Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине "Основы экономики"

    Авдеева Елена

    Методические рекомендации составлены для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod._samost.rabota.docx85.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ    

      «КОЛЛЕДЖ  ПОЛИЦИИ»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по организации самостоятельной работы студентов

    по учебной дисциплине: Основы экономики

     специальность

    40.02.02   Правоохранительная деятельность

    МОСКВА

    2015

    Пояснительная записка

          Самостоятельная работа обучающихся - важнейшая составная часть занятий по «Основам экономики», необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.).

           Самостоятельная работа способствует формированию у обучающихся навыков работы с экономической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса основ экономики, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.

            Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом. Объем в часах по учебному плану составляет 16 часов.

          В ходе самостоятельной работы студент может:

    - получить знание теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.),

    - научиться использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания;

    - применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к семинару или дискуссии, написание реферата).

    Дисциплина «Основы экономики» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ 07) и выполнение самостоятельной работы может способствовать развитию  общих компетенций:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 3.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска,  и нести за них ответственность.

    ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

    ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

    ОК 13.  Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

    Целевые направления  самостоятельной  работы обучающихся

    1.Для овладения и углубления знаний:

    - составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

    - конспектирование текста;

    - создание презентации.

    2. Для закрепления  знаний:

    - работа с конспектом лекции;

    - повторная работа с учебным материалом;

    - составление плана ответа;

    - составление различных таблиц.

    3. Для систематизации учебного  материала:

    - подготовка ответов на контрольные вопросы;

    - подготовка сообщения, доклада;

    - тестирование;

    4 .Для формирования практических и профессиональных умений.

    -решение задач и упражнений по образцу;

    -решение ситуативных и профессиональных задач;

    - проведение анкетирования и исследования.


    Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы

    Тема

    кол-во часов

    Вид самостоятельной работы

    Тема 1.1.

    Назначение экономики

    2

    задание по выбору:

    Написание эссе: «Связь семьи с экономикой»

    Подготовка сообщений по истории экономической теории

    Тема 1.2.

    Экономические отношения в обществе

    2

    Подготовка реферативных сообщений: Криминальная экономика

    Тема 2.1.

    Рыночное хозяйство

    2

    Работа с учебником : составление конспекта Экономическая роль  денег

    Тема 2.2.

    Конкуренция и монополия

    2

    Подготовка сообщений: Антимонопольное регулирование

    Тема 2.3.

    Экономические основы бизнеса

    2

    Работа с учебником: составление таблицы «Основные и оборотные средства»

    Тема 3.1.

    Национальная экономика

    2

    Подготовка сообщений: Современное состояние  экономики РФ

    Тема 3.2.

    Экономический рост и неустойчивость развития экономики

    2

    Составление таблицы: Последствия безработицы

    Тема 3.3.

    Финансовая и денежно-кредитная системы страны

    2

    Ответы на контрольные вопросы по теме

    16


    Содержание самостоятельной работы студентов

    Тема 1.1. Назначение экономики

    Самостоятельная работа обучающихся:

            Написание эссе: «Связь семьи с экономикой»

    На основе материала лекции и самостоятельного изучения литературы, студентам необходимо разобраться с экономическими связями своей семьи с экономикой города, страны, мира.  Установить основные направления хозяйственной деятельности семьи, ее экономические функции и задачи, источники доходов и основные направления расходования средств.

    Контрольные вопросы

    1. Что означает термин «экономика»?
    2. Почему люди ведут хозяйство? Сформулируйте главное назначение экономики.
    3. Какие потребности общества вы можете назвать?
    4. Какие блага производит экономика, а какие нам дает природа?
    5. Дайте понятие экономических ресурсов и сформулируйте  основную проблему экономики.
    6. Назовите стадии экономического кругооборота благ. Приведите примеры.
    7. Что называют факторами производства? Какие факторы вы знаете?
    8. Сформулируйте понятие производственных возможностей.
    9. Что показывает график производственных возможностей?
    10. Сформулируйте понятие эффективности и ресурсоемкости.
    11. Какие стадии выделяют в развитии экономики и производства. В чем их особенности?
    12. Какова структура современного производства?
    13. Сформулируйте понятие услуги. Приведите примеры материальных и нематериальных услуг.

            По выбору предусматривается подготовка реферативных сообщений по истории экономики.

    Тематика сообщений

    1. Меркантилизм
    2. Школа физиократов
    3. Класическая политэкономия
    4. Марксизм
    5. Марджинализм
    6. Неоклассическое направление
    7. Монетаризм

    Рекомендуемая литература:

    Борисов Е.Ф. Основы экономики,  стр. 81-91.

