Нобелевские лауреаты в области экономики
классный час на тему
Сценарий Круглого стола по экономике для обучающихся 1 курса СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_po_ekonomike.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Терехова Елена Анатольевна,
учитель математики и экономики
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП»
г. Котовск Тамбовская область
Сценарий внеклассного мероприятия по экономике
«Нобелевские лауреаты в области экономики»
(для 10-11 классов, социально-экономический профиль)
Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в этом зале на внеклассном мероприятии «Нобелевские лауреаты в области экономики» (Слайд 1), проходящем в рамках школьной недели математики, физики, информатики и экономики.
Нобелевская премия по экономике (официально Премия Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) (Слайд 2) - это премия, учрежденная Банком Швеции в память Альфреда Нобеля и вручаемая за достижения в экономических науках. Она является самой престижной премией в области экономики. В отличие от остальных премий, вручаемых на церемонии награждения нобелевских лауреатов, данная премия не является наследием Альфреда Нобеля.
Премия по экономике была учреждена в 1969 году по инициативе Шведского банка в честь 300-летия его основания. На конец 2013 года этой премией было награждено 74 экономиста. Лауреат Нобелевской премии по экономике объявляется 12 октября. Церемония вручения премии проходит в Стокгольме 10 декабря каждого года. (Слайд 3).
От лауреата требуется выступление с так называемой «Нобелевской мемориальной лекцией», которая публикуется затем Нобелевским фондом в особом томе вместе с лекциями Нобелевских лауреатов по другим наукам. Премия включает золотую медаль (Слайд 4), диплом и денежное вознаграждение (в настоящее время - 10 миллионов крон или около 1,4 миллиона долларов).
Лауреаты Нобелевской премии по экономике внесли значительный вклад:
- в изучение экономики рыночного хозяйства;
- анализ фундаментальных проблем современной мировой экономики;
- разработку множества прикладных исследований в самых разнообразных областях экономической науки.
В особенности это касается таких разделов экономической теории, как:
- эконометрика;
- макро- и микроэкономика;
- теория денег;
- кредиты и финансы;
- экономика предприятия (фирмы);
- теория мировой торговли;
- экономическая статистика;
- экономическая социология;
- история экономической мысли.
Интересные факты (Слайд 5):
- Одна премия вручается нескольким экономистам тогда, когда их работы, выполненные независимо друг от друга, дают одни и те же практические выводы и рекомендации для практики или для выработки экономической политики.
- Среди лауреатов Нобелевской премии по экономике лидируют представители США (Слайд 6) – 51 человек и Великобритании (Слайд 7) – 8 человек. Далее идут Норвегия (Слайд 8) – 3 человека, Швеция (Слайд 9) и Канада (Слайд 10) – по 2 лауреата. По одному лауреату дали: Германия (Слайд 11), Нидерланды (Слайд 12), Индия (Слайд 13), Израиль (Слайд 14), бывший СССР (Слайд 15), Франция (Слайд 16), Австрия (Слайд 17), Италия (Слайд 18).
- Мировое признание Нобелевские лауреаты по экономике получили не за публикации на актуальные темы, а за свои основополагающие научные труды, появившиеся задолго до награждения. Например, идеи Рональда Коуза (премия 1991 года) «За открытие и иллюстрацию важности трансакционных издержек и прав собственности для институциональных структур и функционирования экономики» только через 60 лет были отмечены Нобелевской премией. (Слайд 19) Роберт Мертон и Майрон Шоулз (премия 1997 года) «За их метод оценки производных финансовых инструментов» получили награду через 20 лет.
- Нобелевская премия по экономике (по сравнению с другими научными дисциплинами) присуждается авторам, которые уже перешагнули пик своей научной деятельности. Это связано с тем, что общественное признание в экономике, как и в других областях социальных наук, требует длительного времени. При выборе возможных лауреатов Академия наук Швеции, Фонд Альфреда Нобеля и Комитет по Нобелевским премиям уделяют большое внимание междисциплинарным работам, имеющим методологическое значение для экономических и социальных наук.
(Слайд 20)
Ведущий: Первыми лауреатами Нобелевской премии в области экономики в 1969 году стали Рагнар Фриш и Ян Тинберген.
