транспортная иммобилизация
план-конспект занятия

Распопин Андрей Викторович

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transportnaya_imobilizatsiya.docx608.22 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель – организатор ОБЖ Распопин А.В.

План-конспект

проведения занятий по ОБЖ

Тема:

Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях

Время: 1 час.

Транспортная иммобилизация — это обеспечение неподвижности и покоя для органа, части или всего тела на период транспортирования пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение в целях предотвращения дополнительного повреждения тканей и органов, уменьшения опасности возникновения шокового состояния у пострадавшего при транспортировании.

Сущность иммобилизации — обездвиживание соседних с поврежденным участком суставов, что создает более полный покой в зоне повреждения.

Особенно важно правильно выполнить иммобилизацию при переломах костей. При отсутствии или неправильно выполненной иммобилизации острые подвижные концы костных отломков могут повредить расположенные рядом сосуды и нервы, повредить кожу и превратить закрытые переломы в открытые.

Правила выполнения транспортной иммобилизации при отдельных, часто встречающихся в ЧС видах повреждений следующие.

1. Для сломанных конечностей осуществляется при помощи табельных (выпускаемых предприятиями медицинской промышленности) и импровизированных, приспособленных из подручного материала шин.

2. При повреждениях в области головы и шейного отдела позвоночника осуществляется наложением табельного жесткого шейного воротника. В случае отсутствия табельного воротника изготовлением круговой мягкой повязки на область шеи (повязка типа воротника, внизу опирающегося на надплечья, а вверху достигающего затылочной кости и нижней челюсти) с прокладкой между слоями повязки жесткой пластины из картона

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_11.png

Транспортная иммобилизация с помощью мягкой повязки — воротника с прокладкой из картонной пластины — при повреждении шейных позвонков

3. При переломах ребер транспортная иммобилизация проводится наложением на грудную клетку тугой спиральной повязки из бинта, полотенца, простыни или куска ткани, которые фиксируют в момент выдоха пострадавшего.

4. При повреждениях позвоночника на месте, где произошла травма, выполняется с применением таких подручных средств, как доски, щиты (дверные полотна, листы из ДСП, толстой фанеры и др.). Пострадавшего осторожно укладывают на спину и фиксируют на щите марлевым бинтом или другими подручными средствами 

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_12.png

Транспортная иммобилизация с помощью подручных средств при переломах позвоночника:
а — вид снизу; б — вид сверху

Укладывание пострадавшего на импровизированный щит производится либо перекатыванием тела, либо перемещением с поднятием несколькими людьми так, чтобы сохранять равномерность опоры спины пострадавшего на ладони этих людей. Следует помнить, что усаживание пострадавшего, поднятие его в вертикальное положение на ноги или перемещение с поднятием за конечности всегда создает опасность ранения сместившимся позвонком спинного мозга.

Выбор вида и способа транспортирования зависит от многих причин: места происшествия, наличия транспортного средства, состояния пострадавшего (вид травмы и тяжесть состояния), наличия носильщиков и др.

Эвакуация пострадавшего от места происшествия до транспортного средства производится на медицинских или импровизированных носилках с помощью лямки или на руках.

Для импровизированных носилок используют прочные палки, жерди, лестницы, доски, пальто, одеяла, мешки. Переноска пострадавших на носилках на большие расстояния значительно облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на руки носильщиков.

В отдельных случаях, когда отсутствуют подручные средства, транспортирование пострадавшего проводится на руках. Такая переноска может быть осуществлена одним или двумя носильщиками; значительно облегчает переноску на руках носилочная лямка

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_13.png

Переноска пострадавшего одним носильщиком различными способами:
а — на руках впереди; б — на спине; в — на плече

https://spb.academia-moscow.ru/shellserver/content/601819481/01/ebook_04_04/content/resources/images/sap_04_14.png

Переноска пострадавшего двумя носильщиками различными способами:
а — друг за другом; б — на сиденье из трех рук; в — на сиденье из четырех рук

В выборе средств эвакуации пострадавшего с места происшествия играет роль тяжесть травмы. Так, например, транспортирование пострадавших с ранениями головыповреждениями костей черепа и головного мозга следует проводить на носилках в положении «лежа на спине».

