Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
методическая разработка на тему

Пихтовникова Нина Алексеевна

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка).

Предусмотрена промежуточная аттестация в форме тестирования по отдельным темам и  итоговая аттестация в форме зачета. В паспорте рабочей программы отражено место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, определены цели и задачи учебной дисциплины.                

Структура рабочей программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, семинарам, практическим занятиям, организации самостоятельной работы. Изучение программного материала позволит студентам полученные теоретические знания применять в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboshaja_programma_statistika.rar45.95 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение   «Кунгурский техникум – интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

     

     

Рабочая программа

    учебной дисциплины

ОП. 02 Статистика

для специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка)

2014


      Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта  для специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка).

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОП.02 Статистика

Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка).

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Статистика может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
  2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:                                                 данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы.  
  3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:                                                                                                       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  

У1. Собирать и регистрировать статистическую информацию.

У2. Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения.

У3. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.

У4. Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:                                                                                                                                          З1. Предмет, метод и задачи статистики.

З2. Общие основы статистической науки;

З3.    Принципы организации государственной статистики.

З4. Современные тенденции развития статистического учёта.

З5. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации.

З6. Основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

В результате освоение дисциплины  обучающийся должен обладать: профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (ПК):

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

        1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальная учебная нагрузка –  93

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 64

- самостоятельная работа студентов – 29

- практические задания - 32


  1. Структура и содержание учебной дисциплины ОП.02 Статистика

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

2014-15 учебный год

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические занятия

32

самостоятельная работа студентов

29

консультации

6

Итоговая аттестация в форме

Д.з/ -

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Статистика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Предмет, метод, задачи статистики. Принципы организации государственной статистики в РФ. Закон больших чисел.

Содержание

8

Предмет, задачи статистики.

История статистики.

Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

2

1

Особенности статистической

методологии.

Статистическая совокупность.

Закон больших чисел.

Единицы статистической

совокупности и вариация признаков.

2

1

Статистические показатели.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

2

Тема 2. Этапы проведения и программно – методологические вопросы статистического наблюдения.

Содержание

8

Статистическое наблюдение и этапы его проведения.

Цели и задачи статистического наблюдения.

2

1

Виды статистического наблюдения по времени регистрации: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное.

Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

4

Тема 3. Сводка и группировка. Методы группировки. Ряды распределения.

Содержание

16

Статистическая сводка.

Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике заполнения.

Программа статистической сводки.

Результаты сводки.

2

1

Группировка статистических данных.

Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса.

Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

2

1

Ряд распределения.

Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Элементы вариационного ряда.

Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

2

1

Практическое занятие № 1

Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами.

Определение вида группировок.

2

1

Практическое занятие № 2

Построение рядов распределения и их графическое изображение.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

6

Тема 4. Способы наглядного представления статистических данных.

Содержание

12

Статистические таблицы.

Подлежащее и сказуемое статистической таблицы.

Простые, групповые и комбиниро-ванные статистические таблицы.

Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы.

2

1

Виды графиков по форме графического образа и способу построения.

2

1

Практическое занятие № 3

Построение статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2

1

Практическое занятие № 4

Построение статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

4

Тема 5.  Статистические показатели.

Содержание

16

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

2

1

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя

квадратическая, средняя

гармоническая.

Правило мажорантности степенных средних в статистике.

2

1

Вариация.

Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии.

2

1

Практическое занятие № 5

Анализ структуры вариационных рядов распределения.

2

1

Практическое занятие № 6

Расчет различных видов относительных величин.                                                                     Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.                                                                                                              

2

1

Практическое занятие № 7

Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.                                                                        Расчет структурных средних величин.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.  

4

Тема 6. Ряды динамики в статистике.

Содержание

12

Ряды динамики.

Виды рядов динамики:

  • моментальные и интервальные;
  • абсолютных, относительных и средних величин;
  • с равностоящими уровнями и неравностоящими уровнями во времени;

стационарные и нестационарные.

2

1

Практическое занятие № 8

Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд.

Методы анализа основной тенденции в

рядах динамики.

Сезонные колебания.

Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

2

1

Практическое занятие № 9

Расчет показателей рядов динамики.

2

1

Практическое занятие № 10

Анализ основной тенденции ряда динамики, построение сезонной волны.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

4

Тема 7. Индексы в статистике.

