Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
материал

Валента Наталья Михайловна

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)

2. Технологические карты

3. Разработка урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.uroka_2020g.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект занятия учебной практики

(производственного обучения)

для обучающихся на базе специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

 

Содержание

I    Пояснительная записка

1.1 Психолого-педагогическое объяснения специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

1.2 Обоснование методов и форм деятельности

1.3 Тип, вид, форма проведения учебного занятия

II  Проект занятия учебной практики (производственного обучения) .

     Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

2.1 Ход занятия

2.2 Инструкционно-технологическая карта

III  Заключение

IV  Список литературы

V    Приложения

I. Пояснительная записка

Актуальность: Малярные  работы – одни из самых трудоемких в строительном производстве и реконструкции зданий. Это завершающие работы, от качества, выполнения которых зависит вид возведенного здания. Малярные работы придают поверхностям законченный вид, санитарно-гигиенические и декоративные качества, защищают их от вредных воздействий окружающей среды. Трудоемкость производства малярных работ зависит не только от подготовки оснований и применяемых составов, но и от квалификации и знания маляров, их умения качественно работать и применять рациональные способы выполнения малярных работ, как при механизированном, так и при ручном устройстве окрасочных покрытий.

Урок формирования первичных трудовых приемов и навыков начинается с представления темы и цели урока с помощью мультимедиа, а также материалов по актуализации ранее изученного материала. Применение мультимедиа способствует лучшему зрительному усвоению материала.

Работая над планом урока производственного обучения, я старалась учесть следующие моменты: помочь обучающимся обобщить полученные знания, раскрыть их творческий потенциал и научить анализировать свою деятельность.

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных учреждений IIIV- вида с целью обучения выпускников по профессии: «Маляр», с учетом возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся. Материал урока соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей. Глубина изучения материала определяется уровнем развития мыслительной деятельности обучающихся.  Очевидно, что данная категория  обучающихся в процессе обучения испытывают различные затруднения в освоении профессии.

Настоящая методическая разработка поможет обучающимся расширить свой словарный запас, стимулировать развитие высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие и т.д.), повысить активность и самостоятельность своей деятельности, освоить профессиональные навыки.

1.1 Психолого-педагогическое объяснения специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

           Группа обучается по программе начального профессионального образования, по профессии «Маляр» со сроком обучения 1год 10 месяцев (на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV – вида без получения среднего(полного) общего образования).

В группе 10 человек. Возраст 17-20 лет. пятеро обучающихся относятся к категории сироты, один обучающийся  оставшиеся без попечения родителей, пятеро воспитываются или воспитывались в приемных семьях, Двое обучающихся воспитываются в семьях относящихся к категории неблагополучных,  где родители не уделяют должное внимание своим детям.

При изучении личных дел было выявлено, что при поступлении в центр основная масса обучающихся имела аттестаты с удовлетворительными оценками.

При анализе результатов диагностики мышления выявилось, что доминирующее количество обучающихся имеют показатель ниже нормы. У обучающихся  слабые знания по предметам. Так же возникли затруднения из-за отсутствия за ними надлежащего контроля.

Ведущим фактором, влияющим на становление познавательного интереса к предмету производственного обучения, было и остается осознание обучающимися своей успешности в обучении, способности к самоутверждению при изучении прошлого. Вместе с тем прослеживается тенденция к снижению уровня усвоения общеучебных умений – развернутой речи (плохо выражают свои мысли, не умеют рассуждать, делать выводы), не представляют конечный результат своей работы.

Современное поколение обучающихся  пресыщено потоком всевозможной неупорядоченной яркой информации, обрушивающейся на них отовсюду. У обучающихся прослеживается тенденция перехода от книжной культуры познания (основной на изучении текстов) к экранно-зрительной культуре отражения мира.

