников шума.
Шум оценивают уровнем силы, громкостью звука, давлением и частотой. Чем выше частота, тем опаснее становится воздействие шума на нервную систему человека. В современных грузовых автомобилях внутренний уровень звукового давления составляет 50... 100 дБ при движении по асфальтобетонному покрытию со скоростью 50...60 км/ч, что превышает допустимые уровни. С увеличением скорости или при движении по неровным покрытиям шум возрастает; особенно сила звука возрастает при движении автомобилей на переломах продольного профиля, разгоне с места. Автобусы на подъемах и спусках развивают уровень звукового давления до 100 дБ. Внешний уровень шума в дополнение к внутреннему зависит от скорости автомобиля, ровности покрытия и крупности зерен микропрофиля (рис. 20.4).
Ровность также влияет на уровень шума. По предварительным данным, повышение равности покрытий может снизить уровень шума на 2,5... 3 дБ, устранение весенней ямочности — на 4... 5 дБ. В местах производства работ уровень шума достигает от экскаваторов — 120 дБ, бульдозеров и автогрейдеров — 110... 120 дБ, кранов и дизель-молотов — 130 дБ, тракторов — 100... 120 дБ.
Снизить уровень шума на 3...6 дБ можно за счет повышения ровности, снижения крупности зерен микропрофиля покрытий, обеспечения поверхностного стока, добавкой резиновой крошки для эластичности в асфальтобетонные смеси. В пределах жилой зоны рекомендуются покрытия из мелкозернистого асфальтобетона, а для поверхностных обработок — щебень фракций не крупнее 10 мм. Если уровень шума выше допустимых пределов не более чем на 3 дБ, его можно снизить средствами организации движения: снижением скорости, уменьшением задержек на пересечениях, обеспечением постоянной скорости автомобилей без
Рис. 20.4. Зависимость уровня шума от скорости движения, крупности зерен микропрофиля (качества покрытия)
переключения передач и т.д. Снижение средней скорости на 10 и 20 км/ч приводит к уменьшению уровня звука соответственно на 1,5 и 3,5 дБ.
Для снижения уровня шума в пределах населенных пунктов устраивают шумозащитные барьеры, грунтовые валы и зеленые насаждения.
Основные мероприятия, снижающие загазованность автомобильных дорог:
- снижение продольного уклона (для уменьшения выбросов автомобилей);
- поддержание проезжей части в чистоте;
- регулирование скорости;
- устройство газозащитных полос зеленых насаждений и др.
Минимальные объемы выбросов происходят при равномерной
скорости движения на прямой передаче. При разгоне выброс оксида углерода увеличивается на 40 %, а углеводородов — в 2 раза; при замедлении выброс углеводородов возрастает в 3 —10 раз. Снижение загазованности достигается повышением пропускной способности и улучшением геометрических элементов дорог, что обеспечивает равномерную скорость.
Противоэрозионное озеленение. Откосы насыпей и водоотводных канав, склоны оврагов и балок в полосе отвода подвержены водной и ветровой эрозии. Одно из основных мероприятий, предупреждающих эрозионные процессы, — озеленение склонов долин, балок и оврагов; его проводят в целях защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва непосредственно водными потоками, размыва и разрушения селевыми потоками, а также борьбы с оползнями. Противоэрозионные и противооползневые насаждения создают по специально разработанному проекту.
Приовражные лесные полосы размещают вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30...50 м. Ширину таких полос принимают в пределах 20...50 м, учитывая изрезанность ложбинами и промоинами прилегающих склонов, а также общий характер рельефа местности в отношении направления и концентрации поверхностного стока.
Противоэрозионное озеленение оврагов, склонов долин и балок следует сочетать с простейшими гидротехническими сооружениями: обвалованием для отвода стока от размываемых вершин, устройством водосбросных лотков, запруд и т.д. В этом случае в степной зоне ширина противоэрозионных лесных полос может составлять 6... 12 м, в лесостепной — 7,5... 12,5 м.
Для защиты от размыва откосов дамб и насыпей на затопляемых поймах рек высаживают преимущественно местные кустарники и древовидные ивы, размещая их полосами вдоль откосов в пределах высшего и низшего уровней воды.
Контрольные вопросы
- Какие здания и сооружения входят в состав дороги и как их размещают?
- В чем заключается охрана окружающей среды при эксплуатации дорог?
В чем заключается борьба с транспортным шумом и загазованностью на дорогах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701940-1446622896.jpg)
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Дороги справедливо называют «кровеносными артериями городов», ведь они являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит эконом...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-766277-1457600045.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824424-1475491666.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эксплуатация автомобильных дорог» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.01
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013255-1518959957.jpg)
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ.02. «УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Специальность 08.02.05.Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля ПМ 02. «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357759-1635174353.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357759-1635174353.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (для всех форм обучения), 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 08....
«Методические указания к практическим работам в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика» для студентов специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих практические работы в программе AutoCAD по дисциплине «Инженерная графика», обучающихся по специальности 08.02.05 «Стро...