Инновационная деятельность
опыты и эксперименты

Татьяна Михайловна Кибирева

1.Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

2.Видеоуроки по ОБЖ

3.Новые технологии на уроках ОБЖ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx26.7 КБ
Файл videuroki.docx15.99 КБ
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»

Онохойский филиал

Инновационные технологии

в преподавании курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

     Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьезные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей и подростков, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях дома, в школе, на улице, выработать у них умения защищать свою жизнь к здоровье, оказывать помощь себе и по возможности другим людям. Для этого требуются определенные технологии обучения.

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х гг. Технология (от гр. techne - искусство, мастерство, умения и - логия - наука) - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это, по определению ЮНЕСКО, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя следующими положениями:

1. Научный аспект: педагогические технологии - к часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

2, Процессуально-действенный аспект: осуществление педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

3. Процессуально-описательный аспект: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее точно, по инструкции или творчески. В исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика условий обучения и особенностей обучаемых, но определяющей в технологии является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий

учащихся. Поэтому, конечно, результаты будут различными, однако|близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.

В настоящее время существует множество различных технологий. Например, по классификации технологий это: общепедагогические, развивающие, компьютерные, игровые, технология коллективной творческой деятельности, сотрудничества и другие. Условно технологии можно разделить на традиционные и инновационные. По мнению , термин «инновация» - это не проста указание на новизну педагогического явления, процесса, действия, но общественное признание появления в педагогической реальности принципиально нового качества. Причем речь идет не о любом новом качестве, а о том, которое совпадает с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности. Мы остановимся на четырех инновационных педагогических технологиях, которые могут успешно использоваться в преподавании курса ОБЖ:

·  технологии коллективного способа обучения;

·  технология модульного обучения;

·  педагогические мастерские;

·  компьютерные технологии.

Технология коллективного способа обучения: пары сменного состава

Основоположником идей, лежащих в основе коллективного способа обучения с применением диалогических пар сменного состава, является русский педагог Александр Григорьевич Ривин (Г) и автором-продолжателем этих идей, современным теоретиком - Виталий Кузьмич Дьяченко, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского института повышения квалификации работников образования.

Согласно концепции обучение есть особый вид общения между тем, кто обучается, и тем, кто обучает. Исторический анализ организации форм обучения показывает, что существует четыре организационные формы деятельности: индивидуальная, парная (один учит другого), групповая (один одновременно учит многих), коллективная (каждый учит каждого). Коллективный способ обучения (КСО) включает в себя все четыре организационные формы. Исходя из этого, под коллективным способом обучения понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности. Однако очередное свое рождение эта методика переживает сейчас, и есть все основания считать ее в этом смысле инновационной. Современная педагогическая оценка КСО неоднозначна, вместе с тем практика показывает, что там, где идеи взаимного обучения грамотно реализованы педагогом, они дают хороший результат. В основе грамотного применения той или иной педагогической технологии лежит четкое понимание целевой установки, т. е. какие педагогические цели эффективно достижимы при использовании рассматриваемой технологии. Технологии КСО могут быть эффективно использованы при организации усвоения знаний, умений, навыков и для развития коммуникативных умений личности.

Рассмотрим одну из технологий КСО: работу в парах сменного состава. Целевые установки:

1. Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях);

2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать);

3. Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Алгоритм деятельности учителя:

1. Вводное слово учителя по теме урока. Настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;

2. Выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников, делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп. Количество малых групп определяется исходя из специфики учебного материала - их может быть от трех до пяти. Если учебный материал имеет большой объем, то групп может быть пять. Число учащихся в группах должно быть примерно одинаковым.

3. Организация работы в парах сменного состава! Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом, идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов, и его первоначальная карточка вернулась к нему.

4. Работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа - это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане, или в тетрадях, а потом предъявляется на доске всему классу.

5. Обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к поведению в чрезвычайных ситуациях.

6. Самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске - результат работы малых групп.

7. Взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.

8. Подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).

Алгоритм деятельности учащихся

Инструкция для ученика при работе в парах сменного состава.

1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.

2. Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.

3. Выберите себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.

4. Выслушайте содержание карточки партнера.

5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.

6. Обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.

7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки.

