Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные показатели
методическая разработка по теме

Лапшина Елена Валерьевна

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относительные величины». Материал составлен в соответствии с учебником  В.С. Мхитарян «Статистика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_statistike.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области «Краснозаводский химико-механический колледж»

Рассмотрено и одобрено                                                Утверждаю

на заседании предметно-цикловой                              Зам.директора по УВР

комиссии бухгалтерско-экономических                        

дисциплин «___» _________ 201   г.               ___________  Тринитатова С.В.

Председатель  комиссии

________________  Н.С.Анисимова                  «____» _____________ 201  г.

Методическая разработка

для выполнения практической работы

Учебная дисциплина: Статистика

На тему: Относительные показатели

Разработал    _______________   Е.В. Лапшина.

201   г.

Пояснительная записка

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относительные величины». Материал составлен в соответствии с учебником  В.С. Мхитарян «Статистика».

Цель составления комплекса:

- Закрепить знания учащихся по теме занятия.

- На основе полученных знаний выполнить практическую работу.

        Для выполнения этой работы студенты должны повторить тему:

«Относительные показатели» (стр. 92-98). Ответить на конкретные вопросы, позволяющие оценить знание теоретического материала, а также решить задачи, способствующие лучшему освоению основных понятий и терминов.

Практическая работа

Тема: Относительные показатели

Цель: Закрепить знания по теме, полученные на теоретическом занятии; научиться решать задачи с использованием относительных показателей.

Ход занятия

1. Проверка теоретического материала.

Контрольные вопросы:

1. Относительные показатели это?

2. Относительные величины выполнения плана исчисляются как?

3. Относительные величины динамики получаются в результате сопоставления показателей каждого предыдущего периода?

4. Относительные величины интенсивности представляют собой?

5. Укажите относительную величину уровня экономического развития?

2. Практические задания:

Задание: Решить предложенные задачи.

   Содержание:

Относительными показателями называются статистические показатели, определяемые как отношение сравниваемой абсолютной величины к базе сравнения. Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби) обычно называется основанием, базой сравнения или базисной величиной.  Числитель – сравниваемая величина. Ее называют также текущей или отчетной величиной. Например, разделив численность городского населения на всю численность населения страны, получаем показатель «доля городского населения».

В зависимости от задач, содержания и значения выражаемых количественных соотношений различают относительные показатели планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, сравнения, интенсивности, уровня экономического развития.

Относительные показатели планового задания (ОППЗ) используются в целях перспективного планирования деятельности субъектов финансово-хозяйственной сферы, а также для сравнения реально достигнутых результатов с ранее намеченными.

              Уровень показателя, запланированный на предстоящий период ( i +1)

ОППЗ =           

Уровень показателя, достигнутый в предыдущем периоде (i)

        Относительные показатели выполнения плана (ОПВП) выражают соотношение между фактическими и плановым уровнями показателя. Обычно они выражаются в процентах. Способ вычисления относительных показателей выполнения плана зависит от того, каком виде и в какой форме даны показатели плана. Плановые показатели могут быть установлены в виде абсолютных и средних величин. Если плановое задание установлено в виде абсолютных и средних величин, степень выполнения плана определяется путем деления фактически достигнутой величины показателя на величину, предусмотренную планом:

Уровень, фактически достигнутый в отчетном периоде

ОПВП =           · 100%

Уровень, запланированный на отчетный период

       Когда план задач в виде относительного показателя (по сравнению с базисным уровнем), выполнение плана определяется из соотношения относительной величины динамики с относительной величиной планового задания.

Если плановое задание предусматривает снижение уровня показателя, то результат сравнения фактического уровня с запланированным, составивший по своей величине менее 100%, будет свидетельствовать о перевыполнении плана.

Относительными показателями динамики (ОПД) называют статистические величины, характеризующие степень изменения изучаемого явления во времени. Они представляют собой отношение уровня исследуемого процесса или явления в прошлом.

 Уровень, фактически сложившимся в текущем периоде

ОПД =           

Уровень, фактически сложившийся в предшествующем или

 базисном периоде

Рассчитанная таким образом величина показывает, во сколько раз текущий уровень превышает предшествующий (базисный) или какую долю от последнего он составляет. Данный показатель может быть выражен в долях или в процентах.

При наличии данных за несколько периодов времени сравнение каждого данного уровня может производиться либо с уровнем предшествующего периода, либо с каким-то другим, принятым за базу сравнения (базисным уровнем). Первые называются относительными показателями динамики с переменной базой сравнения, или цепными, вторые – относительными показателями динамики с постоянной базой сравнения, или базисными.  Относительные  показатели динамики иначе называются темпами роста и коэффициентами роста.

Между относительными показателями планового задания, выполнения плана и динамики существует следующая взаимосвязь:

ОППЗ · ОПВП= ОПД.

Основываясь на взаимосвязи, по любым двум известным показателям всегда можно определить третью неизвестную величину.