Содержание

6

Практическое занятие № 11

Индексы.

Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.

2

1

Практическое занятие № 12

Расчет общих индексов агрегатной формы.

Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

2

Тема 8. Выборочное наблюдение в статистике.

Содержание

8

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповоротный и повторный отбор.

2

1

Практическое занятие № 13

Генеральная и выборочная  совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки.

2

1

Практическое занятие № 14

Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

2

Тема 9. Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессивный анализ.

 

Содержание

5

Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи.

2

1

Практическое занятие № 15

Построение модели связи.

Корреляционно-регрессивный анализ.

2

1

Практическое занятие № 16

Корреляционно-регрессивный анализ.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

1

Итого

93

Для характеристики уровня освоения учебного материала использованы следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный ( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 


  3. Условия реализации учебной дисциплины ОП.02 Статистика

3.1.Материально-техническое обеспечение:

- наличие учебного кабинета;

- посадочные места по количеству обучающихся группы;

- рабочее место преподавателя;

- технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2Информационное обеспечение обучения

       Основные источники:

  1. Воробьев А.Н., Громыко Г.Л., Иванов Ю.Н. и др. Теория статистики : учебник. М. : ИНФРА-М, 2007.
  2. Салин В.Н.,  Чурилова Э.Ю.,   Шпаковская Е.П.., учебник, «Статистика», 2009 г.- 288с.
  3. Салин В.Н.,  Чурилова Э.Ю. Практикум по курсу «Статистика». М. : Социальные отношения, Перспектива, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Башина О.Э. общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2011.
  2. Теория статистики : учебник / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. 5-е изд., перераб. И доп. М. :  Финансы и статистика, 2011.
  3. Практикум по теории статистики : учеб. пособие  / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. 2-е изд., перераб. И доп. М. :  Финансы и статистика, 2011.


4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, дифференцированного зачета.

Результаты обучения (освоения умения, усвоения знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

У1. собирать и регистрировать статистическую информацию;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

У2. проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

У3. выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

У4. осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

Знать:

З1. предмет, метод и задачи статистики;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

З2. общие основы статистической науки;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

З3.    принципы организации государственной статистики;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

З4. современные тенденции развития статистического учёта;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

З5. основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

З6. основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа.

 

 

Список практических работ учебной дисциплины                                                           ОП.02 Статистика

Тема

№ п/п

Содержание работы

Часы

Тема 3. Сводка и группировка. Методы группировки. Ряды распределения.

1

Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами.

Определение вида группировок.

2

2

Построение рядов распределения и их графическое изображение.

2

Тема 4. Способы наглядного представления статистических данных.

3

Построение статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2

4

Построение статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.

2

Тема 5.  Статистические показатели.

5

Анализ структуры вариационных рядов распределения.

2

6

Расчет различных видов относительных величин.                                                                     Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.                                                                                                              

2

7

Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.                                                                        Расчет структурных средних величин.

2

Тема 6. Ряды динамики в статистике.

8

Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд.

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

2

9

Расчет показателей рядов динамики.

2

10

Анализ основной тенденции ряда динамики, построение сезонной волны.

2

Тема 7. Индексы в статистике.

11

Индексы.

Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.

2

12

Расчет общих индексов агрегатной формы.

Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов.

2

Тема 8. Выборочное наблюдение в статистике.

13

Генеральная и выборочная  совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки.

2

14

Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности.

2

Тема 9. Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессивный анализ.

15

Построение модели связи.

Корреляционно-регрессивный анализ.

2

16

Корреляционно-регрессивный анализ.

2

Итого

32

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА производственной практики 38.0201 .Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям, базовая подготовка)

Рабочая программа производственной  практики по профилю специальности разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС)  среднего...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) по разд

Данные методические рекомендации предназначены для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (...

Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Эконом...

2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....

КИМКОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.09 АУДИТ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям) Базовый уровень

Контрольно измерительные материалы по дисциплине ОП.09 Аудит  специальности 38.02.01 представляет совокупность контролирующих материалов, предназанченных для измерения уровня знаний студентов, ус...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» Специальность среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.08. «Основы бухгалтерского учета»Специальность среднего профессионального образования38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовой подготовки...