МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городских путей сообщения»
методическая разработка

Юлия Шарутенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городских путей сообщения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

обучающимся по выполнению практических занятий

профессиональный модуль 01

«Проектирование городских путей сообщения»

МДК 01.01 «Работы по изысканию городских путей сообщения»

специальность 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

Белгород

2022

Одобрено предметно-цикловой комиссией

Протокол № _____

от «__» _____________2022 г.

Председатель предметно- цикловой комиссии   ______________________

Разработано  на основе  

рабочей программы  ПМ.01 «Проектирование городских путей сообщения»

по специальности  08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

Заместитель директора ______________ Н.В. Петрова

Разработчики:

Шарутенко Юлия Александровна преподаватель ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж».

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи практических работ – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-  и выполнения работ по изысканию и проектированию городских улиц и дорог, а также искусственных сооружений;

- организации и выполнения работ по изысканию и проектированию рельсовых и подъездных путей;

- по разработке, планированию и контролю выполнения мер, направленных на предупреждение и устранение причин отклонений результатов выполненных однотипных строительных работ от требований нормативной технической и технологической проектной документации.

уметь:

определять категорию и расчетную скорость улиц и дорог;

назначать варианты трасс городских путей сообщения и выбирать оптимальный вариант трассы;

выполнять расчеты элементов плана, продольных и поперечных профилей трасс городских путей сообщения.

знать:

требования нормативных актов к изысканию трасс, элементов городских улиц и дорог, элементов искусственных сооружений, рельсовых и подъездных путей;

цели, состав и методы инженерных изысканий при проектировании городских улиц и дорог, искусственных сооружений;

классификацию городских улиц и дорог, классификацию и габариты мостов;

основные термины и понятия;

критерии выбора оптимального варианта трассы и места мостового перехода;

методы трассирования и нивелирования трасс в различных условиях рельефа местности;

методику решения геодезических задач;

методику расчетов элементов плана и продольного, и поперечного профилей городских путей сообщения.

Перечень общих, профессиональных компетенций и личностных результатов

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

ПК 1.1.

Организовывать и выполнять работы по изысканию городских путей сообщения

ЛР 4

Проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремится к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 10

Заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 13

Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в строительной отрасли и системе жилищно-коммунального хозяйства личностного роста как профессионала

ЛР 14

Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий;

ЛР 15

Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей профессии

ЛР 16

Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства

ЛР 17

Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений.

ЛР 18

Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов

ЛР 19

Готовый соответствовать ожиданиям работодателя: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознано выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 22

Готовый честно выполнять служебные обязанности, овладевающий военными знаниями, умениями и навыками

1.2. Условия проведения практических занятий.

Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие учебные аудитории: «Инженерная геология», «Геодезия», «Городские улицы и дороги», «Городские рельсовые и подъездные пути», «Искусственные сооружения», «Курсовое и дипломное проектирование», «Информационные технологии».

Оборудование и техническое оснащение учебных аудиторий:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет;
  • наглядные пособия;
  • лицензионное программное обеспечение САПР иAutoCAD для аудиторий «Курсовое и дипломное проектирование», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;
  • интерактивная доска / мультимедиапроектор.

1.3.Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

-оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный  теоретический материал по профессиональному модулю, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий и вопросов, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

-оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал по профессиональному модулю, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении теоретического материала по профессиональному модулю, испытывает затруднения при выполнении практических задач и принятии конструктивных решений, недостаточно хорошо владеет материалами защищаемой работы.

-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части теоретического материала по профессиональному модулю, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи и не справляется с ними самостоятельно и испытывает затруднения в принятии конструктивных решений, не владеет материалами защищаемой работы.

.

1.4. Состав и содержание материалов для проведения практических занятий.

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание лабораторные работы и практические занятия обучающихся

Объем часов по практическим работам

1

2

3

МДК.01.01 Работы по изысканию городских путей сообщения

 

32

Тема 1.1. Экономические и инженерные изыскания

 

8

 

Практические занятия

 

1.

Построение профильной части геологии грунтов

6

 

2.

Исследование рельефа русла реки

2

Тема 1.2 Геодезические работы

 

24

 

Практические занятия

 

3.

Определение координат строящегося объекта

6

 

4.

Определение высотного положения характерных точек

6

 

5.

Вынос планово-высотного положения строящегося объекта

6

 

6.

Съемка планово-высотного положения построенного объекта

6

 

 

.

32

1.5. Основные этапы практических занятий.

МДК.01.01 Работы по изысканию городских путей сообщения

Практическое занятие №1 «Построение профильной части геологии грунтов»

1. Цель.

Освоить методику построения профильной части геологии грунтов. Научиться выполнять геологический разрез по линии разреза.) Используя геологический разрез, составить краткий инженерно-геологический отчет по пунктам.

Научиться вычерчивать геологические колонки. Научиться строить геологический разрез.

Содержание задания.

В электронном виде студенты получают геологический материал: топографо-геологическую карту масштаба 1: 10000; сводную стратиграфическую колонку, содержащей совмещенную информацию о всех грунтах определенного возраста и генезиса, залегающих на данном участке; описание буровых скважин, нанесенных на карту.

Студенты согласно заданию должны выполнить:

  1. Снять копию карты 1 (2) масштаба 1:10000, раскрасить ее в соответствии с международной стратиграфической шкалой. Стратиграфические границы, то есть границы пород разных возрастов, выходящих на земную поверхность, показаны на картах жирными черными линиями. Показать на карте заданный профиль, обозначенный на карте римскими цифрами (I-I, II-II и т.д.).

2) Пользуясь данными методическими указаниями, выполнить геологический разрез по линии, указанной в варианте, с использованием геологической карты 1 (2) и описания буровых скважин, находящихся на линии профиля. На разрезе показать литологический состав и возраст горных пород, уровни подземных вод, абсолютные отметки и глубину залегания слоев и забоя скважины. Рекомендуемые масштабы для построения разрезов: горизонтальный масштаб 1:10000, вертикальный масштаб 1:1000;

3) Используя геологический разрез, составить краткий инженерно-геологический отчет по пунктам:

1. Дать строительную характеристику грунтам, показанным на разрезе, согласно их происхождению, возрасту и литологическому составу;

2. Назвать типы подземных вод, приуроченность их к определенным водоносным горизонтам, глубины их залегания от поверхности земли и отметить их степень влияния на условия строительства;

3. Охарактеризовать по разрезу неблагоприятные явления и процессы, а также дать прогноз их возможного проявления на определенных участках (исходя из литологического состава грунтов и деятельности подземных и поверхностных вод);

4. Обозначить на разрезе наиболее благоприятные участки для строительства с учетом вышеперечисленных пунктов.

Разрез можно строить на миллиметровой бумаге формата А4 или с помощью компьютерных графических программ в надлежащем масштабе.

