Решение ситуационных задач «Ситуационные задачи в организационно - экономическом управлении при изучении ПМ. 03 Организация деятельно-сти структурных подразделений при выполнении строи-тельно – монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и с
методическая разработка

Шаркова Клавдия Андреевна

    К числу  методов,  средств и  приемов,  способствующих  эффективному освоению навыков профессиональной деятельности техников  строительного  профиля, можно  отнести   методы  активного  обучения, в частности, игровые  занятия.

    Игровые  занятия  существенно влияют на формирование качеств, современного, конкурентоспособного   специалиста, необходимого на рынке труда. 

    спешно участвовать    в таких занятиях,  особенно в деловых играх, может лишь студент, хорошо овладевший общепрофессиональными   дисциплинами  и  профессиональными модулями, а в процессе деловых  игр, конкурсов  он отрабатывает  практические умения и  навыки,  у него развивается самостоятельное мышление,  проявляются и формируются организаторские способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_konkurs.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

Конкурс

 Решение ситуационных задач

 «Ситуационные задачи в организационно -  экономическом управлении при  изучении ПМ. 03 Организация деятельности структурных подразделений  при выполнении строительно – монтажных работ, эксплуатации  и реконструкции зданий и сооружений»

Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Разработала:                                                                                         К.А.  Шаркова

Рыльск   2019

Введение

Быстрые  изменения в экономике диктуют  необходимость  быстрого  реагирования образования на  изменяющиеся  потребности. Компетентный   специалист,  гармоничная  личность – это конечный результат  образовательной деятельности.

В условиях рыночной  экономики  интенсивное проникновение  науки в производство  увеличивает  сложность управления  –   это делает чрезвычайно актуальным вопрос  о готовности  выпускников  успешно трудиться  в  современных  условиях     и  обладать  глубокими знаниями в своей области,  но  и  повседневно проявлять  инициативу  и  предприимчивость.  Эти  весьма важные черты должны быть выработаны у будущего специалиста еще  в  студенческие годы.

В учебном процессе  необходимо  использовать весь арсенал методических  средств и методов,  оптимально влияющих на формирование компетентностного специалиста и осуществлять  поиск   новых инновационных технологий и приемов,    интенсифицирующих  профессиональное обучение.  Это  позволит  сократить  период адаптации выпускника на производстве, то есть дает  возможность  принимать  наиболее экономичные     проектные и производственные  решения, обеспечивать   деятельность  структурных  подразделений  при выполнении производственных задач,  наиболее  эффективно осуществлять процесс руководства  коллективом.  

К числу  методов,  средств и  приемов,  способствующих  эффективному освоению навыков профессиональной деятельности техников  строительного  профиля, можно  отнести   методы  активного  обучения, в частности, игровые  занятия.

Игровые  занятия  существенно влияют на формирование качеств, современного, конкурентоспособного   специалиста, необходимого на рынке труда.  

Успешно участвовать    в таких занятиях,  особенно в деловых играх, может лишь студент, хорошо овладевший общепрофессиональными   дисциплинами  и  профессиональными модулями, а в процессе деловых  игр, конкурсов  он отрабатывает  практические умения и  навыки,  у него развивается самостоятельное мышление,  проявляются и формируются организаторские способности.

Какие же  задачи  решаются  с помощью  игровых занятий,  какие  достигаются  результаты?

Прежде  всего,  следует отметить существенное приближение обучения к условиям, в которых будущему специалисту придется работать, и  обеспечение комплексности знаний у студента.

Хороши  игровые  занятия и тем,  что несут в себе  элементы контроля:  неподготовленность  к  занятию  хотя  бы одного студента  влечет за собой   снижение  эффективности этого  занятия для  всей группы.   Коллективная  ответственность существенно  усиливает  контроль.

В  процессе  игровых занятий рельефно  проявляются  принципы  соревнования за совершенствование подготовки  будущих  специалистов,  повышение  качества знаний.  Естественной  становится  взаимопомощь, так как  от совместных усилий  участников  во многом  зависят  результаты всего игрового  занятия.  Развиваются   творческие  способности  студентов, связанные  с  поиском  ранее неизвестных  решений и методов, усиливается  взаимодействие между членами  коллектива.  Одновременно -  и это тоже немаловажно  - становится ясным, на  что способен в реальной  производственной обстановке тот  или иной студент.

Игровые  занятия –  это,   по сути,  комплекс методов, включающий  не только  деловые игры,  но и  имитационные  упражнения,  анализ конкретных ситуаций,  разыгрывание ролей,  игровое  проектирование.   Все вышеперечисленные  формы  активного  обучения, в  равной мере  необходимы  для  совершенствования учебного процесса,   что   находит свое место при изучении  общепрофессиональных дисциплин   и профессиональных  модулей.

