Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
методическая разработка на тему

Сомова Елена Александровна

 

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность преподавателя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

    Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современном образовании именно инновационные методы позволяют преподавателю заложить в каждом учащемся механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_innovats_opyt.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического опыта.

«ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

Актуальность.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового , умение находить и отбирать нужную информацию.

Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учащихся, формированию их творческого потенциала.

Все эти качества можно успешно формировать, чтобы  наполнить образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями учащегося с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.  

Работая над  проблемой  «Инновации в производственном обучении» , использую различные виды деятельности, каждый из которых по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль.

  Работая в соответствии с современными требованиями, владею формами и методами активного обучения, использую на уроках коллективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися. На уроках использую ИКТ.

Своеобразие и новизна опыта.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Ведущая педагогическая идея.

    Основная задача, которая  ставится  перед каждым учащимся, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями.

А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие.  

Выдвигаемые принципы. 

Учить  ставить  цели и  планировать деятельность по их достижению.

Учить добывать нужную информацию,  используя  доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

Совершенствовать  умения, навыки, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Вносить посильный  вклад в достижение общего результата.

Обучать брать на себя ответственность. Прививать навыки самостоятельной творческой  работы.

Прививать навыки  самоконтроля.

Оптимальность и эффективность.

Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках,  в практической деятельности.

Учащиеся   осваивают   коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

Учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных.

Учащиеся адекватно оценивают деятельность одногруппников. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные примеры, анализируются полученные результаты.

Изменяется поведение учащихся в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. 

Наличие теоретической базы опыта.

Спрос на бухгалтеров на рынке труда является высоким, большое место  в деле подготовки бухгалтеров занимают средние специальные учебные заведения. Это объясняется в немалой степени тем, что на дисциплины по бухгалтерскому учету отводится большое количество часов, кроме того, обязательной является производственная практика, во время которой студенты получают практические навыки бухгалтерской работы.

Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах преподавания бухгалтерского учета. Прежде всего, «аудитория», изучающая бухгалтерский учет, это выпускники школ, часто не подготовленные к восприятию профессиональных понятий. В этой связи назрела необходимость разработать такую методику изложения учебного материала, которая вызывала бы интерес у молодежи. В процесс преподавания, на мой взгляд, необходимо включать больше игровых элементов, тестов, занимательных заданий, деловых игр.

Студенты, как правило, имеют слабое представление о средствах и имуществе, которые используются в организациях, не умеют различать материалы и основные средства. Для бухгалтера это важно, так как он получает счета на оплату средств и решает, на каких счетах они будут отражены.

Для лучшего понимания отличительных признаков определенных видов средств я использую не только примеры, связанные с промышленными предприятиями, но и с таким объектом деятельности, как фотоателье, парикмахерская, издательство, автосервис и т.п. Предлагаю  анализ ситуаций, при которых одни и те же средства выступают в разных качествах, то есть в одной организации они используются как материалы, на других как малоценные предметы или готовая продукция.

В дисциплине «Теория бухгалтерского учета» наиболее важным представляется обучение студентов умению различать виды средств, которые используются в организации, проводить расчеты на бухгалтерских счетах, составлять корреспонденцию счетов, а также знать методику расчета баланса. Как показывает опыт преподавания, наиболее сложным для студентов является составление бухгалтерских проводок, поэтому имеет смысл акцентировать внимание на понятий «двойные проводки». (И. Гете называл двойную запись в бухгалтерии «величайшим достижением ума человеческого») К ним можно отнести такие хозяйственные операции, которые формулируются следующим образом: «начислено и выплачено...», «акцептован и оплачен...», «оплачены и оприходованы...» и т.п. Двойные проводки характеризуются тем, что в каждой из двух операций присутствует один и тот же счет (в одной проводке он отражается по дебету, а в другой по кредиту счета) и, как правило, в одной из двух проводок присутствует денежный счет, так как в этих операциях чаще всего происходит выплата наличных денег или безналичные перечисления. Умение составлять двойные проводки позволяет обучающимся более грамотно подходить к составлению бухгалтерских проводок в целом.

Важной является тема «Учет налога на добавленную стоимость». Большего внимания заслуживает изучение темы «Классификация бухгалтерских счетов», так как этот учебный материал позволяет студентам не только ознакомиться со спецификой отдельных групп бухгалтерских счетов, но и рассмотреть те счета, которые были недостаточно изучены в предыдущих темах. Например, при изучении регулирующих счетов студенты должны усвоить понятия: амортизация и износ, научиться рассчитывать износ, исходя из стоимости средств, срока службы или нормы амортизации.

В теме «Бухгалтерский баланс» уделяю большое внимание на  вопросы, связанные с формированием уставного капитала при создании организации и составлении вступительного баланса. При этом теоретические знания студентов закрепляю на практических занятиях путем решения различных нетрадиционных задач. Некоторые практические занятия провожу по подгруппам, состоящим из 4 человек, что позволяет достичь следующих целей: во-первых, студенты учатся работать в команде, распределять обязанности и нести ответственность за выполненную работу, во-вторых, более сильные студенты, возглавляющие работу подгрупп, приобретают навыки руководства, так как они распределяют обязанности в соответствии с индивидуальными особенностями своих «подчиненных», дают необходимые разъяснения, проверяют выполненные расчеты». Поскольку на практике все операции приобретения, а также продажи средств и продукции ведутся с учетом НДС, а это два основных хозяйственных процесса в организации - снабжение и реализация, этот вопрос я выдела в самостоятельную тему программы. Это дает студентам возможность получить более четкое представление о ведение учета НДС на счетах 19 и 68, помогает  закрепить навыки составления бухгалтерских проводок, оформляющих получение и оплату товарно-материальных ценностей, реализацию продукции, работ и услуг с учетом НДС, а также научит студентов рассчитывать сумму НДС, предназначенную для перечисления в бюджет.

