методические разработки по учебным дисциплинам
методическая разработка на тему

Сиразов Ильгизар Нурлисламович

Финансирование и кредитование, налоги и налогообложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Апастовский аграрный колледж»

Методическая разработка урока по дисциплине

«Экономика организации»

Тема: «Финансирование и кредитование»

Разработал: преподаватель специальных дисциплин

Сиразов И. Н.

п.г.т. Апастово, 2015 г.

Цели урока:

– обобщить полученные знания по теме “Кредитная система”;
– продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;
– способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
– продолжать воспитывать компетентного специалиста.

Задачи урока:

– показать практическое применение полученных знаний, последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– определение домашнего задания.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  •   Стенд “Деньги”
  • Стенд “Виды кредита

Тип урока: комбинированный.

Время: 90 мин.

Методика проведения урока:

  1. Организационный момент. Мотивация. Здесь используется метод обучения – беседа.
  2. Сообщение темы, целей, задачи. Урок начинает преподаватель.

Введение.

Тема “Кредитная система” является одной из важных тем дисциплины “финансирование и кредитование”. Будущим специалистам необходимо изучить механизм кредитования, особенности оформления документов для получения кредита. Методическая разработка по проведению урока по теме “Кредитная система” с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения.

Студенты учатся самостоятельно оформлять документы, знакомятся с условиями кредитования, с методикой расчета графика погашения кредита.

Тема рассматривается с учетом знаний, получаемых на уроках статистики, экономики, математики. Наглядность, рефераты, несут определенную информацию студентам, повышают заинтересованность студентов к изучаемой дисциплине, позволяют увязать теоретические знания с практическими.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

– Обобщение материала;
– Контроль полученных знаний (диктант);
– Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

– Подбор и определение необходимой литературы;
– Подготовка наглядных пособий;
– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;
– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– Определение домашнего задания.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  1. Сообщение целей урока.
  2. Постановка задач перед студентами.
  3. Сообщение критериев оценки знаний и умений. 

  1. Повторение пройденной темы.

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики.

  1. Анализ работы.

На уроках, предшествующих данному уроку студенты изучили темы: Деньги”, виды банков “Виды кредитов”, “Виды вкладов”.

Необходимо обобщить полученные знания (доклады и сообщения). Предлагается заслушать краткие доклады “Центральный Банк РФ” “Коммерческие банки и их функция”.

Можно провести разминку: вопрос – ответ.

1) Какие формы кредитов вы знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный)

2) В чем разница между банковским кредитом и коммерческим кредитом? (Из самого определения этих кредитов; стоимость кредитов, объект кредитных отношений различны).

3) Дать понятие потребительского кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).

4) Что представляет собой международный кредит? (Участниками кредита являются отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств и международные финансово-кредитные институты: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.).

5) Перечислите виды банковского кредита в зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные – от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)

На каждый вопрос студенты должны дать правильный ответ.

После обобщения можно прийти к практическому применению полученных знаний. Здесь лучше использовать элементы деловой игры.

Заранее проводится подготовительная работа со студентами по выполнению этого этапа:

– Оформить стенд по видам кредитов;
– Определяются группы ребят, имитирующих работников банка;
– Подготавливаются необходимые образцы документа;
– Разрабатываются ситуации;

В ходе этого этапа студенты обращают внимание на необходимую документацию, обеспечение кредита, на сроки кредитования, условия кредитования.

“Работники кредитного отдела банка” должны правильно решить предлагаемую ситуацию увязать с условиями кредитования действующих банков.

Подведение итогов урока является ответственным моментом: важно верно оценить работу каждого студента, отметить содержательность сообщений, правильность ответов и активность студентов на уроке, отменить отличившихся в подготовительной работе к уроку. Необходимо выяснить, что нового узнали студенты на уроке, что необходимо запомнить и пояснить.

На подведение итогов необходимо время: возникает пауза, которую следует заполнить.

Можно провести экскурсию по выставке “Деньги”, или предложить вспомнить пословицы и поговорить на тему: “Деньги – кредит”, например:

  1. Какая пословица говорит о том, что надо вовремя рассчитаться за кредит? (Долг платежом красен).
  2. Какая пословица сложилась в результате платности услуг банка и их красивых обещаний об ипотеке под низкую процентную ставку?(Обещанного три года ждут).
  3. Какую бы поговорку можно было придумать о бесплатном кредитовании на образовательные услуги? (Свежо предание – но верится с трудом).
  4. Какая поговорка отражает накопительную функцию банковского учреждения? (Курочка по зернышку клюет).
  5. Какая пословица говорит об ответственности перед банком? (Любишь кататься – люби и саночки возить).
  6. Пословица о необходимости тщательной проверки анкет и справок, заемщика? (Доверяй – но проверяй).

