Статья Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании
статья

Лапшина Елена Валерьевна

Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Лапшина Елена Валерьевна

преподаватель экономических дисциплин,

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области  

«Сергиево-Посадский колледж»,

Россия, г. Краснозаводск

АННОТАЦИЯ

Анализируются нормативно-законодательные акты в области модернизации образовательного процесса. В соответствии с тем, что обучение в системе среднего профессионального образования носит практико-ориентированный характер, предложены формы активного формирования у студентов экономических умений.

Ключевые слова: экономическая подготовка, экономическое образование, экономическая компетентность, модульное обучение, преподавание экономических дисциплин.

В современных социально-экономичеких условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов учреждений среднего профессионального образования. Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности. Изучение экономики связано с другими дисциплинами - математикой, информатикой, историей, географией, правовым обществознанием и другими дисциплинами. Это позволяет создать у студентов колледжей адекватное, панорамное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Анализ экономического образования в ряде образовательных учреждений позывает, что качество образовательного процесса зависит от оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, от максимального использования межпредметных связей.

Несмотря на то, что за прошедший период в преподавании экономики накоплен многолетний опыт и разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, подходы к подготовке специалистов на современном этапе значительно обновляются [2].

В  Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года  утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования. В новые перечни включено 12 новых профессий и специальностей. В 2022 году был разработан новый макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования [4] .

В рамках федерального проекта "Профессионалитет" в 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр (кластер) на основе интеграции колледжей и предприятий.

В 2022 году в проект вошли 8 ключевых отраслей реального сектора экономики - металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт, атомная отрасль, сельское хозяйство, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль.

В ФГОС третьего поколения реализован принципиально новый подход, разработанный на модульно-компетентностной основе. В разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» обозначены область, объекты профессиональной деятельности выпускника. Подробно освещены виды деятельности будущего специалиста в соответствии с базовой или углубленной подготовкой. В разделе требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы указаны общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист, требования к программнометодическому обеспечению учебного процесса в колледже.

Модульное обучение отличается от традиционного, поскольку в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение соответствующего вида деятельности. Образовательное учреждение определяет специфику образовательной программы с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. В вариативной части образовательной программы колледж может увеличивать объем времени, отведенный на дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и специфической деятельности.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования [3].

Экономическая подготовка студентов колледжей, в соответствии с новыми стандартами, осуществляться по примерной программе учебной дисциплине «Экономика». Она предназначена для изучения экономики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В программе оптимально сочетается теоретическая и практическая составляющие обучения. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их систематизация, что в конечном итоге приводит к повышению учебной мотивации студентов.

Основу примерной программе составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления [1].

В рамках изучения дисциплины «Экономика» предусмотрены практические занятия по темам «Рыночное равновесие», «Расчет показателей эффективности работы фирмы в своей отрасли», «Построение дерева целей и организационной структуры управления для фирмы в своей отрасли», «Рынок земли. Спрос на землю. Цена земли и рента Рынок капитала. Структура рынка капитала. Доходность вложений в проекты», «Функции налогов. Виды налогов. Пропорциональная, прогрессивная, регрессивная системы налогообложения», «Участие своей отрасли в выполнении национальных проектов; или Влияние информационных процессов на экономику нашей отрасли», «Сущность, виды и причины инфляции. Последствия инфляции. Денежно-кредитная политика Банка России».

Задачами обучения экономике, направленными на достижение данной цели являются:

- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;

- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования

- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;

 - развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;  

- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;

- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;

- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций [1].  

Общеобразовательная учебная дисциплина «Экономика» изучается в комплексе с другими общеобразовательными учебными дисциплинами предметной области «Общественные науки» и учитывает наличие дисциплин социально-гуманитарного цикла, что позволяет формировать у обучающихся современную социальную картину мира, необходимую и достаточную для успешной социализации в обществе, построения своего профессионального развития.

Правильный подход к преподаванию экономики по новым стандартам позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия студентами экономических знаний между общеобразовательной школой, колледжем и вузом, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием учебно-исследовательских работ, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе учебных заведений.

Анализ преподавания экономики в учреждениях среднего профессионального образования позволяет сделать неутешительный вывод о превалировании наукообразного (академического) подхода, который характерен, прежде всего, для вузов. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, преподаватели вузов делают акцент на изучение фундаментальных экономических основ. Преподаватели колледжей, опираясь на лекционную форму занятий, сталкиваются с отсутствием у большинства студентов мотивации к овладению курсом экономических знаний. Часто в рамках такого подхода происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии.

Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая колеблется от 60 до 70 % в основных профессиональных образовательных программах по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике на втором этапе целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки. Это возможно, если в преподавании максимально использовать активные методы обучения: упражнения на формирование навыков принятия экономических решений разных уровней сложности, игровые экономические тренинги по развитию вектора собственной предпринимательской деятельности и, особенно, деловые игры, в основе которых лежат имитационные модели предприятия, функционирующего в условиях рыночной конкуренции [2].

Таким образом, экономическая подготовка студентов колледжа в современном профессиональном образовании должна опираться на широкое использование активных методов обучения, что позволит развивать познавательные навыки студентов и творческое мышление, формировать экономические компетенции, будет способствовать повышению мотивации на успешную профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Королева Галина Эриковна, Соболева Ольга Борисовна, Иванова Ирина Владимировна, Лихачева Наталья Александровна, Макина Екатерина Сергеевна Шохонова, Елена Эдуардовна Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций, ФУМО СПО по УГПС 15.00.00 «Машиностроение» от «18» ноября 2022 г.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2010. - 368 c.

3. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180.

4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Тест по немецкому языку для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования «Teste deine Grammatik»!

В условиях современного развития общества и медиатехнологий  процесс обучения иностранного языка невозможен без тестирования. Важно четко представлять задачи, возможности и его цели.Качественное ...

ТЕСТ №2 ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «TESTE DEINE GRAMMATIK»!

Для знания иностранного языка и контроля успеваемости обучающихся крайне необходимо проводить тестовые работы....

ТЕСТ №3 ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «TESTE DEINE GRAMMATIK»!

Тест на знание иностранного языка поможет вам определить свой уровень знания грамматики. Это - также один из способов применения ваших знаний на практике....

Готовность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности

Статья освещающая проблемы готовности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности. Данная статья  может быть предназначена ...

Статья РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...