Методические основы подготовки дидактических материалов
статья на тему

Мирошниченко Татьяна Витальевна

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития познавательного интереса обучающихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. Одним из средств решения этой задачи выступают дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Мирошниченко Татьяна Витальевна, преподаватель

В процессе перестройки системы образования в настоящее время особое внимание уделяется проблеме активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основными направлениями в этой области являются;

- разработка методики формирования учебно-познавательных умений, без которых немыслима активная познавательная деятельность обучающихся;

- разработка пособий для организации самостоятельной работы обучающихся.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития познавательного интереса обучающихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. Одним из средств решения этой задачи выступают дидактические материалы.

Актуальность исследования данной темы обусловлена одной из потребностей модернизации российского образования, связанной с необходимостью поиска, обоснования, разработки дидактико-методического обеспечения обновления процесса образования, достижения нового качества как процесса образования в целом, так и процесса обучения экономическим дисциплинам.

Целью исследования является научное обоснование и практическая апробация методов разработки комплекса эффективных дидактических материалов для обеспечения процесса образования в техникуме, в том числе по экономическим дисциплинам.

Объектом исследования является образовательный процесс

Предметом исследования явились дидактические материалы, методика их создания и использования в процессе обучения.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «дидактические материалы» в педагогической науке;

- выявить состояние проблемы дидактических материалов в педагогической теории и практике на основе анализа учебно-методической литературы, опыта работы;

- проанализировать виды существующих дидактических материалов и привести обобщенную их классификацию;

- определить принципы построения дидактических материалов;

- расширить содержание УМК на основе разработки дидактических материалов.

Исследование проводилось в четыре этапа, каждый из которых был направлен на решение конкретных задач.

1 этап - Изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической основы исследования, сформулированы цели и задачи, определены методы исследования.

2 этап - Определены принципы создания дидактических материалов для обучающихся, разработаны дидактические материалы, определены критерии эффективности использования этих материалов в учебном процессе.

3 этап -  разрабатывалась методика работы с дидактическими материалами.

4 этап - Осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, выяснение степени эффективности предложенных разработок.

Перед тем как рассмотреть понятие и содержание дидактического материала определим, что такое дидактика.

Дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; теория обучения.

Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Дидактика является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности обучающихся у разных педагогов, преподающих отдельные предметы.

Анализ литературы по проблеме разработки дидактических материалов показал, что существуют различные подходы к определению дидактических материалов и средств. Однако, нет однозначного определения и четкого разграничения понятий «дидактические материалы» и «средства обучения».

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы.

Дидактические материалы являются частью общей системы подготовки преподавателя к работе на занятии.

Дидактические материалы могут служить средством управления процессом обучения; направлять самостоятельную работу обучающихся, учитывая их индивидуальный стиль работы; быть самостоятельным источником учебной информации; обеспечивать адекватное отражение действительности, своеобразную наглядность обучения; могут дополнять текст учебника или объяснения преподавателя; возбуждают эмоции и вызывают интерес обучающихся; создают возможности для возникновения проблемных ситуаций; делают разнообразным процесс обучения; осуществление контроля и самоконтроля. На основе дидактических материалов возможна организация классной, домашней и внеклассной работы обучающихся.

Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Следует отметить, что в некоторых случаях неправильно понимается цель дидактического материала. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение навыкам и передача знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала - внутренняя: помочь самостроительству обучающегося и его духовному развитию. Следует помогать этому развитию, предоставляя обучающимся внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. Если преподаватель может предложить материалы, которые привлекли бы внимание, он сможет дать обучающемуся свободу, необходимую для его развития.

Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.

Классификацию дидактических материалов подразделяют по методическому назначению и дидактическим целям.

Таблица 1.

Классификация ДМ по методическому назначению и дидактическим целям

В обучении различных предметов, в том числе на занятиях экономики используются следующие виды дидактических материалов:

1.        демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

2.        раздаточный материал

К наиболее эффективным формам и видам дидактического материала, реализуемых в процессе обучения экономическим дисциплинам можно отнести:

1.        Алгоритмы выполнения познавательных заданий, решения расчетных задач по экономике.

2.        Видеозаписи, презентации докладов, выступлений на занятиях экономической теории и бизнес-планирования

3.        Задания по формированию универсальных умений (сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать, интегрировать и др.);

- задания различного уровня сложности (репродуктивного, продуктивного, поискового, исследовательского, творческого.);

- задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества;

- задания с профессионально значимым содержанием;

- задания разного вида (вопросы, тесты разного типа, упражнения, задачи разного типа, разнообразные диктанты),

- дидактические игры (на занятиях экономики и экономической теории),

- творческие задания (по всем экономическим дисциплинам)

4.        Инструкции по организации внеурочного мероприятия (в рамках декады экономических дисциплин, научной конференции).

