РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «Организация деятельности производственного подразделения»
рабочая программа на тему

Деревицкая Виктория Александровна

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-pm.03_men.-2016.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Воскресенский колледж»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 «Организация деятельности производственного подразделения»

Наименование специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Квалификация  выпускника

ТЕХНИК

 

2016 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Организация разработчик: ГБПОУ  МО «Воскресенский колледж»

Разработчики:

Наконечная Галина Амбросиевна – преподаватель экономических дисциплин

Деревицкая Виктория Александровна – преподаватель экономических дисциплин

Рабочая программа профессионального модуля рекомендована предметной (цикловой) комиссией управления  и права

Утверждена «01» сентября 2016 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии    ……………………  В.А. Деревицкая

Согласовано:

«…..»……………………..201… г.

Директор  

Воскресенского колледжа      ……………………………………   Х. Х. Кремер

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        3

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПМ        6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПМ (ВПД)        18


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

"Организация деятельности производственного подразделения"

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая  программа профессионального модуля  – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) ФГОС по специальности СПО в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация деятельности производственного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

ПК 3.4. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности.

1.2. Цель и задачи профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующим профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

      -  планирования и организации работы структурного подразделения;

      -  участия в анализе работы структурного подразделения;

-  руководство работой структурного подразделения;

-  оценки экономической эффективности производственной деятельности;

уметь:

      - составлять планы размещения оборудования и осуществлять организацию рабочих мест;                                                                                                      .        - осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, качества работ, эффективного использования технологического оборудования и материалов;                                                                                                                            .        - принимать и реализовывать управленческие решения;                                                 .        - рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования;                                                                                                    .       - мотивировать работников на решение производственных задач;                             .       - управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками. 

знать:

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- принципы делового общения в коллективе;

      - психологические аспекты профессиональной деятельности;                                            .         - аспекты правового обеспечения профессиональной деятельности. 

1.3. Рекомендуемое количество часов

Рекомендуемое количество часов на освоение профессионального модуля всего – 522 часа, в том числе:

  а) максимальной учебной нагрузки обучающегося –  450 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 300 часа;

- самостоятельной работы обучающегося – 150 часов

  б) учебной практики – 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ)

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Организация деятельности производственного подразделения

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2.

Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3.

Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.

ПК 3.4.

Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением  полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1

Раздел 1.  Планирование и  организация  работы структурного подразделения

82

50

6

-

32

-

-

-

ПК 3.2

Раздел 2.  Руководство работой структурного подразделения

74

52

10

22

-

-

ПК 3.3

Раздел 3.  Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей.

60

42

 

18

Раздел 4. Экономика организации

162

108

16

20

54

Раздел 5. Менеджмент  

      72

      48

    24

ПМ 03

Производственная  (по профилю специальности) практики.

72

72

Всего:

522

300

38

20

150

-

-

72

3.2. Содержание профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ.03  Организация деятельности производственного подразделения

522

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2                      

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2                    2

2                   2                  2

2                2                  2                  2                   2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

МДК.03.01  Планирование и организация работы структурного подразделения

450

Раздел ПМ 1.  Планирование и  организация  работы структурного подразделения

82

Введение

Содержание

Содержание организации  работы структурных подразделений. Взаимосвязь с другими дисциплинами.

2

Тема 1.1.

Предприятие и его структурные подразделения в условиях рыночной экономики

Содержание учебного материала

18

1

Типы производства. Характеристика типа производства по технологическим,

организационным и экономическим принципам, и коэффициенту закрепления операций.

2

Производственная структура предприятия. Принципы организации производственных подразделений. Характеристика основного и вспомогательного производства.

3

Назначение и организация подразделений и служб предприятия. Положение об отделах и службах. Квалификационная характеристика должностей. Должностная  инструкция.

4

5

Организация основного производства предприятия. Производственный и технологический процессы: понятие, содержание, структура, принципы и методы рациональной организации.

Производственный цикл, его структура, длительность и пути его совершенствования. Экономическое значение сокращения продолжительности цикла. Виды движения предметов труда в производственном процессе их характеристика.

6

Поточное и автоматизированное производство. Классификация поточных линий, их технико-экономическая характеристика. Основные параметры поточных линий. Организация потока.