Конкурс

 Решение ситуационных задач

  «Ситуационные задачи в организационно -  экономическом управлении при  изучении ПМ. 03  «Организация деятельности структурных подразделений  при выполнении строительно-монтажных работ эксплуатации  и реконструкции  зданий и

сооружений».

Наиболее сложными,  не имеющими  стандартных решений, являются отношения в процессе управления между руководителем и подчиненными.  Для  решения подобных задач требуются не только экономические и технические  знания, но и определенный жизненный опыт.

Однако  и в подобных случаях,  в результате решения  ситуационных проблем, могут   быть  приобретены  определенные навыки и правила анализа фактического  материала, отбора и использования информации,  обоснование  и принятие решения.   Рассматриваемые задачи можно условно отнести к задачам  по этике управления.

Они включают  введение в задачу, перечень вариантов решения,  проверку обоснованности  решения.

Решение данной группы  ситуационных задач разделяется на этапы.

Цели конкурса.

Дидактическая цель.

 – Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, понимание ответственности за результаты своего труда.

- Побудить студентов к осознанию необходимости к самостоятельному и коллективному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.

- Совершенствование навыков реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, совершенствование навыков коллективной работы.

- Формирование ключевых компетенций. Подготовка к профессиональной деятельности.

Развивающая цель.

- Развитие творческих способностей, логического мышления, смекалки, быстрой реализации, выделять существенные признаки и свойства.

- Развитие умение слушать, говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать обобщающие выводы.

- Развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитательная цель.

- Стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.

- Стремится воспитывать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело.

- Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями, бережно относится друг к другу.  

  1. Введение в  задачу, осуществляемое преподавателем.

Участники  конкурса – студенты  третьего  курса,  изучившие   ПМ. 03  «Организация деятельности структурных подразделений  при выполнении строительно-монтажных работ эксплуатации  и реконструкции  зданий и сооружений»,

получившие,  определенный  опыт в подготовке и принятии управленческих решений.

Руководителем конкурса  является  преподаватель, который  знакомит студентов с содержанием  и   условиями конкурса, осуществляет  контроль игрового  режима и координацию  деятельности   участников конкурса, консультирует арбитраж.

Важнейшая  функция  руководителя -  организация   активной   работы   всех  участников конкурса.

Арбитраж – состоит из 1-2 участников конкурса. Основные функции  арбитража: выдача  участникам  игры исходных данных, проверка и фиксирование  результатов  игры на каждом этапе;  обработка результатов конкурса  и представление их  в  удобном   виде для  подведения итогов;  решение всех спорных вопросов, дает консультации  по выполнению  ситуаций и  пояснения, связанные с  правилами конкурса.

Студенческая   группа  разбивается на 2 команды по 4-5 участников.

Лидер  выбирается из  числа  команды,  изучает исходные данные,  организует работу  в команде  по  подготовке   решения   студентами с   обоснованием  вариантов и  рекомендаций,  взаимодействует с арбитражем,  участвует в дискуссии   принятия  решения,  обсуждении  решения  и заключении.

  1. Правила  и последовательность   проведения конкурса.

Вначале студенты знакомятся с общей схемой конкурса,   ее  условиями и  задачами,  функциями и  обязанностями   участников.

К началу конкурса   готовятся  все необходимые для нее материалы.

  • Ноутбук  и проектор для демонстрации ситуации, проверки обоснованности решения.
  • Карточки с ситуационными задачами.
  • Ведомость  учета  баллов, набранных  участниками конкурса.
  • Каждая  команда располагается   обособленно  друг от друга.

  1. Подготовка   решения  обучающимися с обоснованием вариантов и   рекомендациями.

На этом этапе  представитель  арбитража выдает участникам конкурса  исходные данные,  которые одинаковы для всех команд.

Исходные данные.

- Конкретные  ситуации, приближенные к производственным условиям.

- Перечень вариантов  решения для сопоставления с решением,  принимаемым  обучающимся в учебной ситуации на основе ее анализа с решением опытного руководителя.

- Проверка   обоснованности   решения.  Обоснование решения.

- Шкала  штрафов за ошибки,  неточности и задержки во времени  при рассмотрении  ситуации.

Введение  в задачу осуществляет руководитель конкурса.   Команды  изучают ситуации,  уточняют  все неясные вопросы в арбитраже  или руководителя

конкурса. После  ознакомления с исходными данными и обсуждения всех аспектов   конкурса (каждая  команда проводит обсуждение самостоятельно),  производится подготовка решения с обоснованием вариантов.

Каждый участник команды  выполняет подготовку своего  решения   ситуации  с обоснованием  вариантов решения. Лидер команды организует  и проводит  разбор и обсуждение каждого варианта ситуации.

  1. Дискуссия  и  принятие  решения, включающее  определение  проблемы, обсуждение решения и заключения.

