КОС "Менеджмент"
рабочая программа на тему

Некрасова Анастасия Андреевна

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу  учебной дисциплины «Менеджмент»

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в виде дифференцированного зачета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosy_menedzhment.docx573.08 КБ

Предварительный просмотр:

Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу  учебной дисциплины «Менеджмент»

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в виде дифференцированного зачета.

I. Паспорт комплекта оценочных средств

1. Область применения комплекта оценочных средств

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

Формы контроля и оценивания

Умения:

У1. направлять деятельности структурного подразделения организации на достижение общих целей;

Определять цели организации  и задачи для их достижения.

Устный ответ , подготовка рефератов, дифференцированный зачет(ДЗ)

У2. использовать на практике

методы планирования и

организации работы

подразделений;

составлять план работы организации, вести контроль за работой подразделений.

Практические занятия, устный ответ, ДЗ

У3. анализировать организационные структуры управления;

определять структуру управления.

Устный опрос, подготовка рефератов, ДЗ

У4. принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

применять систему методов управления в организации.

Практические занятия, наблюдение, устный ответ,

ДЗ

У5. мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

грамотно разрабатывать систему мотивации, определять способ мотивации.

Практические занятия, деловая игра, устный опрос, ДЗ

У6. применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

проводить переговоры, совещания, заключать сделки, применять навыки общения в действии.

Устный опрос, ДЗ

У7. учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

оперировать экономическими терминами, учитывать специфику работы менеджера.

практическое занятие, подготовка тестовых заданий, ДЗ

Знания:

З1. сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

понятие, сущность, функции менеджмента, особенности развития менеджмента.

Устный опрос, ДЗ

З2. методы планирования и организации работы подразделений;

Функция планирования в организации; стратегическое и тактическое планирование Типы организационных структур управления.

Практическое задание, устный опрос, ДЗ

З3. принципы построения организационной структуры управления;

Процесс управления на предприятии. Уровни управление организацией. Объект и субъект управления.

Устный опрос, составление опорного конспекта, ДЗ

З4.основы формирования мотивационной политики организации;

функция мотивации как способы повышения эффективности работы организации и работников.

Устный опрос, составление тестового задания, ДЗ

З5. особенностей организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности

особенности менеджмента как системы управления, характерные стороны и стадии менеджмента.

Устный опрос , подготовка рефератов, ДЗ

З6. внешнюю и внутреннюю среду организации;

понятие и роль организации в жизни общества, внутренняя структура и культура организации, внутренняя и внешняя среда организации.

Практическое задание, устный ответ, ДЗ

З7. процесс принятия и реализации управленческих решений;

сущность и взаимосвязь функций управления.

Устный опрос, ДЗ

З8. стили управления, коммуникации, принципы делового общения

стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

устный опрос , практическое задание, ДЗ

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- умение решать проблемы.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 - применение в профессиональной

деятельности приемы делового и

управленческого общения;

 - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

ПК1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

- работа с нормативно правовыми актами;

-  определение нормы права необходимой для разрешения конкретной ситуации.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение проблемных ситуаций;

- участие в работе «малых групп» на теоретических и практических занятиях.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

- участие  в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- использование различных источников, для поиска информации включая Интернет-ресурсы;

- использование необходимые информации при выполнении профессиональных задач

ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.

- результативность определения

показателей разработки плана с учетом

видов деятельности;

- проверка наличия исходных ресурсов

для выполнения плана;

- разработка проектов плана;

- участие в планировании работы

структурного подразделения.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- проявление ответственности при выполнении заданий.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

- планирование профессионального и личностного развития обучающегося в ходе обучения

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

-применение приемов делового общения и правил культуры поведения в профессиональной деятельности;

-следование этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

- соблюдение профессиональной этики, а также общепринятых и признанных норм поведения и морали .

К  зачету по междисциплинарному курсу допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы/задания, и, имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.

1.2. Требования к портфолио.

Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.     

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.

3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

Основной  целью оценки теоретического курса профессионального модуля является освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций.

2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины:

Проверка теоретических знаний по учебной дисциплине «Менеджмент» проводится в форме фронтального опроса студентов. Перед проведением фронтального опроса студентам предоставляется 5-10 минут для повторения учебного материала. Ответ на поставленный вопрос преподавателя студент дает без предварительной подготовки по существу, при необходимости преподаватель использует дополнительные вопросы. Критерии оценки по пятибалльной шкале при проведении устного опроса.