У некоторых обучающихся отсутствует способность самостоятельно отличать главный учебный материал от второстепенного, подростки могут запомнить второстепенные, но яркие детали и упустить важные для понимания курса сведения, не умеют выстраивать технологическую последовательность работ.

Несмотря на это многие обучающиеся готовы добросовестно выполнять учебные упражнения. Меньшая часть обучающихся может работать интенсивно.

Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у них не только состояние скуки, апатии, безразличия, но и порой резко отрицательное отношение к «неинтересным урокам». При этом для обучающихся  в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Обучающиеся умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В группе преобладает спокойный, доброжелательный настрой.

Достижение высоких результатов в обучении в данной группе требует не только решения предусмотренных программой задач развивающего обучения, но и использования методик компенсации пробелов в развитии обучающихся.

1.2 Обоснование методов и форм деятельности

Современное состояние начального профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества начального профессионального образования.

Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы «существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда».

Правильный выбор и применение эффективных методов дидактических средств производственного обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный рабочий по профессии «Маляр» был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей своей жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться. Таким образом, базовое образование – всего лишь необходимый минимальный фундамент, позволяющий перейти к более широкому образованию, которое будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека. Интегрированное сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой сфере и адаптироваться в изменившейся ситуации.

Успешное проведение занятий с обучающимися завися от методов их приемов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: воспитывающий характер производственного обучения; проведения обучения на основе производительного труда обучающихся; доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; сочетание наглядности и познавательно -  творческим, развивающими, характером обучения; систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.

Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, с целью достижения обучающимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Принимая во внимание психолого-педагогическую характеристику группы, исходя из которой видно, что ребята обладают недостаточными навыками усвоения информации; им трудно запомнить материал, сосредоточиться на изучении какой-либо темы, мной выбраны такие методы и формы работы, которые позволяют облегчить обучающимся путь к освоению данной профессии. Так же акцентирую внимание на работу с инструкционно-технологической картой, соблюдение техники безопасности и качество выполнения работы.

В своей работе я использую следующие методы производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся устное и письменное инструктирование. Инструктаж проводится, как правило, для тех обучающихся, которые уже имеют первоначальные знания и навыки. Мастер инструктирует обучающихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственным условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении основных приемов, нарушениях правил эксплуатации материала и приспособления, правил безопасности труда. При использовании в ходе инструктажа приемов показа и демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в занимательное зрелище.

Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, вторые зачастую делаются «на всякий случай». Когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряться действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки. Наиболее распространенный вариант письменного инструктирования – это применение инструкционных карт, карты-задания и т.д.

Наглядные методы – показ мастером трудового процесса, приема, самостоятельные наблюдения обучающихся. Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки обучающихся к выполнению упражнений, а именно «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков».

К показу, как к методу обучения, предъявляют следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум – трем новым для обучающихся приемам средней сложности. Обучающиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного обучающимся; б) поддержания внимания обучающихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать обучающимся вопросы и кратко анализировать их ответы.

Практические методы – упражнения в выполнении трудовых действий, трудовых заданий , работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера, а также обучение в тренировочных кабинах. Каждое занятие по освоению основных приемов по профессии «Маляр» проводится в определенной последовательности и включает обязательно вводный инструктаж, текущий и заключительные инструктажи, которые в данной ситуации применяются как при словесного метода производственного обучения.

Информационные технологии. Как показывает опыт мультимедийные программы целесообразнее применять на таком типе урока, как урок – изучения нового материала, и для закрепления полученных знаний. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные преподавателем вопросы. Достоинством компьютерных презентаций является увеличения темпов урока. Все важные этапы урока зафиксированы преподавателем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Еще одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами обучающихся, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему и серьезная экономия учебного времени. Системное применение ИКТ является гарантом эффективности учебного процесса, но применять ИКТ на всех уроках невозможно, главной целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания материала через образное восприятие, усиление эмоционального воздействия.