Относительные показатели структуры (ОПС) представляют собой отношение части и целого. Они характеризуют структуру, состав той или иной совокупности социально-экономических явлений. Из определения относительных показателей структуры следует, что при их исчислении в качестве базы сравнения берется величина целого (общий итого по какому-либо показателю), а сравниваемыми являются значения показателей отдельных частей этого целого:

 Уровень части совокупности

ОПС =           

Суммарный уровень совокупности в целом

Обычно относительные показатели этого вида выражают в долях единицы или процентах.

Относительные показатели координации (ОПК) представляют собой соотношение одной части совокупности к другой части этой же совокупности:

 Уровень, характеризующий i-ю часть совокупности

ОПК =           

Уровень , характеризующий часть совокупности, выбранную

в  качестве  базы сравнения

В результате этого деления получают, во сколько раз данная часть совокупности больше (меньше) базисной, или сколько процентов от нее составляет, или сколько единиц данной структурной части приходится на 1 единицу, на 100, на 1000 и т.д. единиц другой части, принятой за базу сравнения сельских телефонных сетей.

Относительные показатели интенсивности (ОПИ) характеризуют степень насыщенности или развития данного явления и представляют собой отношение исследуемого показателя к размеру присущей ему среды:

 Уровень , характеризующий явление А

ОПИ =           

Уровень , характеризующий среду распространения явления А

Данный показатель получают сопоставлением разноименных, но взаимосвязанных в своем развитии величин. Поэтому, как правило, данный показатель представляет собой именованную величину, но может также быть выражен в долях, процентах, промилле или продецимилле.

Обычно относительный показатель интенсивности рассчитывается в тех случаях, когда абсолютная величина оказывается недостаточной для формулировки обоснованных выводов о масштабных явлений, его размерах, насыщенности, плотности распространения. Например, для определения плотности населения рассчитывается число людей, приходящихся на 1 км2, или для определения уровня обеспеченности населения легковыми автомобилями рассчитывается число автомашин, приходящихся на 100 семей. Разновидностью относительных показателей интенсивности являются относительные показатели уровня экономического развития (ОПУЭР). Они характеризуют выпуск продукции в расчете на душу населения и весьма значимы при оценке состояния экономики государства.

Поскольку объемные показатели производства по своей природе являются интервальными, а показатель численности населения – моментным, в расчете используют среднюю за период численность населения (например, среднегодовую):

Объем производства какой-либо продукции за год

ОПУЭР =           

Среднегодовая численность населения

Относительные показатели сравнения (ОПСр) представляют собой отношение одноименных величин, относящихся к разным объектам (предприятиям, фирмам, районам, областям, странам, и т.п.):

        Абсолютный показатель,  характеризующий объект А

ОПСр =           

Абсолютный показатель, характеризующий объект А

С помощью такого показателя можно сравнить численность населения, размеры территории, величину посевных площадей по странам, областям, районам и т.д.

Задача №1

В I  квартале розничный товарооборот торгового объединения составил 259 млн. руб., во II квартале планируется розничный товарооборот в 350 млн. руб. Определить относительную величину планового задания.

Задача №2.

Фирма согласно плану должна была выпустить продукции в течение квартала на сумму 200 тыс. руб. Фактически же выпустила продукции на 220 тыс. руб. Определить степень выполнения плана выпуска продукции фирмой за квартал.

Задача № 3. Производительность труда в промышленности региона по плану на 2012 г. должна была возрасти на 2,9%. Фактически производительность труда увеличилась на 3,6%. Определить степень выполнения плана по производительности труда регионом.  

Задача №4. Число телефонных станций в России в 2011 г. составило 34,3 тыс., а в 2012 – 34,5 тыс. Определить относительную величину динамики.

Задача № 5. Среднегодовая численность постоянного населения Российской Федерации в 2012г. составила 146,5 млн. чел., численность врачей всех специальностей – 682 тыс. Определить число врачей, приходящихся на каждые 10 000 чел. населения.

Задача №6.  Имеются данные о производстве некоторых видов промышленной продукции в Российской Федерации в натуральном выражении в 2012 г.: стиральные машины, тыс. шт. – 852; электропылесосы, тыс. шт. – 445; электроутюги, тыс. шт. – 697. Требуется определить относительные показатели уровня экономического развития, зная, что численность постоянного населения России на начало 2011г. составила 146,7 млн. чел. и на начало 2012 г. – 146,3 млн. чел.

3. Содержание отчета:

Отчет должен содержать:

1. Название работы.

2. Ответы на вопросы.

3. Решение и ответы на задания.

Список литературы:

1. В.С. Мхитарян «Статистика» – Москва ИНФРА-М 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Ранжирование и выборочное обследование статистических показателей

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Индексы цен в статистике внешней торговли.

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика"

Методическая разработка по выполнению аудиторных практических работ по дисциплине "Информатика" разработана согласно ФГОС, используемой рабочей программой, примерной программой, рекомендованной ФЕРО...

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Охрана труда" для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения

В данной методической разработке рассматривается выполнение следующих практических работ: 1. Составление инструкции по охране труда.2. Расчёт относительных показателей частоты и тяжести травматизма.3....

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...