ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ
статья

Савушкин Александр Юрьевич

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как: теория и методика преподавания ОБЖ. Профессиональную культуру преподавателя ОБЖ составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно-эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение

«ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ

Преподаватель Информатики и ОБЖ                                 А.Ю. Савушкин                        

 Санкт-Петербург

2022 год

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как: теория и методика преподавания ОБЖ; педагогика как наука о воспитании; возрастная и социальная психология; возрастная физиология; основы гигиенических и медицинских представлений; этика и эстетика; практическая экология; социология.

Кроме отмеченных выше качеств, профессиональную культуру преподавателя ОБЖ составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно-эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля[1].

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ формируются за счет развития аксиологического, технологического и личностного компонентов культуры. Подробнее остановимся на описании каждого из представленных компонентов.

Аксиологический компонент

В общем смысле под аксиологией понимается философское учение о происхождении и сущности ценностей. Аксиологический компонент профессиональной культуры преподавателя ОБЖ составляют основные педагогические ценности, которые распространены в современном образовании. Процесс педагогической деятельности способствует овладению комплексом определённых идей, концепций, знаний и умений, обладающих на данный момент большей значимостью (в частности, патриотизм и патриотические убеждения, обучение навыкам безопасного поведения и пр.), составляют педагогические ценности. 

Под педагогическими ценностями понимаются внутренние, эмоционально освоенные регуляторы деятельности, определяющие отношение к окружающему миру, себе и моделирующие содержательный компонент профессиональной деятельности. Изменяющиеся условия педагогической деятельности, а также развития образования, приводят к изменению, переоценке педагогических ценностей. В истории педагогики, к примеру, это можно проследить по эволюции теории обучения – осуществлялся постепенный переход от схоластической теории обучения к объяснительно-иллюстративному, а затем – к проблемно-развивающему.

Технологический компонент 

Данный компонент в структуре профессиональной культуры преподавателя ОБЖ связан с педагогической деятельностью, в связи с этим в литературных источниках используется термин «деятельностный компонент».

В процессе профессиональной педагогической деятельности решается целый комплекс профессиональных задач, решение которых представляет собой технологию педагогической деятельности.

Личностный компонент 

В данном компоненте профессиональной культуры преподавателя ОБЖ отражается творчество педагога и его личностные качества. Реализация творчества в практической деятельности преподавателя ОБЖ требует наличия следующих личностных качеств: инициативы, индивидуальной свободы, самостоятельности, ответственности, готовности к риску, независимости суждений. Таким образом, профессиональная культура педагога основ безопасности жизнедеятельности характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности[2].

В качестве обобщённой характеристики личностных качеств педагога используется термин «педагогическая культура».

Под педагогической культурой понимается способность, направленная на настойчивое и успешное осуществление образовательно-воспитательной деятельности, сочетаемая с обеспечением успешного взаимодействия с группой воспитанников.

Структурными компонентами, представляющими педагогическую культуру преподавателя ОБЖ, являются:

- наличие педагогической направленности;

- комплекс важных для осуществления образовательно-воспитательной работы личностных качеств;

- интеллектуальные и организаторские личностные качества;

- наличие широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции, компетентности;

- умение осуществлять поиск путей совершенствования образовательно-воспитательной работы;

- наличие высокого профессионального мастерства и организованности при осуществлении педагогической деятельности[3].

Педагогическая культура составляет существенную составную часть общей культуры педагога основ безопасности жизнедеятельности, характеризующуюся глубиной и основательностью овладения педагогическими знаниями и умениями применения этих знаний в самостоятельной, педагогически обоснованной успешной педагогической работе, учитывающей индивидуально-типические особенности воспитанников, а также их интересов и способностей.

К профессиональным знаниям преподавателя ОБЖ можно отнести наличие методологических, теоретических, методических и технологических знаний.

К профессиональным умениям относится наличие информационных, коммуникативных, прикладных умений, кроме того, умений проводить анализ и самоанализ, ставить цели, владеть разнообразными педагогическими техниками и технологиями.

Важным компонентом педагогической культуры преподавателя ОБЖ является профессиональный потенциал, структурными компонентами которого являются:

- профессиональная подготовка, включающая ориентацию на профессию, направленность, профессиональное становление, готовность к педагогическому труду, профессиональную ориентацию;

- творчество педагога – наличие педагогического интеллекта, профессиональной компетентности, индивидуального стиля деятельности, творческого отношения к труду, творческой инициативы;

- профессионализм педагога, заключающийся в инновационной педагогической деятельности, гуманистической ориентации, профессиональном росте и профессиональной позиции, профессиональной активности[4].

Итак, с позиции современного образования, компетентный преподаватель ОБЖ - это профессионал, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.

Список использованных источников:

1. Васильева, А.Н. Формирование профессиональной культуры современного педагога / А.Н. Васильева, К.Н. Сивцева // Преподаватель ХХI век. - 2012. - No3. - С.82-87

2. Гафнер, В.В. Предвидеть и предупреждать. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого – педагогическая проблема / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. No9. – С. 15–17.

3. Костецкая, Г.А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г.А. Костецкая // Педагогика высшей школы. - 2016. - No3.1. - С. 116-118.

4. Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников / Р. И. Попова // Молодой ученый. - 2014. - No 12 (71). - С.295–297.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная культура преподавателя

Материал посвящен проблемам формирования информационной культуры преподавателя СПО...

Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры

профессиональная готовность выпускников СПО по специальности Физическая культура...

«Формирование профессиональной педагогической ИКТ - компетентности через использование интернет- ресурсов»

   Работая в школе интернате воспитателем 10 класса, я осознаю важность обогащения предметно-развивающей среды через интернет-сервисы...

Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода

В статье анализируются теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. В качестве методологической основы исследования выдвигается компетентностны...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...