1.3 Тип, вид, форма проведения учебного занятия

Тема программы: «Комплексные малярные работы».

Тема учебного занятия: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков».

Тип учебного занятия: урок по усвоению трудовых приемов и операций.

Вид учебного занятия: практический.

Организационная форма проведения учебного занятия: учебная практика (форма проведения – бригадная).

Материально-техническое оснащение урока: мультимедиапроектор, компьютер, экран; карточки-опросники, тестовые задания, плакаты из серии «Подготовка, обработка и окраска поверхностей водными составами», инстукционно-технологические карты, маховые кисти КМ-60, КМ-65, кисти макловицы КМА-1, КМА-2, кисти-ручники КР-20…КР-45, малярные валики (поролоновые) ВП-200, ВП-250, ВП-300, разметочный шнур, ведра, бачки для малярных составов, инвентарные столики, подмости. Водоэмульсионная краска.

Дидактические цели учебного занятия:

Обучающие:

  • формирование первоначальных навыков и умений по окрашиванию поверхностей водными составами вручную в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями мастера и рекомендациями инструкционно - технологической карты.

Развивающие:

  • формирование умений применять теоретические знания  на практике;
  • развитие навыков систематизации знаний, умений предвидеть возможные виды брака;
  • способствовать развитию профессиональной речи, памяти, умению наблюдать, анализировать и развивать навыки самоконтроля.

Воспитывающие: 

  • проявить устойчивый интерес к овладению избранной профессии;
  • воспитание культуры труда и ответственности за качество выполненной работы, умение работать в звене;
  • воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Задачи: 

Обучающие:

  • охарактеризовать технологические операции по окрашиванию поверхностей водными составами вручную;
  • воспроизводить в памяти ранее изученный теоретический материал по выполнению малярных работ (подготовка, обработка и окраска поверхностей водными составами);
  • организовать самостоятельные упражнения по окрашиванию поверхностей водными составами кистями и валиками.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать, сравнивать, исправлять свои ошибки на основе выполнения приемов окрашивания поверхностей вручную;
  • способствовать развитию у обучающихся умений и навыков рациональной организации учебно-производственного труда.

Воспитывающие: 

  • добиваться систематического самоконтроля за качеством работы;
  • воспитывать инициативу, творчество и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • показать значимость профессиональных качеств.

Межпредметные связи: технология малярных работ, материаловедение, охрана труда в строительстве.

Методы обучения:

Словесные:

  • рассказ, объяснение;
  • работа с технической и справочной литературой;
  • письменное инструктирование.

Наглядно – демонстрационные:

  • показ мастером п/о трудовых процессов;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • использование технических средств обучения;
  • самостоятельные наблюдения обучающихся.

Практические:

  • упражнения обучающихся;
  • выполнения учебно-производственных работ.

Проверка знаний умений и навыков, применяемых на учебном занятии:

  • текущее наблюдение мастера п/о;
  • устный и письменный опрос;
  • экспертная оценка знаний и умений.

Средства обучения

Информационные:

  • Простые: инструкционно-технологическая карта по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную»; плакаты по теме: «Подготовка, обработка и окраска поверхностей водными составами вручную».
  • Сложные: презентация по теме «Окрашивание поверхностей водными составами вручную».

Контролирующие:

  • текущий контроль усвоения обучающимися с помощью тестовых заданий;  
  • итоговый контроль в конце учебной практики.

Материально-дидактическое обеспечение учебного занятия

  • Рабочее место: рабочая зона для проведения работ по окрашиванию поверхностей водными составами вручную;
  • Инструменты и приспособления для малярных работ;
  • Лист контроля работы обучающихся на уроке производственного обучения.

Контроль и оценка:

  • На уровне знаний форма оценивания: практическое задание; метод оценивания: тестирование.
  • На уровне понимания форма оценивания: практическое задание; метод оценивания: составление схемы поэтапной технологии окрашивания поверхностей водными составами вручную .
  • На уровне понимания форма оценивания: практическое  задание; процесс – метода оценивания – экспертное наблюдение;  метод оценивания: экспертная оценка.

