Статья о применении мобильного приложения при обучении радообмену на английском языке.
статья

Плюсы применения мобильного приложения, результаты эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mobilnoe_prilozhenie.docx77.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение будущих авиадиспетчеров фразеологии радиообмена на английском языке с использованием мобильного приложения 

Аннотация

Исходя из особенностей обучения будущих авиадиспетчеров фразеологии радиообмена на английском языке предлагается использовать мобильное приложение для изучения и повторения стандартных фраз и команд с целью интенсификации процесса обучения. На основе данного мобильного приложения разработан комплекс заданий для самостоятельной подготовки курсантов. Также представлены результаты опроса курсантов, преподавателей и авиадиспетчеров, задействованных в тестировании данного комплекса. Проведенный эксперимент показал эффективность использования мобильного приложения для изучения и повторения стандартных фраз и команд радиообмена.  

Ключевые слова

фразеология радиообмена, компьютерные технологии, авиадиспетчер, мобильное приложение, английский язык. 

 

Важнейшим аспектом профессиональной деятельности авиадиспетчеров является коммуникативное взаимодействие между пилотами и авиадиспетчерами-организаторами воздушного движения, которое можно определить, как вид их совместной деятельности, заключающейся в точном и недвусмысленном обмене информацией в процессе профессионального речевого общения с целью обеспечения безопасности полетов, что является одним из фундаментальных условий успешного функционирования и развития данной отрасли.  

Согласно статистическим исследованиям, человеческий фактор является причиной около 80% происходящих авиакатастроф. Большинство критических ошибок, ведущих к фатальным последствиям, обусловлено проблемами в общении, возникающими между пилотами и авиадиспетчерами [1]. В следствии этого считается, что использование единого языка (каким является в настоящее время английский язык) в процессе радиотелефонной связи по праву занимает лидирующую позицию в обеспечении безопасности полетов.   

При ведении радиообмена пилоты и авиадиспетчеры используют специальный язык, называемый фразеологией радиообмена.  Изучение, знание и грамотное использование фразеологии радиообмена является неотъемлемой частью как обучения будущих авиадиспетчеров и пилотов, так и их непосредственной работы в целом, а также является критически важным фактором для обеспечения безопасности полетов. Помимо этого, следует отметить, что доскональное знание фразеологии радиообмена и грамотное ее использование является обязательным условием для получения авиадиспетчером допуска к работе. 

Однако, исходя из реалий сегодняшнего дня, авиадиспетчеры вынуждены вести радиообмен на двух языках, русском и английском, а, следовательно, должны владеть фразеологией радиообмена на русском и английском языке. Систематический переход с русского на английский язык во время ведения радиообмена, конечно, накладывает определенные трудности, что может приводить к ошибкам. Естественно, что данные ошибки чаще всего возникают при ведении радиообмена на английском языке, являющемся иностранным языком для авиадиспетчеров, работающих в Российской Федерации, и соответственно представляющим большую сложность для авиадиспетчеров.  

Обучению фразеологии радиообмена на английском языке всегда уделялось большое внимание при подготовки будущих авиадиспетчеров. Так, например, в Авиационно-транспортном колледже ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова курсанты специальности “Управление движением воздушного транспорта” начинают изучать фразеологию радиообмена на английском языке на втором курсе и продолжают на третьем курсе в объёме около 300 академических часов согласно учебному плану, что включает как изучение стандартной фразеологии радиообмена на английском языке согласно ФАП [2], так и применение фразеологии в рамках нестандартных и аварийных ситуаций. Однако, даже такого количества аудиторных часов, отведенных на изучение фразеологии радиообмена на английском языке, не всегда оказывается достаточным для формирования необходимых умений и навыков ведения радиообмена на английском языке, так как в то время пока осуществляется отработка стандартных фраз и команд, советующих конкретному этапу полета, курсанты успевают забыть некоторые команды, используемые для уже изученных этапов полета. 

Обязательный курс тренажерной подготовки, который проходят как курсанты во время обучения в авиационно-транспортном колледже, так и действующие авиадиспетчеры, нацелен на то, чтобы помочь довести до автоматизма владение наиболее частотными стандартными фразами и командами фразеологии радиообмена, а также отработать порядок действий в некоторых нестандартных и аварийных ситуациях. Но даже в рамках данной подготовки не удается охватить все возможные ситуации, к тому же существует ряд команд и стандартных фраз, которые при практическом осуществлении управления воздушным движением используются довольно редко. Таким образом, складывается ситуация, что определенное количество редко используемых стандартных фраз не усваивается курсантами, что в конечном итоге негативно скажется на безопасности полетов. 