2. Порядок построения инженерно-геологического разреза.

  1. Построение начинается с вычерчивания топографического профиля по выбранному направлению.

Профиль – это диаграмма, изображающая рельеф земной поверхности в разрезе по вертикальной плоскости. Профиль строят по линии инженерно-геологического разреза, которая указывается на карте (например I-I). Каждый профиль имеет горизонтальный масштаб, отложенный в определенных единицах на базисной линии и обычно совпадающий с масштабом карты, и вертикальный, который наносят на высотную шкалу перпендикулярно базисной линии. Чтобы четко выделить холмы и долины на участках местности с пологим рельефом, допускается преувеличение вертикального масштаба над горизонтальным, но не более чем в 10 раз, чтобы не допустить сильного искажения. При построении профиля по картам 1 и 2 горизонтальный масштаб берется исходя из масштаба карты 1:10 000, а вертикальный рекомендуется 1:1000. Линия топографического профиля проводится с таким расчетом, чтобы сверху осталось место для написания заголовка, а внизу – для изображения геологического строения и оформления профиля.

1.1. Слева проводят шкалу абсолютных отметок в масштабе 1:1000 с таким расчетом, чтобы максимальная отметка была несколько выше верхней точки рельефа, а минимальная ниже забоя самой глубокой скважины;

1.2. Затем проводят горизонтальную условно базисную (нулевую) линию, равную длине профиля (ограниченную рамками карты). Нулевая линия проводится ниже наиболее низкой точки рельефа в выбранном сечении;

1.3. К линии профиля (линии разреза) прикладывают край листа бумаги, на которой штрихами отмечается каждая точка пересечения горизонталей с линией профиля, штрихи пересечения с реками и ручьями, а также скважины с их номерами;

1.4. Из нанесенных на нулевую линию точек (пользуясь вертикальным масштабом профиля) восстанавливают перпендикуляры, на которых отмечают высоту каждой горизонтали или русла реки. Абсолютные отметки устьев скважин, находящихся на профиле, также используют для построения. Соединив концы перпендикуляров плавной линией, получают линию топографического профиля (рис.9). Географические ориентиры (реки, озера, вершины), через которые проходит линия профиля, подписываются соответствующими названиями;

https://studfiles.net/html/2706/39/html_oYWvFGx25w.zgzd/img-bi1f0n.jpg

Рис.9. Схема построения топографического профиля

V-V– линия профиля на топографической карте:

Масштабы: горизонтальный 1:10 000, вертикальный 1: 1000

  1. На построенный профиль наносятся сплошными тонкими черными линиями осевые линии скважин, расположенных на разрезе. На проведенных осевых линиях скважин, используя таблицу «Описание буровых скважин» небольшими горизонтальными штрихами отмечают сверху вниз глубину залегания пройденных слоев, а рядом указывают условными обозначениями (Приложение 2) литологический состав и возраст каждого слоя. Иначе говоря, на профиль наносятся в вертикальном масштабе колонки скважин. Забой скважины подчеркивается горизонтальным штрихом, ниже проставляется отметка глубины скважины (рис.10).

https://studfiles.net/html/2706/39/html_oYWvFGx25w.zgzd/img-OEP6G8.jpg

Рис.10. Схема построения колонок буровых скважин

  1. Перенесение инженерно-геологической ситуации с карты на профиль.

3.1. Определение местоположения геологических (стратиграфических) границ.

На топографический профиль переносят с карты точки пересечения линии разреза со стратиграфическими границами, отмечая между точками относительный возраст пород. Эти границы на разрезе (то есть выходы пород на дневную поверхность) затем соединяются с границами (кровлей и подошвой) идентичных слоев в буровых скважинах (рис. 12).

3.2. На разрезе выделяются границы долин рек, изображенных на карте 1 и на карте 2.

Список литературы.

  1. Н.А. Платов. Основы инженерно геологии: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2016. – 173с.
  2. Н.А. Платов. Основы инженерной геологии
    : – М.: ИНФРА-М, 2012.

Нормативная литература

  1. СП 11.105.97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ.
  2. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.

Интернет-ресурсы.

  1. Короновский Н.В. Основы геологии. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Короновский Н.В., Якушова А.Ф. М.: Высш. шк., 1991. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814&uri=index.htm)
  2. Короновский Н.В. Общая геология: [Электронный ресурс]: Учебник / Короновский Н.В. – М.: Изд-во МГУ, 2002. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://dynamo.geol.msu.ru/TextBooks/ObGeol/content.html есть и в формате PDF)

Практическое занятие №2«Исследование рельефа русла реки»

1. Цель.

Создать условия для овладения методикой исследования форм рельефа, предоставлять результаты исследований.Формировать навыки работы с геологическимиденными.

Научиться вычерчивать геологические колонки.Научиться строить геологический разрез.

Алгоритм работы.

Изучение реки надо начинать с ознакомления с картографическими материалами и аэрофотосъемкой бассейна реки. Изучить опубликованные материалы и отчеты, которые могут быть в различных организациях, ведающих водным хозяйством. По картам и аэрофотоснимкам сделать описание главной реки, ее истока и устья, притоков, площади бассейна. Длина реки и ее притоков измеряется циркулем.Для карт масштаба 1:50 000 и 1:100000 раствор ножек циркуля должен быть равным1 мм, затем построить гидрографическую схему, которая даст наглядное представление о строении речной системы: по горизонтальной линии отложить в масштабе длину главной реки; притоки вычертить в том же масштабе в виде прямых линий под некоторым углом к горизонтальной линии. Далее изучается густота речной сети и определяется коэффициент извилистости. Густота речной сети бассейна есть отношение длины всех поверхностных водотоков, выраженной в километрах, к величине площади бассейна, выраженной в квадратных километрах. Рассматриваемая территория разбивается на сеть равновеликих квадратов и измеряется длина водотоков СУМА L, находящихся в пределах каждого квадрата. Разделив найденную величину на площадь квадрата f, получим величину густоты речной сети в пределах этого квадрата: Коэффициент извилистости реки есть отношение фактической длины реки к длине по прямой от истока до устья. Бассейн реки определяется по карте путем проведения линии водораздела, которая оконтурит водосборную площадь интересующей нас реки или ее части. Площадь бассейна измеряется с помощью планиметра или палетки. По карте определяется и падение реки: Для характеристики гидрологических условий бассейна следует использовать данные геологической карты (состав грунтов и условия залегания пород). Геоморфологическая карта даст возможность познакомиться с генетическими особенностями поверхностных грунтов, формами рельефа бассейна. По геоботанической карте изучается облесенность бассейна, типы растительного покрова и заболоченность. Надо использовать и другие специальные карты, из которых можно почерпнуть данные, касающиеся гидрологических особенностей бассейна реки.Различают террасы эрозионные, эрозионно-аккумулятивные, или цокольные, аккумулятивные прислонённые, аккумулятивные вложенные и аккумулятивные погребенные (рис. 63). Установление типа террас позволяет судить в тенденции в развитии долины и русла данной реки.