Требуемый уровень для выполнения учебно-производственного задания

- в области общих компетенций

          ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей      

          профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

          ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения    

          поставленных задач.

          ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с товарищами,  

          мастером.

          ОК 7. Понимать значимость соблюдений требований охраны труда и    

          производственной безопасности на рабочем месте.

в области профессиональных компетенций

          ПК 1.1. подбирать материалы и приемы выполнения работ

          ПК 1.2. проводить работу с объектом.

Прогнозируемый результат:

Обучающиеся должны овладеть приемами трудовых операций по окрашиванию поверхностей водными составами при помощи кистей и валиков в соответствии с технологическими требованиями.

Структура урока

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 45 мин.:

  - целевая установка (мотивация учебной деятельности);

- актуализация знаний и опыта обучающихся;

- формирование ориентировочной основы деятельности.

  1. Текущий инструктаж 4ч. 45 мин.;

- упражнения обучающихся в освоении трудовых приемов;

- целевые обходы рабочих мест, индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся;

- прием и оценка выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж – 25 мин.

II. Проект занятия учебной практики (производственного обучения). Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

  1. Ход занятия

1.Организационная часть:

Приветствие. Проверка присутствующих обучающихся на занятии; Выяснение причин отсутствия; Проверка готовности к занятию; Оценка рабочей одежды обучающихся на соответствие безопасным условиям труда.

2.Вводный инструктаж:

- объявление темы и обучающей цели урока;

-актуализация опорных знаний

-изложение нового материала

-Первичная проверка усвоения знаний и умений

Сообщение темы занятия, его цели и задачи.

Проведение фронтального опроса с целью выявления теоретических знаний по малярным работам.

За каждый ответ с места выдаётся «Смайлик»:

-красный – «5»- отлично;

-желтый – «4»- хорошо;

- зеленый –«3»- удовлетворительно.

Фронтальный опрос.

  1. Какие водные окрасочные составы вы знаете?

(Клеевые, известковые, казеиновые, силикатные, цементные, водоэмульсионные, синтетические).

  1. Какие ручные и механизированные инструменты применяются для окрашивания поверхностей водными составами?

(Ручной краскопульт, электрокраскопульт, маховые кисти, кисти макловицы, кисти ручники, малярные валики)

 3.Как ведется подготовка поверхностей под нанесения грунтовочного состава?

(Оштукатуренные поверхности – очистка от пыли и грязи, от брызг раствора, сглаживание поверхности;

Деревянные поверхности – вырезка сучков, удаление засмолов, очистка;

Металлические поверхности – очистка, удаление окалины, ржавчины, остатков старой краски, обезжиривание)

4.Какие предъявляются требования к качеству  поверхности?

(Поверхности, подлежащие огрунтовке, тщательно подготавливают, устраняют все дефекты, а сырые места просушивают. Грунтовку наносят ровным сплошным слоем, не пропуская отдельных мест, чтобы избежать потеков. Огрунтованная поверхность должна иметь однородную тянущую способность)

5.Какие технологические операции выполняются при окрашивании внутренних помещений водоэмульсионными составами?

Очистка, сглаживание,  расшивка трещин,  первая огрунтовка, частичная подмазка, шлифование подмазанных мест, окраска

6. Назовите основные требования техники безопасности при выполнении малярных работ?

(Наличие спецодежды, исправность инструмента, производственная дисциплина, наличие средств индивидуальной защиты)

После  окончания фронтального опроса мастер анализирует результаты опроса и при необходимости комментирует ответы, вызвавшие наибольшие затруднения и проводит беседу по содержанию допущенных ошибок.

После  окончания анализа – переход на изложение нового материала.