(Слайд 21)
Ученик 1: Норвежский экономист Рагнар Фриш (1895- 1973) - Лауреат Нобелевской премии 1969 года «За создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов». Окончил Университет Осло. Защитив докторскую диссертацию, служил в нём профессором. Президент Эконометрического общества. В честь этого норвежского экономиста Эконометрическим обществом с 1978 года вручается медаль Фриша. Главный научный труд - «Эконометрика в современном мире».
(Слайд 22)
Ученик 2: Голландский (Нидерланды) экономист Ян Тинберген (1903-1994) – лауреат Нобелевской премии 1969 года «За создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов». Член-корреспондент Британской академии. Окончил Лейденский университет, доктор. Работал в Нидерландской экономической школе (подразделение Роттердамского университета Эразма), директором Центрального бюро статистики. Президент Эконометрического общества.
Он выдвинул гипотезу и эмпирически показывал, что текущие биржевые цены могут неплохо использоваться для предсказания будущих котировок. В 1939 году, разработав статистический аппарат множественной регрессии, по заказу Лиги Наций Тинберген проводит исследование деловых циклов, которое принято считать началом применения современных статистических методов в эконометрике. Главный научный труд - «Экономическая политика: принципы и цели».
Ведущий: Единственной женщиной-лауреатом Нобелевской премии в области экономики стала Э́линор О́стром.
(Слайд 23)
Ученик 3: Американский политолог и экономист Э́линор О́стром (1933-2012) – первая и пока единственная женщина-лауреат Нобелевской премии по экономике. Бакалавр и магистр искусств, доктор философии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Профессор Университета Индианы в Блумингтоне. Президент Общества «общественного выбора». Лауреат премии Ф. Сейдмана. Член Национальной академии наук США.
В 2009 году получила Нобелевскую премию с формулировкой «За исследования в области экономической организации». Главный научный труд – «Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности».
Ведущий: Послушаем краткий рассказ о единственном отечественном лауреате Нобелевской премии – Леониде Кантаровиче.
(Слайд 24)
Ученик 4: Советский математик и экономист, один из создателей линейного программирования Леонид Витальевич Канторо́вич (1912-1986) - Лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «За вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».
Первые научные результаты получены им в дескриптивной теории функций и множеств (в частности, в теории проективных множеств). В функциональном анализе он ввёл и изучил класс полуупорядоченных пространств (К-пространств). Выдвинул эвристический принцип, состоящий в том, что элементы К-пространств есть обобщённые числа. Этот принцип был обоснован в 1970-е годы в рамках математической логики. Методами теории неклассических (булевозначных) моделей установлено, что пространства Канторовича представляют новые нестандартные модели вещественной прямой.
Канторович впервые применил функциональный анализ в вычислительной математике. Он развил общую теорию приближённых методов, построил эффективные методы решения операторных уравнений (метод наискорейшего спуска и метод Ньютона для таких уравнений). В 1939-1940 годах положил начало линейному программированию и его обобщениям.
Развил идею оптимальности в экономике. Установил взаимозависимость оптимальных цен и оптимальных производственных и управленческих решений. Каждое оптимальное решение взаимосвязано с оптимальной системой цен.
Канторович - представитель петербургской математической школы П. Л. Чебышёва, ученик Г. М. Фихтенгольца и В. И. Смирнова. Канторович разделял и развивал взгляды П. Л. Чебышёва на математику как на единую дисциплину, все разделы которой взаимосвязаны, взаимозависимы и играют особую роль в развитии науки, техники, технологии и производства. Канторович выдвигал тезис взаимопроникновения математики и экономики и стремился к синтезу гуманитарных и точных технологий знания. Творчество Канторовича стало образцом научного служения, базирующегося на универсализации математического мышления.
Ученик 5: Леонид Канторович родился в семье врача. В 1926 году в возрасте четырнадцати лет поступил в Ленинградский университет. В 1930 году окончил математический факультет, далее учился в аспирантуре. С 1930 года по 1939 год - преподаватель, а затем и профессор Ленинградского института инженеров промышленного строительства.
В 1934 году в возрасте 22 лет Канторович стал профессором ЛГУ, в 1935 году ему присвоена учёная степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.
В 1938 году Канторович консультировал фанерный трест по проблеме эффективного использования лущильных станков. Канторович понял, что дело сводится к задаче максимизации линейной формы многих переменных при наличии большого числа ограничений в форме линейных равенств и неравенств. Он модифицировал метод разрешающих множителей Лагранжа для её решения и понял, что к такого рода задачам сводится колоссальное количество проблем экономики.