Участники команды  вырабатывают  в результате дискуссии  решение  ситуации данной  командой  и передают свое решение смежной команде.

Смежная  команда  выполняет  проверку и  анализ  работы первой команды.

При  наличии  ошибок, команда,  допускающая их,  штрафуется в

 соответствие  со шкалой  штрафов.  Все  штрафы   идут  в премиальный фонд  команды,  налагающей взыскания.  Обнаруженные  ошибки  должны быть устранены.  После  этого  арбитраж   проверяет  решение  ситуации  любой  команды. При  обнаружении ошибок  арбитраж  может  наложить   штрафы  на  проверяющую  команду,   а не на команду исполнителя.

  1. Разбор  решений,  обсуждения.

На   данном   этапе каждый  лидер команды  докладывает  о работе своей  команды, отвечает на вопросы участников и  руководителя  конкурса  а так же  арбитража.  Последний  -  оценивает   деятельность каждой команды.

Затем  проводится   обсуждение решений, принятых каждой командой.

Каждому участнику конкурса  предоставляется большие возможности проявить свои  знания по  решению  ситуационных задач в   управлении.  При подготовке решения    с  обоснованием  вариантов и рекомендаций,  при  обсуждении   результатов,  полученных всеми командами,  при обсуждении  индивидуальных точек зрения членов  команды возникает  коллективное мнение  команды,  а затем коллективные  точки зрения каждой команды  анализируются  при  обсуждении  игры   всей  студенческой  группой.

В результате  дискуссии,  разбора и анализа каждая команда  обосновывает решение  ситуации и проектирует  его  на экран.  Решение ситуаций сверяется с проверкой обоснованности  решения.

  1. Учет и анализ  результатов.

Арбитраж представляет   руководителю    обработанные результаты  конкурса, на основе которых руководитель проводит разбор  и анализ,  комментирует решение команд.

                              Стимулирование  участников конкурса.

Число вариантов  решения по каждой  ситуации от 3 до 5.  Каждая  команда,  предложившая  такое число вариантов решения,  получает  поощрительный  балл.  Команда,   не  подготовившая   такое  число  решений,    получает штраф в  размере 1 балла за  каждое  не  подготовленное решение. Величина  штрафов  за ошибку и неточности,  допускаемые участниками  игры – 0,5 балла за каждую неточность.  За скорость  решения  ситуации команда получает  премиальные баллы,  из которых   складывается   премиальный  фонд  команды.

 

Инструкция   участникам   конкурса.

   1. На  этапе подготовке к игре  необходимо:

- ознакомиться   с целями,   задачами   и  схемой конкурса;

-  изучить инструкции,  функции, формы   участников   конкурса.

 2. На этапе изучения исходных материалов необходимо:

- изучить  исходные данные;

- уточнить  с руководителем конкурса  или арбитражем неясные вопросы.

   3. На этапе подготовки решения,   обоснования вариантов и   выработке  рекомендаций:

- разработка  решений  предложенных  ситуаций;

- разработка  и  обоснование вариантов решения;

- участие  в дискуссии по  выработке  решения  проблемы  в  команде;

- выполнение    проверки  и анализ  работы смежной команды.

    4. На  этапе разбор решений,  обсуждение.

 - Доклад   о деятельности  своей  команды.

- Участие   в обсуждении решений принятых каждой командой.

   5. На  этапе учета и анализа результатов.

- Дополнение   комментариев   и выводы   руководителя  конкурса.  Либо  высказывают  свое  несогласие,  обосновывая  свою точку зрения  по  дискутируемым вопросам.

 Инструкция   арбитражу.

   1. На  этапе подготовке к конкурса:

- Глубоко изучает все особенности конкурса так  как,  по сути, является управляющим  и контролирующим органом в  процессе конкурса.

       2. На  этапе  учета и анализа результатов конкурса :

- представляет  руководителю конкурса  данные   для подведения  итогов;

- дополняет или уточняет комментарии и выводы руководителя  конкурса.

   Деятельность  руководителя.

   1. На этапе  подготовке к конкурсу:

- знакомит  студентов с содержанием  конкурса;

- информирует участников конкурса о подготовке необходимых  материалов для ведения  конкурса.

   2. На этапе изучения исходных данных:

- контролирует  правильность арбитража при выдаче ситуационных задач;

- консультирует арбитраж;

- отвечает на неясные вопросы  участников конкурса.

   3. На этапе подготовки решения,   обоснования    вариантов  и рекомендаций:

- осуществляет  контроль игрового режима;

- активизирует работу   всех участников конкурса;

- участвует в  обсуждении  решений, принятых  каждой командой;

- реагирует на спорные или неправильные высказывания,  стремясь  во всех случаях вызвать на них  правильную реакцию  слушателей;

- направляет  дискуссию на обсуждение тех вопросов, которые  считает важными,  приводит аудиторию к желательным   заключениям.