Типы речных террас...

Определение ширины реки. Если ширина реки не превышает 30—35 м, то измерить ее можно при помощи шнура с грузом на конце. Для этого надо перебросить груз на другой берег и, натянув шнур, заметить длину его от одного берега до другого. Достаточно точно в полевых условиях ширину реки можно измерить геометрическим путем (рис. 64). Для этого на противоположном берегу выбирают заметный предмет А. Против него вбивают колышек В. Вдоль берега перпендикулярно к полученному створу АВ отмеряют 20 м (50 м) и в точке С забивают новый колышек. Затем на продолжении ВС откладывают точно такой же отрезок и вбивают колышек D. От колышка D в направлении DE восстанавливается перпендикуляр. По этому направлению двигаются до тех пор, пока не находят точку Е — створ между С и А. Так как треугольник ABC и EDC равны, то расстояние DEбудет равно ширине реки АВ.

Определение ширины реки по равным треугольникам

Определение ширины реки по равным треугольникам Ширину реки можно определить методом графических засечек на планшете (рис. 65). Для этого на противоположном берегу выбирают ориентир С. Из точки стояния В параллельно берегу прокладывается базисная линия АВ. На планшете строится треугольник, у которого сторона АВ, противоположная углу С, откладывается в масштабе. Затем из точек А и В делаются прямые засечки на ориентир С. Проложенные прямые АС и CD пересекаются в точке А. Таким образом, на планшете в выбранном масштабе мы получим ширину реки DC. Углы измеряют зеркальным эккером, горным компасом, буссолью и др.

Определение ширины реки методом засечек

Промеры глубин осуществляются через равные промежутки с помощью рейки или шнура с лодки, плота или вброд. Наиболее точные результаты получаются при выполнении работ со льда. Значительно труднее промерять глубины на широкой реке, через которую нельзя перекинуть шнур или трос. В этом случае промеры производятся через определенные интервалы времени или количество гребков. При выполнении промерных работ требуется не менее трех человек. Один из них должен опускать шест или груз, другой подавать команду для выполнения промера и записывать цифры на заранее заготовленном бланке, а третий обязан вести лодку по заданному курсу и строго соблюдать интервалы. Для промерных работ применяются также эхолоты (РЭЛ-1 и РЭЛ-2), которые позволяют с большой точностью измерять глубины от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров при скорости передвижения до 12—15 км/ч.

Постоянная и переносная водомерные рейки...

Постоянная и переносная водомерные рейки…

Свайный водомерный пост

Определение скорости течений и расхода воды ведут с помощью поплавков и вертушек. Измерение скорости течения воды с помощью поверхностных поплавков проводится следующим образом. На реке выбирается прямой участок с ровным руслом и на нем намечается четыре створа на равном расстоянии один от другого. Обычно расстояние выбирается из такого расчета, чтобы поплавок проходил его за 20—30 сек. Первый створ называется пусковым, второй — верхним, третий — главным и четвертый — нижним (рис. 68).

Расположение створов

На основании полученных данных строят профиль поперечного сечения реки (рис. 69) и составляют таблицы (табл. 9, 10). Табл. 9. заполняется вся, за исключением двух последних граф. На профиле намечают так называемые скоростные вертикали, где должны быть проведены замеры скоростей течения. Количество скоростных вертикалей зависит от ширины реки. На реках шириной до 20 м рекомендуется делать 5 скоростных вертикалей, а до 100 м — 7.Вычисление расхода...

Список литературы.

  1. Н.А. Платов. Основы инженерно геологии: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2013. – 173с.
  2. Н.А. Платов. Основы инженерной геологии
    : – М.: ИНФРА-М, 2017.

Нормативная литература

  1. СП 11.105.97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ.
  2. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.

Интернет-ресурсы.

  1. Короновский Н.В. Основы геологии. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Короновский Н.В., Якушова А.Ф. М.: Высш. шк., 1991. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814&uri=index.htm)
  2. Короновский Н.В. Общая геология: [Электронный ресурс]: Учебник / Короновский Н.В. – М.: Изд-во МГУ, 2012. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://dynamo.geol.msu.ru/TextBooks/ObGeol/content.html есть и в формате PDF)
  3. Джерело: https://collectedpapers.com.ua/ru/methodology-of-field-physical-and-geographical-studies/gidrologichni-doslidzhennya-richki

        Практическое занятие №3«Определение координат строящегося объекта»

1. Цель.

Научиться методам определения координат характерных точек.Научиться методике определения координат строящегося объекта.

Алгоритм работы.

Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве. При определении положения точек местности (целей) по карте применяются географические и плоские прямоугольные координаты.

Географические координаты представляют собой угловые величины — широту и долготу, которые определяют положение точек на земной поверхности относительно экватора и меридиана, принятого за начальный.

Географическая широта—это угол, образованный плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке земной поверхности. Величина угла показывает, насколько та или иная точка на земном шаре севернее или южнее экватора. Если точка расположена в Северном полушарии, то ее широта называется северной, а если в Южном полушарии—южной. На рис. 44 видно, что угол 5 соответствует широте точки М.Широта точек, расположенных на экваторе, равна 0°, а находящихся на полюсах (Северном и Южном)—90°.

 Географическая долгота— угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку. За начальный принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (близ Лондона). Все точки на земном шаре, расположенные к востоку от начального (Гринвичского) меридиана до меридиана 180°, имеют восточную, а к западу—западную долготу. Следовательно, угол L (рис. 44) является восточной долготой точки М.

Известно, что сторонами рамок листов топографических карт являются меридианы и параллели. Географические координаты углов рамок подписываются на каждом листе карты. Например, на Рис. 45 западная сторона рамки листа карты (меридиан) имеет долготу 18°, восточная—18°07'30"; северная сторона (параллель) имеет широту 54°45', южная — 54°40’.

Для определения по карте географических координат точек местности на каждом ее листе наносится дополнительная рамка с делениями через одну минуту. Каждое минутное деление разбито точками на шесть равных отрезков через 10". Чтобы определить географические координаты какой-либо точки, например точки А (рис. 45), надо вначале на глаз определить ее положение относительно минутных и секундных делений по широте и долготе. Затем соединить ближайшие к точке Л одноименные деления прямыми линиями по параллели (западная и восточная стороны рамки) и по меридиану (северная и южная стороны рамки карты). При этом проведенная параллель должна пройти южнее точкиА, а меридиан—западнее. На рис. 45 параллель проведена на широте 54°40'30”, а меридиан на долготе 18°01’15". После этого определить на глаз, каким частям десятисекундных делений по широте и долгота соответствуют расстояния от проведенных параллели и меридиана до точкиА,т. е. отрезки а1А иа2А.Определив величины этих отрезков в секундах и приплюсовав их к значениям координат проведенных параллели и меридиана, получим географические координаты точкиА.В нашем примере отрезок а1А равен 8", а отрезок а2А —5". Значит, широта точкиАравна 54°40/38//, а долгота — 18°01 '15".