8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).

9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.

10.Сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).

Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:

♦ качество воспроизведения содержания всех карточек;

♦ умение общаться в парах и в малой группе;

♦ умение организовать собственную познавательную деятельностьПрименение рассматриваемой технологии в практике преподавания ОБЖ.

Приведем примеры использования технологии работы в парах сменного состава на уроках ОБЖ.

Криминальные ситуации вне жилища 

 Карточка 1. Правила «ПЯТИ "НЕ"»

1. Не вступай в разговор с незнакомцем.

2. Не садись в машину без разрешения родителей, тем более к незнакомцу.

3. Не задерживайся по дороге из школы домой.

4. Не заходи в подъезд или лифт, когда там находится незнакомый человек.

5. Не играй на улице с наступлением темноты.

Карточка 2. Если на тебя нападают…

1. Если тебя преследуют, иди к людным местам, отделению милиции.

2. Если тебя кто-то пытается силой увлечь за собой, кричи: «Помогите! Я его не знаю!» Вырывайся, сопротивляясь любым способом, беги.

3. Если у тебя вымогают ценные вещи или деньги - отдай. Помни: жизнь и здоровье всегда дороже.

4. Отправляясь на вокзал, в аэропорт, желательно взять с собой друзей или знакомых.

5. Поздним вечером старайся не ездить в транспорте. Если же садишься в пустой транспорт - место поближе к водителю. Не садись в такси без сопровождения взрослых.

Карточка 3. Как себя вести, чтобы не привлечь внимание преступников

1. Если тебе предстоит куда-то идти в темноте, оденься удобно и неброско. Не гуляй с аудиоплейером и другими дорогостоящими вещами, которые преступник, позавидовав, захочет отнять.

2. В любой обстановке старайся вести себя спокойно, естественно. Преступники обычно обращают внимание на робких и суетливых людей.

3. Не старайся казаться нахальным, это может спровоцировать хулигана.

4.  Оказавшись в незнакомом городе, населенном пункте, не подчеркивай этого.

Карточка 4. Избегай заведомо опасных ситуаций

1. Не гуляй в одиночку в безлюдных и незнакомых местах.

2. Выбирай безопасные маршруты и избегай пустырей, темных дворов, безлюдных парков, пустынных переходов.

3. Ничего не бери у незнакомых людей, даже если они предлагают интересные для тебя предметы, конфеты, фрукты.

4. Если ты возвращаешься из гостей поздно вечером, попроси их проводить тебя до дому.

5. Подходя к дому (квартире), осмотрись. Приготовь ключи заранее, чтобы долго не возиться у входа, быстро войди и закрой за собой дверь. |

Карточка 5. Если тебя пытаются куда-то заманить

1. Запомни! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет тебя куда-то звать без родителей.

2. Самое надежное, чтобы тебя куда-нибудь не заманили, - вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону.

3.  Никогда не разрешай незнакомому человеку прикасаться к тебе. Умей сказать «нет» любому, кто вызывает у тебя подозрение, причиняет тебе боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвав людей на помощь.

4.  Если все-таки над тобой было совершено насилие - немедленно расскажи

об этом родителям. Помни, что в случившемся нет твоей вины.

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности

 

Карточка. По возможности быстро укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении или лучше всего - в собственной квартире

1. В помещении снять верхнюю одежду, поместить ее и обувь в полиэтиленовый пакет или пленку.

2. Включить телевизор или радиоприемник и быть готовым к приему информации.

3. Выходить из помещения только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защитить органы дыхания, кожу, надеть плащи, накидки.

Карточка. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов

1. Заделать все щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия.

2. Продукты положить в полиэтиленовую пленку.

3. Сделать запас воды в закрытых сосудах.

4. Упакованные продукты и воду поместить в холодильник, закрываемые шкафы или кладовки.

Карточка. В течение десяти дней ежедневно принимать по одной таблетке (100 мг) йодного калия

1. Таблетки выдаются лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии.

2. При отсутствии таблеток использовать 5-процентный раствор йода: 20-25 капель на стакан воды для взрослых, 10-12 капель на 100 г воды для детей от трех до четырнадцати лет. Детям до трех лет нанести йодную сетку. Карточка. Защитить органы дыхания

1. Надеть маски противогазов, респираторы, многослойные марлевые повязки или подручные средства (шарфы, платки, другие тканевые изделия). 2. Закрыть окна, двери, отключить вентиляцию.