    4. На этапе  учета и анализа результатов конкурса:

- проводит разбор и анализ конкурса,  комментирует  решения команды, совместно с  арбитражем  оценивает качество проведения конкурса, делает выводы.

 5. Проведение конкурса    «Ситуационные задачи в организационно -  экономическом управлении при  изучении ПМ. 03  «Организация деятельности структурных подразделений  при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации  и реконструкции  зданий и

сооружений».

  Руководитель сообщает цели конкурса.  В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в условиях рыночной экономики. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления. Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ.   

Руководителем конкурса  знакомит студентов с содержанием  и   условиями конкурса, осуществляет  контроль игрового  режима и координацию  деятельности   участников конкурса, консультирует арбитраж.

Арбитраж подготавливает  и  выдает исходные данные  ситуационной задачи,

отвечает на вопросы участникам. В ходе решения и  обоснования ситуационных задач арбитраж контролирует соблюдение  игрового режима,  фиксирует игру  каждой команды  и отдельных   исполнителей, обрабатывает результаты конкурса по всем этапам, характеризует деятельность участников игры и формулирует общие замечания.

На решение одной ситуации отводится 10 минут. Команды садятся за столы, болельщики находятся на местах в аудитории. Ситуационные производственные задачи решаются коллективно в команде.

                                                     

Задания для команды №1

С И Т У А Ц И Я  № 1.

Вы  работаете  с  недавнего  времени  прорабом.  Проходя  по объекту, Вы  видите на строительной площадке нескольких  оживленно беседующих  рабочих.  Проходя  через 20 минут в прорабскую, Вы  вновь  наблюдаете ту же  картину.

Как  Вы  будете  действовать?

  1. Попробую прекратить разговор. Предупрежу о недопустимости  такого поведения.
  2. Пройду мимо беседующих рабочих,  а затем вызову мастера и  выражу свое недовольство.
  3.   Пойду к рабочим и запишу их фамилии,  объявлю замечание по  участку в приказе.  Предупрежу о более  строгом  наказании при  повторном нарушении.
  4. Сделаю  рабочим замечание и предложу  немедленно вернуться на рабочие места.
  5. Подойду к беседующим и постараюсь выяснить,  о чем  они говорят,  какой работой занята   их  бригада,   какова  загрузка в данный момент. Вызову мастера для выяснения положения  с работой в бригаде и только после этого  буду принимать  решение.

Проверка  обоснованности  решения.

  1. Не стоит сразу делать внушение. Может  быть,  следует  выяснить  причину простоя?
  2. Такое действие доступно. Но  нужно быть уверенным в его  обоснованности.  Ведь   мастер  может знать об уходе рабочих с рабочих мест.
  3. А  следует ли прорабу знакомиться   с    рабочими  в такой  неблагоприятной  обстановке,   записывать их  фамилии?
  4. Пожалуй,  такое  решение может быть  правильным, но   замечание делать не следует.  Необходимо сначала  выяснить причину простоя.

С И Т У А Ц И Я  №  2.

Вы  -  прораб участка. Один из рабочих на объекте,  будучи в нетрезвом состоянии,  сломал  дорогостоящую  оснастку.  Пытаясь  отремонтировать ее,   другой рабочий получил  травму.  Об  этом сообщил  Вам  мастер.

Что Вы  ответите  ему?

  1. Составить  акт поломки  оборудования.  Завтра доложите.
  2. Без меня  ничего  не  предпринимайте. Я сейчас приеду и на месте разберусь во всем.
  3. Действуйте, как  сочтете   необходимым. А завтра я разберусь.
  4. Потребую вызвать скорую помощь к пострадавшему,  а все документы о случившемся  оформить  потом,  доложить о  состоянии пострадавшего.
  5. Действуйте согласно инструкции.

ПРОВЕРКА  ОБОСНОВАННОСТИ   РЕШЕНИЯ

  1. Верно, но только юридически.  А  как же со здоровьем рабочего?
  2. Вы считаете,  что мастер не знает как поступить в данной ситуации?
  3. Это легкомысленный ответ. Мастер ждал от Вас  не только указаний, но  и моральной поддержки.
  4. Правильный ответ.  Однако о состоянии акта  экспертизы и акта о поломке оборудования следует сказать  после того,  как  мастер   сообщит  Вам,  что пострадавший находится в больнице.
  5. Вероятно,  мастер забыл пункты  этой инструкции,  а рабочему до  сих   пор  не  оказана медицинская помощь.

С И Т У А Ц И Я №  3.

Вы  - начальник  участка.

На 8 часов 30 минут Вы  вызвали  «подчиненного»  для беседы по поводу его частичных опозданий на работу. Совершенно неожиданно  в это утро Вы сами  допустили опоздание и появились в организации в 8 часов 50 минут. Подчиненный ждет Вас.

