Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»
методическая разработка по теме

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я на своих занятиях применяю элементы игры, что стимулирует творческую и интеллектуальную деятельность студентов, а также способствует  формированию навыков принятия коллективных решений. Проведение таких занятий  создает положительный эмоциональный  настрой у студентов, что, в свою очередь, ведет к сплочению коллектива группы, формированию гармоничной системы отношений, которые становятся источником активности студентов и мотивации в обучении. При этом важно вовлечение студентов в самостоятельный вид учебной деятельности, что дает им возможность проявить свои  творческие  способности, организованность, умение  работать  индивидуально и в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_mr_-vyborochnyy_metod_-_2013.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Чувашии

БОУ Чувашской Республики СПО

«Алатырский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

открытого занятия

по дисциплине «Статистика»

«Выборочный метод наблюдения»

                                                                                                                                       

                                                      г.Алатырь – 2013 год.

РАССМОТРЕНО                                                                                            

на заседании методической комиссии                                      

экономических  дисциплин

Протокол № __ от «___» ______ 2013г.                                      

Председатель____________________                                          

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я на своих занятиях применяю элементы игры, что стимулирует творческую и интеллектуальную деятельность студентов, а также способствует  формированию навыков принятия коллективных решений. Проведение таких занятий  создает положительный эмоциональный  настрой у студентов, что, в свою очередь, ведет к сплочению коллектива группы, формированию гармоничной системы отношений, которые становятся источником активности студентов и мотивации в обучении. При этом важно вовлечение студентов в самостоятельный вид учебной деятельности, что дает им возможность проявить свои  творческие  способности, организованность, умение  работать  индивидуально и в коллективе.

 

Рецензент:   Пикселькина О.И., преподаватель БОУ ЧР СПО «АСХТ»

Автор:    Лунькова Т.И. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин

           

                                                                 

                                                        Оглавление.

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание  основной части
  3. Библиографический список
  4. Приложения.


Пояснительная записка

Цель написания методической разработки:

  • обобщить опыт работы и проведения урока углубления, закрепления и проведения теоретических знаний на практическом занятии по теме: "Выборочный способ наблюдения";
  • выяснить целесообразность использования игровых ситуаций на практическом занятии.

На основании  какого опыта:

Методическая разработка написана на основании своего профессионального опыта.

Кому адресована:

Методическая разработка адресована преподавателям в качестве обмена опытом, для проведения уроков.

                               Содержание основной части:

  1. План занятия.
  2. Система средств.

                                      Министерство образования Чувашии

                                        БОУ Чувашской Республики СПО

                            «Алатырский сельскохозяйственный техникум»

                                  План занятия по дисциплине «Статистика»

                                                            Занятие №35

Дата  28.11.2013 г.                                                                                      Группа – 32 БВ

                                Тема: «Выборочный метод наблюдения»

Цели:

образовательная: - отработать практические навыки по:

- определению доверительных пределов и исчислению ошибок выборки.

развивающая: -  развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  поставленных задач, профессионального и личностного развития.

воспитательная: - воспитывать навыки самостоятельной работы в группе, чувство ответственности за порученный участок работы, дисциплину  умственного труда.

Вид занятия – практическое занятие.

Тип занятия – комплексное применение знаний, умений и навыков.

Средства обучения – инструкционные карты, карточки с заданиями, анкеты, сувениры, лотерейные билеты, электронная презентация.

Ход занятия:

                Действие преподавателя

                 Действие студента

1.Проводит организационный момент.

- проверяет присутствующих

- проверяет готовность группы к занятиям.

     Готовятся к уроку.

Дежурный называет отсутствующих.

2. Сообщает тему, цели и план  урока:

          Тема «Выборочный метод наблюдения».

Цели:

- углубить и закрепить теоретические знания, научить студентов применять их на практике.

 План практического занятия:

  1. Проведение случайной выборки.
  2. Проведение механической выборки.
  3. Определение доверительных пределов средней.
  4. Проведение гнездовой  выборки.
  5. Исчисление необходимого количества единиц выборки.

Записывают тему в тетради.

Осознают поставленные цели. Записывают вопросы для изучения.

3. Проверяет знания теоретического материала.

Вопросы:

  1. Какое наблюдение называют выборочным?
  2. Дать понятие:

      - выборочной совокупности

- генеральной совокупности.

  1. Перечислить способы отбора единиц?
  2. Дать понятие:

      - случайного отбора.

-  механического отбора.

      - типического отбора.

      - серийного отбора.

5)   Написать формулу средней ошибки выборки.

6)   Как она связана с уровнем вероятности?

Отвечают на вопросы преподавателя, находят правильные ответы, обобщают, делают выводы.