Карточка. Строго соблюдать правила гигиены

1. Промывать при приготовлении и приеме пищи все продукты, выдерживающие воздействия воды.

2. Соблюдать правила личной гигиены.

3. Проводить ежедневно влажную уборку помещений в резиновых перчатках.

P. S. Карточки не нумеруются, каждая из них отпечатана на бумаге определенного цвета.

Рекомендации по применению технологии КСО: работа в парах сменного состава

Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик, который преподает, т. е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90% преподаваемого материала. Неоднократное повторение ведет к запоминанию, осознанию и хорошему воспроизведению знаний.

Как насчитывается семикратное прорабатывайте материала?

Ученик

·  прорабатывает содержание карточки самостоятельно (читает текст);

·  пересказывает партнеру;

·  (перед окончанием обмена карточками-заданиями) - выслушивает одноклассника;

·  прорабатывает содержание карточки в малой группе, готовясь к выступлению перед классом;

·  выступая перед классом;

·  работая самостоятельно в тетради;

·  при взаимоконтроле или при выполнении домашнего задания.

Такая тщательная работа по организации усвоения знаний накладывает определенные требования к содержанию, которое подлежит усвоению. Во-первых, отбираться должен значимый, жизненно необходимый материал, без излишней детализации. Во-вторых, он должен быть безукоризненным с научной точки зрения, отражать общепринятые и верные истины, а не мнения отдельных ученых или практиков.

Технология работы в парах сменного состава имеет ярко выраженную репродуктивную направленность и потому нуждается в творческо-поисковом проблемном дополнении. Так, например, организовывая усвоение правил поведения при радиационной опасности, необходим порядок действий. Это можно сделать при обобщении работы малых групп, а именно тогда, когда на доске графически предъявляется, зарисовывается содержание карточки, а также при выполнении самостоятельной работы: записывать в тетради правила поведения при радиационной опасности в нужном порядке. Технология КСО: пары сменного состава - хорошо разработана. Имеется опыт ее внедрения. Временные затраты на подготовку большие, однако внедрение технологии и получаемый результат оправдывают затраченное время.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представить содержание учебного материала в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Обучающим модулем называет автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

♦  точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

♦  банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

♦  методическое руководство по достижению целей;

♦  практические занятия по формированию необходимых умений;

♦  контрольная работа, которая строго соответствуем целям, поставленным в данном модуле.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы:

- цель (общая или специальная);

- входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения):

- содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки).



Предварительный просмотр:

  • Перечень видеоуроков по ОБЖ
  • Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения
  • Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
  • Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
  • Вооруженные силы Российской Федерации — защитники нашего отечества и его национальных интересов

  • Введение
  • Воинская обязанность
  • Основные сведения о воинской обязанности 
  • Организация воинского учета и его предназначение 
  • Обязательная подготовка граждан к военной службе 
  • Добровольная подготовка граждан к военной службе
  • Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет 
  • Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет
  • Психологическая классификация воинских должностей 
  • Организация призыва на военную службу
  • Ответственность граждан по вопросам призыва 
  • Прохождение военной службы по призыву



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии (урок-игра)

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Игру можно использовать как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Учащиеся активно участвуют в игровых конкурсах в рамках мероприятий «Недели здорового образа жизни», игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (которые использую как часть урока), дистанционных олимпиадах. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.

4. Проектный метод обучения (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий)

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

3. Создана медиатека ученических проектов.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

5. Групповые и коллективные  технологии (И. Д. Первин, В.К. Дьяченко).

Целью использования данной технологии, как мне кажется, является развитие коммуникативных качеств личности, сотрудничества и взаимопомощи между учениками, совместное решение поставленных задач.

В ходе групповой работы формируются навыки социального партнерства и умения:

1.Разрешать конфликты,

2.Управлять поведением собственным и партнёра,

3.Точно и полно выражать свои мысли;

4.Устанавливать и регулировать очерёдность действий;

5.Корректно сообщать товарищу об ошибках, вступать в диалог, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать в совместном решении задач.