Как  бы Вы начали беседу с ожидающим Вас подчиненным?

  1. Сразу же начну беседу  с подчиненным.  Потребую  от него  объяснения по  поводу опоздания.
  2. Оправдаюсь   перед  подчиненным за свое опоздание, а  потом начну беседу.
  3. Отменю   беседу,  перенесу  ее   на  более удобный для  меня момент.
  4. Попрошу  извинения и спокойно начну беседу.  В случае  необходимости объясню, почему опоздал сам.
  5. Попрошу  извинения,  использую свое опоздание для обоснования  замечания.  В беседе с подчиненным покажу, что можно было бы ожидать от моей работы,  если  бы я опаздывал так же как и он.

ПРОВЕРКА   ОБОСНОВАННОСТИ   РЕШЕНИЯ.

1.Воспитательный успех беседы сомнителен. Подчиненный – свидетель Вашего опоздания.

2. Если Вы  хотите пользоваться  авторитетом у подчиненного, то объяснитесь, но  никогда не оправдывайтесь перед ним.

3.Совершенно  неправильный поступок,  показывающий,   что Вы  плохой  воспитатель.

4. Правильное   решение.

5. Возможно.  Однако такой  «наглядный» пример может  вызвать  недоверие и насмешку.

 С И Т У А Ц И Я  №  4.

Вы –  начальник  участка   /прораб/.  На  вашем  участке   свободна должность  мастера и имеется три  кандидата  на нее. Этот  вопрос  требуется решить  оперативно,  так  как  завтра   нужно отдать приказ.  Кого Вы  изберете? Кандидатуры:

  1. Опытный,  не   высококвалифицированный   рабочий со среднем  техническим образованием.  Возраст  - 40 лет. В коллективе его хорошо знают. В коллективе -  он бригадир.
  2. Хорошо  зарекомендовавший   себя   инженер   ПТО отдела.  Возраст – 30 лет. Имеет желаннее  работать на Вашем  участке мастером.
  3. Предложенная  отделом кадров строительной  организации кандидатура молодого   специалиста. Возраст  -  23 года.  Окончив техникум,  3 года   работал в  организации.

ПРОВЕРКА   ОБОСНОВАННОСТИ  РЕШЕНИЯ.

  1. Рабочий  может,  не согласится,   так как у него хорошее отношение в   бригаде, хорошая   заработная  плата.
  2. Есть  ли   у  Вас уверенность  в том,  что молодой   инженер  быстро найдет контакт с коллективом рабочих  бригады и мастерами и  прорабом участка,  то это – лучшая кандидатура.
  3. Возможно, что  это   перспективное решение, но ведь  Вы  совсем  не  знаете   этого  молодого  человека.

С И Т У А Ц И Я  №  5.

Вы  - начальник  участка. Ваш  день  насыщен предвиденными и  непредвиденными  ситуациями;  естественно, что Вы  устали.  И,  тем  не  менее,  Вам  обязательно следует продумать план Вашей работы на следующий день. Когда,  в какие  часы рабочего  дня  это   целесообразно  делать?

Выбирайте   один  из  предлагающих ответов:

1.Продумать перед сном, что  проделано за  истекший день,  наметить план следующего  дня.

2. В пределах   рабочего дня  выделить один час,  в течение  которого никого  не  принимать,  не  отвечать  на телефонные  звонки – обдумать  поэтапно перспективу с учетом  текущих событий.

3. Обдумать перспективу после ухода подчиненных на своем   рабочем  месте.

ПРОВЕРКА   ОБОСНОВАННОГО  РЕШЕНИЯ.

  1. На первый взгляд,  Вы  выбрали как  будто  самое  удобное время.  Но это ошибочно, ведь   в течение дня  Ваши нервы и психика были  в достаточной  степени  загружены  решениями различных проблем. Поэтому не стоит  себя  еще больше  перегружать  перед  сном.
  2. Имеется полное право  так  поступить.  Творческое мышление -  неотделимая часть деятельности каждого руководителя. Разумеется,  наиболее  подходящее время для этого – утренние часы,  в начале рабочего дня,  после отдыха,  когда  Вы еще не устали от текущей  работы и необходимые для этого сведения,  документа  имеются  в  Вашем  распоряжение,  так  как Вы своем  рабочем  месте.  Какое  это  будет время – решите сами,  только  до  обеденного перерыва и лучше раньше.
  3. Спокойная  обстановка после рабочего дня хороша для отдыха,  но  не для  творческих размышлений.  Пожалуй,  и отдохнете Вы лучше, если перемените обстановку, в которой провели рабочий день, - это лучшее средство восстановления работоспособности.  После работы  Вы  утомлены,  лучше отложите это серьезный   вопрос  на завтра.

