Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
учебно-методический материал на тему

Костоусова Елена Юрьевна

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом. Содержание данной дисциплины ориентировано на формирование у студентов представлений о современном производстве, структуре его организации, способах управления, возможностях реализации продукции, которые бы обеспечили им соответствующий уровень профессиональной компетентности, профессиональной мобильности и дохода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_eo_pr-21.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа

учебной дисциплины «Экономика организации»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

                                                                г. Югорск, 2015

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией социально-экономических  дисциплин

Председатель                

 ___________________ Е.Ю.Костоусова

Протокол №___ от «___»________2015г.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе

___________________

Разработчик:           Е.Ю.Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом. Содержание данной дисциплины ориентировано на формирование у студентов представлений о современном производстве, структуре его организации, способах управления, возможностях реализации продукции, которые бы обеспечили им соответствующий уровень профессиональной компетентности, профессиональной мобильности и дохода.

Задача курса заключается в том, чтобы студенты:

  1. получили адекватное представление о целях и задачах хозяйственной деятельности предприятий торговли;
  2. овладели базовыми понятиями по материально техническим, трудовым, сырьевым и финансовым ресурсам предприятия
  3. могли свободно ориентироваться в экономических показателях.

Рабочая программа состоит из трех основных разделов, состоящих из отдельных тем программы курса. В них рассмотрены производственные и организационные принципы рациональной организации экономики предприятия, формирования и использования его ресурсов, а также экономический механизм функционирования прибыли предприятия расчета затрат и процесса ценообразования.

Разработчик:    Е.Ю.Костоусова     преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир  входящей в состав укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление,   и составлена на основе опроса работодателей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:    дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные экономические показатели деятельности организации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;
  • принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
  • методы оценки эффективности их использования;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда;
  • основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 час.

.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия      

20

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

    Домашняя работа (выполнение тестовых заданий, решение задач, составление план-конспекта по вопросам темы), подготовка докладов

Итоговая аттестация в форме  Экзамена


 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  __Экономика организации__

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Предприятие как основной субъект хозяйствования

 

Тема 1.1. Сущность и функции предприятия

Содержание учебного материала

1.Понятие организации и ее определяющие признаки. Определение понятия юридического лица и организации в соответствии с ст. 48 ч.1 ГК.

2

1

1

2. Типы и организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и

некоммерческие организации, их основные отличия (ст.50, ч.1 ГК РФ).

2

Практическое  занятие № 1 Порядок создания, регистрации и ликвидации организации.

Учредительные документы организации. Ликвидация организации

2

2

Практическое  занятие № 2 Организация и организационно-правовые формы предприятий. Заполнение таблицы,   выполнение тестовых заданий, решение задач

2

3

Практическое занятие №3 Основные организационно-правовые формы коммерческих и

некоммерческих  организаций.  Основные характеристики и механизмы функционирования.

Самостоятельная работа обучающихся №1

Работа с ГК РФ (Юридические лица) Основные организационно-правовые формы

 коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственный

кооператив (артель), государственные муниципальные и унитарные предприятия.

Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

потребительский кооператив (союз, общество), фонды, общественные и

религиозные организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

6

Раздел  2. Экономические ресурсы предприятия

Тема 2.1. Основные фонды предприятия

Содержание учебного материала

3.Основной капитал предприятия. Виды базовых экономических оценок основных фондов и методов их переоценки.

 2

1

1

3

2

3

4. Виды износа основных фондов. Амортизация основных фондов.

2

Практическое занятие №4 Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений. Определение состава и структуры основного капитала предприятия

2

Практическое занятие №5 Решение задач по определению: первоначальной, восстановительной, остаточной и среднегодовой стоимости основных фондов. Решение задач по определению суммы амортизационных отчислений

2

Самостоятельная работа обучающихся №2

Поиск необходимой информации для подготовки ответов на вопросы  по темам 2.1

Исследование проблем обновления основного капитала в современных условиях

Решение задач

        6

3

2-СЕМЕСТР

1

2

  1. Показатели эффективного использования основных средств.  Фондоотдача, фондоёмкость

2

  1.  Расчет показателей эффективного использования. Тестирование

2

Тема 2.2.

Оборотные фонды предприятия

Содержание учебного материала

7. Состав и структура оборотных фондов.

2

1

1

1

8.Управление оборотными средствами: нормирование оборотных средств, анализ фактического состояния оборотных средств, выявление источников формирования прироста или покрытия недостатка собственных оборотных средств

2

  1. 9.Показатели использования материальных ресурсов. Оценка эффективности применения оборотных средств.

2

Практические занятия №4

Выполнение тестовых заданий  для закрепления теоретических положений «Сущность и классификация оборотных средств»;

2

2

2

3

Практические занятия №5

Расчет показателей использования оборотных средств

2

Самостоятельная работа обучающихся №3

Исследование методов нормирования оборотных средств

Решение задач.