4.  Подводит итоги фронтальной беседы

Слушают.

5. Выдает инструктаж по технике безопасности.

 Слушают, осознают

6.Выдает методические указания по выполнению        

практического занятия и мотивацию студентов.

 Методические указания  даются  поэтапно.

   В мотивации указывается связь с профессией и

   практическая  значимость работы.

Слушают, записывают, запоминают.

7. Выдает задания для самостоятельной работы студентов по заданиям:

  1. Провести случайную (повторную  и беспов-торную) выборку методом жеребьевки: розыгрыш  сувениров.
  2. Научить студентов проводить механический отбор (отбор студентов для написания рефератов).
  3. Определить  доверительные пределы средней в генеральной совокупности (решение задач).
  4. Провести  гнездовую выборку, примером которой может послужить социологическое  выборочное обследование  одной группы техникума методом анкетирования, (анкета прилагается).
  5. Исчислить  необходимую численность единиц

выборочной совокупности? Решение задач в двух вариантах.

            Осуществляет контроль за ходом выполнения  

             заданий, контролирует и корректирует  

             выполнения заданий.

Выполняют задание, анализируют, выбирают методы и способы выполнения практического задания.

8. Подводит итоги выполненной работы.

    Оценивает знания студентов.

Слушают, задают вопросы, отвечают, дополняют.

9. Выдает задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Записывают в тетради.

Преподаватель _______________________________   Т.И.Лунькова.

                               

                                    Система средств


                  Инструкционно - технологическая карта

              для проведения практического занятия по дисциплине «Статистика»

Тема: Выборочный метод наблюдения.

Цели:  отработать практические навыки  по:

           -  исчислению ошибок выборки;

           - проведению различных способов отбора единиц для  выборочного наблюдения;

           -  определению доверительных пределов средней  в генеральной совокупности;  

           -  исчислению  необходимой   численности  единиц выборки.

- развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  поставленных задач, профессионального и личностного развития.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма  организации: групповая.

Методика проведения: все задания проводятся в игровой форме и предполагают актив-        

                                          ное  участие студентов  в соответствии с планом и ходом занятия.

                                          В качестве объекта взята учебная группа студентов дневного  от-

                                          деления.

Задание № 1. Провести случайную повторную и бесповторную выборку методом

                        жеребьевки: розыгрыш сувениров.

Задание № 2. Организовать механическую выборку в группе.

Задание № 3. Определить  доверительные  пределы средней в генеральной совокупности.

                         (задача).

Задание № 4.  Провести гнездовую выборку, примером которой может послужить  социо-

                         логическое  выборочное обследование одной группы техникума методом

                         анкетирования.

Задание № 5. Определить  необходимую численность выборочной совокупности.  Задача

                         в  двух  вариантах. (Варианты прилагаются).

                                       Карту составила  преподаватель:  Т.И.Лунькова.


 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ:

для фронтального опроса:

  •  Что называется выборочным наблюдением?
  •  Дать понятие генеральной совокупности;
  •  Что называется выборочной совокупностью?
  •  Перечислить способы отбора единиц для выборочного наблюдения;
  •  Какой отбор называется случайным?
  •  Как проводится механический отбор?
  •  Дать понятие типического и гнездового отбора;
  •  Что такое ошибка выборки?
  •  Объяснить и написать на доске формулу:

а)        средней ошибки выборки;

б)        предельной ошибки выборки;

в)        предельное значение генеральной  средней;

г)        объем выборки.

-         В каких случаях применяется выборочное наблюдение?

-  Что изучают при помощи выборочного наблюдения?

  1.  Лотерейные билеты.

  1.  Сувениры для проведения лотереи.

  1.  Темы рефератов.

             ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.        "Виды взаимосвязей между явлениями"

Учебник под ред.А.И. Бидий "Сельскохозяйственная статистика с основами общей теории статистики", стр. 120-122.

2.        "Корреляционный анализ связи между двумя признаками"

Учебник под ред.А.И. Бидий "Статистика", стр. 122-124.


Задачи

Задание № 3.  Определить доверительные пределы  средней в генераль-ной совокупности.

Задача: 

   При контрольной стрижке 400 голов овец средний настриг шерсти  составил 3,5 кг, при среднем квадратическом отклонении 0,9 кг.  Определите с вероятностью 0,954 в каких пределах заключена генеральная средняя?

Задание № 5.    Определить необходимую численность выборочной    

                                 совокупности.

Вариант 1.

Задача 1. Какое поголовье коров необходимо включить в выборку для определения средней жирности молока с точностью до 0,15% и с вероят-ностью 0,997, если среднее квадратическое отклонение жирности, по данным обследования, составляет 0,4%.

Вариант 2.

