Методические рекомендации по оформлению отчета по производственной практике по ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
методическая разработка на тему

Иванова Клара Германовна

Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_po_proizvod_.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оформлению отчета производственной практики по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Направление подготовки 38.02.01

Профиль подготовки Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Квалификация выпускника бухгалтер

Вурнары 2017г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и с учетом рекомендаций и Примерной ОПОП СПО по направлению и профилю подготовки

Разработчик: Иванова К.Г. – преподаватель спецдисциплин  Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашской Республики

Рекомендовано цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 28.08.2017 г.

Председатель ____________

Содержание.

  1. Общие положения.
  2. Организация производственной  практики.
  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
  4.  Методические указания по написанию и оформлению отчета по производственной практике.
  5. Приложения.

  1. Общие положения.

Настоящие методические указания предназначены для обеспечения правильного оформления отчета производственной практики по ПМ 01.  обучающимися 3 курса экономического отделения Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии. Они разработаны, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2009 г. N 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет в и Положением о производственной практике студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Производственная практика, являясь частью основной профессиональной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» в составе укрупненной группы специальности 080000 «Экономика и управление» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.

Основными целями практики являются:

- закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных на занятиях и учебной практики по профессиональному модулю 01.01 документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;

- выработка умений применять полученные практические навыки;

- приобретение практических навыков самостоятельной работы.

Задачами производственной практики  являются:

  • приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
  • ознакомление с хозяйственной деятельностью организации.
  • ознакомление с утвержденными формами первичных документов, учетных регистров, порядком и графиком документооборота организации.
  • ознакомление с рабочим планом счетов организации.
  • оформление приходных, расходных кассовых ордеров, кассовой книги и составление отчета кассира.
  • оформление документов по безналичным расчетам.
  • ознакомление с финансовыми вложениями организации.
  • изучение учета основных средств в организации.
  • изучение учета материальных запасов в организации.
  • изучение организации учета животных на выращивании и откорме.
  • изучение учета производственного процесса организации.
  • изучение учета готовой продукции.
  • изучение текущих расчетов с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям.
  • Оформление первичных документов по учету имущества организации.

Проведение практики студентов регламентировано следующими документами:

а) руководящие документы;

- ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям);

- Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (приказ Минобрнауки России от 26.11.2009 г.  №673);

- Положением о практике студентов  Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

б) документы, определяющие порядок и специфику прохождения практик:

- Рабочая программа производственной практики по направлению 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

- Методические рекомендации по оформлению отчета по производственной практике.

  1. Организация практики.

Производственная практика проводится в подразделениях организации на основании договоров, заключенных между образовательным учреждением и организацией.

Производственная практика проводится непрерывно после успешного освоения МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, учебной практики по ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении производственной практики – не более 36 академических часов.

Итоговая аттестация производственной практики проводится в форме дифференцированного зачета на основании результатов освоения умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, определенных программой производственной практики и подтверждаемых соответствующими документами организации, с выставлением оценки по пятибалльной шкале.

Обучающиеся, не выполнившие программу производственной практики, на экзамен по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации не допускаются.

Руководителями производственной  практики назначаются преподаватели экономических дисциплин с наличием высшего профессионального образования по специальности Экономика и бухгалтерский учет.  Руководство практикой студентов на всех её этапах осуществляется руководителями производственной практики.

Производственная практика проводится на третьем  курсе в пятом семестре.

Студенты при прохождении практики обязаны:

  • Изучить, пройти инструктаж (в течение первых двух дней практики),   и строго соблюдать нормы охраны труда и правил пожарной безопасности.
  • Соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка (в течение всей практики).
  • Полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики (в течение всей практики).
  • Не допускать пропусков прохождения практики без уважительных причин (в течение всей практики).
  • Представить руководителю практики отчетные материалы по результатам производственной практики согласно требованиям рабочей программы.