Плоские прямоугольные координатыпредставляют собой линейные величины, определяющие положение точек на плоскости относительно установленного начала координат. В общем случае за начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных линий, называемых осями координат (рис. 46). Вертикальная ось называется осью икс(X},а горизонтальная—осью игрек(Y).Положение точки определяется отрезками осей координатОаиОбили кратчайшими отрезками (перпендикулярами) от определяемой точки до соответствующих осей координат(Хми Ум) • В нашем примере отрезокХщравен 4 делениям, а отрезок Ум— 6 делениям. Следовательно, прямоугольные координаты точкиМбудут Х==4, У =6.

https://studfiles.net/html/1319/157/html_o7YzknT701.ixoJ/img-CQRj4p.jpg

Значения величин Хсчитаются положительными вверх (на север) от линииOY(оси У) и отрицательными вниз от нее. Значения величин У считаются положительными вправо (восточнее) от линииОХ(осиX}, отрицательными влево от нее (западнее)

Координатная (километровая) сетка на картах.

На топографических картах система плоских прямоугольных координат дается в виде сетки взаимно перпендикулярных линий. Горизонтальные линии сетки проведены параллельно экватору, а вертикальные—параллельно осевому меридиану зоны. Линии сетки на картах проводятся на равных расстояниях одна от другой и образуют сетку квадратов, которая называется координатной или километровой сеткой. Километровой ее называют потому, что стороны квадратов равны целому числу километров в масштабе карты. Для каждого масштаба установлены размеры сторон квадратов сетки (табл. 8).

Таблица 8

Масштаб карты

Размер стороны квадрата

на карте, см

на местности, км

1:25000

4

1

1:50 000

2

1

1:100000

2

2

1:200 000

2

4

Координатная (километровая) сетка и цифры у её выходов за рамкой листа карты печатаются черным цветом (приложение 1). Около углов рамки листа карты километровые линии подписываются полностью, а в промежутках—сокращенно, двумя цифрами, обозначающими единицы и десятки километров.

Рассмотрим пример (рис. 49). На изображенной части листа карты вертикальные линии (на южной стороне рамки) имеют следующие подписи: 2402—первая от угла рамки подпись, а далее—03, 04 и т. д. Эти подписи служат для отсчетов координаты у.Подпись 2402 означает: первая цифра (2)—номер зоны, следующее за ней число (402)—километры. Поскольку значение у точки 0 (начало координат) равно 500 км, нетрудно определить, что данная линия находится западнее осевого меридиана на удалении 98 км (500 км—402 км =98 км). Подписи 03, 04 даются без повторения первых двух цифр (24), которые в равной мере относятся и к ним.

https://studfiles.net/html/1319/157/html_o7YzknT701.ixoJ/img-_5pdus.jpg

У горизонтальных линий на западной стороне рамки даны подписи 5988, 89, 90, 91 и т. д. дг1я отсчета координаты х.Здесь цифры показывают удаление линий от экватора: первой снизу—на 5988 км, второй—на 5989 км, следующей — на 5990 км и т. д. Как и для вертикальных линий, первые две цифры (59) обозначаются только у крайних к углам линий сетки; они приписываются когда нужно записать полные координаты точек.

Для удобства работы с картой в полевых условиях значения координатных линий подписываются в нескольких местах внутри каждого листа (на рис. 49 подпись 8904).

На внешней рамке листов карт показываются черточками и подписями при них выходы координатной сетки смежной (западной или восточной) зоны. Соединив прямыми линиями одноименные выходы, находящиеся на противоположных сторонах рамки, получим на данном листе карты координатную сетку соседней зоны.

Определение координат объектов (целей) по карте. Пользуясь километровой сеткой и подписями ее значений за рамкой листа карты, вначале определяют полное значение координат ближайших к точке координатных линийиу),расположенных снизу и слева от нее. Затем определяют расстояния (по перпендикуляру) в метрах: от горизонтальной линии—нижней стороны квадрата и от вертикальной линии—левой стороны квадрата, в котором находится эта точка. Расстояния в метрах прибавляют к значениям координат линий в километрах, от которых измерялись расстояния до точки: расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата прибавляют к координатех,а расстояние от левой вертикальной стороны квадрата—к координатеу. Полученные после прибавления отрезков величины будут представлять собой полные координаты точки, определяющие ее положение относительно начала координат.

Предположим, что требуется определить по карте масштаба 1:50 000 (рис. 49) полные координаты развилки грунтовых улучшенных дорог. Найдя на карте развилку этих дорог, определим полное значение координат ближайших к ней координатных линий, расположенных снизу и слева. Горизонтальная линия, образующая нижнюю сторону квадрата 8803, имеет подпись 5988, т. е. л;=5988 км. Вертикальная линия, образующая левую сторону этого же квадрата, имеет значение 2403, т. е. г/=2403 (2—номер зоны, 403—значение координаты у в километрах). Первые две цифры (24) находим у ближайшей к западной стороне рамки карты линии, имеющей подпись 2402.Затем определяем расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата до развилки дорог. Оно будет равно 1,2 см на карте или 600 м на местности. Измерив таким же образом расстояние от левой вертикальной стороны квадрата, получим 500 м. Прибавив полученные расстояния к соответствующим значениям координатных линий, будем иметь полные координаты развилки дорог:

х=5988000 м+600 м=5988600 м;

y=2403000 м+500 м=2403500 м.

При работе с картой обычно нет необходимости пользоваться полными координатами, а достаточно иметь сокращенные координаты. Сокращенными называют координаты, у которых не пишутся цифры, обозначающие тысячи и сотни километров. Например, сокращенные координаты развилки дорог (рис. 49) запишутся так:

x =88 600; y=03500.

Полные и сокращенные координаты записываются и передаются раздельно по хиу.

Часто приходится наносить на карту цели, ориентиры, огневые позиции и другие объекта по известным координатам. Допустим, что цель (пулемет противника) на местности расположена в точке, ничем не отмеченной на карте, но известны ее сокращенные координаты: x=90850; y=02550.

Задача решается в следующем порядке (рис. 49). Сначала определим квадрат, в котором находится цель. Две первые цифры координат хиу(десятки и единицы километров) показывают, что цель находится в квадрате 9002 (90—горизонтальная линия, 02—вертикальная линия). В квадрате 9002 отложим по вертикальным линиям сетки 850 м, полученные точки соединим прямой линией. На ней должна находиться цель. По прочерченной линии вправо от вертикальной линии сетки, имеющей подпись 02, отложим отрезок 550 м. Полученная на линии точка и будет местом расположения цели.