Занятия лучше проводить в обстановке доброжелательности и дружеской поддержки. Такое начало занятий создает для большинства студентов положительную мотивацию к усвоению учебной информации.

Чувство юмора также считаю необходимым качеством для успешного проведения занятий, например, по теме «Учет арендованных основных средств».

^  Кот Матроскин из мультфильма "Каникулы в Простоквашино" скопил денег и взял у колхоза в аренду корову.

По какой статье баланса отразил бы кот Матроскин взятую в аренду корову, если бы вел бухгалтерский учет? (на 001 забалансовом счете «Арендованные основные средства»)

^  Кого более чем 500 лет назад Лука Пачоли сравнивал с петухом, извещающим, что в хозяйственных делах имеются неполадки? (бухгалтер)

^  В стихотворении "Ольховая сережка" Е. Евтушенко есть такие строки:

«И необъяснимое -

это совсем не бессмыслица.

Все переоценки

нимало смущать не должны, -

ведь жизни цена

не понизится

и не повысится -

цена неизменна тому,

чему нету цены». 

Переоценки не должны вызывать трудностей и у бухгалтера. Как часто и в какие сроки проводится переоценка объектов ОС согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01?

 ^  В стихотворении В. Бутенко есть такие строки:

«Бухгалтеры - народ бумажный,

Сухой, сидячий и чернильный,

Физически не очень сильный,

Но тем не менее - двужильный.

Бухгалтеры подков не гнут,

А множат, вычитают, делят

И линию одну ведут,

Чтоб дебет выше был,

Чем кредит».

 Прав ли поэт в том, что дебет всегда должен быть больше, чем кредит?

 

^  В романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" есть такие строки:

«Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года.

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел».

Правомерно ли называть книгой тетрадь расхода?

 

Студенты активно работают на уроке, лучше запоминают материал, если преподаватель излагает его проблемно, все время обращается к группе с вопросами, приводит практические примеры из жизни, увязывает материал со специальностью.

Контроль знаний необходим для лучшего усвоения материала, поэтому на уроках я применяю различные формы опроса и контроля:

Ø                 собирательный, проверяются знания по нескольким изученным темам;

Ø                 контроль- эстафета, студенты задают вопросы друг другу;

Ø                 повторный контроль- перед зачетом, экзаменом;

Ø                 закрепляющий контроль, студенты сами выбирают вопросы для ответа;

Ø                 регулярный контроль - ответы на вопросы по индивидуальным заданиям (задания бывают с сюрпризом, например найти неправильную проводку), в течение пяти- семи минут;

Ø                 контроль-консультация, при котором преподаватель беседует со студентом, который спрашивает преподавателя и совместно с ним  отвечает;

Ø                 развернутый контроль- опрос проходит в виде развернутой беседы за круглым столом.

Все применяемые методы дают ощутимые объективные результаты знаний и наши выпускники всегда востребованы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. При этом роль преподавателя состоит не в том, чтобы яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности,  где главное действующее лицо учащийся. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование познавательного интереса.

На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более  интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности  в обучении.  Игровые моменты стараюсь  использовать  на разных этапах урока

Игра ставит учащегося в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. В своей  практике применяю задания открытого типа, такие как закончи предложение, задания закрытого типа, где  предлагается, только  ответ да \ нет.

Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой.

Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в  создании творческой атмосферы на занятии, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей  учащихся.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на занятии. Это работа ребят в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить всю группу и при этом учащийся  может побывать в роли преподавателя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на занятии. Так же применяю  взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся  при этом чувствует себя раскованно, развивается  ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать,  исправить, что создает комфортную обстановку.

Здоровьесберегающие технологии обучения. 

Широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Учащимся очень нравятся занятия с использованием компьютера. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует деятельность, вырабатывает быстроту и чёткость работы на уроке, развивает интерес к предмету. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля. Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата  в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Возможность  и  условия  использования  данного  опыта.

Может  использоваться при условии приведения в соответствие учебной программы с требованиями образовательного стандарта. Проектная  и исследовательская  работа реализуется также при изучении элективных курсов и во внеклассной работе в период подготовки к научно-практическим конференциям.

Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении предмета удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

    - повысить качество знаний учащихся.

Преподаватели , использовавшие представленный опыт в своей деятельности, отмечают высокую степень самостоятельности учащихся, что приводит к поисковой и познавательной  деятельности и  раскрытию творческого потенциала ребят.

Педагогическое  кредо.

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». (Ян Амос Каменский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Общие функции управления» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»

Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение - в продвижение от незнания к знанию - ...

Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Организационно-правовые формы организаций» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»

Самые традиционные "лекционные" темы можно с помощью приемов технологии развития критического мышления "ИНСЕРТ" и "Кластер" превратить в творческий процесс!...

Учебно- методический комплекс дисциплины"Основы бухгалтерского учета" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

Учебно- методический комплекс учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...

Учебное пособие «Учет материально-производственных запасов» ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»

Учебное пособие   на тему «Учет  материально-производственных запасов» составлена по разделу «Учет производственных запасов » ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бу...

Рабочая программа по ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)" заочной формы обучения

Рабочая программа по ПМ Рабочая программа по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), углубленная подготовка»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...

Методические указания по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов 1 курсов обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов 1 курсов обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)», содержа...