Архитектурная графика
план-конспект занятия
В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции архитектурного объекта заставляет с особым вниманием отнестись к интенсивности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Густая связь линий, множество деталей затрудняют восприятие проекции архитектурного объекта, отвлекают внимание зрителей. Антураж и детали стаффажа выполняют свою основную задачу - помогают зрителю освоить идею архитектурного замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Архитектурный рисунок как одно из средств оформления
проектного чертежа
Архитектурным рисунком называются все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняются от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера. Творческий и стилевой диапазон архитектурного рисунка настолько широк, а его значение в деятельности архитектора так велико, что каждая из его разновидностей заслуживает отдельного разговора.
Специфика архитектурного чертежа такова, что в различных проектных ситуациях требуется показать средствами архитектурного рисунка окружение – природную и предметную среду, в которой существует архитектурный объект. Такая особенность характерна исключительно для архитектурной графики, так как в инженерных чертежах повсеместно и неукоснительно, а в дизайнерских чертежах за редким исключением, не рекомендуется изображать что-либо, кроме объекта разработки. Специфика архитектурного чертежа состоит в самой природе архитектурного объекта, сложная и многоплановая функция которого тесно взаимосвязана с природным или урбанистическим сооружением.
Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.
Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображениями природного и предметного окружения. Профессионально не подготовленному человеку необходимо разъяснить, в каком окружении находится архитектурное сооружение, как оно сочетается с природным или городским ландшафтом. Постепенно в архитектурной графике укоренилась практика дополнять чертеж проекций здания рисунками деревьев, людей, животных, средств транспорта и т.д. Однако зодчий изображал на чертеже необходимые аксессуары не только из желания сделать чертеж удобочитаемым для заказчика, но прежде всего, стремился создать изобразительную аналогию реальной среды, окружающей архитектурный объект.
К середине XVIII в. в архитектурную терминологию входит выражение антураж, которое ранее употреблялось для обозначения части графической или живописной композиции, изображающей ландшафт. В буквальном переводе с французского «антураж» соответствует понятиям «окружение» или «обстановка». В современном архитектурном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проектном чертеже. Несколько позднее входит в употребление немецкий термин стаффаж, обозначающий второстепенные детали, не являющиеся основной темой изображения.
В настоящее время стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, дополняющие композицию проектного чертежа. Рассматривая примеры архитектурных чертежей разного времени, становится понятным, насколько важную роль в проектной графике играли изображения деталей антуража и стаффажа. Эти детали являлись неотъемлемой частью архитектурной графики, отражали личный, неповторимо индивидуальный почерк автора, его умение по-своему компоновать чертеж, его личную манеру раскрытия архитектурной идеи.
Архитектурный антураж - это комплекс окружающей среды, условия, в которых размещен проектируемый объект. Его изображение играет очень важную роль, особенно в архитектурном чертеже фасада или перспективного изображения. Зачастую изображение окружающей среды играет такую же роль, как и сооружения. Как мы уже выяснили, антураж (значение слова) подразумевает изображение природного или фактического окружения в соответствии с местом расположения и назначением проектируемого объекта.
Изображение на архитектурном чертеже окружающей среды помогает правильно передать ощущения масштабности проекта, а также облегчает восприятие будущего объекта в натуре. Но вместе с тем не нужно добиваться натуралистичности элементов, которые входят в антураж. Архитектурная графика допускает некую стилизацию, условность окружающих проект объектов – рельефа местности, зеленых насаждений, малых форм, фигур людей и так далее. Безусловно, изображение антуража должно быть в одной стилистике с объектом. Иными словами, изображение проекта должно визуально восприниматься как единое целое. Это достигается при помощи цветовых, композиционных и графических приемов подачи для всех архитектурных чертежей: планов, фасадов, разрезов, перспективных или аксонометрических изображений. Таким образом, получается ясная и наглядная демонстрация композиционного единения реального окружения с проектируемым объектом.
По насыщенности деталями антураж чертежа может быть разным. Изображение окружающей среды может быть условно-изолированным, а то и вовсе отсутствовать. Иногда антураж на архитектурном чертеже передается очень скупыми средствами (изображение только людей или группы зеленых насаждений единым пятном). Бывает и наоборот, когда антураж (значение слова имеет прямой смысл) вводится широко. Таким образом, передается колорит среды и характер окружения проектируемого объекта. Тем не менее, во всех случаях задача антуража - выявить композиционный замысел архитектуры. Изображение окружающего пространства не должно перекрывать основное – сам объект, который является основным и главным элементом проекта. При этом важно, чтобы все составляющие были выполнены в единой графической манере, воспринимались органично, целостно и в итоге составляли законченную композицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-417153-1394460129.jpg)
Сценарий историко-краеведческой композиции "Краснодар архитектурный"
Классный час, посвященный 220-летию г.Краснодара для студентов специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417685-1394536743.jpg)
Методическое пособие на тему "Информационноу сопроводение проектирование объектов архитектурной среды"
Методические рекомендации по работе с программой AutoCAD...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-440376-1398193611.jpg)
Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Архитектура неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в це...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-697982-1448172370.jpg)
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (Архитектурная графика)
Для сецдисциплин "Архитектура" и "Дизайн по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-914271-1491589113.jpg)
Методические материалы по дисциплине "Архитектурная графика"
Презентации на урок по дисциплине "Архитектурная графика" для специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1194072-1575033435.jpg)
Рабочая программа ОП.11. Архитектурная графика
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.12....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1194072-1575033435.jpg)
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП. 11. Архитектурная графика
Комплект фондов оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Архитектурная графика разработан на основе ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования по специальности 35.02....