Задача 2. Требуется определить, сколько коров нужно обследовать, чтобы исчислить средний годовой надой с возможной ошибкой 15 кг, при среднем квадратическом отклонении 350 кг  и результат гарантировать с вероятностью 0,954.

.


                                                  Анкета для группы 32 БВ

  1. Интересна ли вам будущая профессия?

  1. Ваш любимый предмет? Не любимый предмет? (Почему?)

  1. Что вы больше цените в преподавателях:

а) знание предмета?

б) личные качества?

4. Какие качества вы цените в людях?

5. Есть ли в вашем характере недостатки, какие?

6. Что вам нравится в техникуме? Что не нравится в техникуме?

7. Как вы готовитесь к урокам дома?

  • Читаю конспект;
  • Читаю и пересказываю;
  • Иногда ищу материал в интернете;
  • Не готовлюсь вообще;

8. После окончания техникума  вы:

-             будете поступать в ВУЗ  на очную форму обучения;

-             устроитесь на работу и будете учиться заочно;

-             другие  варианты  (какие) ?

9. Вы хотите работать по получаемой специальности?

10. Актуальны ли сегодня требования морали?

  • Мы живем в новом мире и многие моральные нормы уже устарели;
  • Основные моральные нормы всегда актуальны и современны;
  • Затрудняюсь ответить.

  1.  Сколько книг вы прочитали в этом году?
  • одну;
  • две;
  • двадцать;
  • не читаю вообще.

  1. Кем вы видите себя в будущем?


Библиографический список.

  1. Статистический  словарь,  под ред.  М.А.   Королева.

             -М.:  Финансы статистика, 1989.

  1. Журнал "Вестник статистики" за 2010-2011 гг.

  1. Раздаточный материал по теме.

Рецензия на методическую разработку открытого занятия

Лунькова Татьяна  Ивановна        группа  32 БВ        28.11.2013 г.

Практическое занятие по дисциплине «Статистика» было проведено со студентами  3  курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» с применением игровых  ситуаций.    

 На занятии были поставлены следующие цели и задачи:

  • повторить и обобщить знания по дисциплине;
  • раскрыть степень владения знаниями дисциплины через применение игровых ситуаций;
  • показать  межличностные отношения во всех видах деятельности;

Данное занятие является актуальным. Такой метод проведения способствует развитию творческих способностей, а умению  применять свои знания в нетрадиционной форме, способствует закреплению знаний. Игровые методы формируют конкурентоспособность, дают возможность формировать профессиональную мобильность, способствуют соединению теоретических знаний с практической деятельностью.

В методической разработке использован единый стиль оформления, использовано оригинальное преподнесение материала.

Большое значение во время занятия уделяется творчеству студентов, самостоятельной работе, работе с разнообразным раздаточным материалом.

Данный материал может быть использован на практических занятиях по дисциплинам для студентов всех специальностей.

Содержание методической разработки может быть адресовано преподавателям для проведения занятий с использованием игровых ситуаций.

Содержание занятия соответствовало поставленной цели. Подобранный материал разнообразен, имеет воспитательную и познавательную ценность. Студенты во время занятия проявили активность, большой интерес.

Преподаватель Лунькова Т.И. во время проведения занятия проявила эмоциональность, коммуникабельность. Существенных замечаний нет.

Рецензент                О.И. Пикселькина

преподаватель высшей квалификационной категории БОУ ЧР СПО «АСХТ»

              Минобразования Чувашии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока Дисциплина: Программное обеспечение компьютерных сетей Тема: «Службы Интернета»

Это занятие посвящено решению таких вопросов, как:1. подключение локальной сети к Интернет;2. возможности одновременного доступа к ресурсам Интернет пользователей на всех клиентских рабочих станциях;3...

Методическая разработка открытого урока дисциплина ОП. 12. «Основы сельскохозяйственного производства» тема: Кормление молодняка крупного рогатого скота

Кормление молодняка крупного рогатого скота  является актуальной, носит прикладной характер и имеет  значение для  формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения круг...

Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений

Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое  значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...

Методическая разработка по учебной дисциплине Основы макетирования по теме: " Последовательность выполнения конической юбки методом наколки"

Методическая разработка является конспектом урока по теме " Последовательность выполнения конической юбоки методом наколки". С её помощью можно выполнить практическое задание или внеадиторну...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»

Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...

Методическая разработка открытого практического занятия по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными на тему: "Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должн...

«Особенности построения тела вращения с применением метода визирования» Методическая разработка открытого урока по рисунку в 1 классе.

Методическая разработка сложной темы связанной с методом визирования (обучения детей измерять предмет на расстоянии используя карандаш) В методичке разработаны способы подачи материала для детей от 10...