РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА специальность СПО 150415 Сварочное производство
рабочая программа на тему

Шабашова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 150415 Сварочное производство углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей СПО 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и планирование сварочного производства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_02_sv-111.doc541.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 37

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

специальность СПО 150415 Сварочное производство

Тольятти, 2011г.


ОДОБРЕНА

Программа профессионального модуля разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 150415 Сварочное производство

предметной (цикловой) комиссией

«Сварочное производство»

Протокол № ___ от «_____» 2011г.

Председатель:  

Зам.директора по УР

_______________ / Л.Т.Агафонова

___________________ / И.И.Уренева

Составитель:

С.Г.Шабашова, преподаватель высшей квалификационной категории 

Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза:

Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП

Содержательная экспертиза:

Л.Т. Агафонова, преподаватель высшей квалификационной категории, председатель ПЦК


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

26

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

29


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 150415 Сварочное производство углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей СПО 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и планирование сварочного производства»

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Осуществлять текущее планирование и организацию производственных работ на сварочном участке.

ПК 2.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка.

ПК 2.3. Оценивать эффективность производственной деятельности.

ПК 2.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

ПК 2.5. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на производственном участке.

ПК 2.6. Получать технологическую, техническую и экономическую информацию с использованием современных технических средств для реализации управленческих решений.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлению «Организация и планирование сварочного производства».

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

Обязательная часть ОПОП:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления текущего планирования и организации производственных работ на сварочном участке;
  • расчета основных технико-экономические показателей деятельности производственного участка;
  • оценки эффективности производственной деятельности;
  • организации ремонта и технического обслуживания сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта;
  • обеспечения безопасного выполнения сварочных работ на производственном участке;
  • получения технологической, технической и экономической информации с использованием современных технических средств для реализации управленческих решений;

уметь:

  • разрабатывать текущую планирующую документацию производственных работ на сварочном участке;
  • определять трудоёмкость сварочных работ;
  • рассчитывать нормы времени заготовительных, слесарно-сборочных, сварочных и газоплазменных работ;
  • производить технологические расчёты, расчёты трудовых и материальных затрат;
  • проводить планово-предупредительный ремонт сварочного оборудования;
  • разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасных условий труда

знать:

  • основы производственных отношений и принципы управления с учётом технических, финансовых и человеческих факторов;
  • методы планирования и организации производственных работ;
  • формы организации монтажно-сварочных работ;
  • основные нормативные документы на проведение сварочно-монтажных работ;
  • тарифную систему нормирования труда;
  • методику расчёта времени заготовительных, слесарно-сборочных, сварочных и газоплазменных работ;
  • нормативы затрат труда на сварочном участке;
  • нормативы технологических расчётов, трудовых и материальных затрат;
  • методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
  • нормативно-справочную литературу для выбора материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно- измерительных средств

Вариативная часть ОПОП: - 128 час. направлено на углубленное изучение тем и отработку практических навыков.

1.3. Использование часов вариативной части ОПОП:

№ п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения, практический опыт

№, наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Тема 1.2. Система планов производственного предприятия

6

Углубленное изучение тем, отработка практических навыков

2

Раздел 2. Тема 2. 1. Организация сварочных процессов во времени и в пространстве

14

Тема 2.2. Расчет трудовых и материальных затрат при сварочном производстве

10

3

Раздел 3 Тема 3.1. Техническое нормирование сварочных работ

22

Тема 3.4.Показатели эффективной деятельности организации (предприятия)

10

4

Раздел 4. Тема 4.1. Организация ремонта и обслуживания сварочного оборудования

10

5

Раздел 6. Тема 6.1. . Разработка технологического плана сборочно-сварочного участка

16

Курсовое проектирование

40

Закрепление знаний, умений, полученных при изучении модуля  

Всего

128

1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 963 час., в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 747 час., включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 498 час.;
  • самостоятельной работы обучающегося - 249 час.;

учебной практики – 36 час.

производственной практики – 180 час.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Организация и планирование сварочного производства», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК2.1.

Осуществлять текущее планирование и организацию производственных работ на сварочном участке.

ПК 2.2.

Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка.

ПК 2.3

Оценивать эффективность производственной деятельности.

ПК 2.4.

Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

ПК 2.5.

Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на производственном участке.

ПК 2.6.

Получать технологическую, техническую и экономическую информацию с использованием современных технических средств для реализации управленческих решений.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионально и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессио-нальных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

(час.)

Производственная (по профилю специальности), (час.)

