Биоритмы
план-конспект урока

Воробьёв Павел Николаевич

План-конспкт урока на тему "Биоритмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_bioritmam.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Биологические ритмы "

Цели:

  • ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы;
  • с помощью теста, определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: вводный.

Задачи:

  • Образовательные:
  • ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье человека;
  • рассмотреть, что такое суточные, месячные, годовые биоритмы.
  • Развивающие:
  • формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма (утреннего или вечернего), к которому они относятся;
  • формирование общеучебных умений.
  • Воспитательные:
  • воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.
  • Приобщать к ЗОЖ

Ход урока

I. Организационный момент.

 Здравствуйте приятно, вас видеть и видеть ваши улыбки, проверка по обучающихся по журналу

I I. Вводная часть:

 Ребята, сейчас какое время года? А что зимой начнётся?  

А самые длинные, каникулы когда?

На прошлых уроках мы говорили о здоровом образе жизни.

 Что самое главное необходимо человеку знать, чтобы быть здоровым?

Вы много перечислили, большая часть ваших ответов касается темы нашего урока.

Целеполагание и мотивация.

Посмотрите фрагмент фильма и определите тему нашего урока.

Таким образом, тема нашего урока «Биоритмы и их значение».

Какие цели можно поставить к сегодняшней теме?

Какова личностная значимость данной темы?

 Нам сегодня предстоит поразмышлять над темой "Биологические ритмы" (откройте тетради и запишите тему урока)

 Как вы понимаете это словосочетание?

  Периодически повторяющиеся изменения  биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами.

  Кто же первый предположил, что существуют биоритмы.

 Это был шведский биолог Карл Линней

Предлагаю посмотреть видео

  Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желудок, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел.

  Конечно, большинство ритмов формируются в процессе индивидуального развития. Разные ритмы имеют и различную периодичность. Есть несколько видов ритма.

 - суточный, месячный, годовой.

  Суточные: это 24-часовой ритм, который связан с вращением Земли вокруг своей оси. Воздействие Солнца рождает два биоритма – дневной и ночной.

 Месячный биоритм: связан с четырьмя фазами Луны:
1- я фаза - новолуние;
2- я фаза - растущая Луна;
3- я фаза - полнолуние;
4- я фаза - убывающая Луна.
 В период растущей Луны человек более активен.  В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чувствует усталость, все у него продвигается «со скрипом». На фазу полнолуния (3 дня) и фазу новолуния (тоже 3 дня) стоит обратить особое внимание.  Объяснения здесь такие: в этот период  – мы бываем несколько взвинчены, снижается слух, внимание, зрение, т.е. снижает защита самосохранения.  Дорожная инспекция в эти дни фиксирует  увеличение числа  дорожно-транспортных происшествий. Нам желательно в эти дни быть осторожней.

Годовые биоритмы: Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Земли вокруг оси и Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни,  а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается, он начинает восстанавливать свои силы. Наименьшая активность всегда отмечается во второй

и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

  Идеальным для человеческого здоровья является жизнь «по солнечным часам»: вставать на рассвете, ложиться после захода солнца.  Но каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать.

Существует интересное предположение о наличии нескольких ритмов, которые ведут свой отсчёт от рождения. Давайте вместе постараемся ее разобрать

Гипотеза «Трех ритмов»

В последние годы широкую популярность приобрела гипотеза "трех ритмов", в основе которой лежит гипотеза о полной независимости многодневных ритмов как от внешних факторов, так и от возрастных изменений самого организма. Пусковым механизмом этих исключительных ритмов является только момент рождения (по другим вариантам - момент зачатия) человека. Родился человек, и возникли ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.

Приложение 1

Скачать excel-файл: https://yadi.sk/i/7cNSh2id5nvfnQ Рассчитывает биоритмы на год. В таблице вести дату рождения и текущий год.

- нулевая фаза (жёлтые кружки). Начало перехода или переход из [+] в [ - ] и наоборот.

- отрицательная фаза (красные).

- положительная фаза (зелёные).

P.s. Разумеется, это лишь теория, вспомогательный инструмент для выявления своих индивидуальных биоритмов. Хватит максимум "поиграться" на несколько недель или месяцев.

Расчёт биоритмов нужен, чтобы было легче понять свои индивидуальные особенности, "прислушиваясь" к своему организму.

 Ребята, смотрите в зависимости от характера биоритмов люди делятся на три хронотипа, кто – то может сказать какие? (совы,  жаворонки и  голуби).

 Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится от 21-22 часов вечера.  Здоровье у сов в целом лучше, чем у жаворонков. Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга.

  Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально активны - утром с 10-11 часов. Они рано встают и рано засыпают. Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.

 Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком.

Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.

 Как определить, кто вы - сова, жаворонок или голубь? Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.

  Теперь мы с вами узнаем, правильно ли вы определили свой тип.

Я предлагаю выполнить тест Приложение2

(учащиеся выполняют тест).

По окончанию выполнения теста вы не говорите вслух к какому типу вы относитесь, у вас на столах лежат цветная бумага и алгоритм выполнения каждого типа, я предлагаю сделать свой тип.

 У кого совпало с первоначальным типом? Покажите кто вы. (Учащиеся показывают кто они и закрепляют их на дерево, которое нарисовано на ватмане и закреплено на доске).

А теперь узнаем, как вы усвоили материал. Предлагаю ответить на вопросы(каждому ученику выдаются листки с заданиями):

 - Что такое биоритм?

 - виды ритмов?

 - виды хромотипов?

Взаимопроверка: нет ошибок  - 5, одна ошибка – 4.

Заключение:  Мы все разные, но должны друг друга понимать. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.

 Рефлексия: Ребята хотелось бы услышать мнение об уроке

https://yadi.sk/i/7cNSh2id5nvfnQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора

Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, создание информационной модели «Биоритмы человека»...