5.        Листы самоподготовки учащихся к реализации учебно-исследовательского проекта (на занятиях Бизнес-планирования)

6.        Обучающие тексты - алгоритмы для работы с различными источниками информации (учебником, справочниками, экономическими словарями, электронными ресурсами, таблицами, схемами, рисунками и т.п.).

7.        Памятки по подготовке и проведению практических работ

8.        Планы разнообразных видов познавательной деятельности: изучения научных понятий и фактов; проведения учебного и научного исследования, анализа сводных таблиц; подготовки и написания рефератов, сочинений, диплома

9.        Справочные материалы: Экономические словари.

10.        Тесты разного типа.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

принцип доступности (дидактические материалы подбираются преподавателем согласно достигнутого уровня обучающихся);

принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

принцип познавательной мотивации;

принцип проблемности (в ходе работы обучающийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Дидактические материалы должны способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, их абстрактно-логического мышления, творческих способностей. Они должны включать элементы занимательности (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, наглядность, контрастность). Занимательность в обучении соответствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Современные информационные технологии позволяют при разработке дидактических материалов оперировать таким комплексом средств, какого раньше еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

Американские психологи зрительное восприятие рассматривают как чувственный опыт, приобретший смысл. Но смысл приобретается в результате взаимодействия материального объекта и идеального сознания, порождающего убеждения, закрепляемые через учебные знания и умения в навыках.

Для поддержания восприятия важно учить умению видеть новое в знакомом материале, постепенно переводить обучающихся с уровня элементарных, простейших представлений о мире на уровень научных понятий и обобщений. Познавательный интерес возникает, если раскрывать перед обучающимися, применяя дидактический материал, историю научных открытий, борьбу идей, труд учёных. Все эти возможности представляет учебный материал курса экономики.

Увлекательная форма повторения пройденного материала с помощью наглядных средств  также может послужить основой для возбуждения и поддержания познавательного интереса, привлечь внимание к самому главному в изучаемом материале.

Для возбуждения интереса обучающихся применяют и такую форму работы как дидактическая игра: игры-упражнения, настольные игры, игры-моделирование и др. Во время игры проявляется активность каждого обучающегося, происходит соревнование. Поскольку играть могут лишь обучающиеся, знающие материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьёзную и интересную работу.

При повторении материала в начале урока можно применять экранные пособия, которые показывались обучающимся на предыдущих занятиях. Обучающиеся видят на экране изображение и отвечают на вопрос: что показано в кадре? (Узнавание). Затем, в зависимости от содержания кадра, перед ними ставят вопросы. Например, при демонстрации кадра с линией спроса, обучающиеся отвечают на вопрос о том, как можно сформулировать закон спроса; как должна быть изображена линия, отражающая отклонение от закона спроса; как графически отображается изменение ценовых и неценовых факторов, влияющих на величину спроса.

Во всех случаях применяемые средства обучения должны привлекать внимание и возбуждать интерес к главному материалу.

Активизация процесса обучения на занятиях экономики достигается применением разнообразных видов дидактического материала для проведения самостоятельных работ. В этом случае необходимо обратить внимание на обеспечение оперативности контроля за результатами усвоения опорных знаний путём применения специальных форм проверки (использование карточек, тестов и заданий для самопроверки правильности ответов).

Проверку знаний и умений в начале занятия имеет смысл провести за короткое время. Для этих целей, кроме традиционных методов проверки знаний используют графические тесты, вопросы с выборочным ответом.

С помощью дидактических средств у обучающихся можно формировать умения и навыки самоконтроля. При проверке не следует ограничиваться тем, что что обучающиеся укажут на ошибку товарища и исправят её, а желательно найти и обосновать причину её появления.

При закреплении и проверке умений решать расчётные задачи, следует учесть, что при традиционном способе проверки - обучающиеся узнают о результатах своей письменной работы через несколько дней, а поэтому забывают порядок решения задачи. Поэтому обучающимся можно дать возможность самим оценить результат сразу. Как только обучающиеся сдали работу, они имеет возможность получить образец правильного решения своей задачи или увидеть её на мониторе. При сравнении сделанного с образцом, обучающийся видит недочёты, осознаёт причины ошибок, задаёт вопросы. Таким образом, можно приучать обучающихся проводить самоконтроль и делать самооценку своего труда.

Добиться усвоения знаний можно разными способами. Можно проводить многократное повторение, закрепление, требуя воспроизведения изученного материала. А можно вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность, где они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.

