"Современные обычные средства поражения" Методическая разработка для проведения занятия по ОБЖ
методическая разработка
Данный материал предназначен для изучения студентами колледжа в разделе 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. В этом разделе есть тема - современные средства вооружённой борьбы и способы защиты от них. Термины "обычные средства поражения", "обычное оружие" вошли в употребление после появления оружия массового поражения, обладающего несоизмеримо более существенными боевыми возможностями и боевой эффективностью. Однако в настоящее время некоторые образцы обычного оружия, созданные с учётом новейших достижений науки и техники, вплотную приблизились по поражающему воздействию и эффективности к оружию массового поражения. Поэтому ознакомление с современными обычными средствами поражения и перспективами их развития, формирование у студентов представления о современных средствах и способах ведения боевых действий позволяет развивать интеллектуальные качества и познавательный интерес обучаемых в области военных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по ОБЖ - современные обычные средства поражения | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж кулинарного мастерства»
«Современные обычные средства поражения»
Методическая разработка для проведения занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Составитель:
кандидат военных наук, преподаватель-организатор ОБЖ
высшей категории Зеленский Е.П.,
г. Санкт-Петербург
2018 г.
Методическая разработка
по основам безопасности жизнедеятельности для проведения занятия со студентами второго курса
Тема занятия: Современные обычные средства поражения.
Методическая цель: показ приёмов познавательной деятельности обучающихся с использованием элементов инновационных педагогических технологий.
Цели занятия:
Образовательные:
1.Ознакомить обучающихся с современными обычными средствами поражения и перспективами их развития;
2.Формировать представление о современных способах и средствах ведения боевых действий.
Развивающие:
1.Развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные и личностные компетентности студентов;
2.Развивать познавательный интерес и способности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Воспитательные:
1.Воспитывать у студентов положительное отношение к получению знаний военной направленности, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.
Тип занятия: занятие по формированию новых знаний и умений.
Вид занятия: комбинированное.
Материальное обеспечение занятия:
- Латчук В.Н., Марков В.В. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоплеер, телевизор.
- Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.
- Макеты и учебно-разрезные боеприпасы.
Учебные вопросы:
1. Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие свойства.
2. Высокоточное оружие и способы его применения.
3. Защита от обычных средств поражения.
План занятия
№ | Этапы занятия | Время Время | Работа студентов |
1 | Организационный момент Проверка готовности к занятию: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение студентов и порядок на рабочих местах. | 1 | Приветствуют преподавателя. Настраиваются на работу. |
2 | Актуализация знаний Фронтальная беседа: 1. Какие виды оружия Вам известны? 2. На чём основывается их поражающее действие? 3.Какие средства доставки и применения средств массового поражения Вы знаете? | 4 | Отвечают на поставленные вопросы. |
3 | Мотивация и целеполагание Мини-проект: Российский оперативно-тактический комплекс «Искандер». Обучающиеся формулируют тему и цели занятия: - ознакомиться с современными обычными средствами поражения и перспективами их развития; - формировать представление о современных средствах и способах ведения боевых действий; - развивать интеллектуальные качества и познавательный интерес в области военных знаний. | 6 | Вспоминают,что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения. Формулируют тему занятия. |
4 | Формирование новых знаний и умений
3. Защита от обычных средств поражения. - использование защитного снаряжения; - защитные свойства боевой бронетехники; - защитные свойства местности, местных предметов и инженерных сооружений. | 25 | Слушают преподавателя делают записи, отвечают на вопросы. Работают в группах и извлекают материал из различных источников. |
5 | Рефлексия Военный практикум. | 6 | Работают самостоятельно, проводят анализ усвоения материала. |
6 | Подведение итогов Оценка работы на занятии каждого студента. | 2 | Анализируют свою учебную деятельность, дают самооценку результатам своей работы на занятии. |
7 | Задание на самоподготовку 1. Конспект занятия 2. Подготовить мини-проекты: «Высокоточное оружие стран НАТО». | 1 | Записывают задание для самостоятельной работы. |
Сценарий занятия:
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение студентов и порядок на рабочих местах.