Задания для команды №2

С И Т У А Ц И Я  № 1.

В решении  вопросов  управление  строительным  производством немалую  роль  играют  правильный выбор  и расстановка кадров. Случается так,   что  при  назначении на   руководящую  должность,  человеку дают высокую  оценку   его  предыдущей  работы,  отмечают  принципиальность, чувство  коллективизма,  отличное  знание производства.  После   жалобы  и проверки   выясняется:

- этот  руководитель на работе  груб;  

-не  советуется с  подчиненными;  

-успехи  руководимой им  организации (участка) невелики.  

Какова  причина  таких  перемен?

Выберите из  трех  вариантов тот,  который  Вы  считаете первопричиной.

  1. Став  руководителем, человек  зазнался,  предался  самоуспокоенности.
  2. Недостаточен   уровень  специального  образования.
  3. Неспособен   работать с людьми,  управлять коллективом,  производством на  основе единоначалия.

ПРОВЕРКА    ОБОСНОВАННОГО   РЕШЕНИЯ.

  1. Бывает, что объективная и своевременная  критика  помогает  исправить  такого руководителя,  тем   более,  что на предыдущем  месте работы была дана объективная  оценка качества этого работника, следовательно,  нужно искать  более глубокие причины,  вызвавшие такие нежелательные  перемены.
  2. Руководитель  должен иметь специальные знания.  Но ведь наш  руководитель  трудился  в другой организации, то  есть  предполагается, что он  хорошо  знает строительное производство.

Однако надо уметь  руководить  коллективом.

  1. Ваш   взгляд  на проблему  совершенно правильный.    Руководитель должен обладать   такими деловыми качествами, как  умение  вести плановую   работу   на участке,  управлять производством на основе  единоначалия,  сочетая  это с  широким  привлечением коллектива  к  управлению.  

Чтобы  умело руководить,  надо  быть  не только  высококвалифицированным  инженером  и хорошим организатором, но и воспитателем  коллектива,   хорошим  руководителем.  Единство этого обеспечивает успех в работе  руководителя.

С И Т У А Ц И Я  № 2.

Вы  -  прораб.  Вам    встретился мастер и сказал,  что  рабочий    бригады пришел на работу в нетрезвом  состоянии  и  не следует его  допускать к работе. Однако  был  конец месяца  и нужно выполнять  план.

Что Вы  будете делать?

  1. Отстраню  его от работы и   наложу  взыскание.
  2. О  случившимся  сразу  же сообщу инженеру.  Буду  ждать  его указания.
  3. Отстранив его от работы. Поведение его  со  всей  строгостью обсудим на рабочем  собрании.
  4. Попрошу рабочих  отработать сверхурочные, а  виновный будет наказан.
  5. Допущу рабочего к работе и буду наблюдать за ним во  избежание  несчастного случая.  После окончания смены  обсудим его поведение.

ПРОВЕРКА   ОБОСНОВАННОГО  РЕШЕНИЯ.

  1. Это  самый   легкий  путь, но людей надо  воспитывать.
  2. Вы должны  принять  самостоятельное решение.
  3. Это  может  выход из ситуации.
  4. Такое решение рационально.  Если   Вы  пользуетесь   авторитетом  в коллективе, то сумеете  попросить  выполнить сверхурочную работу.
  5. Такое решение  повлечет за собой неприятности, на  Вас  могут наложить взыскание, так как Вас обо всем  предупреждали.

С И Т У А Ц И Я  № 3.

К  Вам  пришел  сотрудник, которому Вы должны  высказать  некоторые критические замечания  о недостатках в его работе.   Вам  предлагается  три возможных варианта  поведения:

  1. Выйти из – за стола,  поздороваться с ним за руку, сказать какую – то необязательную фразу (осведомиться о здоровье, о  погоде,  о  спорте),  предложить  сесть   посетителю и сесть самому, а  затем  изложить   свои замечания и свои мнения о путях устранения этих  недостатков.
  2. Поздороваться,  не вставая со своего места.  Напомнить  ему о том, какие последствия могут иметь подобные недостатки в работе, предложить найти пути их устранения и  доложить об исполнении через определенный срок.
  3. Поздоровавшись,  подчеркнуть свое дружеское расположение к подчиненному,  обратившись к нему с фразой,  относящейся к делу,  но очень доверительно: «Как  это  у тебя  получилось, что …»  и изложить свои замечания; затем выслушать сотрудника, обменяться мнениями о путях устранения недостатков  в работе и попрощаться в таком же доверительном тоне.

ПРОВЕРКА  ОБОСНОВАНННОСТИ    РЕШЕНИЯ.