    Интернет-ресурсы

    Тема 1.2. Экономические отношения в обществе

    Самостоятельная работа обучающихся: по выбору

    Подготовка реферативных сообщений: Криминальная экономика

    Работа с Уголовным Кодексом РФ: экономические преступления

    Под криминальной (или теневой) экономикой подразумевается совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов хозяйственной деятельности. Ее общими признаками являются:

    • скрытый, тайный характер (такая деятельность не регистрируется государством и не отражается в официальной статистике)
    • охват всех фаз кругооборота общественного богатства (производства, распределения, обмена и потребления)
    • незаконное обогащение посредством утаивания доходов от государственного налогообложения, безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение общественного богатства

    По разным оценкам, в странах Запада в теневом секторе экономики производится от 5 до 20% валового национального продукта. Во второй половине 1990-х гг. в России под контролем криминальных структур находилось 40% всех предприятий.

    Теневую экономику можно подразделить на следующие основные укрупненные блоки: неофициальная, фиктивная и подпольная.

    Неофициальная (образно называемая «серая») экономика охватывает легальные, разрешенные виды хозяйственной деятельности, которые особенно распространены в сфере услуг (ремонт квартир, медицинская помощь, предоставление жилья в курортной местности и т.п.). Однако получатели доходов скрывают их от налогообложения.

    Фиктивной («беловоротничковой») хозяйственной деятельностью занимаются, как правило, руководящий состав предприятий и чиновники в тех странах, где значительно развит государственный сектор экономики. Лица, имеющие доступ к общественной собственности, обогащаются, изобретая незаконные средства (приписки к выполнению заданий и планов, мошеннические способы получения денег, хищения материальных ресурсов и т.п.).

    Подпольная («черная») экономика — это запрещенная законом деятельность. Сюда относятся: наркобизнес, контрабанда, фальшивомонетничество, торговля людьми, заказные убийства и иные преступные дела.

    Более точную характеристику преступлений в сфере экономики можно найти в гл. 21«Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и гл. 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях» Уголовного кодекса РФ.

    Криминальная экономика пустила глубокие корни и значительно расширилась в нашей стране, особенно за последние годы.

    Первая причина этого явления состоит в коррупции (подкупе) государственных чиновников и должностных лиц, призванных поддерживать законность в экономике (на их подкуп преступный мир тратит до 30—50% своих доходов). Другая причина состоит в том, что дельцы «черной экономики» образуют группы, хорошо оснащенные оружием и современными техническими средствами. Эти организованные преступные группы вместе с подкупленной частью государственного аппарата создают мафиозные объединения, препятствующие разоблачению преступлений. Третья причина заключена в получении очень высоких доходов прежде всего главарями мафии. Между тем, как подсчитали экономисты, большинство воров, мошенников и грабителей получают средний доход (с учетом срока тюремного заключения), который меньше заработка рядовых рабочих и служащих. В дальнейшем мы не раз коснемся теневой экономики, ее конкретных форм и путей борьбы с нею с помощью организационно-экономических и социально-экономических мер.

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие собственности в экономическом и юридическом смысле.
    2. Охарактеризуйте социально-экономические отношения собственности.
    3. Как отношения собственности регулируются правом?
    4. Какие типы собственности предусмотрены Гражданским Кодексом РФ?
    5. В чем достоинства и недостатки частной, общей долевой и общей совместной собственности?
    6. Как происходила смена собственности при капитализме?
    7. Какие изменения в отношениях собственности происходили в нашей стране?
    8. Какие преступления против собственности предусмотрены Уголовным Кодексом?
    9. Назовите понятие, причины и виды теневой экономики.
    10. Сформулируйте понятие кооперации труда и назовите ее значение в развитии современного производства.
    11. Сформулируйте понятие разделения труда. Какие виды разделения труда выделяют?
    12. Назовите формы организации хозяйственной деятельности. В чем отличительные особенности натурального и товарного производства.
    13. Что понимается под понятием экономическая система. Что является основой для выделения видов экономических систем?

