Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом регионального компонента
статья

Борисенок Наталья Васильевна

В статье освещаются вопросы связанные с процессом изучения в СПО дисциплины ОБЖ. О важности воспитания в подрастающем поколении уверенности в безопасности жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

с учетом регионального компонента

Studying the discipline "Life Safety"

taking into account the regional component

Борисенок  Н.В.  N.V.Borisenok

Борисенок Наталья Васильевна преподаватель-организатор ОБЖ ГБПОУ РХ

«Черногорский механико-технологический техникум»

Республика Хакасия  г.Черногорск

Аннотация. В статье автор освещает вопросы, которые связанны с процессом изучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Так, как безопасность захватывает все сферы деятельности человека,  важно воспитывать у обучающихся уверенность в проводимых государством мероприятиях по безопасности и предупреждения влияния вредных привычек. Каждый житель земли должен освоить действия для успешной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в интересах сохранения их здоровья,  а также развитие навыка и умения оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Annotation. In the article the author takes up questions that are associated with the process of studying in educational institutions of secondary professional education of the discipline "Life Safety". As a safety captures all fields of human activity, it is important to raise students ' confidence in the government's arrangements for security and the prevention of  harmful habits influence. Everyone on the Earth needs to master the actions for successful elimination of consequences of emergency situations, in the interest of preserving their health and developing the skills and abilities to give the first aid to the injured.

Ключевые слова: качество повышения знаний для уменьшения риска опасности, безопасность жизнедеятельности, результаты обучения, правила и действия населения в различных ситуациях.

Key words: quality of knowledge improvement to reduce the risk of danger, life safety, learning results, rules and actions of the population in different situations.

Наукой  установлено, что неправильные действия людей просчеты или их некомпетентность в различных ситуациях, таких, как аварии, несчастные случаи, катастрофы становятся одной из главных причин. Люди иногда сами даже не понимая всего  этого - неосознанно становятся и участниками и жертвами. И только  при условии качественного  образования и воспитания в этой области можно устранить эту причину, помочь людям уменьшить риск опасности.[2]

Если систематически изучать и проводить мониторинг наиболее вероятных опасных ситуаций, их непредсказуемости и возможных возникающих последствий, то можно уменьшить риск попадания в критические ситуации. Доказано, что лучше практиковать обучение с раннего возраста, с детского сада, начальной школы и прививать детям осознанное поведение в сложных условиях, развивать реакцию к принятию правильных решений в экстремальных ситуациях и только тогда мы уменьшим трагические последствия попадания детей в ЧС.  Человек так устроен, что локализует свои знания и умения, только тогда, когда уже случается чрезвычайная ситуация, а вот очень редко просчитывает условные риски и факторы вызывающие их. Наша задача подготовить выпускников так, чтобы в жизни они могли реально оценивать все жизненные ситуации связанные:

- с хозяйственной и профессиональной деятельностью своего региона;

- с географическим положением, местом проживания;

- с природными  и погодными условиями жизни.                                                                      

Все, что в настоящее время, происходит вокруг нас, не всегда можно предугадать, и это отмечается во всех сферах общественной и личной жизни людей. С каждым днем мы все больше видим, как увеличивается частота и количество стихийных бедствий, промышленных катастроф и аварий, опасных ситуаций социального и экологического характера. И если  совсем не обращать на все  снижающийся уровень профессиональной подготовки будущих специалистов в области безопасности, отсутствие  у них навыков корректного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в повседневной жизни, то  все это пагубно отразится не только на состоянии здоровья и жизни людей, но и на будущее поколение. Мы прекрасно понимаем, что возрастает наша ответственность и роль за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, за их безопасное поведение и здоровый образ жизни. Эти и другие вопросы безопасного поведения или действия во время ЧС наиболее полно и целенаправленно могут быть изучены в программном материале дисциплины  "Безопасность жизнедеятельности".  Учебный материал должен быть направлен для воспитания безопасного типа – личности, хорошо ознакомленной с  проблемами и рисками современной жизни.