Доклад старосты группы и приветствие преподавателя.
II.Актуализация знаний обучающихся
Фронтальный опрос:
1. Какие виды оружия Вам известны?
2. На чём основывается их поражающее действие?
3. Какие средства доставки и применения средств массового поражения Вы знаете?
III. Мотивация и целеполагание
Мини-проект на тему: Российский оперативно-тактический комплекс «Искандер».
Преподаватель ставит проблему и показывает практическую значимость данной проблемы, мотивируя студентов к её изучению.
Термины «обычные средства поражения», «обычное оружие» вошли в употребление после появления ядерного оружия, обладающего неизмеримо более существенными боевыми свойствами. Однако в настоящее время некоторые образцы обычного оружия, созданные с учетом новейших достижений науки и техники, вплотную приблизились по эффективности к оружию массового поражения.
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны
выяснить?
Что представляют собой современные средства поражения?
На чем основывается их поражающее действие?
Каковы способы его доставки и применения, и самое главное – как можно противостоять его применению и защититься от его поражающих факторов?
Узнать всё это – вот цель нашего занятия.
IV. Формирование новых знаний и умений.
1.Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие свойства.
Обычные средства поражения (ОСП) — это комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.
Обычные средства поражения классифицируются:
-по способу доставки;
-калибру;
-типу боевых частей;
-по принципу действия на преграды (цели).
В понятие обычных средств поражения (ОСП) включается комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражений или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.
Рассмотрим некоторые из них.
По способу доставки ОСП делятся на:
- баллистические и крылатые ракеты;
- авиационные средства поражения в обычном снаряжении;
- неуправляемые авиабомбы;
- управляемые авиационные ракеты;
- неуправляемые ракеты;
- доставляемые при помощи ракетно-артиллерийских и реактивных систем.
По действию ОСП делятся на:
-ударные,
-фугасные,
-осколочные,
-кумулятивные,
-зажигательные.
Для ударов по городам и населённым пунктам, могут применяться авиационные средства поражения - осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы, боеприпасы фугасного действия — боеприпас объёмно-детонирующего действия, зажигательное оружие.
Осколочные авиабомбы применяют для поражения людей и животных. При разрыве бомбы образуется большое количество осколков, которые разлетаются в разные стороны на расстояние до 300 м. Кирпичные и деревянные стены осколки не пробивают.
Фугасные авиабомбы предназначены для разрушения всевозможных сооружений. В сравнении с ядерными боеприпасами их разрушительная сила невелика. Большую опасность представляют невзорвавшиеся авиабомбы. Чаще всего они имеют взрыватели замедленного действия, которые срабатывают автоматически через некоторое время после сбрасывания бомбы.
Шариковые авиабомбы снаряжаются огромным количеством (от нескольких сотен до нескольких тысяч) осколков (шариков, иголок, стрел и т. д.) весом до нескольких граммов. Шариковые бомбы размером от теннисного до футбольного мяча могут содержать 300 металлических или
пластмассовых шариков диаметром 5-6 мм. Радиус поражающего действия бомбы составляет до 1 5 м.
Боеприпасы объёмно-детонирующего действия взрыва сбрасываются с самолёта в виде кассет. В кассете имеются три боеприпаса, содержащие около 35 кг жидкой окиси этилена каждый. В воздухе происходит разделение боеприпасов. При их ударе о землю срабатывает взрыватель, который обеспечивает разброс жидкости и образование газового облака диаметром 15 м и высотой 2,5 м. Это облако подрывается специальным устройством замедленного действия.
Зажигательное оружие в зависимости от состава подразделяется па зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы), металлизированные смеси, термитные составы, белый фосфор.
Средствами применения зажигательного оружия могут быть авиационные бомбы, кассеты, артиллерийские зажигательные боеприпасы, огнемёты и т. д.