Единственным действенным решением вышеизложенных проблем при овладении фразеологией радиообмена на английском языке остается систематическое повторение стандартных фраз и команд, изложенных в ФАП № 362. Хотя и тут мы сталкиваемся как минимум с двумя трудностями, а именно: во-первых, достаточно обременительно носить всегда с собой ФАП и, во-вторых, механическое заучивание быстро утомляет обучаемых и приводит к потере интереса. Но благодаря прогрессу в области цифровых технологий мы имеем возможность изучать иностранный язык с помощью мобильных технологий и интернета, что позволяет сделать процесс заучивания лексических единиц (в нашем случае стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена) для курсантов специальности “Управление движением воздушного транспорта” и авиадиспетчеров более интересным и увлекательным и продемонстрировать высокие результаты при сдаче экзаменов. В свою очередь безупречное владение фразеологией радиообмена на английском языке положительно скажется на обеспечении безопасности полетов, что и является главной целью, выдвигаемой ИКАО [3]. 

Новые информационно-коммуникативные технологии становятся частью учебного процесса. Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, «использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [4]. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся, а также интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.   

Информационное пространство и компьютерные технологии раскрывают перед обучающимися большие возможности для получения знаний и навыков. Общеизвестно, что большинство обучающихся все свое свободное время проводят в сети и используют огромное количество мобильных приложений.   Среди разнообразия мобильных приложений существуют и обучающие мобильные приложения.  Изучение английского языка посредством мобильных приложений достаточно новый метод, который является не только легкодоступным, но и интересным. В нашем случае предполагается использовать мобильные приложения для расширения лексического запаса, а именно облегчить процесс изучения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, сделав особый акцент на тех единицах радиообмена, которые вызывают наибольшие трудности в запоминании у курсантов и авиадиспетчеров. 

Для решения поставленной задачи были просмотрены и проанализированы десятки существующих мобильных приложений и в результате выбрано наиболее подходящее программное обеспечение, которое можно было бы адаптировать для изучения фразеологии радиообмена на английском языке. Данным мобильным приложением в итоге стало Quizlet. Платформа Quizlet построена на основе цифровых flash-карточек, на которых можно представить различные термины и выражения, фразы и/или предложения и их русские эквиваленты. В Quizlet есть не только модули с лексическими единицами, но и существует возможность сгенерировать тесты и организовать тренировку правописания, а также соревнования в знаниях между обучаемыми в виде интерактивных игр. 

Изучение и анализ функционала и принципа работы данного мобильного приложения позволили создать комплекс заданий и упражнений для самостоятельного изучения или закрепления курсантами специальности “Управление движением воздушного транспорта”, а также действующими авиадиспетчерами стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, в который вошли три модуля:  

  • вводная часть, которая включает в себя базовые и односоставные стандартные фразы и команды; 
  • модуль, посвященный метеорологическим терминам; 
  • модуль, содержащий более трехсот восьмидесяти команд и стандартных фраз, прописанных в ФАПе [2] и используемых на разных этапах полета. 

Для тестирования комплекса заданий и упражнений, составленного на основе мобильного приложения Quizlet, были задействованы курсанты специальности “Управление движением воздушного транспорта” второго и третьего курса, преподаватели английского языка Авиационно-транспортного колледжа ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, а также действующие авиадиспетчеры. В результате проводимого тестирования предполагалось удостовериться, что приложение Quizlet отвечает следующим требованиям: удобство использования, наличие необходимых терминов для осуществления управления воздушным движением и возможность сформировать необходимые навыки и умения ведения радиообмена на английском языке, обеспечивающие безопасность полета в соответствии с требованиями ИКАО [3]. 