1.Такое решение является правильным, так как «ничего не ценится  так долго и стоит так дешево, как вежливость…»

2. К сожалению, Вы избрали не наилучший вариант  беседы  с подчиненным. Вы  забыли о вежливости и элементарном служебном такте.  Здороваться с посетителем  сидя – невежливо. Лучше  выйти из – за стола и подать руку.  Но если Вы считаете   это   обременительным, то надо  встать и  поздороваться стоя.  Протягивать руку  через стол не следует,  если уже  Вы решили не покидать свое место. Кроме того,  надо предложить подчиненному сесть.

3. Это не лучший вариант делового разговора. Дружелюбный, спокойный и ровный тон в обращении с подчиненными, взаимное уважение – это  очень  хорошо.   Но при  взаимном уважении недопустимо  одностороннее «ты».

С И Т У А Ц И Я  №  4.

Вы – главный инженер. Сегодня   Вы  вызвали для беседы по важной проблеме   своего подчиненного.  В  процессе   Вашей  беседы  неожиданно   звонит телефон. Как быть?

  1. Не обращая  внимания  на звонок,   продолжить беседу с  подчиненным   и  довести  ее  до  конца.
  2. Извинившись,  прервать беседу и по возможности коротко поговорить по  телефону.
  3. Дать  указание  секретарю ответить на телефонный  вызов,  не  прекращая  разговора.

ПРОВЕРКА    ОБОСНОВАННОСТИ  РЕШЕНИЯ.

  1. Это не совсем правильно. Ведь должны быть вежливы со всеми, не только с тем человеком, который находиться в Вашем  кабинете,  но  и  с  тем,  у кого возникла  необходимость  поговорить   с   Вами   по телефону.
  2. Вы  ошибаетесь.  Невежливо  прерывать деловой разговор и злоупотреблять временем Вашего собеседника,  но также  невежливо вести переговоры по телефону  торопливо  не имея  возможности  внимательно   выслушать  того, кто  звонит,  и дает  исчерпывающий,  обдуманный отчет.
  3. Вы  поступите правильно.  Нужно по  возможности избегать   телефонных  разговоров   во время приема посетителей. При этом, разумеется, могут быть исключительные случаи:  вызов  руководителя   высшей   инстанции или товарища,  которого  Вы  сами просили позвонить Вам.

В  таких  случаях нужно  постараться быть  очень  кратким.

Если  по  телефону секретарь или другое лицо,  которому Вы  поручили разговор  по телефону,  не смогли дать исчерпывающего ответа,  то они должны записать все вопросы, которые  неясными, номер телефона с тем, чтобы Вы смогли позвонить,  когда уйдет посетитель.

С И Т У А Ц И Я  №  5.

Вы  - начальник  участка.  В организации в связи с  некоторой перестройкой  работ потребовалось  срочно произвести  перекомплектовку  бригад.  Какой из вариантов организации работ в этом направлении Вы сочтете  наиболее  предпочтительным.

  1. Поручу  составить предварительные списки  мастерам, посмотрю их сам,  и затем обсудим.
  2. Предложу решить эти вопросы отделу кадров.
  3. Сам изучу все списки кандидатов.
  4. Проведу собрание,  объясню положение дел.  Попрошу вносить предложения.
  5. Проведу анкетирование в бригадах.

ПРОВЕРКА  ОБОСНОВАННОСТИ  РЕШЕНИЯ.

1.Разумное решение. Никто  лучше мастера не знает рабочих. Однако  Вам   необходимо  проконтролировать принятое решение.

2. Так не поступают. Разве в отделе  кадров лучше знают людей, чем Вы?

3. Если у Вас есть время для  обоснованного  решения этого вопроса  и если Вы хорошо знаете  всех   кандидатов – решайте этот вопросами. Но не  забудьте посоветоваться с мастерами.

4. Верно, но трудоемко. Кто будет анализировать то, что напишут рабочие?

5. Это будет способствовать более сплоченному коллективу бригады.

В заключительной части занятия руководитель обобщает и анализирует  работу  команд, согласно ведомости учета баллов, набранных участниками конкурса, сообщает итоговые оценки.

ВЕДОМОСТЬ   УЧЕТА   БАЛЛОВ,   НАБРАННЫХ  УЧАСТНИКАМИ   КОНКУРСА

Участники

игры

Ф.И.О

                                            ПОЛУЧЕННЫЕ           БАЛЛЫ

Общее количество  баллов

Ситуация  №1.

Ситуация № 2.

Ситуация  № 3.

Ситуация  № 4.

Ситуация  № 5.

Премиальный  фонд

Участники  игры

команда

За  каждый  ответ

поощрительный балл

штраф

За  каждый  ответ

поощрительный балл

штраф

За  каждый  ответ

поощрительный балл

штраф

За  каждый  ответ

поощрительный балл

штраф

За  каждый  ответ

поощрительный балл

штраф

Арбитраж

1.

2.

Команда № 1

1.

2.

3.