В 1939 году опубликовал работу «Математические методы организации и планирования производства», в которой описал задачи экономики, поддающиеся открытому им математическому методу (тем самым он заложил основы линейного программирования).
После 1939 года Канторович согласился заведовать кафедрой математики Военного инженерно-технического университета. Канторович - участник обороны Ленинграда. В годы войны преподавал в ВИТУ ВМФ, после войны возглавлял отдел в Институте математики и механики ЛГУ.
C 1942 года он начал обращаться со своими предложениями в Госплан и в 1943 году его доклад был обсужден на совещании в кабинете председателя Госплана Н. А. Вознесенского, однако метод Канторовича был отвергнут, как противоречащий марксовой теории трудовой стоимости (заимствующий вместо этого положения буржуазных теорий).
В середине 1948 года по распоряжению И. В. Сталина расчётная группа Канторовича была подключена к разработке ядерного оружия. В 1949 году стал лауреатом Сталинской премии «за работы по функциональному анализу».
Ученик 6: 28 марта 1958 года избран членом-корреспондентом АН СССР (экономика и статистика). С 1958 года возглавлял кафедру вычислительной математики. Одновременно возглавлял отдел приближённых вычислений Ленинградского отделения Математического института им. Стеклова.
Был среди учёных первого призыва Сибирского отделения Академии Наук СССР. С 1960 года жил в Новосибирске, где создал и возглавил Математико-экономическое отделение Института математики СО АН СССР и кафедру вычислительной математики Новосибирского университета.
В период работы в СО АН СССР после доноса партийных экономистов Канторовича поместили в психиатрическую лечебницу, но вмешательство брата - известного психиатра - помогло ему вскоре покинуть данное заведение.
26 июня 1964 года избран академиком АН СССР (математика). За разработку метода линейного программирования и экономических моделей удостоен в 1965 году вместе с академиком В. С. Немчиновым и профессором В. В. Новожиловым Ленинской премии.
С 1971 года работал в Москве в Институте управления народным хозяйством Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике.
В 1975 году стал лауреатом Нобелевской премии по экономике (совместно с Тьяллингом Купмансом «За вклад в теорию оптимального распределения ресурсов»).
С 1976 года работал во ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР, ныне Институт системного анализа РАН.
За свой труд Канторович награждён двумя ордена Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом «Знак Почёта».
Имеет звания:
- Член-корреспондент АН СССР.
- Академик АН СССР.
- Почётный Член Международного эконометрического общества (США).
- Иностранный член Венгерской АН.
- Иностранный почетный член Американской академии искусств и наук в Бостоне.
- Иностранный член АН ГДР.
- Иностранный член-корреспондент Югославской академии наук и искусств.
Канторович удостоен степени почётного доктора многих университетов мира:
- почетный доктор права Университета Глазго.
- почетный доктор наук Гренобльского университета.
- почетный доктор наук Варшавской высшей школы планирования и статистики.
- почетный доктор наук Университета Ниццы.
- почетный доктор наук Мюнхенского университета.
- почетный доктор наук Хельсинкского университета.
- почетный доктор наук Йельского университета.
- почетный доктор наук Парижского университета.
- почетный доктор наук Кембриджского университета.
- почетный доктор наук Пенсильванского университета.
- почетный доктор наук Индийского статистического института в Калькутте.
- почетный доктор наук Университета имени Мартина Лютера в Галле.
Основные научные работы (более 20 работ):
- «Вариационное исчисление».
- «Математические методы организации и планирования производства».
- «Определенные интегралы и ряды Фурье».
- «Показатели работы предприятий нуждаются в пересмотре».
- «Теория вероятностей».
- «Функциональный анализ и прикладная математика».
- «Функциональный анализ и вычислительная математика».
- «Функциональный анализ в полуупорядоченных пространствах».
- «Приближенные методы высшего анализа».
- «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов».
- «Функциональный анализ в нормированных пространствах».
- «Рациональный раскрой промышленных материалов».
- «Оптимальные решения в экономике».
- «Математика в экономике: достижения, трудности, перспективы». Лекция в Шведской Академии наук в связи с присуждением Нобелевской премии за 1975 год.