 Предварительный опрос курсантов показал (см. Рисунок 1.1), что большая часть курсантов знала о приложении Quizlet ранее, однако, далеко не все пользовались им для изучения английского языка. После того, как курсантам был предложен для самостоятельной работы данный комплекс заданий и упражнений, разработанный на основе мобильного приложения Quizlet и нацеленный на изучение и/или повторение стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке, было выявлено, что курсанты стали чаще пользоваться данной платформой. Большая часть курсантов стали использовать данное программное обеспечение для изучения и отработки фразеологии радиообмена 1-2 раза в неделю, что является уже достаточно хорошим результатом, а самое главное, что практически для ста процентов курсантов данный комплекс оказался полезным для изучения и повторения фразеологии радиообмена. Также ими был отмечен значительный прогресс в овладении навыками и умениями ведения фразеологии радиообмена на английском языке, что положительно отразилось на занятиях по дисциплине «Фразеология радиообмена на английском языке» и во время прохождения тренажерной практики (см. Рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.1

Рисунок 1.2

Незначительные сложности и ошибки, которые были выявлены в процессе тестирования данного комплекса заданий и упражнений, были с лёгкостью откорректированы, так как главным преимуществом мобильного приложения Quizlet является его «подвижность». В любое время можно будет добавить термины, стандартные фразы и команды в модули, а также убрать те фразы, которые утратили свою актуальность (например, в связи с выходом новой редакции ФАПа №362).

Также был проведен опрос и среди преподавателей, преподающих дисциплину «Фразеология радиообмена на английском языке» в авиационно-транспортном колледже ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, который показал, что по мнению преподавателей данный комплекс заданий и упражнений,  разработанный на основе мобильного приложения Quizlet, является хорошим помощником для курсантов в изучении и повторении фразеологии радиообмена (см. Рисунок 1.3) и было отмечено, что в игровой форме запоминание стандартных фраз и команд происходит быстрее, а соревновательный процесс подогревает интерес и мотивирует.

Рисунок 1.3

Проведенный опрос среди действующих авиадиспетчеров и диспетчеров-инструкторов выявил их заинтересованность данным комплексом заданий и упражнений для повторения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена, также была отмечена его эффективность (см. Рисунок 1.4).  Однако некоторые отметили, что стоит задуматься и о внедрении в данный комплекс заданий некоторых устойчивых выражений и терминов, которые применяются в профессионально-ориентированном авиационном английском языке и использование которых бывает крайне необходимо в рамках нестандартных и аварийных ситуациях. Данная рекомендация была признана целесообразной, так как свободное владение терминами и устойчивыми выражениями профессионально-ориентированного авиационного английского языка, а также разговорным английским языком необходимо для обеспечения безопасности полетов в рамках нестандартных и аварийных ситуаций согласно требованиям ИКАО.

Рисунок 1.4

Таким образом, основываясь на результатах проведенного эксперимента и опроса участников данного эксперимента, можно прийти к заключению, что данный комплекс заданий и упражнений, разработанный на основе мобильного приложения Quizlet, подходит для самостоятельного изучения и повторения стандартных фраз и команд фразеологии радиообмена на английском языке не только курсантам специальности «Управление движением воздушного транспорта», но и действующим авиадиспетчерам, так как обладает множеством достоинств: предлагает интересные виды заданий и упражнений, нацеленных на овладение стандартными фразами и командами, а также возможность отслеживать прогресс обучения; интуитивно-понятный интерфейс и  функция использования приложения в офлайн режиме делает его вполне подходящим для самостоятельного использования курсантами или авиадиспетчерами.

Список литературы

  1. Шавкунова, Л. В., Морозова, М. А. Развитие лексической составляющей авиационного регистра языковой компетенции студентов учебных заведений ГА при подготовке к полетам на ВС иностранного производства [Текст] / Л. В. Шевкунова, М. А. Морозова // Педагогические науки. – 2017 – № 5 (59). – С. 43–47. 
  2. Приказ Министерства транспорта РФ от 26.09.2012 г. № 362 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации"» (с изм. на 05.10.2018 г.) 
  3. ICAO Doc 9432 AN/925 Manual of Radiotelephony. (Документ ИКАО 9432 - «Руководство по радиотелефонной связи»), Fourth Edition, 2007. 
  4. Морозов К. А. Информационно–коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск. СибАК. – 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Статья на тему "ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от группы, мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденном...

Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

данная статья посвящена особенностям профессионально -направленного обучения английскому языку и практике применения Google приложений в обучении английскому языку студентов неязыковой специальности. ...

«Применение личностно-ориентированного подхода в обучении фразовым глаголам английского языка через прослушивание и разбор иностранных песен»

Ни для кого– не секрет, что в процессе обучения дети испытывают трудности в освоении того или иного учебного  материала, и основным препятствием на пути к изучению любого предмета для обуча...

Использование веб-сайтов и мобильных приложений в обучении иностранному языку

В связи с растущей популярностью использования информационных технологий практически во всех сферах жизнедеятельности человека, растет спрос на создание качественных и эффективных веб-сайтов и мобильн...