На уроках применяются различные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах сменного состава; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.

Совместная деятельность учителя и учащихся в процессе познания, освоения учебного материала вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, приводит к увеличению степени усвоенного материала.

Применение современных технологий в преподавании курса ОБЖ позволяет видоизменить весь процесс обучения, дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.

Преподаватель ОБЖ: Кибирева Т.М.

Игра по ОБЖ   «Бой отважных»


Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности, привит навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности.

Задачи: закрепить правила пожарной безопасности.

Оборудование: карточки со скороговорками, костюмы пожарных, видеофильм, информационная выставка.


Вступительное слово учителя:


Сегодня мы с вами проведем урок – игру, целью которой будет закрепление знаний о пожарной безопасности в целом.

Наша игра будет состоять из 3 этапов:

1.разминка

2.работа с карточками в группах.

3.конкурс капитанов.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости:

Обычно приглашаются, представители пожарной части.

Все они будут являться членами жюри, которые будут оценивать все этапы по 5-ти бальной шкале.

Для того что бы начать разминку вам необходимо разделиться на две равные команды. Выбрать капитана команды, и придумать название.

(обучающиеся делятся на две команды, выбирают капитана, придумывают название команды)

Гости (они же члены жюри, оценивают название команды по 5-ти бальной шкале.)

Итак, первый этап разминка.

На данном этапе каждой команде загадывается загадка, ответ на нее необходимо дать в течении 10 секунд.

Ем- живу, пью – умираю (вода)

Живут брат и сестра: одну всякий видит, да не слышит, другой всякий слышит да не видит. (гром и молния)

Сестра сильнее брата (огонь и вода)

Мать толста, дочь красна, сын- сокол под небо ушел. (печь, огонь, дым)

Белое ест, черное роняет (горящая лучина)

Закопай не гниет, кинь в воду – поплывет (уголь)

Из трубы вьется, а в руки не дается (дым)

Я мала, желта, свечу, ну а если упаду, много горя принесу (свеча, искра)

Шипит и злиться, воды боится (огонь)

Летела мошка – осиновая ножка, на стог сена села- все сено съела. (спичка)

Раскаленная стрела, дуб свалила у села. (молния)

2 этап. Карточки.

Каждой команде дается карточка с заданием.

Команды должны в течении 15 минут обсудить и обосновать вариант ответа.

  1. Почему номер пожарной охраны 01?

(Простой номер, легко запомнить, короткий, а во время пожара дорога каждая секунда).

  1. Что делать при пожаре? (срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры эвакуации)
  2. Назовите основные принципы возникновения пожаров (неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушения правил пожарной безопасности, поджоги)
  3. Можно ли бить стекла окон во время пожара (нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение)
  4. Назовите средства тушения пожара (вода, песок, земля, огнетушители, кошма, асбестово одеяло)
  5. Что обозначает знак перечеркнутой сигареты (запрещено курить)
  6. Что обозначает знак перечеркнутой горящей спички (запрещено пользоваться открытым огнем)
  7. Что обозначает треугольный знак- огонь. (пожароопасно, легковоспламеняющиеся вещества)

3 этап. Конкурс капитанов.

По сигналу участникам команды будут быстро надевать костюм пожарника на капитанов, а потом их нужно быстро снять. Первый одевает штаны, второй – куртку, третий застегивает пуговицы, четвертый одевает шлем.

Затем снимают все в обратном порядке.

Какая команда быстрее всех выполнит задание, та и побеждает.

Игра по ОБЖ «Счастливый случай»

Цели: 

  1. Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”.
  2. Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
  3. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.


Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

Сегодня мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках по этой теме. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 4 геймов. В ходе игры команды получают баллы за каждый гейм и та команда, которая наберет больше очков, станет победителем. 

Ход игры

Гейм 1. “Кто первый…”

Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл. 

  1. Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)
  2. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)
  3. Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)
  4. Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)
  5. Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)
  6. Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)
  7. Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)
  8. Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).
  9. Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)
  10. Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

Гейм 2. Конкурс капитанов

а) По тестовым листам выбрать правильные ответы:

1. Где больше всего выпадает осадков?