Всего, (час.)

в т.ч. ЛР и ПЗ, (час.)

в т.ч., курсовая работа (проект), (час.)

Всего, (час.)

в т.ч., курсовая работа (проект),

(час.)

ПК 2.1,  ПК 2.2.

Раздел 1. Осуществление планирования и расчет технико-экономических показателей при производстве сварочных работ

303

154

46

77

36

36

ПК 2.3.

Раздел 2. Применение методов и приёмов организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации

219

146

34

73

ПК 2.4.

Раздел 3. Организация ремонта и технического обслуживания сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

36

24

4

12


ПК 2.5

Раздел. 4 Обеспечение профилактики и безопасности условий труда на участке сварочных работ

42

28

4

14

 

ПК 2.6.

Раздел. 5. Планирование производственных работ и проектирование технологического плана сборочно-сварочного участка

219

146

22

73

Производственная практика (по профилю специальности), часов

144

144

Всего:

963

498

110

40

249

20

36

180


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов ПМ, МДК и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Осуществление планирования и расчет технико-экономических показателей при производстве сварочных работ

303

МДК.02.01. Организация и планирование производственных работ на сварочном участке

231

Тема 1.1. Понятие, принципы и методы планирования

Содержание:

8

1

Планирование как основа производственной деятельности структурного подразделения. Сущность и необходимость планирования на уровне структурного подразделения предприятия. Задачи, цели и функции планирования. Особенности, правила и принципы планирования предприятий. Методы планирования и их сущность: балансовый, метод технико-экономических расчетов (нормативный), программно-целевой метод, методы системного анализа, экономико-математические методы.

1

Тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы, рекомендованной преподавателем. 

Тема 1.2. Система планов производственного предприятия (ВЧ)

Содержание:

64

1

Система планирования предприятия. Классификация планов предприятия. Стратегическое планирование работы предприятия: цели, задачи, направления. Текущее (годовое) планирование: сущность, роль и содержание планов. Контроль выполнения планов и его типы

1

2

Методологические основы планирования. Система экономических показателей плана работы предприятия: натуральные, стоимостные, количественные, качественные.

2


1

2

3

4

3

Планирование основных фондов.

Сущность, значение и виды основных фондов предприятия. Виды оценки основных фондов. Цены и амортизация основных фондов. Методика начисления амортизации. Воспроизводство основных фондов. Система показателей обеспеченности и эффективности использования основных фондов и методика их расчета. Пути повышения эффективности использования основных фондов на предприятии.

4

Планирование оборотных средств.

Экономическая сущность и состав оборотных средств предприятия. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия. Оборотные средства предприятия и методика их расчета. Планирование потребности предприятия в оборотных средствах.

5

Планирование трудовых ресурсов.

Сущность трудовых ресурсов предприятия, их состав. Производительность и эффективность труда на производственном предприятии. Система показателей по труду и методика их определения. Пути эффективного использования трудовых ресурсов предприятия.

6

Планирование оплаты труда. Сущность и функции оплаты труда. Организация оплаты труда на производственном предприятии. Формы оплаты труда и система материального стимулирования в предприятиях. Планирование фонда оплаты труда.

7

Планирование издержки производства продукции. Сущность и классификация издержек производства. Система показателей для планирования и анализа издержек производства продукции и методика их расчета. Пути сокращения производственных издержек.

8

Производственная мощность сварочных цехов и участков. Определение производственной мощности. Методы расчета производственной мощности сварочных участков и цехов.

Практические занятия:

22

1.

Расчет плановых показателей использования основных фондов

2.

Планирование потребности в оборотных средствах и определение эффективности их использования


1

2

3

4

3.

Расчет показателей по труду и эффективность использования трудовых ресурсов.

4.

Расчет расценок для оплаты труда и планирование фонда заработной платы

5.

Расчет производственной мощности сварочного участка

Тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической и экономической литературы, рекомендованной преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 1.3. Организация сварочных процессов во времени и в пространстве (ВЧ)

Содержание

16

1

Длительность производственного цикла изготовления сварных конструкций

2

2

Разновидности поточных линий комплексно-механизированного и автоматизированного сварочного производства и их расчетные параметры

Практические занятия:

10

1

Расчет длительности производственного цикла сварочного процесса

2

Расчет и оптимизация параметров поточных линий сварочного производства

Тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, рекомендованной преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчетов и подготовка к их защите.