- «Математика и экономика - взаимопроникновение наук».
- «Essays in Optimal Planning».
- «Мой путь в науке».
- «Функциональный анализ (основные идеи)».
- «Selected Works. Part 1: Descriptive Theory of Sets and Functions. Functional Analysis in Semi-Ordered Space».
- «Selected Works. Part 2: Applied Functional Analysis. Approximation Methods and Computers».
- «Избранные сочинения. Математико-экономические работы».
Ведущий: Мы по праву гордимся нашим великим соотечественником – Леонидом Канторо́вичем.
К сожалению, в истории присуждения Нобелевской премии по экономике есть и несправедливости. Нобелевская премия по экономике так и не была присуждена Джоан Робинсон (Слайд 25) по причине экстраординарных проявлений академической мстительности – так с ней рассчитались за отказ признать лидирующую роль шведских экономистов в кейнсианской экономике.
Ученик 7: Джоан Робинсон - единственная женщина, известность к которой пришла благодаря ее работам в области теоретической экономики. Целое поколение экономистов изучало микроэкономику по ее книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
В молодости была последователем экономической теории Кейнса. Позднее в своей классической статье «Производственная функция и теория капитала» она Робинсон подвергла критике неоклассическую теорию капитала и связанную с ней маржиналистскую теорию процента, основанную на концепции распределения.
Педагогическая карьера Джоан Робинсон связана с Кембриджем, где она последовательно занимала все педагогические должности и стала полным профессором.
В своей книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Робинсон исследовали роль рекламы и дифференциации продукции в традиционной теории конкурентной фирмы
Джоан Робинсон сыграла ключевую роль в судьбе Кейнсианской революции. Ее небольшая книжка «Введение в теорию занятости» стала в предвоенные годы одним из наиболее читаемых введений в кейнсианскую систему. Спустя несколько лет, она оказала аналогичную услугу и Марксу, написав «Очерк марксистской экономической теории».
«Ставка процента и другие очерки», «Накопление капитала» - это попытки разработать новый метод анализа долгосрочных процессов экономического роста при капитализме.
Получили известность труды Робинсон:
- «Упражнения в экономическом анализе».
- «Экономическая философия».
- «Очерки по теории экономического роста».
- «Экономическая теория: непростая наука».
- «Экономические ереси».
- «Введение в современную экономическую теорию».
Двое учеников Джоан Робинсон - Джозеф Стиглиц и Амартия Сен - получили Нобелевскую премию по экономике.
Ведущий: Именно словами Джоан Робинсон (Слайд 26) «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам» начинается первая глава экономического практикума по основам экономической теории в профильном курсе школьной экономики под редакцией профессора С.И. Иванова.
Спасибо за внимание! (Слайд 27)
Информационные источники:
- http://www.nlr.ru/lawcenter/econom/nobelprise1.htm - Российская Национальная Библиотека.
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/nob_prem/ekon.php - Библиотека Гумер - гуманитарные науки.
- http://rlst.org.by/izdania/ib108/414.html - Республиканская научно-техническая библиотека Беларуси.
- http://www.laureat.ru/ - лауреаты Нобелевской премии.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Нобелевская премия.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_премии_по_эко-номике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по дисциплине "Экономика организации" на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере ОАО "Трансмаш" г.Энгельс, Саратовской области)
Исследовательская работа на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере фирмы города Энгельса Саратовской области ОАО "Трансмаш")....
Типовая программа профессионального модуля ПМ.04. Обеспечение экологической информацией различных областей экономики. МДК.04.03. Экологическая экспертиза и экологический аудит
Типовая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.01 Рациональное использование природохозя...
Нобелевская премия мира и ее лауреаты
1.1. Районный конкурс компьютерных презентаций «150-летию Альфреда Нобеля посвящается» ...
Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Модифицированная программа дополнительного образования по учебной дисциплине "Курс на бизнес" в предметной области "Экономика"
Особенностью программы является формирование экономической, информационно-коммуникативной культуры обучающихся на ранних стадиях обучения посредством их участия в практико-ориентированной ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА «УЧЕНЫЕ ХИМИКИ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ».
Классный час разработан в форме устного журнала. Указаны цели и задачи классного часа, оснащение и план проведения. Проведение классного часа рассчитано на вовлечение обучающихся в проведение в качест...