Статья о применении мобильного приложения при обучении радообмену на английском языке.
статья
Плюсы применения мобильного приложения, результаты эксперимента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение будущих авиадиспетчеров фразеологии радиообмена на английском языке с использованием мобильного приложения
Аннотация:
Исходя из особенностей обучения будущих авиадиспетчеров фразеологии радиообмена на английском языке предлагается использовать мобильное приложение для изучения и повторения стандартных фраз и команд с целью интенсификации процесса обучения. На основе данного мобильного приложения разработан комплекс заданий для самостоятельной подготовки курсантов. Также представлены результаты опроса курсантов, преподавателей и авиадиспетчеров, задействованных в тестировании данного комплекса. Проведенный эксперимент показал эффективность использования мобильного приложения для изучения и повторения стандартных фраз и команд радиообмена.
Ключевые слова:
фразеология радиообмена, компьютерные технологии, авиадиспетчер, мобильное приложение, английский язык.
Важнейшим аспектом профессиональной деятельности авиадиспетчеров является коммуникативное взаимодействие между пилотами и авиадиспетчерами-организаторами воздушного движения, которое можно определить, как вид их совместной деятельности, заключающейся в точном и недвусмысленном обмене информацией в процессе профессионального речевого общения с целью обеспечения безопасности полетов, что является одним из фундаментальных условий успешного функционирования и развития данной отрасли.
Согласно статистическим исследованиям, человеческий фактор является причиной около 80% происходящих авиакатастроф. Большинство критических ошибок, ведущих к фатальным последствиям, обусловлено проблемами в общении, возникающими между пилотами и авиадиспетчерами [1]. В следствии этого считается, что использование единого языка (каким является в настоящее время английский язык) в процессе радиотелефонной связи по праву занимает лидирующую позицию в обеспечении безопасности полетов.
При ведении радиообмена пилоты и авиадиспетчеры используют специальный язык, называемый фразеологией радиообмена. Изучение, знание и грамотное использование фразеологии радиообмена является неотъемлемой частью как обучения будущих авиадиспетчеров и пилотов, так и их непосредственной работы в целом, а также является критически важным фактором для обеспечения безопасности полетов. Помимо этого, следует отметить, что доскональное знание фразеологии радиообмена и грамотное ее использование является обязательным условием для получения авиадиспетчером допуска к работе.
Однако, исходя из реалий сегодняшнего дня, авиадиспетчеры вынуждены вести радиообмен на двух языках, русском и английском, а, следовательно, должны владеть фразеологией радиообмена на русском и английском языке. Систематический переход с русского на английский язык во время ведения радиообмена, конечно, накладывает определенные трудности, что может приводить к ошибкам. Естественно, что данные ошибки чаще всего возникают при ведении радиообмена на английском языке, являющемся иностранным языком для авиадиспетчеров, работающих в Российской Федерации, и соответственно представляющим большую сложность для авиадиспетчеров.
Обучению фразеологии радиообмена на английском языке всегда уделялось большое внимание при подготовки будущих авиадиспетчеров. Так, например, в Авиационно-транспортном колледже ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова курсанты специальности “Управление движением воздушного транспорта” начинают изучать фразеологию радиообмена на английском языке на втором курсе и продолжают на третьем курсе в объёме около 300 академических часов согласно учебному плану, что включает как изучение стандартной фразеологии радиообмена на английском языке согласно ФАП [2], так и применение фразеологии в рамках нестандартных и аварийных ситуаций. Однако, даже такого количества аудиторных часов, отведенных на изучение фразеологии радиообмена на английском языке, не всегда оказывается достаточным для формирования необходимых умений и навыков ведения радиообмена на английском языке, так как в то время пока осуществляется отработка стандартных фраз и команд, советующих конкретному этапу полета, курсанты успевают забыть некоторые команды, используемые для уже изученных этапов полета.
Обязательный курс тренажерной подготовки, который проходят как курсанты во время обучения в авиационно-транспортном колледже, так и действующие авиадиспетчеры, нацелен на то, чтобы помочь довести до автоматизма владение наиболее частотными стандартными фразами и командами фразеологии радиообмена, а также отработать порядок действий в некоторых нестандартных и аварийных ситуациях. Но даже в рамках данной подготовки не удается охватить все возможные ситуации, к тому же существует ряд команд и стандартных фраз, которые при практическом осуществлении управления воздушным движением используются довольно редко. Таким образом, складывается ситуация, что определенное количество редко используемых стандартных фраз не усваивается курсантами, что в конечном итоге негативно скажется на безопасности полетов.