Подбор материала для докладов по теме «Энерго- и ресурсосберегающие технологии»

6

Тема 2.3.

Организация нормирование и оплата труда 

Содержание учебного материала

10.Экономическое содержание заработной платы и особенности труда в торговле

2

1

11. Организация оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации

2

1

12.Рабочее время и его использование.  Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Факторы влияющие на эффективность и производительность труда в торговле

2

1

2

3

Практическое занятие №6

Выполнение тестовых заданий для закрепления теоретических положений.

Решение задач по расчету заработной платы  . Определение нормы выработки. Расчет повышения производительности труда

2

Самостоятельная работа обучающихся №4

Подбор материала по теме: «Бюджет рабочего времени», «Нормирование труда», «Фотография рабочего дня», «Хронометраж»

«Основные  формы и системы заработной платы», «Тарифная система», «бестарифная система оплаты труда», «Виды доплат», «Пути снижения текучести кадров» -  План конспект на вопросы темы

4

Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия

(Основные экономические показатели деятельности организации)

Тема 3.1

Издержки производства и обращения на предприятиях торговли

Содержание учебного материала

13.Издержки производства (понятие и категории затрат). Анализ издержек обращения

2

3

14.Факторы влияющие на уровень издержек обращения

2

Практическое занятие №7 Обсуждение контрольных вопросов по теме.

Решение задач по расчету издержек. Построение и анализ графиков

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №5

Выполнение письменной работы

2

Тема 3.2.

Цены и ценообразование

Содержание учебного материала

15.Цена как экономическая категория. Основные методы формирования цен

Принципы формирования цены

2

2

16.Ценовая политика организации. Методы ценообразования.

2

Практическое занятие №8

Выполнение теста «Формирование цен на товар»

Решение задач по формированию цен

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся №6 Работа с кейсом по теме «Ценообразование»

Исследование сущности цены продукции предприятий в рыночной экономике.

Ценообразование в условиях конкуренции.

Анализ факторов влияющих на формирование цены.

6

Тема 3.3

Прибыль и рентабельность предприятия

Содержание учебного материала

1

1

  1. Определение понятия прибыли. Источники образования прибыли и пути ее увеличения. Порядок распределения и использования прибыли

2

  1. Рентабельность предприятия торговли.

2

Практическое занятие №9 Расчет прибыли организации Расчет показателей рентабельности.

2

2

Тема 3.4.

Финансовые ресурсы предприятия

Содержание учебного материала

19.Состав и структура финансовых ресурсов предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов.

2

3

20.Итоговое занятие по разделу. Обсуждение вопросов по основным экономическим показателям

2

Практическое занятие №10 Решение задач по разделу

2

Самостоятельная работа обучающихся №7 Решение задач. Тестирование.

3

Экзамен

6

Всего:

96


3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению  

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики;

Оборудование учебного кабинета:

  • нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
  • учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
  • учебники, дидактические материалы, раздаточный материал  в соответствии с образовательной программой
  • комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
  • стендовый материал, который носит обучающий характер:                                                                        - рекомендаций по выполнению домашних работ;                                                                                                - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен)                                                                                                                            - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц 
  • Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

  • Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
  • Проектор
  •  Компьютер с возможностью подключения к Internet.
  • Принтер лазерный
  • Слайды  по тематике курсов экономики
  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004 
  2. ИвановГ.Г.  Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 352 с
  3. Кнышова Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с.
  4. Фридман А.Н. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества / Учебник А.М.Фридман 4-е издание М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2013г

Дополнительные:

  1. Лопарева А.М. Экономика организации М: Инфра -М  2008
  2. Сафронов Н.А. Экономика организации М: Форум 2009
  3. Сафронов Н.А. Экономика организации ВУЗ  М: Экономистъ 2006
  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  5. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. электронные библиотеки: eup.ru;   www.laboratory.ru.
  2. Периодические издания: www.akdi.ru;   www. vopreco.ru

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Тесты

20

         бумага

2

Комплект для промежуточной аттестации

15

бумага

3

Комплект для итоговой аттестации

бумага

4

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

5

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

6

Методические указания по изучению курса

1

бумага

7

Комплект установочных или обзорных лекций

2

Электронный вариант

8

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

     Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Знания:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;
  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
  • методы оценки эффективности их использования;
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда;
  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Текущий контроль:

Практические занятия;

Внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль:

Практические занятия;

Тестирование;

Контрольные работы;

Итоговый контроль: дифференцированный зачет; защита курсовой работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.

Оценка эффективности и качества выполнения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.

Использование различных источников, включая электронные.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Взаимодействие обучающихся с  преподавателями в ходе обучения. Взаимодействие с однокурсниками при выполнении работ малыми группами

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (СПО) Технология продукции общественного питания на базе основного общего образова

Общие положения………………….......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетен...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Охрана труда основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО профессии СПО 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспор

        Комплект контрольно оценочных средств по учебной дисциплине  разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....