Объявление задачей урока производственного обучения, научить обучающихся приемам окрашивания поверхностей водными окрасочными составами вручную, объяснение требований к трудовым операциям, инструментам, материалам, объяснение способов нанесения окрасочного состава на поверхности кистями и валиками.

Объяснение нового материала

Окраска поверхностей водоэмульсионными составами наиболее популярный вид отделки поверхностей. Его преимуществом являются такие факторы, как данный вид отделки является недорогим, не требует очень значительных навыков при её выполнении. Материалы, которыми выполняются данные работы экологически чист, пожаробезопасен. Не вызывает неприятного запаха, быстро сохнет. Достаточно долговечен.

К работе приступают сразу после того, как высох последний слой грунтовки. При окрашивании используют маховые кисти и макловицы, а также малярные валики, покрытыми чехлами из губчатой резины или поролона. Окрасочный состав перед применением необходимо перемешивать. Потолки окрашивают движениями кисти перпендикулярными потоку света, растушевывают окрашенные участки движениями кисти параллельными потоку света.

Выдать обучающимся  инструкционно-технологические карты по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную» (приложение № 1). Объясняя, что порядок выполнения всех работ должен идти строго по инструкции с соблюдением требований к качеству и  правил по технике безопасности. Напомнить, что практические задания для обучающихся будут разные: одно звено окрашивает поверхности  кистью-макловицей, второе звено окрашивает поверхности валиком. По окончанию урока производственного обучения прием выполненной работы будет происходить исходя из показателей качества окрашенных  поверхностей, водными составами (приложение № 2)

 После того, как мастер убедится в том, что  все обучающиеся помнят  количество и последовательность операций, по подготовке, обработке и окраске поверхностей водными составами , он приступает к показу приемов  работы кистью и валиком:

  • Мастер демонстрирует правильную рабочую позу, хватку кисти, процесс набора кистью состава в ведре и отжима излишка о край емкости.
  • Обращает внимания обучающихся на плавность движений при переносе окрасочного состава с кисти на поверхность, на необходимость вращения кисти во время работы для предотвращения неравномерного износа.
  • Мастер указывает на то, что при правильной организации рабочего места емкость с окрасочным составом размещают примерно на расстоянии 0,7 м от стены и 0,5 м от работающего.
  • Перед началом работы валиком проверяют пригодность инструмента к эксплуатации, обратить внимание на легкость вращения валиков вокруг стержня.
  • Обратить внимание обучающихся , что по всей конструкции валик не обеспечивает хорошего прокрашивания поверхностей в углах, у плинтусов, наличников дверей, плинтусов. Поэтому такие места предварительно окрашивают кистью-ручником.
  • Одновременно с показом приемов окраски ознакомить обучающихся с наиболее часто встречающимися дефектами водных окрасок, причинами их возникновения и способами устранения. (приложение №3)
  • Напомнить обучающимся правила техники безопасности при окрашивании поверхностей водными составами.

-работы выполнять в спецодежде и исправным инструментом;

-не загромождать рабочее место и проходы материалами;

-не бросать инструменты под ногами;

-при шлифовании поверхности работать строго в защитных очках;

-при работе на высоте строго соблюдать правила на средствах подмащивания.

  • Обучающиеся должны твердо усвоить последовательность выполнения операций при простой, улучшенной и высококачественной окраске и строго соблюдать их.

 В качестве закрепления вводного инструктажа мастер п/о предлагает провести в группе тестирование (приложение № 4).

        

Мастер объявляет задачи следующего этапа, распределяет обучающихся по рабочим местам.

Выдача задания

Текущий инструктаж

Организационно-практический

  • Изучение приемов необходимых для формирования умений;
  • Формирование новых приемов и навыков.

Применение новых приемов в практической работе

1.Расстановка звеньев по рабочим местам.

Выдача задания на урок ,отработка приемов. Напомнить, что приступая к обработке, обучающиеся смогут использовать инструкционно-технологические карты.