7

Техническая подготовка производства.

Практические занятия:

2

1

Расчет продолжительности производственного цикла.

Тема 1.2.

 Организация вспомогательного и обслуживающего производства

Содержание учебного материала

14

1

Организация ремонтного хозяйства. Технологический процесс ремонта оборудования. Система ТОиР оборудования. Виды ремонтных работ. Понятие о группе ремонтной сложности, ремонтной единице, ремонтном цикле, межремонтном периоде. Сущность и экономическая эффективность рациональных методов ремонта. Планирование ремонтных работ.

2

Организация энергетического хозяйства. Задачи энергетического хозяйства. Энергетический баланс предприятия. Пути экономии энергетических ресурсов. Роль энергетического хозяйства в обеспечении бесперебойной работы основного производства.

3

Транспортное хозяйство. Задачи, функции и средства внутризаводского транспорта. Классификация транспортных средств. Методы организации внутризаводского транспорта и их эффективность. Транспортно-складская система автоматизированного производства.

4

Складское хозяйство. Виды складов на предприятии. Техническое оснащение складов.

Организация инструментального хозяйства. Задачи и структура инструментального хозяйства. Расходный и оборотный фонд инструмента.

Практическое занятие:

2

10

                   

1

Расчет потребности в запасных частях, материалах для ремонта оборудования и численности ремонтных рабочих.

Тема 1.3.

Организация труда на предприятии

Содержание учебного материала

1

Организация труда. Задачи организации труда: экономические, психофизиологические, социальные  направления работ по организации труда. Разработка режимов труда и отдыха. Научная организация труда. Дисциплина труда.

2

Сущность и значение разделения труда. Общее, частное, единичное разделение труда. Формы разделения труда: технологическая, функциональная, профессиональная, квалификационная. Границы разделения труда: технологические, физиологические, психофизиологические, социальные.

3

Рабочее место и его организация. Принципы организации рабочего места. Требования, предъявляемые к оснащению рабочего места и его обслуживанию, планировка с учетом эргономики, технической эстетики. Оптимальная интенсивность труда.

4

Сущность кооперации труда. Уровень кооперации труда: межцеховая, внутрицеховая, межучастковая, межбригадная. Формы кооперации труда: по технологическому признаку, по предметному признаку. Кооперация основных и вспомогательных рабочих.

Практическое занятие:

2

1

Организация рабочего места.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Решение задач по темам раздела.

Тематика домашних заданий:

1. Тип производства в учебно-производственных мастерских образовательного учреждения.

2. Назначение подразделений учебно-производственных мастерских образовательного учреждения.

3. Решение задач по определению длительности производственного цикла.

4. Расчеты при организации поточного производства.

5. Методы ускорения технической подготовки производства.

6. Организация рабочего места мастера.

32

Раздел ПМ 2.  Руководство работой структурного подразделения

74

Тема 2.1.

Основные категории управления

Содержание учебного материала

18

1

Сущность и история развития менеджмента. Зарубежные школы менеджмента.

2

Предпринимательская деятельность и менеджмент.

3

Принципы менеджмента. 

4

Технология управления. Методы управления: организационно административные, основанные на прямых директивных указаниях;         экономические, обусловленные экономическими стимулами;                      социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

5

Процесс принятия решений.

6

Основные категории кадрового менеджмента производственного  подразделения. Управленческий, производственный и обслуживающий персонал. 

7

Подбор кадров для производственного подразделения. Профессиональные стандарты: понятие, роль, задачи.

8

Профессиональная пригодность. Адаптация новых сотрудников. 

9

Развитие персонала: повышение квалификации, обучение, продвижение по службе.

Практические занятия:

4

1

Деловая игра «Лебедь, рак и щука »

2

Анализ ситуаций связанных с коммуникациями в организации.

 Ситуация «Конфликт в кризисной компании»

Тема 2.2.

Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

10

1

Планирование как функция менеджмента. Стратегическое планирование.

2

Организация как функция менеджмента. Виды организационных структур.

3

Мотивация как функция менеджмента.

4

Теории мотивации.

5

Контроль как функция менеджмента. Виды контроля.

Практическое занятие:

2

1

Деловая игра «Мотивация персонала»

Тема 2.3.