Зажигательные средства, применяемые в виде авиабомб, представляют серьёзную опасность для людей. Попадая на открытые участки кожи, одежду, они вызывают очень тяжёлые ожоги.
Поэтапная рефлексия
По характеристикам поражающих факторов определите виды боеприпасов и их основное назначение:
а) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии высоких температур на людей, технику и другие объекты (зажигательное оружие);
б) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии воздушной ударной волны и огня на людей, здания, сооружения и технику (боеприпасы объёмного взрыва);
в) принцип действия этих боеприпасов основан на прожигании преграды мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С (кумулятивные боеприпасы).
2.Высокоточное оружие и способы его применения.
Высокоточное оружие (ВТО) — это оружие, как правило, управляемое, способное поражать цель первым выстрелом (пуском) на любой дальности в пределах его досягаемости.
В результате продолжающейся научно-технической революции стало возможным создание высокоточного оружия, которое, по мнению ряда военных специалистов, будет определять характер будущей войны — войны шестого поколения. Позволяет наносить исключительно точные удары по атакуемым объектам (вплоть до попадания в необходимое окно заданного строения).
К высокоточному оружию относят различные наземные, авиационные и корабельные ракетные комплексы, бомбардировочные и артиллерийские комплексы управляемого вооружения, а также разведывательно-ударные комплексы. Что же такое ВТО?
Это комплекс вооружения, в котором интегрированы средства разведки, управления, доставки и поражения, функционирующие в реальном масштабе времени и обеспечивающие наведение боеприпаса на цель с ошибками меньшими, чем радиус его поражения.
К высокоточному оружию (ВТО) относятся боевые ракеты раз личного назначения, управляемые снаряды, управляемые авиационные бомбы и др.
Почему сейчас приоритет в развитии вооружения отдается ВТО?
Во-первых, ненадобность задействовать военнослужащих в военных операциях позволяет избежать потерь.
Во-вторых, избирательность поражения позволяет уничтожать только критические (системообразующие) элементы объектов противника, с потерей которых сам объект теряет свое значение, чем существенно уменьшается боевой наряд сил, что, по сути, является экономической выгодой - достижение результата меньшими силами.
В-третьих, возможность действовать по объектам противника избирательно позволяет избежать массовых жертв среди мирного населения, тем самым «смягчая» возможные негативные гуманитарные последствия.
Таким образом, использование ВТО ставит его по эффективности в один ряд с ядерным оружием, но без вредных экологических последствий.
С помощью ВТО с обычными, неядерными средствами поражения можно нанести поражения, сопоставимые по своим последствиям с поражением от тактического ядерного оружия малой мощности.
Дальнейшее развитие ВТО идёт в направлении его «интеллектуализации», т. е. способности распознавать цели, в том числе на поле боя и в условиях помех, а при воздействии по крупным целям выбирать наиболее уязвимый элемент для поражения.
Основным средством ВТО являются крылатые ракеты.
Основными достоинствами крылатых ракет являются следующие:
-возможен пуск с земли, воды и воздуха на удалении в несколько тысяч километров от границы территории противника;
-благодаря малой эффективной площади рассеяния (ЭПР) и способности полета с огибанием рельефа местности на малых и предельно малых высотах снижается эффективность огневого поражения средствами противовоздушной обороны противника;
-большая масса боевой части крылатой ракеты определяет ее значительную разрушительную мощь.
В настоящее время пристальное внимание уделяется созданию практически нового вида высокоточного оружия - гиперзвуковых крылатых ракет.
Поэтапная рефлексия:
Что такое высокоточное оружие?
Почему ВТО в настоящее время приобретает всё большее значение?
В чём опасность его применения?
3. Защита от обычных средств поражения.
Обычные средства поражения представляют опасность для людей, находящихся на открытой местности. Поэтому следует помнить, что наиболее эффективную защиту от осколков, ударной волны обычных боеприпасов и зажигательных средств обеспечивают защитные сооружения (убежища, укрытия различных типов, каменные строения).
При вынужденном пребывании на открытой местности необходимо использовать для защиты овраги, канавы, рвы, ямы и т.п.