 «Отлично» ставиться, если дан полный, развѐрнутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен техническим, грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала;

«Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен техническим грамотным языком, однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.

«Удовлетворительно» ставится, если дан не полный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения ответа на вопросы билета имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, в ответе не присутствуют доказательные доводы, сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

«Неудовлетворительно» ставится, если дан не полный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, терминах и др.); в ответе отсутствуют выводы, речь неграмотная; сформированность умений не показана.

Проверяемые результаты обучения З. 1-8, У.1 -8.

Примеры вопросов для устного опроса студентов:

1. В чем состоит сущность менеджмента?

2. Перечислите характерные особенности современного менеджмента?

3. Какими основными качествами должен обладать менеджер?

4. В чем заключаются особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности?

5. Объясните сущность понятия «среда предприятия»?

6. Назовите основные принципы построения организационных структур

предприятия?

7. Как осуществляется распределение труда в системе управления?

8. В чем заключается роль менеджера при создании органов управления

предприятием?

9. Охарактеризуйте внутреннюю среду организации?

10. Охарактеризуйте внешнюю среду организации?

11. В чем состоит содержание процесса управления?

12. Какова сущность цикла менеджмента?

13. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?

14. Из каких этапов состоит процесс планирования деятельности на предприятии?

15. В чем заключается сущность стратегического планирования?

16. Каковы основные этапы тактического планирования?

17. Каковы различия между стратегическим и тактическим планированием?

18. Что такое мотивация труда и каковы ее критерии?

19. Каковы основы формирования мотивационной политики организации?

20. Каковы основные правила работы с группой?

21. Какие группы работников существуют в зависимости от мотивации и способностей?

22. Какие методы управления относятся к экономическим?

23. Какие методы управления относятся к организационно-распорядительным?

24. Какие типы характеров существуют с точки зрения управления?

25. Какие виды коммуникативности существуют?

26. Какие пути преодоления преград существуют в организационных коммуникациях?

27. Каковы правила ведения деловой беседы?

28. Из каких этапов состоит любая деловая индивидуальная беседа?

29. Какие управленческие решения существуют?

30. Какие подходы к классификации управленческих решений вы можете назвать?

31. Какие существуют главные инструменты выполнения функции контроля?

32. Какие задачи выполняет контроль в управленческой деятельности?

Раздел 1.

Теоретические основы менеджмента.

Задание 1. Используя рекомендованную литературу, приведите несколько определений менеджмента:

Задание 2. Назовите цели и задачи современного менеджмента

Задание 3. Разработка этических нормативов—  положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. (На примере организации)

Задание 4. Внутренняя и внешняя среда организации.

1. Проведение SWOT-анализа на примере организации

2. Проведение Pest- анализа на примере организации

Кратко о методе SWOT анализа можно сказать следующее:

  • Технология SWOT анализа широко используется в стратегическом управлении и менеджменте, так как является одновременно простым и качественным инструментом для оценки конкурентоспособности компании на рынке.
  • Особенностью метода является то, что начиная с 1980-х годов SWOT анализ активно применяется для разработки стратегических решений и не утратил своей актуальности за все время существования в инструментарии менеджеров.
  • Для чего необходим SWOT анализ? Целью метода является изучение текущего положения компании на рынке и правильное структурирование информации для разработки маркетинговой стратегии предприятия.
  • Расшифровка SWOT: S= Strengths, сильные стороны товара; W=Weaknesses, слабые стороны товара; O=Opportunities, возможности компании; T=Threats, угрозы компании.

Шаг первый: определите сильные и слабые стороны продукта

Первым шагом в проведении SWOT анализа является определение сильных и слабых сторон товара или услуги. Для этого составьте сравнительный анализ внутренних ресурсов компании или товара с ключевыми конкурентами:

  • Те параметры, которые оказались лучше, чем у  конкурентов — сильные стороны Вашего продукта.
  • Параметры, которые оказались хуже, чем у конкурентов — слабые стороны Вашего продукта

Таб.1 Пример анализа сильных и слабых сторон
SWOT3

Сильные стороны (S= Strengths)- такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение в сравнении с конкурентами.

Слабые стороны (W=Weaknesses) или недостатки товара или услуги — такие внутренние характеристики компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке, являются неконкурентоспособными на рынке.