1

2

3

4

Тема 1.4. Расчет трудовых и материальных затрат при сварочном производстве (ВЧ)

Содержание

20

1

Материалоемкость сварных конструкций. Трудоемкость сварных конструкций

2

2

Потребное количество производственного оборудования и транспортных средств в сварочном производстве

Практические занятия:

14

3

Расчет материалоемкости сварных конструкций

4

Расчет трудоемкости сварных конструкций

5

Расчет потребного количества производственного оборудования и транспортных средств

Тематика домашних заданий

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 1

Оформление отчетов по выполнению практических работ. Работа с учебником, технической литературой в сети Интернет.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке рефератов, сообщений, индивидуальных заданий.

Подготовка рефератов, докладов по темам: Особенности, правила и принципы планирования предприятий. Система показателей обеспеченности и эффективности использования основных фондов и методика их расчета. Система показателей по труду и методика их определения. Система показателей для планирования и анализа издержек производства продукции и методика их расчета. Методы расчета производственной мощности сварочных участков и цехов. Профессионально-квалифицированная структура кадров. Основные нормативные документы на проведение сварочно-монтажных работ. Нормативы технологических расчётов, трудовых и материальных затрат

Самостоятельное изучение  тем: Методы планирования и их сущность: балансовый, метод технико-экономических расчетов (нормативный), программно-целевой метод, методы системного анализа, экономико-математические методы. Пути повышения эффективности использования основных фондов на предприятии. Пути эффективного использования трудовых ресурсов предприятия. Пути сокращения производственных издержек. Государственные гарантии по оплате труда работников

Выполнение дополнительных практических заданий по темам: Планирование потребности предприятия в оборотных средствах. Планирование фонда оплаты труда. Расчет заработной платы при бестарифной системе оплаты труда. Методика расчёта времени заготовительных, слесарно-сборочных, сварочных и газоплазменных работ, нормативы затрат труда на сварочном участке. Выбор материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств

77


1

2

3

4

Учебная практика

Виды работ

  1. Изучение принципов координации производственной деятельности;
  2. Изучение основных нормативных документов на проведение сварочно-монтажных работ;
  3. Изучение методики расчёта времени заготовительных, слесарно-сборочных, сварочных и газоплазменных работ, нормативы затрат труда на сварочном участке;
  4. Изучение методов планирования и организации производственных работ.

36

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  • Работа по нормированию производственных процессов.
  • Изучение нормативов технологических расчётов, трудовых и материальных затрат.
  • Ознакомление с рабочим местом автоматизированного проектирования размещения технологических процессов сборки-сварки.
  • Разработка текущей и перспективной плановой документации на производственном участке.

36

Раздел ПМ 2. Применение методов и приёмов организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации

219

МДК.02.01. Организация и планирование производственных работ на сварочном участке

219

Тема 2.1. Техническое нормирование сварочных работ (ВЧ)

Содержание

80

1

Техническое нормирование - основа организации труда. Трудовой процесс. Понятие о трудовом процессе. Разделение трудового процесса на элементы. Технологический процесс как основная часть производственного процесса. Классификация затрат рабочего времени. Техническая норма времени и её структура. Оперативное время, его состав. Штучно-калькуляционное время и его определение. Методы технического нормирования и основы разработки нормативов.

2


1

2

3

4

2

Исследование затрат рабочего времени наблюдением. Фотография рабочего времени. Хронометраж. Методы изучения затрат рабочего времени. Сущность и назначения фотографий рабочего времени: индивидуальная, групповая, методом моментальных наблюдений, самофотография. Методика и техника проведения наблюдений. Хронометраж, его сущность, условное назначение и задачи. Подготовка хронометража.

3

Методы нормирования. Методы нормирования труда. Аналитический и суммарный методы нормирования труда. Методы нормирования по микроэлементам. Приборы для измерения затрат рабочего времени.

4

Нормирование правки и разметки.

Виды подготовительных технологических операций. Состав технической нормы времени на правку и разметку. 

Основное время и его определение. Определение норм времени на правку и разметку. 

5

Нормирование механической, кислородной и плазменной резки, штамповки.

Состав технической нормы времени на механическую резку и штамповку.

Норма штучного времени, её расчет. Состав технической нормы времени при кислородной и плазменной резке. Время подогрева при кислородной резке.

6

Нормирование сборки под сварку. Состав технической нормы времени при сборке под сварку. Штучное время при сборке

7

Нормирование дуговой сварки.