Руководство организацией как социальной системой

Содержание учебного материала

14

1

Формальные и неформальные организации.

2

Психология менеджмента.

3

Лидерство, руководство, власть. Виды власти.

4

Стили руководства.

5

Конфликт в коллективе. Управление стрессами и рисками.

Практические занятия:

4

1

Анализ стрессовых ситуаций и овладение методами снятия стресса.

2

Ситуация «Новое место – новое поведение.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам и деловым играм с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Проектное задание (реферат).

Тематика домашних заданий:

1. Особенности американской, европейской, японской и российской школы менеджмента.

2. Современные школы менеджмента.

3. Психология лидерства. Определение лидерских качеств с помощью тестирования.

4. Использование в работе личных качеств, темперамента. Определение темперамента (тест)

5. Моральные и этические нормы руководителя.

6. Правила делового поведения. Речевой этикет.

7. Правила ведения успешных переговоров.

22

Раздел ПМ 3.  Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей

60

Тема 3.1.

Показатели

технико-экономического планирования

Содержание учебного материала

16

1

Общая характеристика технико-экономического планирования.

2

Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия.

3

План производства и реализации продукции. Условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Планирование нового продукта.

4

План реализации продукции. Товарная продукция. Валовая продукция.

Незавершенное производство.

5

Планирование производственной мощности. Понятие и сущность производственной мощности. Факторы её определяющие.

6

Основные направления планирования производственной мощности. Улучшение использования производственных мощностей на предприятиях.

7

Планирование материально-технического обеспечения. Сущность и классификация МТО. Структура и функции МТО. Организация снабжения подразделений (цехов и участков) предприятия. Нормирование и управление материальными ресурсами. Нормирование расхода. Нормирование запаса. Управление материальными ресурсами.

8

План по труду и его оплате. Расчет фонда заработной платы работников предприятия.

Практические занятия:

4

1

 Анализ использования фонда заработной платы.

4

 Анализ производительности труда.

Тема 3.2.

Издержки производства и себестоимость продукции

Содержание учебного материала

14

1

Понятие затрат и издержек производства. Классификация затрат. Себестоимость: понятие, виды. Методы калькулирования затрат. Калькулирование затрат на производство и реализацию продукции.

2

Ценообразование в рыночной экономике.

3

План по себестоимости и прибыли.  Рентабельность  и факторы, влияющие на повышение ее уровня. Методика расчета прибыли, рентабельности. Налогообложение и распределение прибыли.

Практические занятия:

2

1

Расчёт технико-экономических показателей изготовление изделия.

Тема 3.3.

Экономическая эффективность технических решений

Содержание учебного материала

6

1

Выбор оптимального варианта технологии.

2

Показатели экономической эффективности технического проекта.

3

Экономическая эффективность внедрения новой техники.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Тематика домашних заданий:

1. Пути увеличения производительности труда.

2. Налогообложение в Российской Федерации.

3. Регулирование цен в Российской Федерации.

4. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы.

18

Раздел ПМ 4. Экономика организации (предприятия)

162

Тема 4.1.

Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике.

Содержание учебного материала

8

1

Содержание дисциплины, ее задачи. Организация (предприятие): цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования).

2

Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования.

Тема 4.2.

Организация производственного и технологического процессов.

Содержание учебного материала

4

1

Производственная структура организации (предприятия). Производственная инфраструктура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия).

2

Отраслевые особенности организации производственных процессов  организации (предприятия).

Тема 4.3.                              Состав и классификация основных средств.                     Износ и амортизация основных средств.

Содержание учебного материала

6

1

Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов).Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям.

2

Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств).

3

Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство.

Тема 4.4.                              Показатели использования основных средств

Содержание учебного материала

6

1

Показатели использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств организации (предприятия).

2

Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета.

3

Аренда основных производственных средств. Лизинговая фирма аренды, ее преимущества.

Практическое занятие:

2

1

Расчет показателей использования основных средств.

Тема 4.5.                                      Состав и структура оборотных средств

Содержание учебного материала

6

1

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.

2

Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Показатели эффективности использования.

3

Источники формирования оборотных средств.

Практическое занятие

2

1

Расчет показателей использования оборотных средств.

Тема 4.6.                                      Состав персонала организации. Производительность труда: понятие, показатели. Нормирование труда: цели и задачи

1

Производственный персонал организации (предприятия).
Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени).

