План урока "Чрезвычайные ситуации на земле"
план-конспект урока

Лаухин Евгений Александрович

План урока "Чрезвычайные ситуации на земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_chs_na_zemle.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по предмету: «Тактика проведения аварийно-спасательных работ»

в гр. П(ж)-17 по профессии «Пожарный»

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера на земле».

Цель: Сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения, методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях..

 

Задачи:

  • Развивать познавательную деятельность, коммуникативные навыки, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

 

Методы проведения занятия: 

Информационно-обобщающий

Объяснительно-иллюстративный

Самостоятельная работа учащихся

Межпредметные связи:  Основы безопасности жизнедеятельности.

 

Материально-техническое оснащение:

ИКТ (слайдовая презентация).

Коллекция графических изображений

 

 План занятия  (1 урок  45 мин.)

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

I

Организационный момент

2

II

Введение в тему

3

III

Актуализация знаний

5

IV

Изучение новой темы: “ Чрезвычайные ситуации природного характера на земле ”

25

V

Закрепление изученного материала

5

VI

 Заключительная часть. Рефлексия урока.

5

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся

Проверка готовности к уроку

 

II. Введение в тему

 

Учитель: Мы на предыдущем уроке прошли с вами тему «ЧС: классификация». ЧС происходят по всему миру постоянно в различных средах. Итак тема сегодняшнего занятия называется “ Чрезвычайные ситуации природного характера на земле ”.

III. Актуализация знаний.

Повторим пройденный материал.

1. Расскажите классификацию чрезвычайных ситуаций..

2. Дайте краткую характеристику каждой ЧС.

IV Изучение новой темы: “ Чрезвычайные ситуации природного характера на земле ”

Самыми разрушительными, труднопредсказуемыми, неуправляемыми стихийными бедствиями являются землетрясения. Под землетрясением понимают подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих волновых колебаний. Землетрясение относится к внезапно возникающему и быстро распространяющемуся стихийному бедствию. За это время невозможно провести подготовительные и эвакуационные мероприятия, поэтому последствия землетрясений связаны с огромными экономическими потерями и многочисленными человеческими жертвами. Число пострадавших зависит от силы и места землетрясения, плотности населения, высотности и сейсмостойкости строений, времени суток, возможности возникновения вторичных поражающих факторов, уровня подготовки населения и специальных поисково-спасательных формирований (ПСФ).

За последние 500 лет на Земле от землетрясений погибло около 4,5 млн. человек. Международная статистика землетрясений свидетельствует о том, что в период с 1947 по 1970 год погибло 151 тысяча человек, с 1970 по 1976 год — 700 тысяч человек, а с 1979 по 1989 год погибло 1,5 млн. человек. В течение последних 40 лет в 5 крупных землетрясениях на территории бывшего СССР и России (города Ашхабад, Ташкент, Спитак, остров Сахалин, поселок Нефтегорск) погибло более 150 тысяч человек, сотни тысяч были ранены.

По причине возникновения землетрясения делятся на природные и антропогенные. Землетрясения природного характера возникают в результате тектонических процессов в коре Земли, при извержении вулканов, сильных обвалах, оползнях, обрушении карстовых пустот, падении метеоритов, столкновении Земли с космическими объектами. Землетрясения антропогенного характера возникают в результате деятельности человека и являются следствием взрывов большой мощности, обрушения подземных инженерных сооружений, продавливания верхнего слоя земной поверхности при сооружении искусственных водохранилищ с большим объемом содержания воды, возведения городов с высокой плотностью застройки многоэтажными зданиями.

Наиболее разрушительными и часто повторяющимися из перечисленных выше землетрясений являются тектонические. Они — результат внезапного разрыва сплошного вещества Земли и смещения отдельных участков земной коры. Согласно теории земная кора состоит из 7 основных (больших) и 12 малых плит, расположенных относительно друг друга под разными углами и соединеных между собой участками меньшей прочности. Плиты находятся в постоянном движении. При их столкновении или расхождении происходят тектонические землетрясения. Места сочленения плит называются сейсмическими швами.

Область возникновения подземного удара называется очагом землетрясения. Он может находиться на разной глубине: от нескольких до десятков, а порой и сотен километров. Наиболее опасными являются землетрясения с глубиной расположения очага 10-100 км.

Центр очага землетрясения называется гипоцентром, а его проекция на земной поверхности — эпицентром. Эпицентр и прилегающая к нему область называются плейстосейсмовой зоной. Она характеризуется наибольшим воздействием землетрясения и самыми большими разрушениями.