2. Выполнение целевых обходов:

а) Проверить начало работы, оценить, как организовано рабочее место.

б) Проверить правильность выполнения приемов работ. Проверить, как обучающиеся помогают друг другу, провести индивидуальный инструктаж.

в) соблюдение правил техники безопасности.

г)  соблюдение дисциплины труда.

д) эффективность использования оборудования, инструмента и материала.

е)  инструктаж наиболее слабому звену.

ж) принятие и оценка уборки рабочих мест и инструктажа

з)  подсчет баллов успеваемости совместно со звеньями

        Для формирования сенсорных навыков мастер объясняет обучающимся способы контроля действия своими ощущениями. В начале освоения приема они должны руководствоваться зрительными ощущениями, сверяя свои действия с действиями мастера, как наиболее рациональными и эталонными.

Первый обход – проверяется организация рабочих мест. Особое внимание обращается на обучающихся, которые невнимательны, часто отвлекаются.

Второй обход – проверяется качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил ТБ.

Третий обход – проверяется правильность ведения самоконтроля, выясняются причины затруднений в работе, оказание помощи.

Четвёртый обход – производится приёмка и оценка работ.

Пятый обход – даются указания по уборке рабочих мест.

Самостоятельное выполнение практического задания, обучающиеся периодически обращаются к технологической карте и мастеру за консультацией.

Заключительный инструктаж

Рефлексивно-оценочный

Сдают работу, рассказывают в какой последовательности выполняли работу, какими инструментами пользовались, определяют успешность выполненных работ, опираясь на эталон, используя оценочные символы.

Отвечают на вопросы рефлексии.

Запись домашнего задания.

Подведение итогов работы:

  • Мастер организует просмотр работ обучающихся;
  • Мастер совместно с обучающимися определяет положительные моменты, выявляет недостатки (дефекты работ), обращаясь к инструкционно– технологической карте и критериям оценок;
  • Мастер выставляет оценки и комментирует их.
  1. Получили ли вы сегодня новые для вас трудовые умения?
  2. Какие?
  3. Довольны ли вы уроком?

Чтобы вы хотели пожелать мастеру? Мастер выдаёт домашнее задание.

Завершение занятия

Объявляется завершение урока, уборка рабочих мест

После выполнения малярных работ водными составами кисти моют водой, сушат и ставят щетиной вверх. Не разобранные валики промывают в горячей воде. Промытые валики просушивают и устанавливают ручками в подставки или подвешивают за колена стержней, чтобы предохранить покрытия от сминания.

Сдают инструмент, убирают рабочие места.

Завершение занятия

Объявляется завершение урока, уборка рабочих мест

После выполнения малярных работ водными составами кисти моют водой, сушат и ставят щетиной вверх. Не разобранные валики промывают в горячей воде. Промытые валики просушивают и устанавливают ручками в подставки или подвешивают за колена стержней, чтобы предохранить покрытия от сминания.

Сдают инструмент, убирают рабочие места.

                         

 Инструкционно-технологическая карта № 7

Тема: Окрашивание поверхностей водными составами

«Окрашивание поверхностей вручную»

Технологические

операции

Инструменты,

механизмы,

приспособления

Технология выполнения

1.Разметка

поверхности,

отбивка шнуром

границ обработки.

Разметочный

шнур, инвентарные столики,

 подмости.

 Приступая к окрашиванию стен, необходимо нанести отметку верхней границы покрытия. Двое обучающихся прижимают концы разметочного шнура, окрашенного сухим пигментом или мелом, к нанесенным на стене отметкам, оттягивают и резко опускают шнур.

2.Отводка по границе кистью-ручником.

Кисти: ручники КР-20, КР-25, КР-30, КР-35, КР-40, КР-45, КР-55.

Верхнюю и нижнюю границу покрытия шириной 10-15 см отводят кистью-ручником. Кисть держат под углом около 700 к поверхности стены в направлении движения. Ручку кисти нужно поворачивать вокруг оси по мере расходования состава.