    Рекомендуемая литература:

    Тема 2.1. Рыночное хозяйство

    Самостоятельная работа обучающихся:

           Составление конспекта по учебнику: Экономическая роль  денег

        Изучить теоретический материал учебника и составить краткий конспект по следующим пунктам плана:

    1. Понятие денег
    2. Функции денег
    3. Две стадии в истории денег
    4. Современные деньги
    5. Стоимость денег

            Сущность денег непосредственно проявляется в выполнении ими своих функций в совокупности. При этом применение денег не сводится только к участию их в качестве посредника в процессе обмена товарами. Функционирование денег приобретает черты самостоятельного движения, отделенного от движения товаров (накопления денег, переводы и т.д.). Существующие в настоящее время концепции о сущности денег, рассматривают вопрос с разных позиций и поэтому дают неодинаковые определения денег:

           Деньги - это историческая категория товарного производства, выражают экономические отношения между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Относительно самостоятельные товаропроизводители, не будучи непосредственно связаны друг с другом, вступают в отношения посредством обмена продуктами своего труда при помощи денег.

            Деньги - это всеобщий товарный эквивалент. Только деньгам присуще свойство всеобщей непосредственной обмениваемости на товары. При бартерных сделках возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдения эквивалентности таких операций.

            Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар,  имеющий наибольшую способность к сбыту.

            Признание современных бумажных и кредитных денег функционирующим всеобщим эквивалентом потребовало дополнительных разъяснений их сущности, выполняемых функций. Современные деньги не имеют реальной собственной стоимости. Они выполняют все функции, поскольку у них имеется представительная стоимость, которую они получают в сфере обращения.

    Функции денег. Деньги как мера стоимости.

         Само название этой функции говорит о том, что величина стоимости товаров определяется путем приравнивания их к определенному количеству денег. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а воплощенный в товарах труд. Эту функцию выполняют так называемые «идеальные», иначе - « мысленно представляемые» деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть цена. Однако на практике на цену влияют не только затраты на производство товаров, но и множество других факторов: спрос, предложение, вид товара, его качество, налоговая социальная политика государства и др. Таким образом, на практике цены отличаются от стоимости товара довольно существенно. При обращении полноценных денег на цену товара влияла стоимость самих денег. Определенное количество золота принималось за единицу измерения его массы. Эта единица устанавливалась государством в качестве денежной единицы - масштаба цен, который служил для соизмерения денег. Цены товаров выражались в определенном количестве весовых единиц (золота).

    При обращении неразменных на золото бумажных и кредитных денег действия функции меры стоимости изменяется: вместо полноценных денег используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью. Установление цены на прежних условиях усложняется, тем не менее, и неполноценные деньги используются для установления цен, для соизмерения стоимости. По этому вопросу не существует объяснений. Одни экономисты считают, что неполноценные деньги являются представителями золота и замещают его во всех функциях, в том числе и в функции меры стоимости. Другие сводят функцию денег как меры стоимости к функции средства учета. Третьи рассматривают эту функцию с позиций удобства использовать денежную единицу в качестве масштаба, для соизмерения относительных стоимостей различных товаров и ресурсов. В основе установления цены товара лежит не стоимость денег, а величина стоимости (ценности) самих товаров, обращающихся на рынке. Цена товара есть форма проявления менового отношения данного товара по всем товарам.

    Деньги как средство обращения

         Деньги обслуживают товарное обращение. С появлением денег формула товарного обращения Т - Д - Т состоит из акта продажи (Т- Д) и акта купли (Д - Т). Смена форм стоимости предполагает, что товар является исходным и конечным пунктом, деньги не выступают как посредник, как средство обращения. При этом особенностями такой функции денег являются: передача товара (оказание услуги) покупателю и его оплата происходят одновременно; движение денег и товара совпадают не только во времени, но и пространстве; используются только наличные денежные знаки; деньги способствуют перемещению товаров от одних товаропроизводителей к другим (потребителям) и тем самым выталкивают товары из сферы обращения, сами же остаются в сфере обращения в постоянном движении. При выполнении этой функции полноценными деньгами(слитками, позднее монетами) денежное обращение было дорогим, порождало известные технические неудобства (установление пробы, взвешивание, дробление. Стирание, порча и др.). Поскольку функцию средства обращения деньги выполняют мимолетно, появилась объективная возможность замены золотых монет в процессе обращения бумажными и кредитными деньгами. Для подобной замены достаточно того, что данный знак стоимости признается обществом в качестве платежного средства, товаропроизводителю, который продает свой товар, безразлично, обладают ли деньги собственной стоимостью, главное, чтобы за них он мог купить другой товар.