Примечание: В период прохождения практики с момента зачисления студентов на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (по профилю специальности) практики.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, компетенции:

иметь практический опыт:

- документирования хозяйственных операций и введения бухгалтерского учета имущества организации;

уметь:

принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

организовывать документооборот; разбираться в номенклатуре дел;

заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;

передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения; исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

 понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

оформлять денежные и кассовые документы;

заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

проводить учет основных средств;

проводить учет нематериальных активов;

проводить учет долгосрочных инвестиций;

проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

проводить учет материально-производственных запасов;

проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; проводить учет готовой продукции и ее реализации;

проводить учет текущих операций и расчетов;

проводить учет труда и заработной платы;

проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

проводить учет собственного капитала; проводить учет кредитов и займов;

знать:  

основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций; понятие первичной бухгалтерской документации;

определение первичных бухгалтерских документов;

унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;

порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;

принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;

правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации; сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;

 учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;

понятие и классификацию основных средств;

оценку и переоценку основных средств;

учет поступления основных средств;

учет выбытия и аренды основных средств;

учет амортизации основных средств;

особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

понятие и классификацию нематериальных активов;

учет поступления и выбытия нематериальных активов;

амортизацию нематериальных активов;

учет долгосрочных инвестиций; учет финансовых вложений и ценных бумаг;

учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;

учет материалов на складе и в бухгалтерии; синтетический учет движения материалов;

учет транспортно-заготовительных расходов;

учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: систему учета производственных затрат и их классификацию;

сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;

особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;

учет потерь и непроизводственных расходов;

учет и оценку незавершенного производства;

калькуляцию себестоимости продукции;

характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;

технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);

учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;

учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

владеть:  общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ  и оценку  информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде,  обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием  на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

и профессиональными (ПК) компетенциями:

Вид профессио-

нальной деятельнос-ти

Код

Наименование результатов практики

ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

4. Методические указания по написанию и оформлению отчета по практике

В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практики определяются Вурнарским сельскохозяйственным техникумом Минобразования Чувашской Республики.

В качестве отчетных материалов о прохождении практик выступают:

1. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме.

В установленный срок студент составляет письменный отчет в формате Microsoft Word (в рукописном виде отчеты не принимаются), оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.

Все оформленные отчетные документы по практике сброшюровываются в следующей последовательности:

  1.  Титульный лист;
  2. Бюджет времени;
  3. Дневник практики
  4. Аттестационный лист;
  5. Характеристика;
  6. Отчет практики;
  7. Приложения.

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении производственной (по профилю специальности) практике.

В отчет практики должны входить следующие составляющие.

  1. Титульный лист (Приложение №1)
  2. Бюджет времени, выдается руководителем практики и прикладывается после титульного листа.
  3. Дневник по практике, оформляется в соответствии с бюджетом времени, где прописывается ежедневно краткое содержание работы во время производственной практики, подписывается руководителем практики от предприятия.
  4. Аттестационный лист, выдается руководителем практики от образовательного учреждения и заполняется руководителем практики с организации. В столбце – «Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика» на против каждого вида работ делается отметка – выполнил / не выполнил
  5. Производственную характеристику оформляет руководитель практики от предприятия, аналогично аттестационному листу.
  6.  Отчет практики содержит подробную информацию о содержании работы обучающегося, во время практики и о знаниях, умениях и практического опыта полученного во время  производственной практики по конкретному предприятию.

Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:

   Введение.

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основная часть (которая должна состоять минимум из двух разделов):

  Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика объекта практики.

В данном разделе необходимо рассмотреть:

1)  Общие сведения об организации (наименование, правовой статус, оценка величины уставного капитала, наличие филиалов и представительств, история развития, место в экономике региона). При этом не требуется переписывать устав и указывать конфиденциальную информацию;

2)  Организационная структура управления организацией (отобразить схематично, обозначить структуру подчиненности);

3)  организационную структуру бухгалтерии (представить схему с описанием взаимосвязей внутри бухгалтерии и распределением обязанностей между сотрудниками или участками бухгалтерии);

4)  организационную форму ведения бухгалтерского учета (централизованная, децентрализованная, смешанная);

5)  внутреннюю регламентацию деятельности бухгалтерской службы («Положение о бухгалтерии», должностные инструкции);

6)  распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;

7)  провести экспертизу учетной политики. Экспертиза учетной политики должна включать:

-  оценка полноты учетной политики (наличие 3- разделов: организационно-технического, методологического для целей бухгалтерского учета, методологического для целей налогового учета);

-  соответствие нормативной базе бухгалтерского учета;

-  соответствие особенностям деятельности организации.