Задание на дом. Подготовить образцы бланков для безналичных расчетов.

                                               

 Заключение.

Данная методика проведения урока обобщения знаний помогает реализовывать поставленные цели и задачи:

– Активизировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
– Повышать интерес к изучаемой дисциплине;
– Развивать способность к анализу ситуации.


Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Апастовский аграрный колледж»

Методическая разработка урока по дисциплине

«Налоги и налогообложение»

Тема: «Основные виды налогов и методика их расчета»

Разработал: преподаватель специальных дисциплин

Сиразов И. Н.

п.г.т. Апастово, 2015 г.

Тема урока: Основные виды налогов и методика их расчетов

Продолжительность: 90 мин.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений обучающихся по пройденным темам курса

Вид урока: деловая игра

Цели урока:

Образовательная цель: проконтролировать степень усвоения студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение».

Студент должен знать:

  1. Основные термины, понятия и элементы системы налогообложения;
  2. Принципы системы налогообложения и методы взимания налога;
  3. Методологию расчета сумм налога.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Воспитательная: формирование устойчивого интереса к профессии. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Методы: информационно-рецептивный (словесный, наглядный); репродуктивный (практический, поисковый, фронтальный опрос); эвристический (ответы на проблемные вопросы).

Материально-техническое обеспечение урока: учебная доска, компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций (Microsoft Office Power Point), калькулятор.

Межпредметные связи: экономика организации, бухгалтерский учет, АФХД.

Внутрипредметные связи: темы разделов рабочей программы «Современная налоговая система РФ»,  «Федеральные налоги и методика их расчета», «Региональные налоги и методика их расчета», «Местные налоги и методика их расчета», «Специальные налоговые режимы, особенности применения».

Ход урока.

  1. Организационная часть.
  1. Сообщение целей урока.
  2. Постановка задач перед студентами.
  3. Сообщение критериев оценки знаний и умений.
  4. Распределение студентов по командам.

  1. Проверка знаний методом комбинированного опроса.

Обучающиеся должны знать      нормативные акты, регулирующие отношения

организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс РФ;

экономическую сущность налогов; принципы построения и элементы налоговых

систем;

                   виды налогов в РФ

  1. Анализ работы группы.

Изучив тему «Основные виды налогов и методика их расчетов» вы должны показать свои знания, умения и навыки по этой теме.

Каждая команда отвечает на один вопрос по порядку. Набираются баллы.

I. Вопросные карточки:

  1. Что такое налог? (…обязательный платеж в казну государства)
  2. Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет)
  3. Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективных отраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
  4. Что называется ценой? (… денежное выражение стоимости товара)
  5. Разница между выручкой и себестоимостью называется…? (прибылью)
  6. Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
  7. Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения? (НДС)
  8. Перечислите меры ответственности за налоговые правонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет, арест и конфискация имущества ...)
  9. Что такое Налоговая система РФ? (…совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмена)
  10. Какие налоги называются местными? (…устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет)
  11. Налоги взимаются на территории округа (региона) и зачисляются в региональный бюджет? (… региональные налоги)
  12. Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
  13. Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? (себестоимостью)
  14. Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? (акцизы)
  15. Федеральный, прямой налог, конечным его плательщиком является физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
  16. Перечислите основные виды налогового контроля (выездная, камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)

II. Карточки с задачами

Задача: Рассчитайте сумму прибыли и сумму налога на прибыль при следующих условиях: выручка от реализации продукции в отчетном периоде составила 870500 рублей, себестоимость продукции 720000 рублей, получены штрафы от нарушения условий договоров на сумму 4500 рублей, получен доход по дивидендам от участия в других организациях на сумму 37000 рублей, получены убытки в результате несчастного случая на сумму 25000 рублей, страховое возмещение составило 17500 рублей, произведена выплата дивидендов по своим акциям на сумму 28000 рублей.

Задача: Рассчитайте ежемесячную сумму налога на доходы физических лиц за налоговый период при следующих условиях: среднемесячная начисленная заработная плата бухгалтера В.А. Соловьевой составляет 27200 рублей. У бухгалтера имеется двое детей: 15 летний сын и 20 летняя дочь – студентка ВУЗа, обучается по очной форме. К заявлению о предоставлении стандартных налоговых вычетов работник приложил копии свидетельств о рождении обоих детей и справку из ВУЗа. Также имеется справка от работодателя супруга о не предоставлении А.А. Соловьеву стандартных налоговых вычетов по месту работы.

Студенты работают самостоятельно.

Классификация налогов

100 - Эти налоги, определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории

Ответ: Федеральные

200 - По способу взимания, эти налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком таких налогов выступает владелец имущества (дохода).