Состав технической нормы времени на ручную дуговую сварку. Определение мест наплавленного металла. Вспомогательное время и составляющие его элементы. Нормы штучного времени РЭДС. Состав технической нормы времени на автоматическую и механизированную сварку в СО2.

Вспомогательное время и составляющие его элементы. Норма штучного времени сварки под флюсом и в СО2.


8

Нормирование других видов сварки.

Состав технической нормы времени при дуговой, электрошлаковой, контактной точечной, рельефной, шовной и стыковой сварке

Основное время, факторы, его определяющие, методика расчёта. Вспомогательное время, факторы на него влияющие

9

Нормирование подготовки сварных соединений.

Нормирование контрольных операций неразрушающими методами. Визуальный контроль. Нормирование подготовки сварных соединений для контроля и изготовления образцов при металлографических исследованиях и механических испытаниях. Состав работ при механических испытаниях и металлографических исследованиях. Использование нормативного материала при нормировании механических и металлографических исследованиях.

Визуальный метод контроля. Ультразвуковой метод контроля. Состав работ. Выбор соответствующей нормы времени по нормативным данным 

10

Оформление документации по техническому нормированию.

Производственные калькуляции.

Составление описание процессов на бланке наряда в соответствии с технологическим процессом и описанием в нормативной литературе. Определение затрат времени на оформление наряда.

Калькуляция затрат труда. Методы и порядок составления калькуляции.

Практические занятия:

26

1

Расчет нормы времени на правку заготовок и деталей

2

Расчет нормы времени разметки и наметки деталей

3

Расчет нормы времени резки на гильотинных и сортовых ножницах

4

Расчет нормы времени на кислородную резку

5

Расчет нормы времени холодной гибки (вальцовки)

6

Расчет нормы времени сборки металлоконструкций под сварку

7

Расчет нормы времени на механизированную сварку в СО2 и под флюсом

8

Расчет нормы времени на электрошлаковую сварку.

9

Расчет нормы времени на контактную сварку


1

2

3

4

Тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической и экономической литературы, рекомендованной преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 2.2. Методы измерения объема производства сварных конструкций и показатели производительности труда

Содержание

8

1

Натуральные, трудовые и стоимостные измерители объема производства сварочных цехов

2

2

Натуральные, трудовые и стоимостные показатели производительности труда при сварочных работах

Практические занятия:

4

10

Расчет плановых объемов производства сварочных цехов

11

Расчет показателей производительности труда при сварочных работах

Тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической и экономической литературы, рекомендованной преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 2.3. Формы оплаты труда рабочих, занятых изготовлением сварных конструкций

Содержание

8

1

Сдельная оплата труда рабочих

2

2

Повременная оплата труда рабочих

Практические занятия:

2

12

Расчет заработной платы основных производственных рабочих сварочных цехов

Тема 2.4.Показатели эффективной деятельности производственного участка (ВЧ)

Содержание

16

1

Понятие экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность

1

2

Прибыль и рентабельность - основные показатели, характеризующие эффективность производственно – хозяйственной деятельности сварочного производства

2


1

2

3

4

3

Методика расчета основных технико-экономических показателей работы сварочного производства

Практические занятия:

2

.

13

Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия)».

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 2

Оформление отчетов по выполнению лабораторных и практических работ. Работа с учебником, технической литературой в сети Интернет. Поиск информации в сети Интернет при подготовке рефератов, сообщений, индивидуальных заданий.

Подготовка рефератов, докладов по темам: Понятие о трудовом и технологическом процессе. Методы технического нормирования и основы разработки нормативов. Приборы для измерения затрат рабочего времени. Определение норм времени на правку и разметку. Состав технической нормы времени при кислородной и плазменной резке. Нормы штучного времени РЭДС. Состав работ при механических испытаниях и металлографических исследованиях. Визуальный метод контроля.  

Самостоятельное изучение тем: Хронометраж, его сущность, условное назначение и задачи. Методы нормирования по микроэлементам. Время подогрева при кислородной резке. Вспомогательное время и составляющие его элементы. Использование нормативного материала при нормировании механических и металлографических исследованиях.   Ультразвуковой метод контроля.

Выполнение дополнительных практических заданий по темам:

Изучение методики и техники проведения наблюдений. Составление описание процессов на бланке наряда в соответствии с технологическим процессом и описанием в нормативной литературе. Определение затрат времени на оформление наряда.