Шаг второй: определите угрозы и возможности для роста бизнеса

Вторым шагом SWOT анализа является определение возможностей и угроз для роста бизнеса в будущем. Для этого проводится анализ внешних факторов окружающей среды, оценивается уровень влияния каждого фактора на продажи компании, вероятность возникновения.

Возможности компании (O=Opportunities) – факторы внешней среды, которые позволят компании увеличить объем продаж или нарастить прибыль.

Угрозы компании (T=Threats) – факторы внешней среды, которые могут снизить объем продаж или уровень прибыли компании в будущем.

Часто для поиска угроз и возможностей при составлении SWOT анализа используется метод PEST анализа, который достаточно полно помогает рассмотреть влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на прибыль компании в будущем.

Шаг третий: составление таблицы SWOT анализа

Таблица SWOT анализа помогает структурировать всю полученную информацию. Таблица состоит из четырех квадрантов, в квадрантах последовательно перечисляются сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Все найденные факторы вносятся в ячейки таблицы в порядке важности (от самого важного к наименее важному). Важность фактора определяется по его вкладу в объем продаж и прибыль компании.

Запишите все элементы в таблицу SWOT анализа:


SWOT2

Шаг четвертый.

Проверьте, действительно ли найденные сильные стороны товара повышают прибыль и конкурентоспособность продукта компании:


sawotanalis1
Таб.2 Проверка сильных сторон

Проверьте, действительно ли найденные слабые стороны товара снижают прибыль и конкурентоспособность продукта компании:


sawotanalis2
Таб.3 Проверка слабых сторон

Проверьте, действительно ли найденные возможности способны повысить удовлетворенность клиентов и прибыль компании:


sawotanalis3
Таб.4 Проверка возможностей

Проверьте, действительно ли выявленные угрозы могут снизить прибыль компании и удовлетворенность продуктом в ближайшие 5 лет:


sawotanalis4
Таб.5 Проверка угроз

Теперь, когда вы заполнили таблицу SWOT анализа и проверили реалистичность всех факторов в таблице, можно переходить к написанию выводов к проведенному SWOT анализу.

PEST-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В EXCEL

Набор факторов в каждой группе будет индивидуален. Это зависит от сферы деятельности предприятия, особенностей региона, целей анализа.

На первом этапе составляется список факторов, которые могут воздействовать на прибыль фирмы в долгосрочной перспективе. В литературе можно встретить такие примеры:

Тип

Описание

Политические факторы

  • Выборы на любом из уровней государственной власти.
  • Устойчивость политической власти.
  • Изменения в законодательстве (налоговом, трудовом, регулирующем работу в отрасли).
  • Уровень коррупции, свобода информации.
  • Участие государства в различных надгосударственных структурах.
  • Тенденции к регулированию в отрасли.
  • Регулирование конкуренции на государственном уровне.
  • Степень ограничений на импорт.

Экономические факторы

  • Динамика ВВП, темп роста экономики.
  • Уровень инфляции, стабильность рубля.
  • Ставка рефинансирования, курс основных валют.
  • Уровень безработицы, средняя заработная плата, покупательская способность населения.
  • Стоимость энергетических, сырьевых и коммуникационных ресурсов.
  • Степень открытости экономики.

Социальные факторы

  • Уровень жизни, образования, здравоохранения.
  • Отношение к импортным товарам, работе, досугу.
  • Отношение к религии и прочим верованиям.
  • Требования к сервису и качеству товара.
  • Влияние СМИ.
  • Уровень миграции и демографический рост.

Технологические факторы

  • Уровень инноваций в отрасли.
  • Развитие технологий.
  • Законодательство в области технологического развития отрасли.
  • Степень использования технологий.

PEST-анализ на примере предприятия торговли:

  1. Политические факторы. Часть продукции в магазин «Х» поступала от иностранных поставщиков. Из-за политики санкций на ряд товаров введены ограничения. Поэтому директору пришлось искать товары-заменители (аналоги) на отечественном рынке и у производителей из стран Таможенного союза. Политика санкций привела также к увеличению числа различных проверок со стороны контрольно-надзорных органов. В результате возросли административные и коррупционные затраты.
  2. Экономические факторы. Высокий темп инфляции привел к обесценению накоплений. Увеличение налоговых ставок – завышение себестоимости – рост цен.
  3. Социальные факторы. Рост мобильности населения привел к «текучести» кадров. Выход – совершенствование системы стимулирования труда.
  4. Технологические. Научно-технический прогресс в социальной сфере привел к увеличению уровня потребностей населения.