Большинство землетрясений начинается с дрожания земли, нарастающего шума, небольших первых толчков (форшоков), мощного толчка или нескольких толчков, затихающих толчков (афтершоков). Продолжительность одного толчка составляет в среднем несколько секунд. Во время землетрясения участки земли могут подниматься или опускаться, образуя трещины. Во время землетрясения здания в считанные секунды превращаются в груду развалин, образовавшиеся в земле трещины бесследно поглощают в себя все, что находится рядом, ломаются и падают опоры электропередачи, сходят с изуродованных рельсов поезда, возникают масштабные пожары

Основной поражающий фактор землетрясения — сейсмические волны, расходящиеся от очага во всех направлениях. Скорость распространения продольных волн — около 8 км/с, поперечных — в среднем 5 км/с, поверхностных — порядка 2 км/с. Сейсмологи всего мира узнают о сильном землетрясении примерно через 20-25 мин путем регистрации этих волн специальными приборами — сейсмографами.

Если очаг землетрясения находится на морском дне, это приводит к образованию высоких волн цунами, которые достигают берега и приносят множество бед прибрежным территориям. Землетрясения активизируют вулканическую деятельность Интенсивность землетрясения зависит от его силы, глубины залегания очага, качества грунтов.

Каждое землетрясение сопровождается выделением огромного количества энергии. Для оценки этого показателя используется условная величина — магнитуда (М), измеряемая в джоулях (Дж). Ежегодно на Земле при землетрясениях высвобождается упругая энергия порядка 0,5х109 Дж.

Интенсивность землетрясения измеряется по шкале Рихтера или по Международной сейсмической шкале MSK–64 (шкале Меркалли).

В нашей стране для оценки интенсивности землетрясений принята шкала Меркалли. Землетрясения характеризуются наличием первичных и вторичных поражающих факторов. К первичным относятся: обрушения строений, нарушение целостности земной поверхности; к вторичным: пожары, нарушения систем жизнеобеспечения, наводнения, аварии на предприятиях, лавины, сели, обвалы, оползни.

Наряду с тектоническими бывают вулканические, провальные, или обвальные, глубокофокусные, связанные с ударами о Землю космических тел, наведенные землетрясения.

Вулканические землетрясения являются следствием локального извержения лавы и взрывов газов. Они встречаются сравнительно редко, слабы по интенсивности и имеют ограниченную сферу влияния.

Провальные, или обвальные землетрясения вызываются обширными обвалами карстовых пустот внутри Земли, заброшенных рудников, выгоревших торфяников. При этом сейсмические волны имеют незначительную силу и распространяются на небольшие расстояния.

Глубокофокусные землетрясения происходят на очень больших глубинах под Землей (около 700 км). Причины их изучены мало. Они очень мощные, но из-за удаления очага от поверхности Земли на сотни километров не представляют собой большой опасности. Самое глубинное землетрясение произошло 29 июня 1934 г. под островом Флорес (Тихий океан). Гипоцентр находился на глубине 720 км. В Европе подобное землетрясение зарегистрировано 24 марта 1954 г. в Южной Испании. Его гипоцентр располагался на глубине 655 км.

Землетрясения, связанные с ударами о Землю космических тел, являются результатом ударов о Землю или взрывов в околоземном пространстве метеоритов, астероидов, комет.

Наведенные землетрясения возникают в результате деятельности человека, например, при сооружении искусственных водохранилищ с большим запасом воды, строительстве многоэтажных зданий на ограниченной площади, добыче полезных ископаемых, создании подземных хранилищ, взрывах большой мощности. В 1967 г. в Индии на реке Койне было создано водохранилище, что вызвало землетрясение силой 9 баллов. Погибло 180 человек, ранено более 2 тысяч.

Воздействия землетрясений на человека и окружающую природную среду многообразны и чрезвычайно опасны.

V. Закрепление нового материала.

1. Какие бывают виды землетрясений?

2. Расскажите чем они отличаются?

3. Как измеряется интенсивность землетрясения?

4. Какие первичные и вторичные поражающие факторы землетрясений ?

VI. Заключительная часть

Подводим  итог нашего урока:

1.Выставляем оценки за  теоретическую и практическую работу.

2. Разбираем ошибки.

3. Проводим рефлексию урока.

По индивидуальной форме деятельности:

Учащимся предлагается  оценить этапы работы по трем показателям:

Этапы урока

   Понравилось (+)

Не очень (-)

 Можно повторить(?)

Проверка знаний

Новый материал

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему "Требования безопасности при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций"

План урока на тему "Требования безопасности при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах»

Тема занятия «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.»Образовательная технология: проблемного обучения, проектная технология развития критического мышления.Вид занят...

Тематический план. Предмет «Действия локомотивной бригады при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях»

Тематический план. Предмет «Действия локомотивной бригады при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях»...

Тематический план. Предмет "Управление тепловозом и порядок действий в нестандартных и аварийных ситуациях"машинист тепловоза 2-1 класса

Тематический план. Предмет "Управление тепловозом и порядок действий в нестандартных и аварийных ситуациях"машинист тепловоза 2-1 класса...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПМ 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных экстремальных ситуациях» МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывает...

Методическая разработка «План-конспект практического занятия «Действия водителя на маршруте при возникновении нештатных ситуаций»»

Методическая разработка «План-конспект практического занятия»Мастер производственного обучения Старунь В.С.Учебная практика: «Обучение практическому вождению автомобиля категории &la...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.

Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т. ...