73

Раздел ПМ 3. Организация ремонта и технического обслуживания сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта

36

МДК.02.01. Организация и планирование производственных работ на сварочном участке

36


1

2

3

4

Тема 3.1. Организация ремонта и обслуживания сварочного оборудования (ВЧ)

Содержание:

20

1

Понятие и состав планово-предупредительного ремонта оборудования.

1

2

Межремонтное обслуживание сварочного оборудования. 

2

3

Плановые профилактические осмотры сварочного оборудования.

4

Плановые малый, средний и капитальный ремонты сварочного оборудования

Практические занятия:

4

1.

Разработка годового плана-графика ремонта сварочного оборудования

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 3

Оформление отчетов по выполнению лабораторных и практических работ.

Работа с учебником, технической литературой в сети Интернет.

Поиск информации в сети Интернет при подготовке рефератов, сообщений, индивидуальных заданий.

Подготовка рефератов, докладов по темам: Плановые профилактические осмотры сварочного оборудования. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов. Выбор материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств

Самостоятельное изучение тем: Правила хранения сварочной аппаратуры и инструмента инструкциям

Выполнение дополнительных практических заданий по темам: Выполнение расчетов по разработке плана-графика ремонта сварочного оборудования. Соответствие обслуживания сварочной аппаратуры требованиям ТБ;

12

Раздел ПМ 4. Обеспечение профилактики и безопасности условий труда на участке сварочных работ

42

МДК.02.01. Организация и планирование производственных работ на сварочном участке

42

Тема 4. 1. Требования безопасности труда

Содержание

24

1

Санитарно-гигиенические характеристики сварочного производства

2

2

Воздушная среда и микроклимат. Вентиляция.

3

Освещение производственных помещений.


1

2

3

4

4

Защита от производственного шума, ультразвука и вибраций.

5

Защита от ионизирующих излучений.

6

Электробезопасность.

7

Безопасность газосварочных установок и систем, находящихся под давлением

8

Индивидуальные средства защиты

Практические занятия:

4

1

Обеспечение профилактики и безопасности условий труда на участке сварочных работ

Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 4

  • Оформление отчетов по выполнению практических работ.
  • Работа с учебником, технической литературой в сети Интернет.
  • Поиск информации в сети Интернет при подготовке рефератов, сообщений, индивидуальных заданий.
  • Подготовка рефератов, докладов по темам: Воздушная среда и микроклимат. Вентиляция. Безопасность газосварочных установок и систем, находящихся под давлением. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов. Выбор материалов, технологических режимов, оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств
  • Самостоятельное изучение тем:  Электробезопасность.  Индивидуальные средства защиты 

14

Раздел ПМ 5 Планирование производственных работ и проектирование технологического плана сборочно-сварочного участка

363

МДК.02.01. Организация и планирование производственных работ на сварочном участке

219

Тема 5.1.  Разработка технологического плана сборочно-сварочного участка (ВЧ)

Содержание

56

1

Состав сборочно-сварочного цеха. Подразделения сборочно-сварочного цеха. Связь цеха с другими цехами завода. Место сборочно-сварочного цеха в общей структуре машиностроительного завода. Принципы проектирования заводов, цехов и участков.

2


2

Этапы разработки плана цеха.

Стандартные, унифицированные типовые секции, назначение, размеры. Методика разработки плавна цеха.

3

Расчет ширины пролета,  высоты пролета и здания.

Расчетные схемы определения ширины пролета. Расчетные формулы и нормы технологического проектирования.

Крановые пролеты. Расчетная схема, в зависимости от размещаемого в пролете оборудования. Расчетные формулы и нормы технологического проектирования. Бескрановые пролеты. Расчетная схема, формула, НТП на бескрановые пролеты.

4

Расчет и планирование складских и кладовых помещений, количества оборудования и рабочих мест.

Виды хранения заготовок и сварных узлов. Методика расчета склада металла, заготовок и сварных узлов в зависимости от вида хранения. Расчет площади кладовых и бытовых помещений. Методика расчета фондов времени работы оборудования и потребного количества оборудования на участке. Нормы плотности сборочно- сварочных работ. Расчет количества основных рабочих.

5

Элементы здания и конструктивные решения, принятые при проектировании участка.

Основные понятия: пролет здания, ширина пролета, шаг колонн.

Определения  высоты пролета и здания, зависимость их от габаритов размещаемого оборудования. Сетка колонн, типы колонн, их размеры, размеры фундаментов колонн.

Конструктивные решения и их обоснование в отношении типа покрытия пола на участке, ворот, проездов, проходов, светоаэрационных фонарей

6

Условные обозначения, принятые при проектировании участка.