6)  особенности рабочего плана счетов организации;

8)  график документооборота (представить копию, по крупным организациям можно представить часть графика, описать его недостатки;

9)  характеристика применяемой формы бухгалтерского учета;

При этом необходимо указать:

-  автоматизированные участки учета;

-  применяемые бухгалтерские программы;

-  недостатки применяемой формы учета (соответствие законодательству, потребностям бухгалтерского и налогового учета);

10)  порядок хранения документов (организация бухгалтерского архива);

  Раздел 2. Организация бухгалтерского учета организации. 

Данный раздел отражает содержание операций, непосредственно осуществляемых студентами в период прохождения практики и их результаты в соответствии с рабочей программой производственной практики.

В этом разделе должны быть раскрыты следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета по  объектам учета, изучаемым в ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации: денежным средствам, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, материально-производственным запасам, процесса производства,  готовой продукции и ее реализации.

По каждому объекту учета необходимо раскрыть:

1.  Первичный учет (документальное оформление);

2.  Синтетический и аналитический учет (применяемые учетные регистры);

3.  Все вышеуказанные вопросы должны быть рассмотрены на конкретных примерах по учету за текущий год с учетом существующей формы автоматизации, соблюдения учетной политики.

 Выводы и предложения по результатам исследования практической деятельности организации.

На основании отчета составляются рекомендации по устранению выявленных недостатков и совершенствованию учета и контроля объектов учета.

Список использованной литературы.

 Приложения. (Первичные документы и учетные регистры оформленные студентом.)

Примерное содержание отчета, в соответствии с вышеперечисленными рекомендациями (Приложение 2).

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).

Объем отчета должен быть 20-30 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, начиная с ведения. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета.

Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с ее номером через тире.

Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Отчет о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку. В отчет по практике должна быть приложена характеристика студента с отзывом о прохождении практики с организации, где он проходил практику.

Приложение №1.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Отчет

по производственной   практике  по ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

студентки (а) 311 группы

___________________________________________________

(ФИО)

Место прохождение практики:

_____________________________________________________________

(Название организации, где студент проходит практику и место расположения организации)

 с 11.12.2017г. по 23.12.2017 года.

Руководитель практики:

                                                                                             ______Иванова К.Г.

_________________ оценка

п. Вурнары 2017г.

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1 Организационно-экономическая характеристика СХПК «Луч» Вурнарского района Чувашской Республики.

1.1. Краткая характеристика  организации

1.2. Организация бухгалтерской службы СХПК имени Карла Маркса Вурнарского района Чувашской Республики.

 Раздел 2. Организация бухгалтерского учета СХПК имени Карла Маркса Вурнарского района Чувашской Республики.

3.1. Учет денежных средств и финансовых вложений организации.

3.2. Учет основных средств и нематериальных активов организации.

3.3. Учет материально-производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.

3.4. Учет затрат основного, вспомогательного производства и калькулирования себестоимости продукции.

3.5. Учет готовой продукции, ее продажи и расчетов с покупателями и заказчиками.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие «Учет материально-производственных запасов» ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»

Учебное пособие   на тему «Учет  материально-производственных запасов» составлена по разделу «Учет производственных запасов » ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бу...

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля ПМ.01.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации специальность 38.02.01. Экономика и бух

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.0...

Методические рекомендации для выполнения отчета по учебной/производственной практике ПМ 01 "Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации"

Дневник-отчёт по практике по профилю специальности составлен в соответствии с требованиями рабочей программы профессионального модуля 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерско...

Методическое обеспечение внеаудиторной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 01 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Методическое обеспечениевнеаудиторной работы студентовпо профессиональному модулю  ПМ 01 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАцИИ...