Методические разработки для урока по теме "Определение параметров шероховатости поверхности"
методическая разработка

Методические разработки и 24 варианта индивидуальных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sherohovatost_urok.doc198.5 КБ
Файл sherohovatost_zadaniya.docx374.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

«Открытый урок по теме

Определение параметров шероховатости поверхности»

ПМ 01. МДК. 01.01 Порядок проведения оценки качества продукции на каждой стадии производственного процесса

Ногинск, 2019 г

Пояснительная записка.

Методическая разработка может быть использована преподавателями, ведущими эту дисциплину и студентами, которые отсутствовали на уроке по какой –либо причине.

В результате изучения темы студенты должны научиться читать обозначения на рабочих чертежах деталей и уметь объяснять, как определены параметры шероховатости и как неправильно назначенная конструктором и технологом шероховатость повлияет на работу узла.

При подготовке к уроку использовались элементы проектного обучения.

Студенты группы получили задания, для чего были разбиты на три группы, каждая из которых получила задания:

  • Подготовить видео или презентацию – измерение шероховатости;
  • Повторить методику определения параметров шероховатости по профилограмме.

Материал по выполненным заданиям представляется перед изучением учебного материала.

Учебный материал студенты изучают самостоятельно, а затем выполняют задание - чтение рабочего чертежа.

На следующем учебном занятии выполняется лабораторная работа по этой теме - определение параметров шероховатости по профилограмме.

                                                                                           ПЛАН  УЧЕБНОГО  ЗАНЯТИЯ

                    Дисциплина:    «Метрология и стандартизация»

                    Преподаватель:  Алексеев П.Л.

                    Дата проведения:

                    Специальность: 27.02.07                    

                     Группа:  3ДУ

                                                       

                                                Тема Определение параметров шероховатости поверхности

                  ЦЕЛИ:

  • формирование общих и профессиональных компетенций у студентов;
  • создание условий для формирования компетенций.

формирование профессиональных компетенций, через приобретенные умения:   

  • оформлять проектно- конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

формирование профессиональных компетенций, через приобретенные знания:   

  • структуры и оформления конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями стандартов;

-формирование общих компетенций:

  • способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

             Метод познания : самостоятельное изучение нового материала с использованием элементов  проекта.

                   ТИП  УРОКА:  комбинированный урок.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ: метрология и стандартизация, инженерная графика, учебнаяпрактика

                                                                                       

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:  учебное пособие; наглядные средства обучения (изобразительные,                         текстовые); мультимедийный проектор; интерактивная доска; детали.

 

ПЛАН УРОКА

по теме: Определение параметров шероховатости поверхности

Этапы  учебного

занятия

Элемент  занятия, содержание

учебного материала

Метод

обучения

(контроля)

Средства

обучения

Задачи

обучения и воспитания

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1

2

3

4

5

6

7

I.Организацион-ный момент

- приветствие присутствующих,

- проверка наличия студентов,

- готовность группы к занятию,

-  постановка учебных целей и требований;

- сообщение темы и цели урока

(тема урока на доске и на экране).

Монологический

Мульти-медийное

оборудование, доска

Психологичес-кий настрой группы

на активную работу

Приветствует студентов, знакомит с учебными целями и задачами,

сообщает тему и план  урока

Приветствуют преподавателя

II.Подготовка к  восприятию новой темы:

- актуализация опорных знаний студентов;

- мотивация учебной деятельности

 (в течение всего урока)

- чтение рабочего чертежа детали;

- влияние режимов резания на получаемую шероховатость; 

Словесный:

беседа

Мультимедийный проектор, экран

Обобщение знаний и умений полученных в результате практики

 

Анализирует и оценивает степень полученных знаний и умений в процессе практики;

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют  и дополняют ответы  товарищей

III.Изучение нового материала

Постановка проблемы: оформление проектно- конструкторской документации, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов ;

Самостоятельное изучение учебного

материала,:

самостоятельная

работа с обучающей программой

Пособие по теме,

ГОСТ  2.309-73,

Контрольный

лист, цветные стикеры,

Обобщение имеющихся и усвоение новых знаний, развитие мыслительных способностей студентов;

формирование познаватель-ной активности, логического мышления,

Оказывает помощь, контролирует ход

изучения

Записывают материал в конспект, читают рабочий

чертеж детали

IV.Закрепление.

Что такое шероховатость;

Какие параметры определяют при обработке результатов измерения;

Расшифровать параметры,

указанные на рабочем чертеже

Беседа

Мультимедий-ный проектор, экран

Обобщение  и закрепление новых   знаний

Оценивает степень усвоения новых знаний

Комментируют  

правильность

чтения чертежа;

V.Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.

Проработка конспекта, подготовка к лабораторной работе

Объяснение

Мультимедий-ный проектор, экран

Умение самостоятельно работать с учебником,  с лекционным материалом.

Поясняет выполнение домашней работы

Записывают  домашнее задание

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент-  проверка готовности группы к занятию

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение целей занятия.

4. Сообщения студентов по подготовленным заданиям:  чтение конструкторского документа и демонстрация видеофрагмента.

5. Изучение нового материала с использованием  элементов программированного обучения

6.Подведение итогов

7. Рефлексия

8. Выдача домашнего задания

Подготовка к открытому уроку по дисциплине

ПМ 01. МДК. 01.01 Порядок проведения оценки качества продукции на каждой стадии производственного процесса

По теме «Определение параметров шероховатости поверхности»

Задания для подготовки проекта.

Задание № 1. Выполнить анализ конструкторского документа.

Задание № 2. Выполнить расчет параметров шероховатости по смоделированной профилограмме.

Шероховатость – совокупность микронеровностей (чередующихся выступов и впадин) с относительно малыми расстояниями между их вершинами (шагами).

Влияние шероховатости на работу деталей машин :

- степень шероховатости поверхности может нарушать характер сопряжения деталей из-за смятия или интенсивного износа микронеровностей профиля;

- шероховатость поверхности разрушает контактирующие с ней различного рода уплотнения;

- неровности, являясь концентраторами напряжений, снижают усталостную прочность деталей;

- шероховатость влияет на герметичность соединений, на качество гальванических и лакокрасочных покрытий;

- шероховатость влияет на точность измерения деталей;

- коррозия металлов возникает и распространяется быстрее на грубо обработанных поверхностях.

Для перехода к следующему кадру ответьте на вопросы:

Вопрос 1.

Шероховатость поверхности , это чередование выступов и впадин :

  1. большими шагами      
  2. малыми шагами  

3. шаг не имеет значения

Вопрос 2.

Какое влияние оказывает на точность измерения шероховатость:

  1. точность не изменяется      
  2. результат измерения не точный

3. точность измерения повышается

Вопрос 3.

При изготовлении поршня на его поверхности осталась большая шероховатость, что произойдет при работе:

  1. увеличится зазор между поршнем  и гильзой    
  2. влияние на изменение зазора не окажет
  3. зазор уменьшится

значение параметра шероховатости Ra для различных видов поверхности

Классы шероховатости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ra мкм

80-40

40-20

20-10

10-5

5-2.5

2.5-1.25

1.26-0.63

0.63-0.32

0.32-0.16

0.16-0.08

0.08-0.04

0.04-0.02

0.02-0.01

0.01-0.008

Rz мкм

320-160

160-80

80-40

40-20

20-10

10-6.3

6.3-3.2

3.2-2.6

2.6-0.8

0.8-0.4

0.4-0.2

0.2-0.1

0.1-0.05

0.05-0.25

Практическое задание

Обработка результатов измерения профилометром параметров шероховатости:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Roughness_rus.png

Для обработки и расчетов параметров шероховатости проводят среднюю линию m-m , примерно посередине профиля. Для оценки шероховатости поверхности ее рассматривают в пределах ограниченного участка, длина которого называется базовой длиной - ℓ.

Обозначения:

m-m -  средняя линия

y – расстояние между любой точкой профиля и средней линией.

Нi max– высота i-го наибольшего выступа;

Нi min– глубина i-й наибольшей впадины профиля.

Si- высота неровностей профиля по вершинам

Sm- высота неровностей профиля по средней линии

Высотные параметры шероховатости

Rа – среднее арифметическое отклонение профиля

Rz – высота неровностей профиля по 10 точкам        

Шаговые параметры шероховатости

S – средний шаг неровностей профиля по вершинам

Sm – средний шаг неровностей профиля по средней линии

tp — относительная опорная длина профиля, где p — значения уровня сечений профиля из ряда 10; 15; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90 %.

Ra, Rz и Rmax определяются на базовой длине l, которая может принимать значения из ряда 0,01; 0,03; 0,08; 0,25; 0,80; 2,5; 8; 25 мм.

Параметр Ra является предпочтительным.

Пример задания (индивидуально для каждого студента)

Порядок выполнения работы:

Провести среднюю линию m-m примерно посередине профиля. Базовой длине соответствует весь изображенный фрагмент профилограммы.

Определить значение Rа, определяя отклонения профиля через каждое деление профилограммы.

Определить значение Rz по 10 точкам с наибольшим отклонением.

Определить Sm – средний шаг неровностей профиля по средней линии, вычислив среднее расстояние между точками пересечения средней линии и профиля. Точки брать через одну.

Определить tp при p=0.4, для чего провести линию параллельно средней линии на расстоянии 0.4Rmax, вычислить суммарную длину отсекаемых ей отрезков профиля и разделить ее на базовую длину.

Контрольные вопросы:

Вопрос 1.

  Каким символом обозначен  шаг неровностей профиля по вершинам:

1.S m    

2. Si           

   3. tp      

 

Вопрос 2.

 Каким знаком обозначается высота неровности профиля по 10 точкам:

1. R max

2.  R z

3. .  R a

Вопрос 3.

По какой формуле определяется среднее арифметическое отклонение профиля:

1.

2.

3.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных

В  методической разработке раскрыты особенности  подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях,  применение методических приемов и методов на разных этапах ...

Методическая разработка открытого урока "Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание. Приёмы набивки драни"

Инструкционно-технологическая карта: Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание, технологическая схема набивки драни, итоговый тест качества и производительности труда, технические требова...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Методическая разработка. Расчет трубопровода и основных параметров насоса

Методическая разработка. Расчет трубопровода и основных параметров насоса. Дана методика расчетов следующих значений: 1. ) Диаметр трубопровода.2) Режим движения жидкости.3) Коэффициент трения.4) Сумм...