10

2

2

Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда.

3

Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации (предприятия) в условиях рыночной экономики.

4

Нормирование труда в организации (предприятии): цели и задачи. Основные виды норм затрат труда.

5

Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотография рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений.

Практическое занятие

1

Расчет показателей производительности труда.

Тема 4.7.                        Материальное стимулирование труда. Формы и системы заработной платы

Содержание учебного материала

8

1

Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы ее начисления и планирования.

2

Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях.

3

Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты.

4

Бестарифная система заработной платы.

Практическое занятие

2

1

Расчет заработной платы различных категорий работников.

Тема 4.8.                             Себестоимость продукции: понятие, виды. Классификация затрат по статьям калькуляции

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

2

Виды себестоимости продукции, работ и услуг. Факторы и пути снижения

себестоимости.

Практическое занятие

2

1

Составление сметы затрат.

Тема 4.9.               Ценообразование в рыночной экономике

Содержание учебного материала

4

1

Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Практическое занятие

2

1

Определение цены товара.

Тема 4.10.                                Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

4

1

Планирование прибыли и ее распределение в организации.

2

Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности организации (предприятия) и продукции. Пути повышения рентабельности.

Практическое занятие

2

1

Расчет показателей прибыли и рентабельности организации

Тема 4.11.                                Финансы организации. Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации

Содержание учебного материала

12

1

Сущность организации (предприятия), отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации. Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (веселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование. Соотношение собственных и заемных средств.

2

Денежные фонды организации (предприятия): фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды.

3

Кредит и кредитная система. Банки и их роль в рыночной экономике.
Смешанные формы финансирования организаций (предприятий), сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг.

4

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок ее расчета в организациях. Технико-экономические показатели использования оборудования.
Показатели технического развития и организации производства, их расчет.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Практическое занятие

1

Расчет основных ТЭП работы организации

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка презентаций, рефератов, докладов по темам: 4.1-4.11.

54

Курсовая работа

20

Раздел ПМ 5. Менеджмент

72

Содержание учебного материала

Введение

1

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2

Тема 5.1.                                Сущность и характерные черты современного менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный. Национальные особенности менеджмента

Тема 5.2.                        Структура организации

Содержание учебного материала

4

1

Организация как объект менеджмента; основные типы структур организации: линейная,  функциональная, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Органы управления и основные функции управления; микро- и макросреда организации.

Тема 5.3.                                      Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

4

1

Планирование, организация, мотивация и контроль – основа управленческой деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 5.4.                       Планирование в системе менеджмента

Содержание учебного материала

4

1

Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон.

Тема 5.5.                              Мотивация и потребности

Содержание учебного материала

4

1

Мотивация: индивидуальная и групповая. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Сущность делигирования.

Тема 5.6.                             Система методов управления

Содержание учебного материала

4

1

Система методов: моделирование, экспериментирование. Экономико-математические и социальные измерения.

Тема 5.7.                  Коммуникативность и управленческое общение

Содержание учебного материала

4

1

Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый.

Тема 5.8.

Деловое общение

Содержание учебного материала

4

1

Правила ведения бесед, совещаний. Техника телефонных разговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решений.

Тема 5.9.                            Процесс принятия решений

Содержание учебного материала

4

1

Типы и методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решения: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.

Тема 5.10.                               Контроль и его виды

Содержание учебного материала

4

1

Контроль: этапы, выработка, сопоставление, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный.

Тема 5.11.                          Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

4

1

Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и классификация конфликтов. Природа и причины стрессов. Методы снятия стресса.

Тема 5.12.                       Руководство: власть и партнерство

Содержание учебного материала

4

1

Власть и влияние. Виды власти. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 5

Систематическая проработка конспектов, учебной и специальной литературы, интернет-ресурсов по изученным вопросам.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

Подготовка презентаций, рефератов, докладов по темам:4.1-4.12

24

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

Получение общих сведений о предприятии: (вид деятельности, организационно – правовая форма).

Ознакомление с производственным процессом, изучение его структуры.

Составление перечня технологических операций, их классифицирование.

Анализ системы организации труда в подразделении. Описание и анализ конкретного рабочего места.