Для удобства определения координат местных предметов (целей) или нанесения их на карту по известным координатам пользуются специальными координатными мерками—координатомерами, которые упрощают работу.

Координатомер представляет собой квадратную палетку или угольник с двумя взаимно перпендикулярными шкалами, по которым отсчитываются координаты точек внутри квадрата карты. Подписи на шкалах показывают число сотен метров в масштабе карты.

Допустим, нужно определить координаты точки М (рис. 50), расположенной в квадрате 3676. Для этого горизонтальную шкалу(у)координатомера совместим с нижней стороной квадрата, в котором находится точкаМ,так, чтобы вертикальная шкала(х)своим краем прошла через точкуМ.Затем, не меняя положения координатомера, снимем отсчеты сначала по шкалех,ведя счет от нижней стороны квадрата, а потом по шкалеу. Как видно из рисунка, первый отсчет равен 350 м, а второй 750 м. Прибавив эти цифры к сокращенным координатам юго-западного угла квадрата, получим х= =36350; у =76 750.

https://studfiles.net/html/1319/157/html_o7YzknT701.ixoJ/img-JcHrY0.jpg

Порядок работы при нанесении на карту объектов (целей) по их известным координатам с помощью координатомера следующий. Вначале определяют квадрат, в котором находится объект, а затем накладывают координатомер на карту так, чтобы горизонтальная шкала совпала с нижней стороной этого квадрата, а нулевой отсчет был справа. Затем координатомер двигают вдоль нижней стороны квадрата (вправо) до тех пор, пока на горизонтальной шкале против левой (вертикальной) стороны квадрата не окажется отсчет, равный числу метров (трем последним цифрам) по оси у.После этого по вертикальной шкале отсчитывают величину, равную числу метров по осих, и против этого деления отмечают точку, которая и будет местоположением наносимого предмета на карте.

Например, при нанесении на карту с помощью координатомера .положения точки Ц (рис. 50), имеющей сокращенные координаты х=36 550 и y=78925, по горизонтальной шкале следует установить отсчет 925, а по вертикальной 550, после чего против этого деления вертикальной шкалы отметить местоположение определяемой точки Ц.

Список литературы.

  1. Н.А. Платов. Основы инженерно геологии: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2013. – 173с.
  2. Н.А. Платов. Основы инженерной геологии
    : – М.: ИНФРА-М, 2017.

Нормативная литература

  1. СП 11.105.97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ.
  2. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.

Интернет-ресурсы.

  1. Короновский Н.В. Основы геологии. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Короновский Н.В., Якушова А.Ф. М.: Высш. шк., 1991. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814&uri=index.htm)
  2. Короновский Н.В. Общая геология: [Электронный ресурс]: Учебник / Короновский Н.В. – М.: Изд-во МГУ, 2012. Режим доступа: (электронная версия учебника в Интернете доступна по адресу: http://dynamo.geol.msu.ru/TextBooks/ObGeol/content.html есть и в формате PDF)

Практическое занятие №4«Определение высотного положения характерных точек»

1. Цель.

Научиться методам определения высотных точек.Научиться методике определения высотного положения характерных точек.

Алгоритм работы.

В створе каждого поперечного профиля, обозначенного тремя геодезическими вешками, намечают характерные точки таким образом, чтобы возможно более подробно отразить характер рельефа надводной части берега. Такими точками должны быть бровка клифа, бровка и подошвы отдельных уступов клифа и волноприбойных микротеррас на береговой отмели. Число характерных точек на поперечнике должно быть не менее 10-20. На участках с одинаковыми уклонами берега они могут располагаться на больших расстояниях друг от друга, чем на участках профиля, пересекающих абразионные уступы. В каждую из намеченных точек забивается небольшой деревянный кол вровень с поверхностью земли. Такие же колья забивают вплотную рядом с реперной точкой – началом промерного профиля и на урезе воды вровень с ее поверхностью. На кольях проставляют порядковые номера, начиная от реперной точки.

Нивелирование через широкие реки. На расстоянии 15-20 м от точек А и В на правом и левом берегах реки выбирают места установки нивелира C и D. Диагонали AC и BD должны быть приблизительно равны. Визируют с точки С на А и В, потом с точки D на точки А и В. В первом случае А считают задней рейкой, во втором – передней. Берут среднее арифметическое двух превышений. Контроль точности – расхождение не должно быть более 10 мм на каждые 100 м расстояния.

Нивелирование по профилю. Использование геометрического нивелирования для построения профиля целесообразно проводить в том случае, когда необходима высокая точность, например, для равнинных районов с преобладанием микроформ рельефа, когда необходимо получить высотные характеристики мелких объектов (невысоких береговых террас и т.д.). Выделяют несколько этапов:

1. Разбивка пикетажа с составлением в пикетажной книжке глазомерного абриса вдоль всей трассы профиля.

2. Измерение превышений.

3. Обработка нивелирного журнала, вычисление абсолютных высот пикетов.

4. Построение профиля (горизонтальный и вертикальный масштабы)

Самый большой недостаток геометрического нивелирования – значительное возрастание трудоемкости при работе на пересеченном рельефе. На склонах часто возникает ситуация, когда визирный луч трубы нивелира проходит выше рейки и попадет в землю. Тогда приходится добавлять связующую точку, иногда и не одну. В таких случаях пользуются тригонометрическим нивелированием. Оно в отличие от геометрического производится наклонным визирным лучом. Для определения превышения этим методом нужно измерить угол наклона визирного луча к горизонту и расстояние.

Прямоугольный треугольник: дальномерное расстояние (L) – горизонтальное проложение (S) – превышение (h). Отсюда формулы (для нитяного дальномера):

S = L cos2 v

H = S tg v + i – U + f,

где v – вертикальный угол, i – высота прибора, U – высота визирования, f – поправка за кривизну Земли и рефракцию.

Вертикальный угол измеряют относительно плоскости горизонта. Нулевой штрих вертикального лимба теодолита должен совпадать с плоскостью горизонта, но на практике это условие не всегда выполняется. Важно знать реальное положение места нуля вертикального круга, места горизонта. Расчет МГ. В вертикальные углы вводится соответствующая поправка v = КЛ – МГ.

Барометрическое нивелирование позволяет находить превышение между точками по разности атмосферного давления в нихАтмосферное давление зависит от широты точки, состояния атмосферы (температура и влажность воздуха) и высоты.

h = 18470 lg В1/B2 (1 + 0,003665 * tср) - (упрощенная формула Певцова)

Для повышения точности измерений прокладывают замкнутые барометрические ходы или используют параллельные измерения на стационарной точке.