Ответ: Прямые.

300 - Назовите виды налогов в зависимости от субъекта налогообложения (налогоплательщика)

Ответ: - налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физ. и юр. лицами.

400 - В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они классифицируются:

Ответ: Федеральные, региональные, местные

500 - По целевой направленности введения налогов различают:

Ответ: - абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд

Темы второго раунда: Федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги и специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги

600 - Назовите налог, который взимается по всей территории страны. Построен на резидентском принципе. Объектом налогообложения у налоговых резидентов являются доходы, полученные как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а у нерезидентов - только доходы, полученные из источника в России. Основная ставка налога 13%. 

Ответ: НДФЛ

700 - Косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций.

Ответ:  НДС

800 - Налогоплательщиками данного налога признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Ответ: Налог на прибыль

900 - Назовите вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления.

Ответ: Акцизы

27200 * 13% = 3536 руб. Так, как гр. Соловьева достигнет порога по предоставлению стандартных налоговых вычетов в размере 280000 рублей

Самоанализ урока

Урок - деловая игра  «Своя игра» - это одно из предпоследних занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение». В процессе урока студенты закрепляют сформированные знания и умения в области налогообложения, а преподаватель получает возможность проконтролировать степень их усвоения.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками группы, индивидуальными особенностями обучающихся.

Группа, в которой проводился урок–игра, имеет хороший уровень качества знаний и обученности, студенты обладают высокой познавательной направленностью и интересом к освоенному предмету и как следствие к своей профессии.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности закрепления сформированных знаний и умений, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

 На уроке использовались технические средства обучения, в частности, была сформирована мультимейдийная презентация игры, что обеспечило поддержку мотивации к данной форме занятия, закреплению знаний о налогах и системе налогообложения РФ,  интерес к выбранной профессии.

На уроке были задействованы все обучающиеся. Степень трудности урока высокая, так как урок содержит большой объем информации – большая плотность теоретического материала и практических заданий. Целью урока являлся контроль усвоенных студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение». В ходе урока студенты показали знания в области налогообложения и успешно применили полученные знания в практических вопросах и решении задач.

Урок состоит из нескольких этапов.

  1. Организационный момент (1 мин) – организация и привлечение внимания обучающихся
  2. Актуализация знаний (15-20 мин) – проверка домашнего задания, являющаяся одновременно средством выделения необходимых для дальнейшей работы знаний студентов
  3. Игра (55 мин) – постановка проблемных вопросов и задач с целью контроля знаний обучающихся.
  4. Подведение итогов игры (5-10 мин) – объявление результатов игры, присвоение мест командам. Анализ урока (рефлексия).
  5. Итог урока (5 мин) – подведение итога, выставление оценок, рекомендации для  коррекции знаний и умений обучающихся, запись домашнего задания.

При проведении урока используются следующие методы обучения:

- словесный (фронтальный опрос, рассказ, лекция, беседа);

- наглядный (мультимедийная презентация игры, показ наглядных пособий - карточек);

- практический (решение задач);

- поисковый (размышления над проблемой);        

- метод создания ситуации успеха в учебе;

- метод поощрения.        

Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности студентов – что повысило качество знаний и умений обучающихся.

На первом и втором этапе урока используется словесный и наглядный методы обучения, это необходимо для того, чтобы настроить студентов на работу на уроке. Обучающиеся легко справились с предложенными вопросами. Отвечая на них, они ссылались на ответы из выполненного домашнего задания. Форма фронтального опроса выбрана не случайно: при проведении учебных занятий в данной группе процент участвующих в опросе составляет более 83%, соответственно, фронтальный опрос – оптимальный словесный метод включения максимального количества обучающихся в тему  урока.

Третий и основной этап использует большинство методов обучения, таких как  словесный, наглядный, практический, поисковый, метод создания ситуации успеха в учебе, метод поощрения. Данные методы характерны для урока – игры. Они направлены на закрепление полученных знаний и  способствуют умениям студентов ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ и понимать сущность и порядок расчетов налогов.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы, использовалась смена видов деятельности студента.

Урок получился очень динамичным. Задачи, решавшиеся на данном уроке - игре, были реализованы. На протяжении всего занятия активность студентов была высокой. Она проявилась в  ответах на вопросы, вовлеченности в обсуждение проблем, увлеченности тематикой урока, заинтересованности в  получении дополнительной информации. Студенты смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (применение методологических основ к конкретной ситуации при  решении практических задач), высказывании собственного мнения.

Уровень эмоциональности занятия -  высокий, т.к. игра как форма урока увеличивает заинтересованность студентов. Логически выстроенный урок, смена заданий и деятельности студентов, а также доброжелательная образовательная обстановка позволили избежать перегрузки обучающихся. Поставленных целей данный урок достиг.