Условные обозначения технологического, вспомогательного, подъемно-транспортного, сварочного оборудования.

Обозначения конструктивных элементов здания, подвода энергоносителей и санитарно-технических устройств.


7

Разработка плана и разреза здания цеха.

Основные требования и правила оформления планировок

Вычерчивание и нанесение сетки колонн, маркировка осей колонн, обозначение проезда, нанесение его границ, подкрановых путей. Расстановка оборудования, его привязка к элементам здания  и  друг к другу, планирование складских помещений и мест. Нумерация оборудования. Особенности планирования рабочих мест сварки в защитных газах. Особенности планирования рабочих мест сварки под флюсом. Особенности планирования рабочих мест контактной сварки.

Размещение на планировке вспомогательного и подъемно-транспортного оборудования. Основная надпись на планировке.

 Подвод к рабочим местам энергоносителей, планирование санитарно-технических устройств, расстановка источников питания.

Практические занятия:

10

1

Расчетная часть планировки участка

2

Проектирование участка сборки и сварки конкретного узла

Тема 5.2. Расстановка рабочих на сварочном производстве

Содержание

28

1

Размещение оборудования и организация трудового процесса на рабочем месте. Рационализация трудовых движений и приемов. Методы и средства изучения трудовых движений.

2

2

Организация, оснащение и планировка рабочих мест. Обслуживание рабочих мест. Производственный инструктаж. 

3

Бригадная организация труда и принципы построения бригад

4

Требования научной организации труда к техническим параметрам и эксплуатационным характеристикам оборудования и производственной среды.

Практические занятия:

12

3

Рационализация трудовых движений и приемов

4

Оптимизация организации рабочего места сварщика.

5

Организация работы сварочной бригады.


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

Курсовое проектирование общие положения.

Выбор темы курсовой работы.

Актуальность, проблемность и современность исследований.

Постановка целей и задач курсовой работы

Содержание курсовой работы

Выполнение практической части курсовой работы.

Правила оформления курсовой работы.

Консультация по вопросам работы.

Предзащита работы.

Защита курсового проекта.

40

3

Тематика курсовых работ

Расчет основных организационно-плановых показателей деятельности сварочного участка по вариантам №1-№23

  • Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела ПМ 5
  • Оформление отчетов по выполнению практических работ.
  • Работа с учебником, технической литературой в сети Интернет.
  • Поиск информации в сети Интернет при подготовке рефератов, сообщений, индивидуальных заданий.
  • Подготовка рефератов, докладов по темам: Принципы проектирования заводов, цехов и участков. Расчетная схема, в зависимости от размещаемого в пролете оборудования. Обозначения конструктивных элементов здания, подвода энергоносителей и санитарно-технических устройств. Особенности планирования рабочих мест сварки под флюсом. Особенности планирования рабочих мест контактной сварки. Обслуживание рабочих мест. Производственный инструктаж. 
  • Самостоятельное изучение тем: Методика разработки плавна цеха. Нормы плотности сборочно- сварочных работ. Расчет количества основных рабочих. Конструктивные решения и их обоснование в отношении типа покрытия пола на участке, ворот, проездов, проходов, светоаэрационных фонарей. Особенности планирования рабочих мест сварки в защитных газах. Ознакомление с рабочим местом автоматизированного проектирования размещения технологических процессов сборки-сварки
  • Выполнение дополнительных практических заданий по темам: Методы и средства изучения трудовых движений.
  • Расчет количества основных рабочих. Выполнение технологического плана участка сборки и сварки изделия.
  • Выполнение ведомости технологического оборудования к плану участка сборки и сварки в электронном виде.

73


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

  • Поиск, систематизация  и оформление информации в Интернете;
  • Маркетинговые исследование потребительского рынка;
  • Выполнение расчётной части курсовой работы
  • Выполнение графической части курсовой работы
  • Работа  со словарями и справочниками:
  • -«Справочник технолога-машиностроителя» Дальский А.М.; Косилова А.Г.;
  • -Справочник финансиста предприятия-3-е издание доп. и перераб. - М: ИНФРА-М, 2001
  • -Работа  с нормативными документами:
  • -«Общестроительные нормативы времени»;
  • -Налоговый кодекс Российской Федерации (часть №1).-М.:Ось-89, 2003.;
  • -Налоговый кодекс Российской Федерации (часть №2).-М.:Ось-89, 2004.;
  • -Трудовой кодекс Российской Федерации-М.: ТОН-И.
  • Выполнение и оформление  курсовой работой в соответствии с методическими указаниями по разработке курсовой работы