а) 
в Индии

б) в России

в) в Бразилии

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

а) нет

б) иногда

в) 
да

3. Цунами – это:

а) сильная волна

б) речное землетрясение

в) 
морские волны

4. Где зафиксировано большее число землетрясений?

а) в Китае

б) 
в Японии

в) в Америке

б) Практическое задание: кто из капитанов быстрее наденет противогаз.

Гейм 3. “Заморочки из бочки”

Команды по очереди достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница. 

  1. Назовите пути передачи инфекции и хотя бы по одному названию болезни, характерного для данного пути (обстоятельный ответ)
  2. Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС)
  3. Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)
  4. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).


Гейм 4. “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды: 

  1. Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки).
  2. Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан).
  3. Какой важнейший прибор на судне? (компас).
  4. Токсичные вещества называют… (яды).
  5. Затопление водой большой территории называют (наводнением).
  6. Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель).
  7. Нарушение целостности кости называют (переломом).
  8. Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей).

Вопросы для 2 команды: 

  1. Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка).
  2. Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация).
  3. Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор).
  4. Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы).
  5. Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей).
  6. Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку).
  7. Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование).
  8. Нарушение целостности кожи (рана).


Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами. 

Вывод :  Мы проверили ваши знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал. 

 

Игра   «Выбери действие».

Учащиеся   получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.

Инструкция. Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в

ситуациях. 

После принятия индивидуальных решений и фиксации их в соответствующем столбце проводится коллективное обсуждение и принимаются коллективные решения, затем учитель сообщает (при необходимости разъясняет, обсуждает с учащимися) мнение экспертов о правильных действиях. На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются оценки с использованием простейшей шкалы: одно правильное решение – один балл. Баллы суммируются и на этой основе выставляются отметки.

Ситуации

Правила и способы обеспечения безопасности

Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть.
1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода. 

2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета

3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны.

    

4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой.

1. Этот сигнал разрешает движение.

2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги

3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров

4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя.

5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы.

6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом

8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов. 
9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги – направо.

10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре.

11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги.

12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку.

13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу.

14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика.

15. В этом месте переход дороги запрещен.

16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа.

Игра

«Дорожная безопасность»

Первый конкурс – «Блиц».

Его тема – «Основные понятия и определения дорожного движения»

В течение 1 минуты участники каждой команды отвечают на вопросы, которые задаются команде, получая за правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы.

  1. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? (Правой.)
  2. Как называется место для ожидания общественного транспорта? (Остановка.)
  3. Как называется «дирижерская» палочка регулировщика? (Жезл.)
  4. Как называется край проезжей части? (Обочина.)
  5. Как называют человека, идущего по тротуару? (Пешеход.)
  6. Разрешается ли движение транспорта при мигающем желтом свете светофора? (Да.)
  7. Как называется автомобиль, который носит «имя» великой русской реки? («Волга».)
  8. Как называют улицу, идущую вдоль берега? (Набережная.)
  9. Как называется велосипед для двоих ездоков? (Тандем.)

10. Какой дорожный знак ставят у школ, детских садов, других детских учреждений? («Дети».)



Второй конкурс – «История дорожного движения».

Каждой команде задается по 3 вопроса, за правильный ответ – 2 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит другой команде.

Примерные вопросы.

  1. В какой стране появился первый светофор? (Англия.)
  2. В каком городе России появился первый трамвай? (Москва.)
  3. В какой стране появился первый регулировщик? (Англия.)


Третий конкурс – «Помощь при ДТП».

Учитель описывает дорожную ситуацию: произошло ДТП, в результате которого пострадал человек.

Известны симптомы: сильное кровотечение из предплечья правой руки. Кровь вытекает пульсирующей струей. Возьмите дорожные аптечки, выберите из них необходимые для оказания первой помощи медикаменты, укажите последовательность действий при оказании первой помощи. За правильно выполненное задание дается 5 баллов.

При остановке артериального кровотечения используются:

  1. Жгут.
  2. Спиртосодержащие растворы (йод, зеленка) или перекись водорода.
  3. Бинт.
  4. Обезболивающее.
  5. Гипотермический пакет.

Под жгут необходимо положить записку с указанием времени наложения жгута. Травмированную конечность необходимо зафиксировать.

Подведение итогов.

