Методическая разработка открытого урока по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему "Основные понятия о воинской обязанности"
методическая разработка по теме
Данная тема занятий предусмотрена программой по учебной дисциплине «Основы военной службы», учебным планом и является обязательной для изучения в ходе освоения программы.
Данное учебное занятие проводится со студентами 3 курса специальности: 09.02.03 – программирование в компьютерных системах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2015_fomenkov_v.v.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему: Основные понятия о воинской обязанности
для специальности: 09.02.03 – программирование в компьютерных системах
Согласовано: Разработал:
председатель предметной преподаватель ГБПОУ УКСИВТ
цикловой комиссии:
__________Хасанова З.М. __________Фоменков В.В.
«___»__________ 201__г. «___»__________ 201__г.
Начальник отдела ИМО
__________Пустовалова Э.У.
«___»__________ 201__г.
2015 год
1. Пояснительная записка
Данная тема занятий предусмотрена программой по учебной дисциплине «Основы военной службы», учебным планом и является обязательной для изучения в ходе освоения программы.
Данное учебное занятие проводится со студентами 3 курса специальности: 09.02.03 – программирование в компьютерных системах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных модулей
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных.
ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (далее – СУБД).
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.
ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию.
Цели занятия:
образовательная: Изучить данный раздел Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе».
развивающая: Расширить кругозор в вопросах военного законодательства.
воспитательная: Повысить ответственность студентов за выполнение своих
гражданских обязанностей.
методическая: Убедить студентов в необходимости использования полученных
знаний при выполнении своих гражданских обязанностей.
Выбранная тема соответствует календарно-тематическому плану учебного занятия.
По завершению изучения данной темы студенты должны:
знать:
- основы военной службы и обороны государства;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- Ответственность граждан за неявку в военкомат;
- Уважительные причины неявки в военкомат.
уметь:
- Применять полученные профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
понимать:
- Знание закона позволяет качественно выполнять свои гражданские обязанности и избежать ответственности за невыполнение требований закона.
- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
2. Обеспечение занятия
- Методическое: Методическая разработка урока «Основные понятия о воинской обязанности».
- Раздаточный материал:
- Средства обучения.
Учебно-методический комплект занятия:
- календарно-тематический план;
- технологическая карта занятия;
- конспект занятия;
- наглядные пособия – 1 комплект.
4. Литература:
1). Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
2). Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: КНОРУС,
2013 г. – 288 с.
3). Лекция: «Основные понятия о воинской обязанности».
3. Технологическая карта занятия
Тема: «Основные понятия о воинской обязанности».
Вид занятия: Лекция
Форма организации учебного процесса: урок усвоения новых знаний.
Время занятия: 2 часа.
Цели занятия:
образовательная: Изучить данный раздел Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
развивающая: Расширить кругозор в вопросах военного законодательства.
воспитательная: Убедить студентов в необходимости использования полученных
знаний при выполнении своих гражданских обязанностей.
методическая: Убедить студентов в необходимости использования полученных
знаний при выполнении своих гражданских обязанностей.
По завершению изучения данной темы студенты должны:
знать: - Что такое воинская обязанность и что она предусматривает;
- Ответственность граждан за неявку в военкомат;
- Уважительные причины неявки в военкомат.
уметь: - Применять полученные знания при исполнении воинской обязанности.
понимать: - Знание закона позволяет качественно выполнять свои гражданские обязанности и избежать ответственности за невыполнение требований закона.
- Структура занятия
Тема занятия: «Основные понятия о воинской обязанности».
№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Достижение цели | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводная часть. | Принимаю рапорт, проверяю наличие людей. Организую проведение политинформации, провожу опрос по предыдущей теме. | Сидят за учебными столами. | Методом устного опроса проверяю усвоение материала. | 20 мин. |
2 | Основная часть. | Объявляю тему и цель занятия. | Сидят за учебными столами. | Записывают тему занятий. | 65 мин. |
3 | 1 - вопрос Основные понятия о воинской обязанности | Разъясняю основные понятия о воинской обязанности | Конспектируют материал. | Отвечаю на вопросы студентов. | 35 мин. |
4 | 2 - вопрос Ответственность гражданина за нарушение законодательства о воинской обязанности | Рассказываю об ответственности за нарушение требований закона. | Конспектируют материал. | Отвечаю на вопросы студентов. | 30 мин. |
5 | Заключительная часть. | Подвожу итоги занятий. | Записывают контрольные вопросы. | Отвечаю на вопросы студентов. | 5 мин. |
5. Ход занятия
Вводная часть- 20 мин.
Прием рапорта, проверка наличия студентов на занятиях – 5 мин.
Информация: по стране – 5 мин.
за рубежом – 5 мин.
Опрос по предыдущей теме – 5 мин.
- Что такое ритуал и для чего они нужны ВС РФ?
- Что из себя представляет ритуал вручения Боевого Знамени части?
- Что из себя представляет ритуал приведения к военной присяге?
- Что из себя представляет ритуал вручения оружия и военной техники?
- Что из себя представляет ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку?
Объявляю тему и цель занятия.
Основная часть – 65 мин.
Тема 4.1. Основные понятия о воинской обязанности
1. Основные понятия о воинской обязанности
В ст. 59 Конституции Российской Федерации говорится о том, что:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу и соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества 6 марта 1998 г. Государственной Думой был принят, а 12 марта 1998 г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает (Схема 1):
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает (Схема 2):
- призыв на военную службу по мобилизации, и период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
- военное обучение в период военного положения и в военное время.
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, который выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
Воинская обязанность является всеобщей, так как выполнение ее возлагается на ВСЕХ граждан мужского пола, достигших определенного возраста.
Воинская обязанность есть обязанность личная; она не допускает замены военнообязанного другим лицом.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках.
Граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (но контракту).
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
2. Ответственность гражданина за нарушение законодательства РФ о воинской обязанности.
Гражданин, не явившийся по вызову военкомата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности.
Гражданин, не явившийся по повестке военкомата о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу подлежит уголовной ответственности за уклонение от военной службы.
Уважительные причины:
- заболевание или увечье гражданина, связанное с потерей трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника (отец, мать, жена, муж, брат, сестра или лица, на воспитании которых находился гражданин);
- препятствия стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство;
- иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.
Заключительная часть – 5 мин.
Подвожу итоги занятия. Задание на самостоятельную подготовку:
- Что такое воинская обязанность и что она предусматривает?
- Кто является Верховным Главнокомандующим ВС РФ?
- Какие виды ответственности, и за какие нарушения воинской обязанности наступают для гражданина в соответствии с законодательством РФ?
- Какие причины неявки в военкомат являются уважительными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"
28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "
Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....
методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"
в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции....
Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»
Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...
Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" "Права и обязанности военнослужащих" (18.02.2016г.)
Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" тема: "Права и обязанности военнослужащих"...