Атмосферное давление измеряют с помощью микробарометров, которые бывают оптическими или электронными. На практике давление, измеренное микробарометрами, чаще всего переводят в высоты с помощью специальных таблиц.

Точность измерения превышений путем барометрического нивелирования:

3 -5 м для оптических микробарометров

≈ 30 см для электронных

Список литературы.

  1. Л.Н. Попов  Строительные материалы и изделия: Учеб. / Попов Л.Н.,    Н.Л.
    Попов, - М.: ГУП ЦПП, 2013. - 384 с.
  2. Л.Н. Попов Лабораторные работы по дисциплине «Строительные материа
    лы и изделия»: Учеб. / Попов Л.Н., Н.Л. Попов, - М.: ИНФРА-М,   2013. -
    223 с.

Нормативная литература

ГОСТ 125-79 Вяжущие гипсовые. Технические условия.

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия.

ГОСТ 25591-83 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Классификация и общие технические требования.

Интернет-ресурсы.

  1. Митякин С.Д. Строительные материалы и изделия. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Митякин С.Д. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34859. – ЭБС «IPRbooks», по паролю

Практическое занятие №5 «Вынос планово-высотного положения строящегося объекта»

1. Цель.

Научиться различным методамвыноса осей зданий и сооружений в натуру, соблюдение проектных положений точек основных и поперечных осей.

Алгоритм работы.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ВЫНОСЕ ПРОЕКТИРУЕМОГО СООРУЖЕНИЯ В НАТУРУ

Разбивка сооружения заключается в нахождении и закреплении на местности точек и линий определяющих плановое и высотное положение будущего сооружения. Разбивочные работы противоположны съемочным. При съемке на основе измерения на местности определяются координаты точек относительно опорных пунктов, при разбивке же наоборот по координатам указанным в проекте находят на местности положение точки сооружения с заранее заданной точностью. При разбивке углы, расстояния, превышения не измеряют, а откладывают на местности.

Разбивка включает в себя:

- перенесение на местность углов, линий заданной длины, точек с заданной отметкой, линий и плоскостей заданного угла.

Для перенесения проекта сооружения на местность составляют разбивочные чертежи, которые должны содержать все данные необходимые для разбивки.

Построение проектного угла.

Заключается в отыскании на местности направления образующего с исходным направлением угол равный проектному. Предположим надо построить угол β в точке М вправо от вправо от исходного направления NM.

В точке N устанавливают теодолит и подготавливают его к работе (центрирование и горизонтирование).

Обнуляем отчеты теодолита по горизонтальному кругу на исходном направлении NM. Открепив олидаду поворачиваем зрительную трубу при круге лево(КЛ) до отчета равному значению проектного угла. На найденном направлении по перекрестию прибора фиксируют колышком точку А1. Эту же операцию повторяют при положении теодолита круг право (КП), и фиксируют возможно другую точку А2, если имеется коллимационная  погрешность в теодолите. Проектное положение направления будет проходить через точку А найденную как среднее положение между А1 и А2.

Построение угла влево от исходного направления.

Выполняется также как в предыдущем случае, только на исходном направлении устанавливают отчет по горизонтальному кругу равный значению проектного угла. От точек А1 и А2 при КП и КЛ находят по отсчету ноль (00 001).

Проектирование угла с повышенной точностью.

В начале строят угол как обычно описанным ранее способом при одном положении вертикального круга. Затем измеряют построенный угол многократно.

mβ=

Δβ=β-β1  - ошибка построенного угла

Определяем расстояние d до точки А. Линейную величину х в построении точки находят по формуле:

Х = А1*А;   X=

1 – радиан (выраженный в мин.)

Далее с помощью рулетки откладывают отрезок х равный найденному направлению уменьшая или увеличивая построенный угол до значения равному проектному.

Перенесение на местность проектной линии.

Для перенесения на местность с помощью ленты или рулетки от исходной точки откладывают в найденном направлении наклонное расстояние горизонтальное положение которое равно проектному значению.

D = d+Δ

Δ–это сумма поправок, (за наклон; за температуру; и за компарирование)

Список литературы.

  1. Л.Н. Попов  Строительные материалы и изделия: Учеб. / Попов Л.Н.,    Н.Л.
    Попов, - М.: ГУП ЦПП, 2013. - 384 с.
  2. Л.Н. Попов Лабораторные работы по дисциплине «Строительные материа
    лы и изделия»: Учеб. / Попов Л.Н., Н.Л. Попов, - М.: ИНФРА-М,   2013. -
    223 с.

Нормативная литература

ГОСТ 125-79 Вяжущие гипсовые. Технические условия.

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия.

ГОСТ 25591-83 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Классификация и общие технические требования.

Интернет-ресурсы.

  1. Митякин С.Д. Строительные материалыи изделия. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Митякин С.Д. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34859. – ЭБС «IPRbooks», по паролю

Практическое занятие №6«Съемка планово-высотного положения построенного объекта»

1. Цель.

Изучить назначение исполнительных съемок, виды исполнительных съемок. Геодезическая плановая и высотная основа для выполнения исполнительных съемок. Научиться методам плановых и высотных съёмок сооружений.

Алгоритм работы.

 Геодезическая плановая и высотная основа для выполнения исполнительных съемок

Исполнительная съемка завершает каждый этап строительно-монтажных работ и основных геодезических построений. В процессе исполнительной съемки определяют планово-высотное положение выверенных и окончательно закрепленных конструкций и их элементов, а также знаков разбивочных осей, от точности положения которых зависит выполнение требований к точности монтажа конструкций на последующих этапах.

Количество и наименование конструкций и их элементов, подлежащих съемке, порядок, очередность и способ выполнения съемок, технические средства и требуемую точность измерения определяют в проекте производства геодезических работ.

Исходной плановой основой для текущих съемок служат пункты разбивочной основы, знаки и створы закрепления осей или их параллелей, установочные риски на конструкциях. Высотной основой служат реперы строительной площадки и отметки, фиксированные на строительных конструкциях. Геодезическим обоснованием съемки для составления исполнительного генерального плана служат пункты и реперы государственных и разбивочных сетей

Плановую исполнительную съемку производят с пунктов плановой сети, разбивочных осей или их параллелей способом прямоугольных координат, створов, засечек. Высотную исполнительную съемку положения конструкций выполняют методом геометрического нивелирования от знаков высотного рабочего обоснования.

Точность результатов исполнительной съемки должна быть не ниже точности выполнения разбивочных работ. Исполнительную съемку выполняют преимущественно на основе существующей разбивочной основы (триангуляции, полигонометрии, строительной сетки, осей, красных линий, знаков геометрического нивелирования).

Методы плановых и высотных съёмок сооружений.