По окончании выполнения заданий жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных каждой командой, выявляет победителей.


 

 Урок-игра по теме "Человек в экстремальных ситуациях"

Цель урока: В занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ.

Задачи:

1. Воспитание у школьников потребности предвидеть возможные жизненные ситуации дома, на природе.

2. Формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

3. Формирование психологического стереотипа «Окружающая среда-это система, живущая по определенным законам, и чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах».

Ход урока.

1. В начале урока учитель объясняет цели и задачи урока.

2. Путем жеребьевки класс делится на две команды, выбирают капитанов, название команды.

3. Капитаны выбирают комплекты карточек-заданий

1 конкурс . «Разминка»

Почему номер пожарной службы «01»?

Легко запомнить, короткий номер, логично набрать даже в темноте

Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?

Выключить свет, отключить электроприборы

Можно ли бить оконные стекла в очаге возгорания?

Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение

Что нужно делать, если огонь отрезал путь к выходу?

Уйти в дальнюю комнату, плотно закрыть дверь, через окно или балконную дверь кричать о помощи. Прохожие вызовут «01»

Назовите три любые причины пожара?

Непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключённая электроплита

От чего люди гибнут на пожаре?

От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания

2 конкурс. «Загадки»

Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

(Огонь)

Накормишь - живет. Напоишь - умрет.

(Пожар, огонь)

В деревянном домике проживают гномики, уж такие добряки раздают всем огоньки.

(Спички)

Голова огнем пылает. Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу. Лампы нет, я посвечу.

(Свеча)

3 конкурс. «Игровые ситуации»

(ребята отвечают на вопросы, показывают)

У вас загорелся телевизор. Ваши действия? Что делать нельзя?

Обесточу, накрою влажным одеялом. Нельзя поливать водой.

Вы видите человека в горящей одежде. Что нужно делать? Что делать нельзя?

Повалю на пол, накрою курткой, одеялом.

Нельзя тушить из огнетушителя

На вас горит одежда. Ваши действия? Что делать нельзя?

Упаду, буду кататься по полу,

накрою себя одеялом.

Нельзя убегать.

4 конкурс. «Кроссворд»

Отгадай ключевое слово

Если по горизонтали впишете правильные ответы, то в выделенном вертикальном столбце прочтёте ключевое слово.

Вопросы по горизонтали:

Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.

Опасный бытовой прибор.

Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём.

Длинное вспомогательное средство с поперечными перекладинами, используемое спасателями для эвакуации людей из высотных зданий.

Первичное средство пожаротушения.

5 конкурс. «Конкурс капитанов»

Что такое эвакуация?

Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС

Что содержится в пожарном ящике?

топор, лопата, огнетушитель, багор, и ящик с песком

Как нужно продвигаться через сильно задымлённое помещение?

ползком или пригнувшись, придерживаясь за стены.

6 конкурс. «Пройти над пропастью сквозь тьму и дождь»

С завязанными глазами и раскрытым зонтиком пройти по гимнастической скамейке, снять повязку и бегом вернуться - эстафета. Выполняет каждый участник.

7 конкурс. «Предотврати пожар»

Вынести огнеопасные предметы, нарисованные на карточках (дистанция 5-7 м), кто больше вынесет за 1 минуту. Выполняет каждый участник, кто, сколько успеет в течение одной минуты.

8 конкурс. «Самый внимательный»

Найдите в течение 2-х минут нарушения ПБ:

Лампа накрыта тканью.

Розетка на стене перегружена.

Утюг включён.

Электрокабель под ковриком.

Занавеска находится слишком близко от плиты.

Полка висит над плитой.

Полотенце висит над плитой.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Мы заканчиваем урок, и желаем вам действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!

ЧС природного характера

Ход игры  Учитель:

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

 

Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать им название. Нашу игру мы посвятим изученной теме: «ЧС природного характера». В ходе игры за правильные ответы команда получает очки. Так же вводятся штрафные очки.  Побеждает та команда, у которой к концу игры будет больше очков.  

 

   1. «Кто первый?» 