Ознакомление с мероприятиями по научной организации труда в подразделении.

Изучение и описание организации режима рабочего времени.

Изучение вспомогательных и обслуживающих структурных подразделений. Описание их основных задач и функций.

Изучение системы нормирования труда.

Изучение системы планирования на предприятии (в подразделении).

Ознакомление с порядком планирования объёмов производства (привести пример).

Описание порядка планирования материально – технического обеспечения с указанием источников покрытия       потребностей в материальных ресурсах.

Изучение методики расчета производственной мощности одного из структурных подразделений.

Ознакомление с порядком планирования повышения эффективности производства (привести пример расчета эффективности внедрения одного из мероприятий этого плана)

Изучение системы подбора кадров для производственного подразделения и источников привлечения персонала.

Описание методов привлечения отбора и оценки персонала.

Изучение системы наставничества в подразделении (привести пример).

Ознакомление с системой повышения квалификации персонала подразделения.

Описание применяемых направлений и форм профессионального обучения.

Ознакомление с системой мотивации персонала.

Ознакомление с основными формами делового взаимодействия в структурном подразделении.

Описание способов управления конфликтами и методов их предупреждения в производственном подразделении.

Характеристика и определение эффективности применяемого в подразделении стиля руководства.

72

Всего

522


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета "Финансирования и кредитования".

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

       - комплект учебно-методической документации;

- комплекты специальной экономической литературы;

- сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;

- наглядные пособия;

- раздаточный материал для выполнения практических работ.

Технические средства обучения: телевизор плазма, ноутбук, интерактивная доска, компьютер

    Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику по профилю специальности, которая проводится концентрированно.

Програмно-аппаратный комплекс СЭО.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Басовский Л. Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. – ИНФРА-М,

2009.- 145 с.

2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – Магистр, 2009

3. Васильцов В.С., Васильцова В. М., Вайс Е.С., Вайс Т. А. Планирование

на предприятии: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 336 с.

4. Горюшкин А. А., Кривенков А. В., Новицкий Н. И. Технико-

экономические показаетели работы предприятий: Учебно-метод.

пособие. – Минск.: ТетраСистемс, 2010. – 272 с.

5. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации

(предприятия): Учебное пособие для студентов СПО. – М.: КноРус,

2011. – 408 с.

6. Иванов И. Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М.:

Инфра-М, 2011. – 395 с.

7. Касаев Б.С., Тебекин А.В. Менеджмент организации. Учебник для

ВУЗов. – М.: КноРус, 2010. – 408 с.

8. Драчева Е.А., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

9. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование

производства на предприятии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс

МарТ, 2010. – 600 с.

10. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 670 с.

11. Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2009. – 416

Дополнительные источники:

1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник./ Ростов н/Д: «Феникс»,

2000.- 352с.

2. Лапытова М.М. Управление персоналом. Практикум.- М.:

Издательство Московского Государственного горного университета,

2003г.-51с.

3. Чечевицына Л. Н., Терещенко О. Н. Практикум по экономике

предприятия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 350 с.

4. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации / под ред.

Горфинкеля В. Я., Чернышова Б. Н.: Учебное пособие. – М.: Юнити,

2009. – 335 с.

1. Золотые ступени карьеры: Общероссийский справочник по трудо-

устройству, карьере и образованию / сост. А.О. Курлов, З.А. Цамалашвили,

Ю.С. Блохин, И.С. Лобанов [и др.]. – М.: Купечество, 2005. – 320 с. – ISBN

5-902752-01-9.

2. Рынок труда: Учебник / под ред. В.С. Буланова, А.Н. Волгина. –

М.: Экзамен, 2010. – 448 с.

3. Трудоустройство: советы профессионалов / Ю. Пасс, К. Торшина,

Е. Беляева [и др.]. – М.: Экономика, 2009. – 181 с.

4. Савина М.С. Обучение технологии поиска работы. – М.: НИИРО,

2010. – 67 с.

5. http://www.careerbook.ru

Периодические издания (отечественные журналы):

1.АПК: экономика, управление, Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Гл. редактор И. Г. Ушачев

2.Экономика и управление. Российский научный журнал. Гл. редактор В. А. Гневко

3.Вопросы экономики. Всероссийское экономическое издание. Ред. коллегия: О. И. Ананьев и др.