При выполнении исполнительных съемок используются те же методы измерений, что и при выполнении разбивочных и съемочных работ .

Так как для съемки положения строительных конструкций в плане применяют способы прямоугольных координат, линейных и створных засечек, линейные промеры от створов и другие, по высоте – геометрическое нивелирование.

Положение проектной точки С в способе створной засечки определяют на пересечении двух створов, задаваемых между исходными точками 1–1¢ и 2–2¢ (рис. 2.11). Створ задают обычно теодолитом, который центрируют над исходным пунктом (например – 1), а зрительную трубу ориентируют по визирной цели, отцентрированной на другом исходном пункте (в данном случае – 1¢). Положение точки С фиксируют в заданном створе.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/824259246818.files/image184.gif

Рис. 2.11. Схемы разбивки способами створной (а) и створно-линейной (б) засечек

При построении створа приходится визировать на точки, расположенные от теодолита на разных расстояниях, что приводит к необходимости менять фокусировку трубы. Изменение хода фокусирующей линзы вызывает смещение визирной оси трубы и приводит к погрешности, которую необходимо учитывать при точных работах.

Способ прямоугольных координат применяют в основном при наличии на площадке или в цехе промышленного предприятия строительной сетки, в системе координат которой задано положение всех главных точек и осей проекта.

Разбивку проектной точки С (рис. 2.12) производят по вычисленным значениям приращений ее координат и  от ближайшего пункта сетки. Большее приращение (на рисунке — ) откладывают по створу пунктов сетки АВ. В полученной точке D устанавливают теодолит и строят от стороны сетки прямой угол. По перпендикуляру откладывают меньшее приращение  и закрепляют полученную точку С. Для контроля положение точки С можно определить от другого пункта строительной сетки.

Схема способа прямоугольных координат по существу сочетает в себе схему створно-линейного и полярного способов.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/824259246818.files/image186.gif

ис. 2.12. Схема разбивки способом прямоугольных координат

В способе линейной засечки положение выносимой в натуру точки С (см. рис. 2.7) определяют в пересечении проектных расстояний S1 и S2, отложенных от исходных точек А и В. Этот способ обычно применяют для разбивки осей строительных конструкций в случае, когда проектные расстояния не превышают длины мерного прибора.

Наиболее удобно разбивку производить при помощи двух рулеток. От точки А по рулетке откладывают расстояние S1, а от точки В по второй рулетке — S2. Перемещая обе рулетки при совмещенных нулях с центрами пунктов А и В, на пересечении концов отрезков S1 и S2 находят положение определяемой точки С.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/824259246818.files/image188.gif

В ходе строительства надземной части здания производится поэтажный контроль планового и высотного положения строительных конструкций, а также величину отклонения плоскости стен в верхнем сечении от вертикали.

При возведении кирпичных зданий проверяется отклонение от проектных размеров по толщине стен, плановые и высотные положения оконных и дверных проемов, отклонения по вертикали поверхностей стен и углов кладки на один этаж и на все здание .

Контроль планового положения кладки стен осуществляют линейными промерами от продольных и поперечных разбивочных осей. Толщину стен при исполнительной съемке определяют непосредственным их промером. Вертикальность кладки определяют измерением линейкой расстояния от нити отвеса до стены в наиболее характерных ее точках или через равные промежутки. Геометрическим нивелированием точек через каждые 5м определяют в соответствии полученного горизонта законченной кирпичной кладки каждого этажа проектному значению – рис. 19.

https://studfiles.net/html/2706/237/html_V858VOe8XK.sjqE/img-xOvQs1.png

Рис. 19. Исполнительная схема кирпичной кладки в осях 1 – 3 и Б – Г

Контроль вертикальности кирпичной кладки может осуществляться с помощью тахеометра, для чего создается локальная система координат, связанная с линейными размерами проверяемой кирпичной кладки рис. 20

https://studfiles.net/html/2706/237/html_V858VOe8XK.sjqE/img-yHaebl.png

Рис. 20. Схема определения вертикальности кирпичной кладки с помощью тахеометра

Обозначение: https://studfiles.net/html/2706/237/html_V858VOe8XK.sjqE/img-_P2oS_.pngсъемочная точка

T1T2 – точки ориентирования тахеометра

https://studfiles.net/html/2706/237/html_V858VOe8XK.sjqE/img-kcHjub.png–опорные точки для определения вертикальности кирпичной кладки.

На нижнем ряду кирпичной кладки намечаются две точки. Способом задачи ОНР (определение недоступного расстояния) определяется расстояние между ними – d. Точки 1 и 2 координируются, по ним решением линейно-угловой обратной засечки определяются координаты съемочной точки и угол начального ориентирования. Производится определение координат каждой точки, определяющей вертикальность кладки.

За нулевое значение принимаются точки низа кирпичной кладки. По разности абсцисс рассчитывается отклонение стены внутрь или наружу. Для точек на гранях кладки разность координат определяет величину крена.

Исполнительная схема имеет вид, показанный на рис. 21:

https://studfiles.net/html/2706/237/html_V858VOe8XK.sjqE/img-yLJfSx.png

Рис. 21. Исполнительная схема планового положения и вертикали кирпичной кладки первого этажа здания по оси Б, в осях 4/1 – 5.

Список литературы.

  1. Л.Н. Попов  Строительные материалы и изделия: Учеб. / Попов Л.Н.,    Н.Л.
    Попов, - М.: ГУП ЦПП, 2013. - 384 с.
  2. Л.Н. Попов Лабораторные работы по дисциплине «Строительные материа
    лы и изделия»: Учеб. / Попов Л.Н., Н.Л. Попов, - М.: ИНФРА-М,   2013. -
    223 с.

Нормативная литература

ГОСТ 31108-2003 Цементы общестроительные. Технические условия.

ГОСТ 30515-97 Цементы. Общие технические условия.

ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.

ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условия.

ГОСТ 24640-91 Добавки для цементов. Классификация.

ГОСТ 310.1-76 Цементы. Методы испытаний. Общие положения схватывания и равномерности измерения объема.

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии.

ГОСТ 9179-77 Известь строительная. Технические условия.

ГОСТ 125-79 Вяжущие гипсовые. Технические условия.

ГОСТ 8462-85 Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе.

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия.

ГОСТ 25591-83 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Классификация и общие технические требования.

Интернет-ресурсы.

  1. Митякин С.Д. Строительные материалыи изделия. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Митякин С.Д. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34859. – ЭБС «IPRbooks», по паролю

1.6.  Структура оформления практических занятий.

Практические работы выполняются на листах формата А4, черными чернилами, на одной стороне листа.

Текст располагается следующим образом: расстояние от рамки до границ текста оставляют в начале строк не менее 5мм, в конце - не  менее 3мм; расстояние от верхней и нижней строки текста до верхней или нижней рамки – не менее 10мм.