 

- Не контролируемое горение растительности называется…( лесной пожар)

- Город, засыпанный многометровым слоем пепла, в результате извержения вулкана Везувий. (Помпеи) 

- Какой из лесных пожаров не прекращает своего горения даже зимой?           (торфяной)

- Сила землетрясения измеряется в баллах по шкале…(Рихтера)

- Отрыв, падение и дробление горных масс называется… (обвал) 

- В какое время года бывает половодье? (весной) 

- Зона пониженного атмосферного давления (циклон) 

- Какой из океанов на нашей планете занимает первое место по количеству цунами? (Тихий) 

 

    2. «Конкурс капитанов» 

  1. Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)
  2. Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)
  3. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).
  4. Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)
  5. Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)
  6. Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)
  7. Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)
  8. Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)
  9. Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

 

  1. «Крестики-нолики»

 

Учащимся предлагается отметить крестиком красного цвета ЧС и бедствия, где причина возникновения носит природный характер.   Человек  Природа 

1  Загрязнение рек 

2  Землетрясение    Х 

3  Сель    Х

4  Авария на заводе    

5  Извержение вулкана    Х 

6  Паводок    Х 

7  Ураган    Х 

8  Разрушение озонового слоя земли     

9  Авария на АЭС     

10 Цунами    х   

 

4. Игра «Да – Нет»

 

1  Одно из правил безопасного проведения при землетрясении гласит, что человеку необходимо подняться на возвышенность    (НЕТ)

2  Внезапный отход воды от берега океана (моря), говорит о приближении цунами  (ДА) 

3  Во время грозы можно и нужно укрыться под деревом    (НЕТ)

4  Во время землетрясения, если вы оказались на улице, немедленно бегите и спрячьтесь в подъезд дома    (НЕТ)

5  Покидая квартиру во время эвакуации, необходимо прикрепить на входную дверь сообщение «В квартире № __, жильцов нет!»  (ДА) 

 

5.«Что мы делаем не скажем, что мы делаем, покажем!

 ( пантомима)

 

 Из каждой команды выбирается 1 человек, который показывает жестами, движениями слово, напечатано на карточке. Если с трех попыток команда не угадала слово, право ответить на этот вопрос переходит к другой команде.   

 Слова: пожар, цунами, метель, землетрясение

 

6. «Пойми меня»  

 

1 человек от команды выходит к доске, поворачивается спиной к учащимся. Остальным участникам выдается карточка со словами, которые нужно объяснить человеку, стоящему у доски.  Дается три попытки на угадывание, после чего право ответа передается противникам.

Слова: убежище, пострадавший, эвакуация, паника, волна, плотина. 

 

   7. Вопросы: 

 

1. Отрыв, падение и дробление горных пород. 

2. Процесс выброса магмы на поверхность. 

3. Согласно Библии эта катастрофа случилась в результате продолжительных ливневых дождей. 

4. Бывает лесной, торфяной. 

5. Грязевой поток, несущийся с гор. 

6. Область низкого атмосферного давления. 

7. Скопление льдин в русле реки во время ледохода.   

 

Гейм 4. “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды:

  1. Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)
  2. Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)
  3. Какой важнейший прибор на судне? (компас)
  4. Токсичные вещества называют… (яды)
  5. Затопление водой большой территории называют (наводнением)
  6. Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)
  7. Нарушение целостности кости называют. ..(переломом)
  8. Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

Вопросы для 2 команды:

  1. Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)
  2. Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)
  3. Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)
  4. Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)
  5. Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)
  6. Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)
  7. Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)
  8. Нарушение целостности кожи (рана).

 Человек  Природа 

1  Загрязнение рек     

2  Землетрясение     

3  Сель     

4  Авария на заводе    

 5  Извержение вулкана    

 6  Паводок     

7  Ураган     

8  Разрушение озонового слоя земли     

9  Авария на АЭС     

10  Цунами   

 

 Приложение 2

    Игра «Да – Нет»         Да  Нет

 1  Одно из правил безопасного проведения при землетрясении гласит, что человеку необходимо подняться на возвышенность    

 2  Внезапный отход воды от берега океана( моря), говорит о приближении цунами       

3  Во время грозы можно и нужно укрыться под деревом    

4  Во время землетрясения, если вы оказались на улице, немедленно бегите и спрячьтесь в подъезд дома      

 5  Покидая квартиру во время эвакуации, необходимо прикрепить на входную дверь сообщение «В квартире № __, жильцов нет!»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...