Определив факторы, эксперты оценивают силу влияния каждого из них. Шкала – от 1 до 3.

Факторы.

Далее нужно оценить вероятность изменения фактора. Шкала – от 1 до 5. К оценке лучше всего подключить несколько экспертов с определенным опытом работы в магазине.

Оценки.

Среднее арифметическое по оценкам рассчитано с помощью функции СРЗНАЧ.

Далее нужно оценить реальную значимость каждого фактора. Это позволит выяснить, насколько следует обращать внимание и контролировать тот или иной фактор.

Показатели значимости.

Чем выше оценка с поправкой на вес, тем больше внимания следует уделять нейтрализации данного фактора.

Следующий этап – приведение расчетов в матричный вид. Факторы нужно расположить в порядке убывания.

Матрица.

На основе данной таблицы PEST-анализа делаются выводы: влияние их факторов мешает получению максимальной прибыли, как снизить негативное воздействие.

Раздел 2.

Функции менеджмента

Задание 1. Разработка стратегии и миссии организации (на примере организации).

Задание 2.  Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы и распределение обязанностей среди подчиненных. Стили управления. Разработка вариантов выбора стилей управления.

Задание 3. Мотивация трудовой деятельности. Анализ мотивации труда на конкретном предприятии. Написать сообщение на тему:  «Совершенствование мотивации труда в России» по материалам периодической печати.

Раздел 3.

Связующие процессы.

Задание 1. Основы теории принятия управленческих решений. Разработка и принятие управленческого решения в конкретной ситуации (на примере организации).

Задание 2. Коммуникативность и управленческое общение. Решить ситуации по построению приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными.

Задание 3. Вы – руководитель трудового коллектива, состоящего из двух отделов, примерно равных по численности, но имеющих разную социальную структуру. На предприятии в качестве конечных результатов приняты выручка от реализованной продукции, производительность труда и качество продукции. Критерий эффективности – валовая прибыль. В отчетном квартале Ваш коллектив выполнил основные конечные показатели, но были проблемы с качеством продукции. Виноват в этом оказался отдел А. Отдел Б не виноват в снижении качества, но допустил ряд упущений в трудовой дисциплине, о которых известно в коллективе. Заводская премия Вашему подразделению была снижена за упущения по качеству и рассчитана пропорционально численности сотрудников, как давно принято на предприятии.

Вопросы:

1.  Каким образом и в каких пропорциях Вы разделите премию?

2.  Положения каких теорий мотивации обосновывают Ваш выбор?

Квалифицированный сотрудник на вечерних курсах получил дополнительную профессиональную подготовку и хотел бы теперь занять рабочее место, соответствующее полученным знаниям. Он просит Вас в этом поддержать его.

Вопросы:

1.  Какая потребность для работника является актуальной согласно пирамиде Маслоу?

2.  Как Вы поведете себя, если в сфере Вашей компетенции нет подходящего рабочего места?

К Вам приходит сотрудник и требует повышения заработной платы. При этом он ссылается на то, что на другом предприятии он может получать больше и уволиться, если ему не повысят заработную плату.

Вопросы:

1.  Считаете ли Вы поведение работника правильным?

2.  Какая теория мотивации объясняет его поведение?

3.  Как Вы построите свою беседу с ним?

  4.  Что Вы предпримите в отношении работника?

Между двумя коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам как руководителю с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

Вопросы:

1.  Какой метод разрешения конфликта использовали стороны?

2.  Какие действия Вы предпримите для разрешения конфликта между Вашими подчиненными?

Вы оценили сотрудника частично отрицательно и сообщаете ему оценки, касающиеся, например, производительности труда, качества работы, осознания необходимости сокращать расходы, повышать надежность работы, улучшать отношение к сотрудникам и руководителям. Он возмущен и намеревается склонить Вас к своей точке зрения.

Вопросы:

1.  Какой конфликт имеет место?

2.  Какова причина конфликта?

3.  Как поведете себя Вы, если убеждены в правильности своей оценки?

Вы неожиданно узнаете, что сотрудник, которому Вы поручили разработку важного проекта, по этому же вопросу параллельно работает в другой фирме, что может существенно подорвать конкурентную позиции Вашей фирмы.

Вопросы:

1.  В чем заключается проблема?

2.  Какие альтернативы решения проблемы можно предложить?