Единственным действенным решением вышеизложенных проблем при овладении фразеологией радиообмена на английском языке остается систематическое повторение стандартных фраз и команд, изложенных в ФАП № 362. Хотя и тут мы сталкиваемся как минимум с двумя трудностями, а именно: во-первых, достаточно обременительно носить всегда с собой ФАП и, во-вторых, механическое заучивание быстро утомляет обучаемых и приводит к потере интереса. Но благодаря прогрессу в области цифровых технологий мы имеем возможность изучать иностранный язык с помощью мобильных технологий и интернета, что позволяет сделать процесс заучивания лексических единиц (в нашем случае стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена) для курсантов специальности “Управление движением воздушного транспорта” и авиадиспетчеров более интересным и увлекательным и продемонстрировать высокие результаты при сдаче экзаменов. В свою очередь безупречное владение фразеологией радиообмена на английском языке положительно скажется на обеспечении безопасности полетов, что и является главной целью, выдвигаемой ИКАО [3].
Новые информационно-коммуникативные технологии становятся частью учебного процесса. Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, «использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [4]. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся, а также интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Информационное пространство и компьютерные технологии раскрывают перед обучающимися большие возможности для получения знаний и навыков. Общеизвестно, что большинство обучающихся все свое свободное время проводят в сети и используют огромное количество мобильных приложений. Среди разнообразия мобильных приложений существуют и обучающие мобильные приложения. Изучение английского языка посредством мобильных приложений достаточно новый метод, который является не только легкодоступным, но и интересным. В нашем случае предполагается использовать мобильные приложения для расширения лексического запаса, а именно облегчить процесс изучения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, сделав особый акцент на тех единицах радиообмена, которые вызывают наибольшие трудности в запоминании у курсантов и авиадиспетчеров.
Для решения поставленной задачи были просмотрены и проанализированы десятки существующих мобильных приложений и в результате выбрано наиболее подходящее программное обеспечение, которое можно было бы адаптировать для изучения фразеологии радиообмена на английском языке. Данным мобильным приложением в итоге стало Quizlet. Платформа Quizlet построена на основе цифровых flash-карточек, на которых можно представить различные термины и выражения, фразы и/или предложения и их русские эквиваленты. В Quizlet есть не только модули с лексическими единицами, но и существует возможность сгенерировать тесты и организовать тренировку правописания, а также соревнования в знаниях между обучаемыми в виде интерактивных игр.
Изучение и анализ функционала и принципа работы данного мобильного приложения позволили создать комплекс заданий и упражнений для самостоятельного изучения или закрепления курсантами специальности “Управление движением воздушного транспорта”, а также действующими авиадиспетчерами стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, в который вошли три модуля:
- вводная часть, которая включает в себя базовые и односоставные стандартные фразы и команды;
- модуль, посвященный метеорологическим терминам;
- модуль, содержащий более трехсот восьмидесяти команд и стандартных фраз, прописанных в ФАПе [2] и используемых на разных этапах полета.
Для тестирования комплекса заданий и упражнений, составленного на основе мобильного приложения Quizlet, были задействованы курсанты специальности “Управление движением воздушного транспорта” второго и третьего курса, преподаватели английского языка Авиационно-транспортного колледжа ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, а также действующие авиадиспетчеры. В результате проводимого тестирования предполагалось удостовериться, что приложение Quizlet отвечает следующим требованиям: удобство использования, наличие необходимых терминов для осуществления управления воздушным движением и возможность сформировать необходимые навыки и умения ведения радиообмена на английском языке, обеспечивающие безопасность полета в соответствии с требованиями ИКАО [3].
Предварительный опрос курсантов показал (см. Рисунок 1.1), что большая часть курсантов знала о приложении Quizlet ранее, однако, далеко не все пользовались им для изучения английского языка. После того, как курсантам был предложен для самостоятельной работы данный комплекс заданий и упражнений, разработанный на основе мобильного приложения Quizlet и нацеленный на изучение и/или повторение стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, было выявлено, что курсанты стали чаще пользоваться данной платформой. Большая часть курсантов стали использовать данное программное обеспечение для изучения и отработки фразеологии радиообмена 1-2 раза в неделю, что является уже достаточно хорошим результатом, а самое главное, что практически для ста процентов курсантов данный комплекс оказался полезным для изучения и повторения фразеологии радиообмена. Также ими был отмечен значительный прогресс в овладении навыками и умениями ведения фразеологии радиообмена на английском языке, что положительно отразилось на занятиях по дисциплине «Фразеология радиообмена на английском языке» и во время прохождения тренажерной практики (см. Рисунок 1.2).