Защиту от обычных средств поражения хорошо обеспечивают убежища, укрытия различного типа, щели. Можно прятаться в зданиях, траншеях, складках местности, в колодцах коллекторов.
Для снижения воздействия кумулятивных боеприпасов следует использовать экраны из различных материалов, расположенные на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана, а основная конструкция остается целой.
Надежной защитой людей от зажигательного оружия служат защитные сооружения. Временной защитой могут считаться средства индивидуальной защиты и верхняя одежда. Деревянные сооружения для защиты от зажигательных веществ и смесей обмазывают глиной, известью, цементом или влажной землей; в зимнее время на них можно намораживать лед.
После обсуждения студенты делают выводы:
1.Наиболее распространенными боеприпасами, относящимися к обычным средствам поражения, являются различного вида авиабомбы - осколочные, фугасные, шариковые, а также боеприпасы объемного взрыва.
2.В ряду обычных средств поражения особое место занимает оружие, обладающее высокой точностью попадания в цель (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы).
3.Основными способами защиты людей от поражающих факторов обычных вооружений является их укрытие в инженерных сооружениях (убежищах), бронетехнике и использование защитных свойств местности.
V. Рефлексия
Военный практикум
1.Установите соответствие между понятиями и определениями
Понятия | Определения |
Снаряд | Скрытно установленный боеприпас, взрывающийся при определённых обстоятельствах |
Авиабомба | Летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт силы реактивной тяги |
Ракета | Заряд ВВ, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, взрываемый внезапно для нанесения урона противнику или задержания его продвижения |
Боеголовка | Авиационный боеприпас в виде тонкостенного контейнера, снаряжённый минами или мелкими бомбами различного назначения |
Кассетная боевая часть | Средство поражения живой силы, материальной части и укреплений противника, выстреливаемое из артиллерийского орудия |
Фугас | Боеприпас, сбрасываемый с самолёта или другого летательного аппарата |
Мина | Часть средства поражения предназначенная для непосредственного поражения цели |
2.Выберите средства для защиты от указанных видов боеприпасов
1. Авиабомбы:
а) бронетехника
б) бронежилет
в) окоп
г) убежище
2. Кассетные боеприпасы:
а) стальная каска
б) деревянный щит
в) бронетехника
г) овраг
3. Боеприпас объёмного взрыва:
а) бронетехника
б) окоп
в) каменное здание
г) автомобили
4. Зажигательное оружие:
а) укрытие в бетонных зданиях и боевой бронетехнике
б) использование индивидуальных средств защиты ОЗК
в) автомобили
г) окоп
5. Артиллерийские снаряды:
а) использование индивидуальных средств защиты ОЗК
б) бронежилет
в) окоп
г) автомобили
VI. Подведение итогов
Преподаватель дает оценку работы на уроке каждого студента, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.
VII. Задание для самостоятельной работы.
Выучить конспект занятия.
Читать учебник, стр.115-121.
По материалам Интернет-ресурсов подготовить мини - проект: «Высокоточное оружие стран НАТО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»
Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...
методическая разработка по проведению занятия для студентов СПО по дисциплине "Основы менеджмента"
Деловая игра для подведения итогов по дисциплине "Основы менеджмента" среди студентов среднего профессионального образовательного учреждения, с указанием методов, целей, методических приемов...
Методическая разработка для проведения занятия по теме «Нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели»
Представленный план-сценарий занятия разработан для студентов специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическолго и электромеханического оборудования ( по отраслям). П...
Разработка для проведения занятия с использованием дистанционных образовательных технологий
Методическая разработка для проведения занятия с использованием дистанционных образовательных технологийпо дисциплине ОП.08 Уголовный процесс...
Методическая разработка по проведению занятия, посвященного здоровому образу жизни
План-конспект занятияЦель:сформировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Задачи:Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни.С...
Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам
Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...
Методическая разработка. Методика проведения занятий по лыжной подготовке.
Методика проведения занятий по лыжной подготовке...