    В современных условиях функцию средства обращения выполняют наличные денежные знаки, не разменные на золото. В условиях обращения таких денег появляется инфляция, обеспечение денег, что затрудняет процесс обмена товаров. Это требует дополнительных мер со стороны государства по регулированию товарно-денежного обращения. Внедрение и развитие системы безналичных расчетов приводит к сокращению сферы применения денег как средства обращения.

    Деньги как средства платежа

         Эта функция обслуживает различные долговые обязательства. Такую функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении ссуд и процентов по ним, платежах за приобретенные товары, оказанные услуги и выполненные работы, денежных отношениях с финансами, страховыми организациями, выполнении обязательств перед гражданами и др. Характерными особенностями функции являются: ее выполняют деньги в наличной и безналичной формах; акты продаж и купли товаров разъединяются во времени и пространстве; деньги в процессе движения товаров не противостоят им непосредственно, а поступают в оборот лишь через определенное время после движения товаров или предшествуют ему, т. е. осуществляют относительно самостоятельное движение; функционирование денег не ограничивается пределами сферы товарного обращения, а обслуживают и кредитные, и финансовые отношения.

    Отрыв движения денег от движения товаров, оказание услуг создают возможность неплатежей, способствуют возникновению платежных кризисов. Которые связаны не только с движением товаров, но и движением капитала и финансовых инструментов.

    С выполнением деньгами функции средства платежа, помимо банкнот, связано и появление таких инструментов как вексель, чек, кредитная карточка и т.д.

    Деньги как средства накопления

         Эта функция необходима, во-первых, для того, чтобы купля товаров не зависела от продажи своих товаров. Во - вторых, для того, чтобы деньги могли быть допущены в оборот и принесли новые деньги, необходимо, чтобы они достигли размеров «минимального платежа». Без этого невозможен экономический рост. Но чтобы реализовать эту функцию, деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода. Только при этом условии деньги смогут устойчиво представлять долю общественного богатства, соответствующую размеру накопленных денежных знаков. Иными словами, накапливаемые деньги - это временное изъятие из процесса обращения средств обращения (подобно тому, как консервируют продукты). Разумеется, когда речь идет о накоплении, то не имеется в виду то, что деньги прячут где - либо, закапывают в землю и т.д. Это бессмыслица, тем более в наше время. Для накопления деньги размещаются в банках и других финансовых структурах, на них приобретаются ценные бумаги и т.д. Деньги накапливаются и ждут своего часа для будущего применения.

         При функционировании полноценных денег их накопление было связано с образованием сокровищ (функция денег как средства образования сокровищ). Деньги выступали как регулятор денежного обращения. При уменьшении размеров производства и обращения товаров, когда часть денег на рынке становится излишней, они оседают, уходят в сокровища. В то же время с ростом потребностей рынка в деньгах определенная часть последних, находящаяся в форме сокровищ, возвращается в сферы обращения. В условиях функционирования не разменных денег на золото на внутренних рынках эту функцию выполняют бумажные и кредитные деньги. Накопление денег осуществляется на уровне государства в виде золотовалютных субъектов (депозиты, ценные бумаги), а также сбережений населения в виде вкладов, ценных бумаг, тезаврации (неорганизованные сбережения).

    Мировые деньги

    Можно выделить три назначения мировых денег:

    1.Международное платежное средство: платежи - поступления при купле - продаже в кредит, а также при клиринговых расчетах во внешней торговле между странами. В случае невыполнения своих обязательств по поставке товаров одна из сторон расплачивается со своим партнером, уплачивает возможные штрафы, пени, понесенные убытки не традиционными товарами, а золотом и свободно конвертируемой валютой.

    2.Международное покупательное средство: при чрезвычайных обстоятельствах страна может в любое время купить на мировых рынках все, что ей требуется, но расплачиваться придется опять - таки золотом или свободно конвертируемой валютой.

    3. Всеобщее воплощение национального богатства: внешние займы, выплата контрибуции (репарации) - принудительные платежи или имущественные изъятия с побежденного в войне или частично возмещает в денежной или материальной форме убытки, понесенные в войне страной - победителем. Так, после окончания Великой Отечественной войны из Германии в СССР шли составы с немецким оборудованием, техникой. Транспортными средствами и т.д. разумеется, это была отнюдь не новая техника, но она стала значительным подспорьем нашей стране в процессе восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Так, во многих леспромхозах Архангельской области немецкие локомотивы не один десяток лет исправно вывозили лес по узкоколейным железным дорогам.