Для перевозки пострадавшего с ушибом головы его кладут спиной на щит, а голову на мягкую подушку. Чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик-воротник из мягкой ткани.

Если рана или переломы костей локализуются в затылочной области, то перевозить пострадавшего следует на боку. При такой травме часто наблюдается рвота, и положение на боку является профилактикой асфиксии рвотными массами.

При переломах костей позвоночника и таза появляется сильная боль, исчезает чувствительность, появляется паралич ног. На мягких носилках такого больного переносить нельзя; его можно транспортировать только на твердом гладком щите в положении «лежа на спине».

При переломах шейного отдела позвоночника рекомендуется транспортирование на спине с валиком под шеей, обеспечивающим некоторое отклонение головы назад.

При переломах ребер и ключицы пострадавшего транспортируют в положении «сидя» или на носилках в полусидячем положении.

При переломах костей таза пострадавших транспортируют на носилках в положении «на спине». Под коленные суставы подкладывают тугой валик из подручных средств (одежда, одеяло и др.) высотой 25…30 см, бедра несколько разводят в стороны («поза лягушки»). Для предупреждения соскальзывания ног с валика их связывают друг с другом на уровне коленных суставов (оставляя между ними пространство) бинтами или подручными средствами. Сам пострадавший также фиксируется к носилкам или к щиту на уровне живота.

При повреждении нижних конечностей пострадавшего следует транспортировать на носилках в положении «на спине». Конечность должна быть уложена на что-либо мягкое в несколько приподнятом положении.

При повреждениях верхних конечностей пострадавшего можно транспортировать в положении «сидя».

При носовых кровотечениях транспортирование пострадавшего должно проводиться на носилках в положении «полусидя».

Пострадавших в шоковом состоянии, после значительной кровопотери с острыми заболеваниями органов животапищевыми отравлениямиотравлением угарным газом и ядовитыми веществами следует транспортировать только в положении «лежа».

При транспортировании в холодное время года следует принять все возможные меры для предупреждения переохлаждения пострадавшего. В этом отношении особого внимания требуют пострадавшие с наложенными кровоостанавливающими жгутами, находящиеся в бессознательном состоянии, шоке или с отморожениями.

Список литературы

Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / Ю.Г.Сапронов. — Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2007. — 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение водителей транспортных средств приемам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек. Большинство погибших вполне могли бы выжить, если бы им была оказана своевременно первая помощь до приезда б...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по корректированию нормативных величин пробега транспортных средств до ТО и капитального ремонта, трудоемкости работ по ТО и ремонту транспортных средств при курсовом и дипломном проектировании

В пособии приведены рекомендации по корректированию нормативных величин пробега транспортных средств до ТО и капитального ремонта, трудоемкости работ по ТО и ремонту транспортных средств при курсовом ...

Вопросы на экзамен по дисциплине «Транспортно-экспедиционная деятельность на железнодорожном транспорте» для профессионального модуля "Организация транспортно-логистической деятельности на железнодорожном транспорте"

Вопросы для подготовки к экзамену для специальности ОПиУ (организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте) как для очной так и для заочной формы обучения...

Методические указания для студентов для проведения практического занятия по теме Транспортная иммобилизация

ПМ 02 МДК 02.01 сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургииМетодические указания для студентов по теме Транспорная иммобилизация...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПМ.03Организация транспортно-логистической деятельности (на автомобильном транспорте) МДК 03.01 Транспортно-экспедиционная деятельность (на автомобильном транспорте)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности (на автомобильном транспорте) МДК 03.01 Транспортно-экспедиционная деятельность...

Открытое практическое занятие по МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля «Изучение транспортной иммобилизации и твердых повязок при повреждениях костей»

27.10.2019 г. преподаватель профессиональных модулей Ситников В.В. провел Открытое практическое занятие по МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля, специальность 31.02.01 Лечебное дело, тем...