3.  Какое единственно верное решение Вы примете и почему?

Задание 4. Время выполнения – 15 минут. Задание выполняется индивидуально.

Какой стиль управления целесообразно использовать в следующих ситуациях:

1. Персонал отдела обладает квалификацией, соответствующей уровню

решаемой задачи, не нуждается в дополнительном инструктировании.

2. Подчиненные имеют низкий уровень самоменеджмента, нуждаются в детальном инструктировании по поводу выполняемой работы.

3. Квалификация и уровень ответственности подчиненных достаточно высок, они имеют сильную мотивацию.

4. Руководитель способен в силу своей квалификации единолично находить оптимальное решение без поддержки подчиненных.

5. Подчиненные готовы безоговорочно подчиняться указаниям руководителя, играя роль простых исполнителей.

6. Вы недавно создали предприятие, ваши сотрудники еще недостаточно освоили цели, которые стоят перед предприятием, не все приняли предлагаемые правила трудового распорядка.

7. Ваше предприятие стабильно развивается, вы создали сильную команду, члены которой возглавляют структурные подразделения предприятия, которые способны принимать самостоятельно взвешенные решения.

3. Оценка освоения учебной дисциплины.

Формы и методы оценивания.

Предметом оценки освоения дисциплины являются умения, знания, общие компетенции, способность применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тесты

Знание основ менеджмента

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных ответов

2

Устные ответы

Знание основных понятий, законов, принципов и методов менеджмента.

Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям ГОСТа, учебных пособий, конспектов лекций по ДОУ

3

Практические работы

Умения самостоятельно выполнять практические задания, сформированность общих компетенций.

Выполнение практически всей работы (не менее 80%) – положительная оценка

4

 Самостоятельная работа

Знание основ менеджмента в соответствии с пройденной темой, умение их применения при выполнении самостоятельных творческих заданий.

Самостоятельная  работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов

«5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта

«4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании

«3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки

«2» - полностью отсутствует задание

5

Проверка конспектов (рефератов, творческих работ)

Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.

Знание правил оформления рефератов, творческих работ.

Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.

Итоговый контроль по результатам освоения обучающимися учебной дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета.

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Понятие менеджмента.

2. Менеджмент и управление. Сущность управления. Принципы управления А.Файоля.

3. Прогнозирование как функция менеджмента.

4. Планирование - центральная функция менеджмента.

5. Принятие решений - центральное звено в системе менеджмента.

6. Процесс принятия решений.

7. Системный подход в современном менеджменте.

8. Ситуационный подход в современном менеджменте.

9. Внешняя среда фирмы.

10. Внутренняя среда фирмы.

11. Организационные структуры управления фирмами.

12. Коммуникации в системе менеджмента общая характеристика.

13. Миссия и стратегия фирмы.

14. Мотивация как функция менеджмента. Потребности и мотивация труда. Теория мотивации.

15. Контроль - заключительная функция менеджмента. Виды контроля.

16. Неформальные и формальные группы в организации.  (Лидерство).

17. Корпоративная культура фирмы.

18. Руководство - основная функция менеджмента.

Критерии оценки

Оценка “5”:

1. Знание, понимание и глубокое усвоение учащимся всего объёма программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка “3”:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,  дополнительной литературы

Основные источники

Учебники для студентов:

1.Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. - 2- е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2014.

2.Драчева,  Е. Л. Менеджмент: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2014.

3.Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. (Профессиональное образование).

4.Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов. Учреждений сред. проф. образования / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ, 2013. (Профессиональное образование).

Дополнительные источники

Дополнительные пособия:

1.Энциклопедические статьи. [Электронный ресурс]. Менеджмент. Управление предприятием. Методы планирования. Виды, формы и методы мотивации персоналом. – М.: Кирилл Мефодий, 2013.

2.Добрина, Н. А. Менеджмент : основы теории и деловой практикум 6 учеб. пособие / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2014.

3.Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. / Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. (Профессиональное образование).

4. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Практикум. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.

5. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». - М.: Финансы и статистика, 2013.

Интернет-ресурсы:

1.Менеджмент и организация управления [Электронный ресурс]: Финансовые менеджмент./ решение задач.- учебно-методическое пособие.- Лазутина М.М. Волгоград: ВолГУ 2013.- Режим доступа:www.uhformuka/ru -

2.Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: электронная библиотека деловой литературы и документации./ электронные книги по экономике предприятия.- Экономика и управление предприятием.