Научно-технические достижения и общественно-экономические отношения, требуют обязательные требования для выпускников:

- стремление к постоянному увеличению и расширению  уже имеющейся базы знаний;

- постоянное обновление ее на протяжении всей трудовой и общественной деятельности.

Роль педагога прививать им умение и навык ориентироваться в стремительно бурном потоке текущей информации,  черпать самостоятельно знания,  обрабатывать их и осмысливать в жизни.[1]

Нашим обучающимся в образовательном учреждении во время подготовки по специальностям и профессиям: «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Мастер жилищно-коммунального хозяйства», «Пекарь» могут потребоваться современные знания, навыки и умения, которые можно применить в области электро и пожарной безопасности, первой медицинской помощи. Учитывая это на уроках и во внеурочной деятельности, в соответствии с программными материалами по данной дисциплине мною преподаются знания для дальнейшего применения их на производстве и в быту. Так как Республике, где мы проживаем и работаем вокруг  горы, реки, степи и тайга, то большое значение уделяется обучению способам выживания в естественных условиях,  каждый должен знать и уметь, как обезопасить себя в сложной жизненной ситуации.

Использование  национально - регионального компонента по дисциплине БЖД  в целях формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков личной ответственности, самостоятельной деятельности обучающихся и всестороннего развития личности обучающегося должно отражать освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение в жизни.[1]

Основные задачи обновления содержания дисциплины должны исходить из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, а также  соответствовать требованиям общего образования России.

Нам уже знакомы новые направления и ориентиры в развитии безопасности жизнедеятельности, и преподавание курса безопасности жизнедеятельности должно стать не только основным элементом в образовательном учреждении, но и  ведущим в Российской  и в Мировой практике обучения  и воспитания.

Независимо от  структуры и содержания, процесс обучения по данным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» должен быть направлен, в первую очередь, на формирование  в обучающихся собственного отношения к событиям и явлениям жизни. 

Необходимый объем знаний навыков и умений в этой области приобретает новое значение и требует от общества:

- постоянного приобретения научных знаний, охватывающих не только теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера, но и создает цельное представление о безопасности жизнедеятельности (социальной, профессиональной и гражданской), необходимой для благополучного развития личности, общества и государства;

- знакомства с нормативно-правовыми документами, задачами и структурами государственных организаций в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального  и военного характера;

- изучения  особенностей, нормы поведения, здорового образа жизни и рационального питания;  

-освоения навыков и изучения правил оказания первой медицинской помощи в сложных случаях, если возникает внезапная необходимость.                                                      

В связи с новым законом об образовании  увеличились требования к преподавателям-организаторам ОБЖ, к их профессиональной подготовке, уровню знаний. [1]

Мы, преподаватели,  обязаны соответствовать требованиям времени, уметь анализировать любую ситуацию, обладать большим объемом знаний, уметь творчески  донести  эти знания  обучающимся.

Список литературы:

1.  Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" /Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998. С. 425-468.

2. Лапшина И. В., Зарубина Р. В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 2 (февраль). – С. 61–65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по изучению дисциплины "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Методическое  пособие    подготовлено  в  помощь  студентам  изучающим  курс«Безопасность  жизнедеятельности».  В  издании  содержатся...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский уч...

КОС промежуточная аттестация по дисциплине ОП цикла. Тесты по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Тесты по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" по теме программы дисциплины "Первая помощь в чрезвычайных ситуациях"....

Разработка и применение практического пособия "1С:Бухгалтерия 8.3" по профессиональным модулям с учетом регионального компонента

Необходимость повышения качества обучения специалистов среднего звена, актуализирует процесс создания качественных учебников, разработок для практических работ, лабораторных практикумов на основе совр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом регионального компонента

В статье автор освещает вопросы, которые связанны с процессом изучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Так,...