Самоанализ урока

Урок - деловая игра  «Своя игра» - это одно из предпоследних занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение». В процессе урока студенты закрепляют сформированные знания и умения в области налогообложения, а преподаватель получает возможность проконтролировать степень их усвоения.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками группы, индивидуальными особенностями обучающихся.

Группа, в которой проводился урок–игра, имеет хороший уровень качества знаний и обученности, студенты обладают высокой познавательной направленностью и интересом к освоенному предмету и как следствие к своей профессии.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности закрепления сформированных знаний и умений, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

 На уроке использовались технические средства обучения, в частности, была сформирована мультимейдийная презентация игры, что обеспечило поддержку мотивации к данной форме занятия, закреплению знаний о налогах и системе налогообложения РФ,  интерес к выбранной профессии.

На уроке были задействованы все обучающиеся. Степень трудности урока высокая, так как урок содержит большой объем информации – большая плотность теоретического материала и практических заданий. Целью урока являлся контроль усвоенных студентами основных знаний и умений, полученных и сформированных на предыдущих уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение». В ходе урока студенты показали знания в области налогообложения и успешно применили полученные знания в практических вопросах и решении задач.

Урок состоит из нескольких этапов.

  1. Организационный момент (1 мин) – организация и привлечение внимания обучающихся
  2. Актуализация знаний (15-20 мин) – проверка домашнего задания, являющаяся одновременно средством выделения необходимых для дальнейшей работы знаний студентов
  3. Игра (55 мин) – постановка проблемных вопросов и задач с целью контроля знаний обучающихся.
  4. Подведение итогов игры (5-10 мин) – объявление результатов игры, присвоение мест командам. Анализ урока (рефлексия).
  5. Итог урока (5 мин) – подведение итога, выставление оценок, рекомендации для  коррекции знаний и умений обучающихся, запись домашнего задания.

При проведении урока используются следующие методы обучения:

- словесный (фронтальный опрос, рассказ, лекция, беседа);

- наглядный (мультимедийная презентация игры, показ наглядных пособий - карточек);

- практический (решение задач);

- поисковый (размышления над проблемой);        

- метод создания ситуации успеха в учебе;

- метод поощрения.        

Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности студентов – что повысило качество знаний и умений обучающихся.

На первом и втором этапе урока используется словесный и наглядный методы обучения, это необходимо для того, чтобы настроить студентов на работу на уроке. Обучающиеся легко справились с предложенными вопросами. Отвечая на них, они ссылались на ответы из выполненного домашнего задания. Форма фронтального опроса выбрана не случайно: при проведении учебных занятий в данной группе процент участвующих в опросе составляет более 83%, соответственно, фронтальный опрос – оптимальный словесный метод включения максимального количества обучающихся в тему  урока.

Третий и основной этап использует большинство методов обучения, таких как  словесный, наглядный, практический, поисковый, метод создания ситуации успеха в учебе, метод поощрения. Данные методы характерны для урока – игры. Они направлены на закрепление полученных знаний и  способствуют умениям студентов ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ и понимать сущность и порядок расчетов налогов.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы, использовалась смена видов деятельности студента.

Урок получился очень динамичным. Задачи, решавшиеся на данном уроке - игре, были реализованы. На протяжении всего занятия активность студентов была высокой. Она проявилась в  ответах на вопросы, вовлеченности в обсуждение проблем, увлеченности тематикой урока, заинтересованности в  получении дополнительной информации. Студенты смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (применение методологических основ к конкретной ситуации при  решении практических задач), высказывании собственного мнения.

Уровень эмоциональности занятия -  высокий, т.к. игра как форма урока увеличивает заинтересованность студентов. Логически выстроенный урок, смена заданий и деятельности студентов, а также доброжелательная образовательная обстановка позволили избежать перегрузки обучающихся. Поставленных целей данный урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной дисциплине Операционные системы ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Методическое пособие разработано для студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», 230113«Компьютерные системы и комплексы» и 230111 «Компьютерные сети» с целью оказания м...

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине Элементы высшей математики

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине «Элементы высшей математики» предназначена для студентов КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» специальности 230111 «Компьютерные сет...

Методическая разработка по учебной дисциплине Математика» по теме "Определенный интеграл" ( для преподавателя)

Методическая разработка посвящена изучению понятия «определенный интеграл», являющегося важной составной частью практически любого курса математики. Актуальность данной тематики связана, в частности, ...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

Методическая разработка по учебной дисциплине по  учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности  46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...

Методическая разработка по учебной дисциплине Основы социологии и политологии

Методическая разработка творческого урокана тему «Социальный статус»по учебной дисциплине Основы социологии и политологии...