Рисунок 1.1
Рисунок 1.2
Незначительные сложности и ошибки, которые были выявлены в процессе тестирования данного комплекса заданий и упражнений, были с лёгкостью откорректированы, так как главным преимуществом мобильного приложения Quizlet является его «подвижность». В любое время можно будет добавить термины, стандартные фразы и команды в модули, а также убрать те фразы, которые утратили свою актуальность (например, в связи с выходом новой редакции ФАПа №362).
Также был проведен опрос и среди преподавателей, преподающих дисциплину «Фразеология радиообмена на английском языке» в авиационно-транспортном колледже ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, который показал, что по мнению преподавателей данный комплекс заданий и упражнений, разработанный на основе мобильного приложения Quizlet, является хорошим помощником для курсантов в изучении и повторении фразеологии радиообмена (см. Рисунок 1.3) и было отмечено, что в игровой форме запоминание стандартных фраз и команд происходит быстрее, а соревновательный процесс подогревает интерес и мотивирует.
Рисунок 1.3
Проведенный опрос среди действующих авиадиспетчеров и диспетчеров-инструкторов выявил их заинтересованность данным комплексом заданий и упражнений для повторения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена, также была отмечена его эффективность (см. Рисунок 1.4). Однако некоторые отметили, что стоит задуматься и о внедрении в данный комплекс заданий некоторых устойчивых выражений и терминов, которые применяются в профессионально-ориентированном авиационном английском языке и использование которых бывает крайне необходимо в рамках нестандартных и аварийных ситуациях. Данная рекомендация была признана целесообразной, так как свободное владение терминами и устойчивыми выражениями профессионально-ориентированного авиационного английского языка, а также разговорным английским языком необходимо для обеспечения безопасности полетов в рамках нестандартных и аварийных ситуаций согласно требованиям ИКАО.
Рисунок 1.4
Таким образом, основываясь на результатах проведенного эксперимента и опроса участников данного эксперимента, можно прийти к заключению, что данный комплекс заданий и упражнений, разработанный на основе мобильного приложения Quizlet, подходит для самостоятельного изучения и повторения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке не только курсантам специальности «Управление движением воздушного транспорта», но и действующим авиадиспетчерам, так как обладает множеством достоинств: предлагает интересные виды заданий и упражнений, нацеленных на овладение стандартными фразами и командами, а также возможность отслеживать прогресс обучения; интуитивно-понятный интерфейс и функция использования приложения в офлайн режиме делает его вполне подходящим для самостоятельного использования курсантами или авиадиспетчерами.
Список литературы:
- Шавкунова, Л. В., Морозова, М. А. Развитие лексической составляющей авиационного регистра языковой компетенции студентов учебных заведений ГА при подготовке к полетам на ВС иностранного производства [Текст] / Л. В. Шевкунова, М. А. Морозова // Педагогические науки. – 2017 – № 5 (59). – С. 43–47.
- Приказ Министерства транспорта РФ от 26.09.2012 г. № 362 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации"» (с изм. на 05.10.2018 г.)
- ICAO Doc 9432 AN/925 Manual of Radiotelephony. (Документ ИКАО 9432 - «Руководство по радиотелефонной связи»), Fourth Edition, 2007.
- Морозов К. А. Информационно–коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск. СибАК. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Статья на тему "ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от группы, мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденном...
Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.
Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Здесь рассказывается о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
данная статья посвящена особенностям профессионально -направленного обучения английскому языку и практике применения Google приложений в обучении английскому языку студентов неязыковой специальности. ...

«Применение личностно-ориентированного подхода в обучении фразовым глаголам английского языка через прослушивание и разбор иностранных песен»
Ни для кого– не секрет, что в процессе обучения дети испытывают трудности в освоении того или иного учебного материала, и основным препятствием на пути к изучению любого предмета для обуча...

Использование веб-сайтов и мобильных приложений в обучении иностранному языку
В связи с растущей популярностью использования информационных технологий практически во всех сферах жизнедеятельности человека, растет спрос на создание качественных и эффективных веб-сайтов и мобильн...