    Виды денег

          В современной денежной системе существуют такие основные виды денег: полноценные (золотые или серебряные монеты); неполноценные монеты, бумажные деньги (государственные казначейские билеты); кредитные деньги (вексель, чек, банкнота). У полноценных денег нарицательная стоимость, в основном, отвечает стоимости металла, который в них содержится. А сами они выполняют все функции денег (роль всеобщего эквивалента).

         Полноценные деньги - это, прежде всего, золотые монеты. Для придания этим монетам прочности, их чеканки с примесями других металлов. Вопреки этому, они, тем не менее, стирались и постепенно превращались в полноценные. Чтобы предотвратить значительное отклонение фактического веса золотой монеты от законодательно установленной, государство определяло границу такого отклонения (она обычно не превышала 1 % веса монеты).

         Для обслуживания розничного товарооборота во многих странах практиковалось и практикуется ныне чеканка неполноценных (биллонных) монет из меди, алюминия, никеля, цинка и разных сплавов, которые принадлежат государству.

          Номинальная стоимость таких монет превышает стоимость металла, который в них содержится, и затрат на чеканку. Изготовление монет из государственного металла обеспечивает государству получение монетного дохода - разницы между номинальной стоимостью металла и затратами на чеканку и его рыночной ценой.

          Наличные деньги - это банкнота, государственные казначейские билеты и монеты. Безналичные деньги - это средства на счетах в банках; разнообразные вклады(депозиты) в банках; депозитные сертификаты; государственные ценные бумаги, а также денежные средства, вложенные в акции инвестиционных фондов.

           Широкого распространения в развитых странах мира приобрели кредитные карточки - платежно-расчетные документы, которые выдает банк своим вкладчикам для оплаты необходимых для них товаров и услуг, приобретенных в кредит. Банки в этом случае берут на себя риск срочной оплаты, а вкладчик обычно возвращает заем в течение месяца. За несоблюдение этого соглашения начисляются проценты с оборота. Современные кредитные карточки содержат информацию до 8 тыс. знаков (данные о состоянии счета вкладчика в банке, уплаты налогов, состояние здоровья, группу крови и др.).

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие рынка. Каковы принципы рыночного хозяйства?
    2. В чем сущность рыночной сделки?
    3. Система рынков, какие виды рынков вы можете назвать?
    4. В чем отличие свободного и регулируемого рынка?
    5. Когда появились деньги? Какие эпохи выделяют в их развитии?
    6. Перечислите функции денег.
    7. Что собой представляет инфляция? Виды инфляции.
    8. Как определяется индекс цен и темп инфляции?
    9. Сформулируйте экономический закон спроса. Какие факторы влияют на него?
    10. Сформулируйте экономический закон предложения. Какие факторы, влияют на предложение?
    11. Понятие эластичности спроса и предложения.
    12. Как формируется равновесная цена, дефицит и затоваривание рынка?

    Рекомендуемая литература:

    Борисов Е.Ф. Основы экономики,  стр. 118-127

    Тема 2.2. Конкуренция и монополия

    Самостоятельная работа обучающихся:

           Подготовка сообщений: Антимонопольное регулирование

    Одним из основных условий рыночной экономики является конкуренция. Она способствует улучшению качества товаров, развитию дополнительного сервиса, способствует снижению рыночных цен. Некоторые производители для завоевания рынка вступают в сговор. Государство осуществляет антиинфляционную политику.  Студентам необходимо разобраться с целью антиинфляционной политики, основными методами государственного регулирования, основными нормативными документами ограничивающими монопольный сговор производителей.

              Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

             Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

           В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

            Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. 

            Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

     

    Первые антимонопольные законы

          Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) — знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. $ (впоследствии он был повышен до 50 тыс. $) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

           Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

           В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.

           Акт Келлера — Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний — последовательных участниц одного производственного процесса).

          Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И. Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений, которые по закону Шермана признаны незаконными уже через три года после принятия данного закона.

     

    Современное антимонопольное регулирование

    Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

     Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

    • запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
    • роспуска существующих монополистических объединений;
    • расчленения монополий на ряд самостоятельных производств. 

    Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на

    • преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
    • преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
    • запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

    Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

    • использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
    • поощрение выпуска товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
    • расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

          Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию. Что касается антимонопольной политики государства РФ, то здесь ситуация выглядит следующим образом. Для России характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы предприятий, особенно после либерализации цен в январе 1992 г. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д.

     Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

     

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие конкуренции. Каково ее значение в рыночной экономике?
    2. Какие виды конкурентной борьбы можно различить в экономике?
    3. Сформулируйте правила конкурентной борьбы.
    4. В чем особенность ценовой и неценовой конкуренции?
    5. Охарактеризуйте совершенную и несовершенную конкуренцию.
    6. Дайте понятие монополии. Как развивалась монополия в 19-21 веках?
    7. Какие конкретные виды монополии могут существовать в экономике?
    8. Какие положительные моменты можно найти в монополии.
    9. Чем монополия мешает нормальному функционированию рыночной экономики? Формы монополистических объединений.
    10. Назовите меры антимонопольного регулирования.

    Тема 2.3. Экономические основы бизнеса

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Заполнение таблицы: Основные и оборотные средства

    Признак

    Основные средства

    Оборотные средства

    Понятие

    Сохранение формы

    Участие в кругообороте капитала

    Перенос стоимости на готовую продукцию

    Примеры

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие коммерческого расчета.
    2. Перечислите  и охарактеризуйте принципы коммерческого расчета.
    3. Какова формула коммерческого обогащения?
    4. Как измениться эта формула для производственного обогащения.
    5. Понятие стоимость, старая стоимость и новая стоимость.
    6. Понятие экономический кругооборот капитала.
    7. В чем отличие простого и расширенного воспроизводства капитала?
    8. Для чего необходимо накопление капитала?
    9. В чем отличие основного и оборотного капитала?
    10. Дайте понятие износа основных средств и сравните основные виды износа.
    11. Как определяется амортизация, для чего формируется амортизационный фонд?
    12. Какой показатель характеризует использование оборотных средств предприятия?

    Рекомендуемая литература:

    Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Дрофа, 2011.

    Тема 3.1. Национальная экономика

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Подготовка сообщений: Современное состояние экономики в РФ 

          Темпы роста ВВП в России на протяжении последних лет превышали аналогичные показатели ЕС и США и достигали в среднем 6%. За первые шесть месяцев этого года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 6,3%.

         Такой экономический рост стал возможен, с одной стороны, благодаря восстановлению макроэкономической стабильности и проведению рыночных реформ, а с другой, благодаря сохранению контроля государства в некоторых отраслях.

         Признанием успешности социально-экономического развития России стало последовательное повышение ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного (по версии всех крупнейших международных рейтинговых агентств), а также предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

         Финансовое положение страны продолжает укрепляться. Постоянно растущие стабилизационный фонд и золотовалютные запасы служат защитой от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. По объему золотовалютных резервов (более 270 млрд. долл.) Россия вышла в 2013 г. на третье место в мире после Китая и Японии.

         Стабфонд РФ формируется из поступлений от нефтяных налогов, если цена российской нефти сорта Urals превышает 27 долл. за баррель. В мае-июне этого года средняя цена сорта Urals составила 64,46 долларов за баррель. Поэтому неудивительно, что объем средств Стабфонда увеличивается быстрыми темпами. На начало июля 2013 г. он превысил 75 млрд. долл. А по оценке МЭРТ РФ, к концу этого года его размер может превысить 100 млрд. евро.
        Весной 2013 года российские власти определили, как будут использованы средства Стабилизационного фонда – их можно вложить в иностранную валюту (доллары США, евро и английские фунты стерлингов), либо приобрести долговые обязательства 14 развитых иностранных государств.

    С 1 июля 2013 г. в России отменены последние ограничения в валютной сфере, что является стратегической задачей российского руководства по обеспечению конвертируемости рубля. Необходимое условие полной конвертируемости национальной валюты – отсутствие ограничений по текущим и капитальным операциям в стране. Текущие ограничения в России сняты давно, однако ограничения по капитальным операциям до 2006 г. продолжали существовать. Отказ от них, по мнению российского правительства, одной стороны, станет дополнительным доводом для иностранных инвесторов вести бизнес в России, а с другой, даст возможность российскому бизнесу участвовать в инвестициях в других странах без дополнительных обременений.
        В июле этого года весьма успешно прошло IPO российской государственной нефтяной компании «Роснефть» в Лондоне и в Москве. В результате размещения «Роснефть» получила 10,4 млрд. долларов за 14,8% своих акций. Исходя из данного объема и цены размещения, ее капитализация составила 79,8 млрд. долл. Это стало самым крупным размещением среди российских компаний и пятым по величине в мире.

           Благодаря укреплению экономической и финансовой ситуации в стране стало возможным досрочное осуществление расчетов со странами-кредиторами. В августе 2013 г. Россия досрочного погасила остаток своего долга Парижскому клубу кредиторов в размере около 22 млрд. долл. По данным Минфина РФ, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долларов. При этом отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается до 9%.