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  • Освоение навыков работы.
  • Ознакомление с рабочим местом автоматизированного проектирования размещения технологических процессов сборки-сварки.
  • Разработка текущей и перспективной плановой документации на производственном участке.
  • Определение трудоемкости сварочных работ.
  • Расчет нормы времени заготовительных, слесарно-сборочных , сварочных и газопламенных работ.
  • Ознакомление с системой нормирования труда, оперативным планированием. НОТ на участке. Пути повышения производительности труда
  • Ознакомление с перспективным планированием по уменьшению доли ручного труда в механизированном производстве.
  •  Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, обеспечения профилактики и безопасности условий труда на участке сварочных работ

144

Всего:

963


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы модуля требует наличия учебного кабинета «Экономика отрасли».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • стулья;
  • доска классная;
  • рабочее место преподавателя;
  • стенды, комплект учебных пособий, схем, плакатов по всем темам профессионального модуля,
  • комплект бланков технологической документации по проектированию участков;
  • наглядные пособия ( планшеты по технологии сварки плавлением, макеты и модели)

Технические средства обучения:

  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
  • мультимедиа проектор;
  • экран проекционный;
  • модем;
  • принтер;
  • интерактивная доска;
  • выход в сеть Интернет;
  • видеофильмы и презентации по темам профессионального модуля
  • пост для аргонодуговой сварки.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Пашута  В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии [Текст] учебник для ССУЗов, М: Кнорус, 2005-320с.
  2. Силантьева Н.А., МалиновскийВ.Р. Техническое нормирование труда в машиностроении [Текст] учебник для ССУЗов, М: машиностроение, 2000 - 256с.
  3. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда. – Электронный учебник. – М.: Издательский центр «Экзамен», 2003-320 с.
  4. Коган Б.И. Проектирование сборочно-сварочных цехов: Учебное пособие. – Кемерово: КузГТУ , 2005-68с.
  5. Красовский А.И. Основы проектирования сварочных цехов [Текст] учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1980.-388с.
  6. Куркин С.А. Технология изготовления, механизация, автоматизация и контроль качества в сварочном производстве.[Текст] учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 2000.-448с.

Дополнительные источники

  1. Сварка в машиностроении. Справочник в 4-х томах./ под ред. Г.А. Николаева. - М.: Машиностроение, 1979.
  2. Ямпольский Е.С. Проектирование машиностроительных заводов и цехов –Справочник в 6-ти томах) – М.: Машиностроение, 1996.
  3. .Методические указания к практическим работам по планировке участка. [Текст] - ТПТ.: ПротасенкоТ.А., 2008- 26с.
  4. Методическое пособие по выполнению планировки участка сборки и сварки. ТПТ.: Протасенко Т.А. 2007 – 48с.
  5. Методические указания к практическим работам по техническому нормированию ТПТ.: Протасенко Т.А. 2007 – 75с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса:

Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по специальности.

Освоение профессионального модуля обучающимися происходит посредством организации следующих видов занятий: изучение нового учебного материала; комбинированные занятия; контроль и коррекции знаний, умений и навыков.

Освоению данного модуля предшествует изучение следующих учебных дисциплин: инженерная графика, техническая механика, материаловедение, электротехника и электроника и профессиональных модулей: подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций, выполнение работ по профессии рабочего 19756 Электрогазосварщик. Практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического обеспечения и с использованием персональных компьютеров. В практических заданиях смоделированы реальные производственные ситуации, решив которые, необходимо провести анализ результатов и сделать выводы.

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть профессионального модуля и выполняется студентами в учебных аудиториях, читальных залах библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: работа с учебной, справочной и специальной технической литературой при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, курсового проекта, с информационными ресурсами сети «Интернет». Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.

Учебная и производственная практика (по профилю специальности) является обязательным разделом модуля и реализуется концентрированно в несколько периодов.

Учебная практика проводится в учебно-производственных мастерских техникума, производственная - в организациях, направление которых соответствует профилю подготовки обучающихся

В процессе освоения разделов модуля осуществляется текущий и рубежный контроль обучающихся в форме тестирования, проектов, исследований, практико-ориентированных и творческих заданий.