3.Окраска

поверхностей маховыми кистями.

Кисти маховые

КМ-60, КМ-65.

Маховыми кистями стены окрашивают горизонтальными плавными и энергичными движениями, касаясь поверхности только концами щетины кисти. Для предотвращения неравномерного износа рабочей части кисти ее следует поворачивать вокруг оси. Растушевку выполняют вертикальными движениями кисти перпендикулярными потоку света, растушевывают окрашенные участки движениями кисти параллельными потоку света.

4.Окраска поверхностей макловицами.

Кисти-макловицы

КМА-1, КМА-2.

Кистью макловицей краску наносят в один прием без поперечной растушевки. В высоких помещениях окраску рационально  производить одновременно двум, а иногда и трем малярам методом «кисть в кисть».

5.Торцевание поверхностей.

Щетка-торцовка

ЩТ-1, ЩТ-2.

При необходимости по свежеокрашенной поверхности выполняют торцевание. Процесс торцевания состоит в сплошной обработке окрашенной поверхности ударами сухой щетки-торцовки, по возможности в перпендикулярном направлении к поверхности. В результате такой обработки все неровности, следы кисти, потеки устраняются, и неровность приобретает ровный, слегка шероховатый вид.

6.Окраска поверхностей валиками.

Малярные валики

(поролоновые)

ВП-100, ВП-200,

ВП-250, ВП-300.

Повысить производительность труда при окрашивании поверхностей можно с помощью валиков. Валик погружают в ванночку с сеткой до полного насыщения краской и прокатывают его несколько раз по решетке, при этом излишек краски отжимается, а оставшаяся равномерно распределяется

 по всему валику. Приложив валик  к верхней части стены, слегка прижимая его и не отрывая от стены, движением вниз вверх наносят первую полосу краски. Каждая следующая вертикальная полоса должна перекрывать предыдущую на 2-3 см. 

 

Требования к качеству

   Новые поверхности, подлежащие окраске, должны быть подготовлены в соответствии с требованиями СНиП.

   Ранее окрашенные поверхности должны быть очищены от набела старой краски, жирных и ржавых пятен. Трещины должны быть расшиты и подмазаны, сырые места просушены.

  Окрашенные поверхности должны быть покрыты ровным, однотонным и сплошным слоем краски, растушеванным или проторцованным. Необходимо, чтобы окрасочная пленка после высыхания не отслаивалась от поверхности, не растрескивалась и не отмеливала. Следы кисти допускаются только при простой окраске при условии, если они не заметны на расстоянии 3 метров от окрашенной поверхности.

Техника  безопасности

   При окрашивании поверхностей водными составами кистями и валиками необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе на средствах подмащивания.

III. Заключение

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» успешно апробирована в группе с  обучающимися на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV - вида по профессии «Маляр». Форма урока дает обучающимся возможность применять полученные на уроках теоретического обучения знания и умения при выполнении практических заданий, благодаря чему качество выполненных работ составило 90%. Урок доказывает, что каждый обучающийся может стать личностью, умеющей хорошо обучаться и творчески работать. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся, их успеваемость, являются важным стимулом обучения, но при условии, что старание обучающихся оцениваются справедливо и доброжелательно, при постоянной готовности мастера прийти на помощь.

        Для организации учебной деятельности были использованы такие формы как групповые, индивидуальные. Состоялись дидактические отношения мастер – обучающийся, обучающийся – обучающийся, обучающийся – учебная мастерская, обучающийся – инструмент.

        На уроке производственного обучения  формируются у обучающихся такие компетенции:

  • целостно-смысловую (способность видеть и понимать методику окрашивания поверхностей в целом);
  • информационную (деятельность обучающихся с информацией);
  • коммуникативную (способность взаимодействия с окружающими людьми).