    Это стало знаковым событием для российской экономики. С 1993 г. Россия выступала одновременно и кредитором, и должником клуба. С погашением долга она переходит в разряд полноправных кредиторов. Эта операция – крупнейшее досрочное погашение долга за всю историю клуба. Минфин РФ отмечает, что досрочное погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране.

          В роли донора Россия в 2013 году заявила о намерении присоединиться к инициативе «большой восьмерки» по списанию долга беднейшим странам и списать 700 миллионов долл. долгов.
    Прирост промышленного производства в РФ в январе-июне 2014 г. составил 4,4% к соответствующему периоду 2013 г. Среди базовых секторов экономики лидерами по темпам роста выступали торговля и строительство. При этом в первом полугодии 2014 г. наблюдались изменения в структуре инвестиций по видам экономической деятельности, что способствовало повышению качества экономического роста. Изменения произошли в пользу обрабатывающих производств и инфраструктуры, не связанных с добычей природных ресурсов: на производство машин и оборудования, в металлургию, целлюлозно-бумажное и химическое производство, в производство продовольствия, в транспортирование по трубопроводам и в связь.

           Постепенно растет и благосостояние российских граждан, особенно жителей больших городов. Наблюдается оживление розничной торговли. Прирост оборота розничной торговли в первой половине 2013 г. по отношению к соответствующему периоду 2013 г. составил 11,3%. Повышение спроса населения обеспечивалось ростом реальных располагаемых денежных доходов, которые увеличились по отношению к соответствующему периоду 2013 г. на 11,1%.

    В последние годы Россия имеет устойчивый положительный платежный баланс и бездефицитный государственный бюджет. Однако профицитность бюджета не явилась гарантией отсутствия инфляции. Хотя темпы роста цен в России постепенно сокращаются, инфляция остается одной из самых болезненных проблем для властей. В январе-июне 2013 года она составила 6,2% против 8% за первое полугодие 2012 года. За период июнь 2013 г. к июню 2005 г. инфляция составила 9%, приблизившись вплотную к верхней границе установленного на 2013 год целевого уровня (8-9%).

            Успехи экономического роста в России все еще во многом обусловлены благоприятной ситуацией на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов. Вследствие высоких темпов роста мировой экономики, в первую очередь, роста спроса на сырье со стороны азиатских стран, цены на нефть на мировом рынке в последнее время находились на чрезвычайно высоком уровне. По данным Минэкономразвития РФ, цена на российскую нефть марки «Urals» на мировом рынке составила в I полугодии этого года 61,3 долл. за баррель, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 35%.

           Поэтому сейчас на первый план в России выходят проблемы качества роста и модернизации экономики. Власти считают необходимым обеспечить переход к ее инновационному развитию. Для чего заявлены цели по продвижению институциональных реформ и повышению качества человеческого капитала.

           


    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие макроэкономики в широком и узком смысле?
    2. Как происходит формирование макрорынка и государственного сектора экономики?
    3. Что подразумевают под экономической политикой государства?
    4. Назовите основные направления экономической политики государства.
    5. Каковы цели экономической политики государства?
    6. Какие факторы представляют угрозу экономической безопасности страны?
    7. Что составляет национальное богатство страны?
    8. Какие показатели национальных счетов используют для анализа экономической деятельности страны?
    9. Как взаимосвязаны показатели ВНП, ВВП, ЧНП, НД и ЛД?
    10. Какими методами может быть измерен ВНП страны?

    Тема 3.2. Экономический рос и цикличность развития экономики

    Самостоятельная работа обучающихся: 

    Составление таблицы: Последствия безработицы 

    Наличие безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

    Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

    Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

    На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

    Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

    Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

    GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%

    Последствия  для государства

    Последствия для человека

    Контрольная работа

    1. Что понимают под воспроизводством населения страны?
    2. Какие показатели характеризуют воспроизводство населения?
    3. Какие факторы оказывают влияниие на воспроизводство населения. Какова роль государства в регулировании демографических процессов?
    4. Сформулируйте понятие экономический рост.
    5. Какие цели, факторы и темпы должны быть у экономического развития  экономики?
    6. Дайте характеристику экстенсивного экономического развития.
    7. Как выглядит волнообразное движение экономики. Понятие экономических колебаний.
    8. На какие фазы делится экономический цикл?
    9. Охарактеризуйте фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем.
    10. Что является толчком выхода из кризиса?
    11. В чем особенность современных кризисов?
    12. В чем особенность кризиса в России в 90-х годах ХХ века?
    13. Сформулируйте понятие безработица и безработный.
    14. Кто относится к экономически активному населению, а кто к экономически неактивому населению?
    15. Назовите виды безработицы.
    16. Сформулируйте закон денежного обращения.
    17. Почему экономику сопровождает инфляция, каковы ее причины?
    18. В чем сущность антиинфляционной политики государства?
    19. Какие денежные реформы известны в экономике?