Аттестация по МДК и практике оценивает сформированность элементов компетенций (знаний и умений) и отдельных компетенций. Экзамен по МДК проводится с учетом результатов текущего контроля (рейтинговая система оценивания). Контроль и оценка по учебной и производственной (по профилю специальности) практике проводится на основе характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной представителем образовательного учреждения и ответственным лицом организации (базы практики). В характеристике отражаются виды работ, выполненные обучающимся во время практики, их объем, качество выполнения в соответствии с технологией.

Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности осуществляется на экзамене (квалификационном). Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК, учебной практике и производственной (по профилю специальности) практике.

Экзамен (квалификационный) проводится в виде выполнения практических заданий, имитирующих работу в конкретных производственных ситуациях.

Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям. При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».

При освоении модуля для обучающихся предусмотрены консультации. Формы проведения консультаций групповые и индивидуальные в зависимости от специфики учебного материала.

Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся разделов модуля. Обучающиеся, имеющие индивидуальный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса:

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля «Организация и планирование сварочного производства» по специальности СПО 150415 «Сварочное производство» по программе углубленной подготовки.

Один раз в 5 лет педагогические работники проходят независимую сертификацию профессиональных квалификаций с присвоением по итогам сертификации 3-4 разряда по соответствующей рабочей профессии.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения (преподаватели спецдисциплин), имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля «Организация и планирование сварочного производства» по специальности СПО 150415 «Сварочное производство».

Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся программы профессионального модуля. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Контроль и оценка результатов освоения программы модуля осуществляется преподавателем на практических занятиях, курсовом проектировании, при выполнении работ на различных этапах учебной и производственной (по профилю специальности) практики, при проведении опросов, дифференцированных зачетов, экзаменов по междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике (по профилю специальности).

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1.Осуществлять текущее планирование и организацию

производственных работ на сварочном участке.

-выбирает методы, способы и приемы сборки и сварки согласно назначению, характеру работы и условиям эксплуатации конструкций;

-выбирает технологии сборки и сварки в соответствии с конструктивными особенностями изделия;

- демонстрирует умения планирования деятельности с помощью управленческих решений

экспертная оценка выполненного практического задания

ПК 2.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка.

-выполняет расчеты по основным показателям деятельности сварочного участка (производства) в соответствии с выданным заданием.

экспертная оценка выполненного практического задания

П.К 2.3. Оценивать эффективность производственной деятельности.

-оценивает эффективность производственной деятельности сварочного участка

экспертная оценка выполненного практического задания

ПК 2.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта

-составляет производственное задание на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту сварочного производства в соответствии с Единой системе планово-предупредительного ремонта.

-организует работы по ТО и ремонту сварочного производства в соответствии с Единой системой планово-предупредительного ремонта

-соблюдает правила хранения сварочной аппаратуры и инструмента согласно инструкциям 

-выполняет расчеты по разработке плана-графика ремонта сварочного оборудования в соответствии с выданным заданием

экспертная оценка выполненного практического задания

ПК 2.5. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на производственном участке.

-обеспечивает безопасное выполнение сварочных работ на производственном участке в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

экспертная оценка выполненного практического задания

ПК 2.6. Получать технологическую, техническую и экономическую информацию с использованием современных технических средств для реализации управленческих решений.

-получает технологическую, техническую и экономическую информацию с различных участков сварочного производства, в том числе с использованием современных технических средств

-использует полученную информацию для принятия и реализации управленческих решений

экспертная оценка выполненного практического задания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-составляет план деятельности;

-выбирает способ решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;

.

модельный ответ,

бланк наблюдения за деятельностью

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

-выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности;

-оценивает последствия принятых решений.

бланк наблюдения за деятельностью

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионально и личностного развития.

-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;

-указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.

модельный ответ

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

-разбивает поставленную цель на задачи, подбирая информационно-коммуникационные технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач.

аналитическая шкала

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-участвует в групповом обсуждении;

-высказывается в соответствии с заданным вопросом;

-аргументировано отвергает и принимает идеи;

-соблюдает нормы публичной речи;

-использует вербальные средства общения для выделения смысловых блоков своей речи;

-начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами.

бланк наблюдения за деятельностью

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-организует самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу при изучении профессионального модуля;

-проводит анализ собственных мотивов и внешней ситуации для решения профессиональных задач

Для промежуточной аттестации и текущего контроля созданы фонды оценочных средств (ФОС).

        ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

        Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 - 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

        На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

БЫЛО:

СТАЛО:

Основание:

Протокол № ___ от «_______» 201__г.

Председатель: ____________________ / _____________________________________

                                                  подпись                                     И.О. Фамилия