Защита человека от химических и биологических негативных факторов
методическая разработка на тему

Шиндина Виктория Александровна

Защита человека от химических и биологических негативных факторов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химичиские негативные факторы- химические активные вещества, оказывающие на человека действие токсическое, канцерогенное, мутагенное, влияющие на репродуктивную функцию, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, вит амины, гормоны, белковые припораты)

Вредные вещества - те, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые как в процессе работы, так и в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений.

  • Они проникают в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Вредные химические вещества

  • углекислый газ;
  • ядовитые газообразные и парообразные примеси к воздуху (окись углерода, сероводород, сернистый газ, окислы азота, формальдегид, пары бензина, пары ртути);
  • производственная пыль;
  • химически активные вещества (кислоты, щелочи).

Нормирование параметров воздуха производственных помещений

  • ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  • СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
  • СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
  1. ПДК в воздухе рабочей зоны - такая концентрация вредных веществ, которая в течение 8-ми часового рабочего дня (или рабочего дня другой продолжительности, но не более 41-го часа в неделю) не вызывает отклонений в состоянии здоровья работающих, а также не влияет на настоящее и будущее поколения.
  • Эти величины определены для 1203 веществ, для остальных ОБУВ (ориентировочно-безопасный уровень воздействия) сроком  2 года.
  1. Вредные вещества делятся на 4 класса по величине ПДК
  • I класс: < 0,1 мг/м3 - чрезвычайно-опасные вредные вещества;
  • II класс: 0,1 - 1 мг/м3 - высоко опасные;
  • III класс: 1 - 10 мг/м3 - умеренно опасные;
  • IV класс: > 10 мг/м3 - малоопасные.

Основные меры защиты от вредных веществ

  • применение безопасных, безвредных и безотходных технологий;
  • изоляция источников выделения вредных веществ, влаги, избытков тепла;
  • применение индивидуальных средств защиты органов дыхания (противогазы, респираторы);
  • применение средств очистки воздуха от пыли и газов, вентиляция и отопление производственных помещений.

Вентиляция - организованный воздухообмен, который обеспечивает удаление из помещения воздуха, загрязненного избыточным теплом и вредными веществами, и тем самым нормализует воздушную среду в помещении.
      Общие требования к вентиляции производственных помещений

  • подача свежего воздуха должна идти в зону дыхания людей, а удаление – из самого грязного участка помещения;
  • технические средства вентиляции не должны создавать шум, перепады давления, должны быть взрывобезопасными и защищенными от коррозии;
  • содержание вредных веществ в приточном воздухе не должно превышать 0,3 ПДК;
  • нормы подачи свежего воздуха на 1 чел. должны составлять:
  • - не менее 30 м3/ч при работе с объемом меньше 20м3/чел,
  • - не менее 20м3/ч при объеме меньше 20м3/чел,
  • - не менее 60м3/ч в помещениях без естественной вентиляции.

Классификация систем вентиляции

  • Естественная:
  • - организованная;
  • - неорганизованная.
  • Механическая:
  • -приточная;
  • -вытяжная;
  • -приточно-вытяжная.
  • Смешанная: естественная + механическая.


Достоинства и недостатки систем естественной и механической

 вентиляции

Естественная

вентиляция

Механическая

вентиляция

Достоинства

  1. Не требует затрат на создание
  2. Простота в эксплуатации
  1. Независимость от погодных условий
  2. Наличие систем отчистки

Недостатки

  1. Отсутствие систем отчистки
  2. Зависимость от погодных условий
  1. Затраты при проекции


http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img36.jpg


http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img37.jpg


                 http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img38.jpg


http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img39.jpg


http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img40.jpg

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img41.jpg

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/62/61516/img42.jpg

Очистка воздуха

  • грубая (концентрация более 100 мг/м3);
  • средняя (концентрация 100 - 1 мг/м3);
  • тонкая (концентрация вредных веществ менее 1 мг/м3).

Очистку воздуха от пыли и создание оптимальных параметров микроклимата на рабочем месте обеспечивает система кондиционирования.

  • Очистка воздуха, удаляемого из помещения, осуществляется с помощью 2-х типов устройств:
  • - пылеуловители;
  • - фильтры.

Способы очистки воздуха

  • 1 Механические (пыли, туманы, масла, газообразные примеси):
  • - пылеуловители;
  • - Фильтры.
  • 2 Физико-химические (очистка от газообразных примесей):
  • 2.1 сорбция
  • - адсорбция (активированный уголь);
  • - абсорбция (жидкость).
  • 2.2 каталитические (обезвреживание газообразных примесей в
  • присутствии катализатора).

          Защита от  биологических негативных факторов. Источник загрязнения вредной среды считаются: производственные, бытовые и поверхностные стоки.

      Производственные сточные воды образуются в результате использования воды в технологических процессах. Наибольшую опасность представляют стоки гальванического производства.

      Бытовые сточные воды образуются в равнинах, санитарных узлах, душевых и т.д.

      Поверхностные сточные воды образуются в результате смывания дождевыми, снеговыми и поливочными водами загрязнений, имеющихся на поверхности грунтов, крышах, стенах зданий.    

     Для защиты применяется станции очистки. Методы отчистки: механические, физико-химические, и биологические.

     Механическая: процеживание, отстаивание, обработку в поле действия центробежных сил и фильтрования.

     Биологическая: она основана на способности микроорганизмов, использовать для питания содержащихся в сточных водах органических веществ.

     Физико-химическая: она основана на флотации (пузырьки воздуха обволакиваются маслопродуктами), электрохимическая отчистка (окисления), выпаривание, испарение и т.д.

     Качество питьевой воды обеспечивается за счет забора воды из артезианских скважин. При заборе из водоемов, рек – хлорированием.

       Защита от биологических негативных факторов

  • ГОСТ 12.1.008 – 76 «Биологическая безопасность».
  • Способы защиты:
  • иммунизация (вакцинация);
  • профилактика (прививки);
  • дезинфекция;
  • дезинсекция (борьба с насекомыми);
  • дератизация (борьба с грызунами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Защита человека от опасности механического травмирования

Защита человека от опасности механического травмирования...

Защита человека от физических негативных факторов

Защита человека от физических негативных факторов...

Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...

Радиационная, химическая и биологическая защита

Радиационная, химическая  и биологическая  защита...

Тема 5 Физические, физико-химические, химические и биологические методы анализа лекарственных средств

Данная тема рассматиривается при изучении МДК 02.02 Контроль качества лекарственных средств и предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ)

Тема урока: «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) Цель урока:1. Довести до обучающихся цели, задачи и мероприятия РХБЗ.2. Рассказать о средствах защиты органов дыха...