Для более глубокого восприятия материала обучающимися, придачи наглядности и образности изучаемому вопросу, формированию умения работать с информацией был использован принцип работы с инструкционными картами и технологической схемой.

        Функция мастера производственного обучения на данном занятии консультант-организатор.

IV. Список литературы

1. Голощекина Л.П. Производственное обучение маляров – штукатуров / Л.П. Голощекина, Р.М. Гольдман, Л.Д. Емельяненко. – М: «Высшая школа», 1998г.

2. Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образование / Н.Н.Завражин. – М. Издательский центр «Академия», 2009 г.

3. Ивлев А.А. Отделочные строительные работы / А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, О.М.Скок. – М: 2007 г.

4. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве / О.Н.Куликов, Е.И.Ролин. – М: «Академия» 2004 г.

5. Петрова И.П. Общая технология отделочных строительных работ. Издательский центр «Академия» 2006 г.

6. Фирсенко Н.П. Руководство по производственному обучению маляров. Практическое пособие. – М.: Высшая школа 1990 г.

7. Кругликов Г.Ю. Настольная книга мастера профессионального обучения. Учеб.пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2008 г.

8. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: РПА, 1996 г.

9. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М. : Издательский центр «Академия» 2010 г.

10. Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М. : Издательский центр «Академия» 2010 г.

Приложение 3

Возможные дефекты покрытия при окрашивании поверхностей водоэмульсионными составами, причины появления и способы устранения.

Дефекты

Причины появления

Способы устранения

Жирные пятна        

Остались пятна животных масел

Вырубить штукатурку и отделать заново.

Жёлтые ржавые пятна        

Просачивание оксида железа через краску        

Промыть поверхность раствором соляной кислоты.

И заново огрунтовать.        

Высолы

Выделение из штукатурки растворимых солей.

Высушить. Огрунтовать масляной краской и заново

 отделать.

Просвечивание ранее окрашенных слоёв

Применение грунтовки отличающейся по цвету.

Промыть. Просушить и вновь огрунтовать и окрасить.

Натаски

Поверхность окрашивалась без огрунтовки        

Очистить, огрунтовать и окрасить.        

Пропуски. Потёки.

Применён жидкий состав

Вновь огрунтовать и окрасить.

Стыки        

Окрашено по слабой грунтовке

Заново загрунтовать и окрасить

Пятна различного цвета

Окраска по непросохшей поверхности.

Очистить, просушить и окрасить заново        

Грубая фактура

Недостаточно прошпатлёвана поверхность. Неправильно окрашено. Грубая работа

Прочистить пемзой, зашпатлевать и окрасить заново.

Приложение 4

Тестовые задания

Тема: Окрашивание поверхностей водными составами

п/п

Задание

Ответ (опора)

Эталон

1.

Среди перечисленных составов найдите водные окрасочные составы?

Клеевые, известковые, эмалевые, казеиновые, масляные, акриловые, силикатные, лаки.

Клеевые,

известковые,

казеиновые,

силикатные.

2.

Окраску поверхностей кистями внутри помещений можно окрашивать с пола высотой…?

а) 2,5- 3,2 м

б) 1,5- 2 м

в) 4 м

а)

3.

При ручной окраске кистью не должно быть видно кистевых штрихов с расстояния …?

а) 5 м;

б) 4 м;

в)  3 м.

в)

4.

Выполняется ли под улучшенную клеевую окраску второе сплошное шпатлевание поверхностей?

 а) нет, не выполняется;

б) да, выполняется;

в) кто как хочет.

а)

5.

Какие виды кистей применяют для окрашивания больших площадей?

а)кисти-ручники;

б)кисти-маховые;

в)кисти-макловицы;

г)кисти-флейцы.

б)

в)

6.

Перед тем, как приступить к работе с новыми валиками, нужно ли их вымачивать в воде?

а) не нужно;

б) нужно вымачивать 5-6 часов;

в) нужно вымачивать сутки;

б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...