4.

5.

Команда № 2.

1.

2.

3.

4.

5.

Рефлексия

Рефлексия   работы  студентов.

  •  Конкурс   способствовал выработке   навыков  решения  конкретных  ситуаций,  встречающихся  в практике  подготовке  и принятия  управленческих решений.
  • Познакомились с  новым типом задач,  научились  обосновывать свою точку  зрения,  участвовать в  дискуссии,  приходить  к коллективному  мнению  команд.
  • Освоили  работу  в команде и   анализ  работы  смежной команды.
  •  Научились    анализировать и принимать решение на основании комплексных точек зрения  каждой команды   при   обсуждении  ситуации   всей группой.
  • Пополнили  свои практические  навыки,  чтобы  успешно трудиться в современных условиях.
  • Усиление мотивации к получению профессиональных знаний и выработки умений, знаний.  

Рефлексия  работы  преподавателя.

  • Важным  было то, чтобы  после изучения модуля ПМ. 03.  «Организация  деятельности  структурных  подразделений  при выполнении  строительно – монтажных  работ,  эксплуатации   и реконструкции зданий  и сооружений» разработаны ситуационные задачи позволяющие  студентам,     адаптироваться  в условиях,  приближенным  к  производственным;  находить  альтернативные  решения в различных ситуациях; умение эффективно управлять людьми.
  • Конкурс выступает интегрирующим  фактором и объединяет усилия всех участников образовательного процесса  по достижению более высоких результатов   учебной деятельности.
  • Усиливаются   междисциплинарные   связи между профессиональными модулями.

Используемая  литература.

  1. Научно – методический  журнал  «Методист» № 6   2019 г.  
  2. Литвиненко Е.А., Рыбальский В. И.  «Игровые  занятия  в строительном вузе:  Методы      активного     обучения  К.:  Высшая  школа» 1985 – 303 с.

3.       Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования. Учебное  пособие под ред. Е.С. Полот – 2 –е  изд., - М.: издательский центр «Академия», 2009.

4.     Семушкин А.Г.,  Ярошенко Н. Г.  Содержание  и  технологии  обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие преп. Учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерства 2011.

Заключение.

Основные критерии компетентных и  творчески подготовленных специалистов среднего  звена связана с формированием и развитием личности обучаемого на основе оптимизации  репродуктивного  компонентов  обучения, когда обучаемые  умеют находить нестандартные  и  оригинальнальные  решения  задач в познавательной сфере.

Основу этой работы определяют следующие характеристики:

- проблемно – поисковое построение материала урока;

- использование экономических и технических  знаний, определенного практического опыта  приобретенного при  изучении модуля.  

Суть  проведения  деловой   игры  заключается в мобилизации обучаемых  на активную  учебную  деятельность на занятии.  В результате  решения   ситуаций  -проблем студенты приобретают определенные  навыки  и умения  в  использовании  фактического материала, отбора и использование  информации, обоснованности и  принятия  решений.   Игровые занятия направлены на формирование  качеств необходимых  современным специалистам,  приближение  обучения  к условиям, в которых  будущему специалисту предстоит   работать; обеспечивание компетентности знаний у студентов, несут в себе элементы контроля    коллективной     ответственности. Становится  ясным на что  способен в реальной  производственной обстановке каждый студент.  В основу подготовки студентов по специальности 08.02.01 «Строительство  и эксплуатация  зданий  и  сооружений» в ОБПОУ  СПО «Рыльский аграрный техникум» положена   учебно – профессиональная деятельность,  которая выступает в качестве    интегрирующего  фактора и объединяет усилия  всех участников образовательного  процесса,  определяет его содержание, формы и методы  работы, результаты   деятельности.

Важнейшей особенностью деловой игры является ее  направленность на то, чтобы  каждый урок способствовал формированию ключевых компетенций;   у студентов появились интерес, желание  и  мотивации к получению профессиональных знаний  и заинтересованности студентов  в  достижении  более высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля ПМ 03 "Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений" для специальности СПО 08.02.01

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуата...

Работы по реконструкции зданиях и сооружениях.

Содержание1Введение2 Разработка проектной документации по организации строительства и реконструкций зданий и сооружений3Реконструкция инженерных сетей4. Реконструкция промышленных зданий5 Реконструкци...

Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...

Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...

Методические указания по выполнению практических занятий по междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Методические указания по выполнению практических занятийпо междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуата...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО УП.06. Проведение электронных аукционов ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» по специальности 08.02.01

В соответствии с ФГОС СПО учебная практика студентов является составной частью ОП СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений углубленной подготовки проводится в соо...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции строительных объектов

Фонд оценочных средств по теме 1.2.  «Инженерно-организационная работа линейных инженерно-технических работников» включает все виды оценочных средств по  МДК 03.01.  Управле...