    Тема 3.3. Финансовая и денежно-кредитная системы страны

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Подготовка сообщений и докладов по теме  :

    1. Финансовая система
    2. Денежно-кредитная система
    3. Валютная система
    4. Фискальная политика государства
    5. Бюджетная политика государства
    6. Налоговая система
    7. Банковская система
    8. Способы регулирования денежной массы в обращении
    9. Кредитная политика банков

            Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.
    Состав финансовой системы РФ представлен на рисунке

    Рис. 3.2. Финансовая система РФ 


    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте понятие финансов.
    2. Какие уровни включает финансовая система страны?
    3. Как осуществляется финансовое регулирование макроэкономики?
    4. Назовите основные направления финансовых расходов государства.
    5. Понятие государственного бюджета. Какова его структура?
    6. Что включает в себя денежно-кредитная система страны?
    7. Какие банки действуют в экономике страны? В чем их основные функции?
    8. Назовите способы регулирования банковской системы.


    Рекомендованная литература

    1. Акимова, Т.А. Основы экономики устойчивого развития: учебное пособие для вузов / Т.А. Акимова. - М.: Экономика, 2013. - 332 c.

    2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Дрофа, 2011. – 230 с.
    3. Гуреева, М.А. Основы экономики машиностроения: Учебник для нач. проф. образования / М.А. Гуреева. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 208 c.
    4. Гуреева, М.А. Основы экономики транспорта: Учебное пособие для нач. проф. образования / М.А. Гуреева. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 192 c.
    5. Липсиц, И.В. Основы экономики: Учебник для средних специальных учебных заведений / И.В. Липсиц. - М.: Вита-Пр., 2012. - 320 c.
    6. Мурзин, А.Д. Недвижимость: основы экономики, оценки и кадастра: Краткий курс / А.Д. Мурзин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 216 c.
    7. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учебное пособие (краткое изложение для подготовки к экзаменам) / В.Г. Слагода. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
    8. Соколова, С.В. Основы экономики: Учебное пособие для нач. проф. образования / С.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 128 c.
    9. Терещенко, О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений / О.Н. Терещенко. - М.: Дашков и К, 2012. - 380 c.
    10. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для начального профессионального образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 176 c.
    11. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 224 c.
    12. Шевелева, С.А. Основы экономики и бизнеса: Учебное пособие для учащихся средних проф. учебных заведений / С.А. Шевелева, В.Е. Стогов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 431 c.
    13. Основы экономики крупного города / Под ред. П.И. Бурака. - М.: Экономика, 2009. - 647 c.

    Интернет-ресурсы

    http://www.gramotey.com/?open_file=1269016468 –  Борисов Е. Ф.  Электронный учебник  по Основам экономики

    http://www.economy.gov.ru/minec/main - сайт министерства экономического развития РФ

    http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ -  текст Уголовного Кодекса  РФ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08.06 Ритмика с методикой тренировки

    Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 08.06 Ритмика с методикой тренировки для специальности 050141 Физическая культура среднего профессионального обр...

    Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по учебной дисциплине ОП.01. Деловая культура

    В методических указаниях приведены основные требования по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплинеОП.01. Деловая культура, предназначенные для обучающихсяОУ CПОпрофессии 03...

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине История дизайна

    Самостоятельная работа  - вид деятельности студентов, выполняемый ими по заданию преподавателя без его непосредственного участия, или любой вид деятельности, связанный с овладением знаний....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по МДК 01.03. Системы коммутации, технологии их монтажа и обслуживания для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки)

    Методические рекомендации  содержат  указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по междисциплинарному курсу МДК 01.03 Системы коммутации, технологии их монтажа и обслуживания...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по ПМ. 02. Организация сетевого администрирования для специальности 230111 Компьютерные сети

    Методические рекомендации  содержат  указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по профессиональному  модулю ПМ. 02. «Организация сетевого  администрирования».Метод...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА» для профессии 19.01.17 Повар, кондитер

    Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине «Информатика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднег...

    Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

       Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...