Абзацы в тексте начинаются с отступом равным 15мм (приложение).

При применении компьютера устанавливаются следующие поля:верхнее и правое 2 см; нижнее и левое 2,5 см. Текст рукописи должен быть набран на компьютере в любом текстовом редакторе с обычным межстрочным интервалом -1,5. Абзацный отступ не менее 1,5 см. Размер шрифта: для текста -14, для формул - 16,для таблиц - 10,12 или 14. Формулы обязательно должны вписываться согласно данным рекомендациям. Рисунки, качественно выполненные на белой бумаге любым способом, помещают в текст. Рисунки, графики, чертежи, схемы могут быть (но не обязательно) выполнены с помощью компьютера или сканера.

Пункты могут иметь перечисления подпунктов. Каждый раздел начинается с нового листа. Наименование раздела записывают в виде заголовка (приложение). В заголовках раздела и подраздела перенос слов не допускается, точки в конце не ставятся. Расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8мм.

Текст излагается кратко, ясно. Язык изложения должен быть простым, характерным для научных и технических документов. Сокращение слов в тексте не допускается.

В пояснительной записке осуществляется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов и помарки не допускаются.

Формулы. В формулах обозначения символов и числовых коэффициентов применяется в соответствии с установленными стандартами. Их назначения должны быть приведены непосредственно под формулой.

Формула записывается в центре листа после текста, нумерации формул может быть сквозной или соответствовать разделу.

Например: в разделе 3 изгибающий момент определяется по формуле:

,(3.1)

        

где: q- расчетное значение нагрузки, кН/м2;

l0- расчетная длина элемента, м.

Подставляя значения в формулу (3.1), получаем:

Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной строки. Размеры таблиц назначаются произвольно в зависимости от помещаемого материала. Горизонтальные линии в таблице проводить не рекомендуется, кроме оформления головки или боковика, где записываются данные для заполнения таблицы.

Иллюстрации. Текст допускается дополнять графиками, схемами, чертежами и т.д. Иллюстрации, помещаемые в тексте, именуют рисунками. Количество иллюстраций должно быть достаточно для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения «Рисунок А.З»

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, — «Рисунок 1.1».

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рисунок 1.2 - Диаграмма растяжения стали

Таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Слово «Таблица» следует помещать в верхнем левом углу. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в ПРИЛОЖЕНИИ В.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости в приложении к документу.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются ссылки на них.

Ссылки. В тексте разрешается производить ссылку на какой-то источник информации. Использованные источники указываются в скобках, выполненных косыми линиями.

Например: /2.стр.20/, где 2-номер источника в списке используемых источников; стр.20-страница в данном источнике.

Списком используемой литературы именуют книги, нормативную литературу и т.д. Записывается следующим образом:

1.Байков В.Н., Сигалов Э.Е. Железобетонные конструкции. Общий  курс-М.: Стройиздат.1991г.

2.СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия.

Графическая часть. Графическая часть выполняется на листах формата А3 или А4, в зависимости от объема выполнения и должна содержать:

-опалубочный чертеж, арматурные чертежи;

-спецификации сборочных единиц, арматурных изделий, ведомость расхода стали.

Обозначение и размеры основных форматов указаны в таблице

Таблица 1.   Основные форматы

Обозначение формата

Размеры, мм

Обозначение формата

Размеры, мм

А1

594×841

А3

297×420

А2

420×594

А4

210×297

Все чертежи выполняются в масштабе.

Изображение изделия на чертеже выполняется в масштабе, установленном ГОСТ 2.302-68

Таблица 2. Масштабы

Масштабы уменьшения

1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:250; 1:400; 1:500

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

Практические работы, где необходима графическая часть,выполняютсяна листах формата А3 (297х429 мм) с соблюдением правил оформления архитектурно – строительных рабочих чертежей ГОСТ Р21.1501 – 92.

 Листы должны иметь размеры, соответствующие формату А3, основную рамку и основную надпись, ГОСТ 21.1101 – 92 С.35.

 Все изображения на листе должны занимать примерно 70% формата листа.

 Основные надписи и рамки выполняют сплошными основными и сплошными тонкими линиями по ГОСТ 21.1101 – 92

Форма 1 – для основных комплектов рабочих чертежей

C:\Сканер\Новая папка\2009-10-03\Scan10100.BMP

1.7. Время выполнения работы.

Выполнении обучающимися практических занятий происходит на учебных занятиях в размере 30% от полной готовности работы, а остальные 70% выполняются обучающимся как самостоятельная работа.

1.8. Формы отчета.

Выполнении обучающимися практических занятий и лабораторных работ является необходимым условием для получения первичных профессиональных навыков.

     При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарного курса,   в зависимости от сложности изучения курса, возможно деление учебной группы на подгруппы численность не менее 8 человек.

     При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.

Выполнении обучающимися практических занятий и лабораторных работ завершается  итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются  в форме  зачета как комплексной оценки  выполнения студентами  зачетных мероприятий.

      Реализация выполнения обучающимися практических занятий и лабораторных работ должна обеспечиваться доступом каждого студента к  информационным ресурсам  (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), наличием учебников учебно-методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - курсовому и дипломному проектированию, а также наглядным пособиям, аудио-видео и мультимедийным  материалам.

     В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

1.9. Критерии оценки за выполнение заданий (пятибалльная система).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Организовывать и выполнять работы по изысканию городских путей сообщения

- демонстрирует практический опыт выполнения работ по проектированию городских улиц и дорог;

- демонстрирует практический опыт разработки, планирования и контроля выполнения мер, направленных на предупреждение и устранение причин отклонений результатов выполненных однотипных строительных работ от требований нормативной технической и технологической проектной документации.

Выполнение и защита работ, выполняемых на практических занятиях.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практических заданий

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки узлов и деталей конструктивных элементов зданий, проекта производства работ, проектировании строительных конструкций;

- оценка эффективности и качества выполнения

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

- решение стандартных и нестандартных задач в области разработки узлов и деталей конструктивных элементов зданий, проекта производства работ, проектировании строительных конструкций;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

- анализ инноваций в области разработки технологических процессов

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных  профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания обучающимся по выполнению практических занятий по дисциплине ОП 06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики

Дисциплина является одной из  общепрофессиональных дисциплин, дающих знания для получения профессиональных навыков, и преподается студентам специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремон...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 04 «Дорожные работы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 04 «Дорожные работы»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 02 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 02.01 «Строительство городских улиц и дорог»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 02 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 02.01 «Строительство городских улиц и д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.02 «Проектирование городских улиц и дорог»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.02 «Проектирование городских улиц и ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий. ПМ 04 «Использование ресурсосберегающих и нанотехнологий в производстве неметаллических строительных изделий и конструкций&r...