4. Менеджмент, маркетинг. Гл. редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2006 г.

Интернет ресурсы:

http://www.ecsocman.edu.ru/

http://www.aup.ru 

Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru

Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru

Консультант плюс, Гарант

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

    Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности. Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как  "Технология отрасли",  "Информационные технологии в профессиональной деятельности", "Основы менеджмента и экономики организации",  "Основы промышленной экологии",  "Безопасность жизнедеятельности", ПМ.01 "Организация работ по монтажу, ремонту и пусконаладочным работам промышленного оборудования" , ПМ.02 "Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования ", должно предшествовать освоению данного модуля или изучаться параллельно.

Организация учебной и производственной практики (по профилю специальности):

         Неотъемлемой частью профессионального модуля является производственная практика. Так как содержание заданий практики носит комплексный характер, практика проводится по итогам изучения модуля (концентрированно).

Производственная практика  проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Целью учебной практики является:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования.

Задачами учебной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом в количестве 72 учебных часов. Формой  аттестации обучающихся по производственной практике является защита отчета по 5-и бальной системе. Формой отчетности являются документы на бумажном носителе соответствующих форматов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего образования.

          Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав, осуществляющие руководство производственной практикой (по профилю специальности), должны иметь высшее профессиональное образование, соответствующее тематике практики, проходить стажировку в профильных организациях .

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПМ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Участвовать в планировании и

организации работы структурного подразделения.

- определение типа производства;

- определение длительности

технологического цикла и изображение схематически движение предметов труда;

- определение основных параметров поточных линий;

- изложение этапов проведения работ по технической подготовке производства;

- правильность выбора методов планирования;

-  соответствие оперативных планов показателям плана работы структурного подразделения;

-  результативность процесса планирования;

-  правильность планирования системы ППР.

Текущий контроль:

Письменные и фронтальные опросы, оценка активности на практических занятиях, решение ситуационных задач.

Работа с нормативными документами по планированию ППР.

ПК 2. Участвовать в руководстве работой структурного

подразделения.

-  демонстрация навыков планирования и организации деловых бесед, совещаний

-  правильность принятия и реализации управленческих решений.

-  демонстрация навыков мотивации работников на решение производственных задач.

-  демонстрация навыков управления конфликтными ситуациями, стрессами и рисками

-  правильность выбора стиля руководства работой структурного подразделения

Текущий контроль в форме опроса, тестирования. Решение ситуационных задач.

Защита практических

работ. 

ПК 3. Участвовать в анализе процесса и результатов

деятельности подразделения.

-  демонстрация навыков расчета показателей, характеризующих эффективность деятельности структурного подразделения;

-  верность и точность расчетов основных показателей производства;

-  демонстрация навыков анализа процесса и результатов деятельности структурного подразделения.

Анализ производственных ситуаций.

Защита практических

работ 

Промежуточная аттестация: Самостоятельная работа.

Методы контроля:

Письменные ответы на вопросы, тесты, письменное решение задач.

Дифференцированный зачет

Методы контроля:

тестовые задания.

Итоговый контроль:

Квалификационный экзамен.

Защита отчета по практике

Метод контроля:

Компьютерная презентация

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения;
  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности

наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- правильность выбора и применения способов решения профессиональных задач в области планирования и организации работы структурного подразделения;

- соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ;

- грамотное составление плана практической  работы;

 - демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения практических работ, заданий во время производственной практики.

наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- способность решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области планирования и организации работы структурного подразделения;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективность поиска необходимой информации;
  • правильность выбора  источников информации, включая электронные.

Выполнение и защита реферативных работ

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

  • демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • способность работы с различными прикладными программами.

Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

- демонстрация навыков эффективного взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- результативность работы членов команды (подчиненных)

Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля ПМ 03 "Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений" для специальности СПО 08.02.01

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуата...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.03 «Организация деятельности производственного подразделения»

Методические рекомендации содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям, кри...

Рабочая программа ПМ.03 Управление и организация деятельности производственного подразделения

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 №511) программы подготовки специ...

КТП ПМ.03 Организация деятельности производственного подразделения

МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Организация деятельности производственного подразделения электромонтажной организации разработана в соответствии с требованиями:- федеральным государст...