Организация самостоятельного исследования и управление деятельностью обучающихся начинается с того, что преподаватель проводит логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе этого с помощью дидактического материала ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения исследования. При этом обязательно должны быть отмечены промежуточные задачи исследования.

Применение дидактического материала на занятиях можно характеризовать как активную форму работы, если она позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления, стимулирует учебную деятельность.

Рассмотрим технологию создания и применения дидактических материалов

1.        Определение целей обучения: преподаватель должен ответить на вопрос: для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы обучающихся при усвоении того или иного материала, опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.

2.        Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания дидактических материалов. Преподаватель, находясь в контексте образовательной программы, должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно донести содержание до каждого обучающегося, обеспечив быстрое восприятие за счет максимальной наглядности и доходчивости.

3.        Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от образовательных целей, поставленных при их разработке.

Дидактические материалы для контроля знаний обучающихся следует составлять с учётом таких требований к их форме, структуре и содержанию, чтобы обеспечивалось достижение целей и задач контроля, адекватных целям и задачам соответствующего этапа обучения. Если дидактическая цель этапа обучения - приобретение знаний, формирование у обучающихся умений и навыков, то здесь целесообразны задания на воспроизведение усвоенной информации; а типовые и нетиповые задачи (задания на применение в известных, стандартных и новых учебных условиях знаний, умений и навыков' учащегося) как форма контрольных заданий более всего соответствует этапу обучения, целью которого является научить обучающихся применять приобретённые знания, сформированные умения и навыки.

Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов (апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условий для более эффективного использования.

Особое внимание следует уделять требованиям, предъявляемым к дидактическим материалам.

 При этом необходимо:

•        выбрать последовательность знакомства с информацией;

•        дать обучающимся подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;

•        структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

•        помнить, что материал должен быть безупречными в научном отношении;

•        учитывать увлекательность содержания (качество знаний обучающегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения; поэтому задания должны выполняться не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно);

•        вариативность форм и способов подачи материала;

•        нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими самостоятельно).

Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических материалов, что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического процесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в образовательный процесс новых наглядных материалов. Сегодня в помощь преподавателям приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях. Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя безграничные информационные ресурсы. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют обучающихся от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии печатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и изготовления учебных пособий, альбомов, рекомендаций, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Естественное желание преподавателя наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности обучающихся.

С помощью эффектной, многогранной подачи образовательного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (экране монитора, проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения опыта обучающихся, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи – не просто познакомить обучающихся с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Это означает, что наглядный материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию «служить как бы опорой внутренних действий, осуществляемых обучающимся под руководством преподавателя в процессе овладения знаниями». Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядный материал сам делается «непосредственным предметом учебных действий».

Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается обучающимися, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей. «С психологической точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности». В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания обучающихся.

Так, с помощью современных информационных средств преподаватель имеет все технические возможности для того, чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.

Общеизвестен феномен психофизиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.

Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят преподавателя в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал – это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда.

Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого преподавателя во многих областях деятельности.

Наконец, создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

Эффективность использования дидактических пособий определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения – техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации обучающимся, обратной связи от обучающихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Одна из причин слабого использования ТСО состоит в том, что в не все преподаватели (в основном женщины) умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ТСО. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно некоторые преподаватели склоняются к их использованию. Поэтому необходимо знакомить преподавателя с ТСО и методикой их использования на занятиях по данному курсу.

Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов обучающихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ТСО используются преподавателем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда преподаватель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств обучающихся.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс дидактических материалов.

На качество образования обучающихся оказывает влияние дидактическое обеспечение учебного процесса. Поэтому в ходе работы выявлена целесообразность реализации рекомендаций при разработке дидактических материалов для обучения.

Проведенное исследование определило направление дальнейшего изучения проблемы - совершенствование дидактического обеспечения учебного процесса, где гарантировано соотношение «цель-процесс-результат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.

Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике дидактических материалов - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности 150414 "Мо...

Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.

Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике дидактических материалов - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности 150414 "Мо...

Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.

Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности "Монтаж и техническая эксплуатация ...

Дидактические материалы для подготовки студентов к практическим занятиям

Дидактические материалы предназначены для организации систематической подготовки обучающихся к практическим занятиям по дисциплине Анатомия и физиология человека...

Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса

Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...

Сборник дидактических материалов по дисциплине «Теоретические основы начального курса математики» / Составитель В.И. Анисимова - г. Старый Оскол 2018

Учебное пособие является сборником задач по математике для студентов специальности «Преподавание в начальных классах». Задания, включённые в пособие, направлены на отработку теоретических ...

Методическая статья «Использование дидактических материалов в младших классах фортепиано"

Увлечь ребенка к изучению нотной грамоты, побудить интерес к исполняемому произведению....