Статья "Роль мотивации в становлении профессионала на примере профессии "Контролер банка".
статья

Статья отражает важность развития личных качеств при становлении профессионала (обучающегося СПО), отражает вопрос значимости примера наставника, его реального опыта получаемой профессии.Необходимость поддерживать мотивацию обучающихся, а в дальнейшем развивать их самомотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_motivatsii_v_stanovlenii_professionala.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Звездный»

Роль мотивации в становлении профессионала.

На примере профессии «Контролер банка».

                   Разработано:

                    Мастер производственного обучения,

                    преподаватель

                   Кочедыкова Л.В.

Санкт-Петербург

2019

«Достаточно изменить немного курс, и встречный ветер станет попутным. Продолжай работать, и солнце, слепившее глаза, будет светить тебе в спину.  Не важно откуда ты начинаешь жизнь, важно, куда ты ее направляешь» Уоррен Баффет.

        Формирование устойчивого интереса к будущей профессии лежит в основе обучения, его успешности и результативности. Интерес к делу дает нам ресурсы легче преодолевать возможные трудности, вносить креативные идеи, оптимизировать процессы, позволяет взглянуть иначе на нешаблонные ситуации, которые не поддаются стандартным алгоритмическим решениям.

        Однако, когда такого интереса к делу нет, то неподъемным нам кажется груз поставленных задач, а цели, хотя и желанные, становятся недостижимыми.

Особенно важным данный вопрос становится в процессе обучения - на пути становления себя, как профессионала. Именно благодаря актуальности данного вопроса среди обучающихся, необходимо учитывать возрастные, психологические особенности. Важно, чтобы в данный период, когда порой сомневаешься: «А не зря ли я выбрал данную профессию» рядом был наставник, человек с опытом, тот, кто знает данную профессию изнутри, а не только извне.

        Мотивация – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека; задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Мотив, в свою очередь, это обобщенный образ материальных и духовных предметов (качеств), которые представляют ценность для человека, достижение которых выступает смыслом его деятельности. Зачастую у обучающихся внутренние мотивы только формируются (кто-то более организован и мотивирован, кто-то менее), в период становления, весомую роль играют мотивы внешние.

Преподаватель, мастер производственного обучения (если говорить о периоде получения профессии) способен разбить «весь путь»: будь то интервал от зачисления до выпуска специалиста в общем или занятие учебной практики в частности, на подзадачи, отрезки пути, которые приведут к успешному результату, а для обучающегося данный метод позволяет понять, что покорение большого, это преодоление себя в малом (сегодня в подготовке домашнего задания по дисциплине, завтра – самостоятельного построения общения с сокурсниками, а позже – решение производственных задач и применение коммуникаций внутри коллектива или же с клиентами).

Профессия «Контролер банка» требует от обучающихся работы в режиме многозадачности: необходимо уметь не только верно производить расчеты, коих немало; грамотно проводить операции; заполнять документы; но и коммуницировать с клиентами банка, с коллегами. Уметь ставить и выполнять задачи, искать и анализировать возможные пути решения текущих вопросов. Все вышеперечисленные цели могут быть реализованы только человеком с высоким уровнем самомотивации, ответственным, организованным и собранным, а чтобы достичь такого идеала, нужно научить тому, как можно мотивировать себя в процессе занятий по учебной практике, и что немаловажно, а скорее определяюще – собственным примером, транслированием опыта наставника (уже имеющего опыт работы в банковской сфере).

В ходе занятий я заметила, что ребята живо воспринимают ситуативные рассказы о работе в банке. Когда приводишь примеры из практики, то и материал запоминается лучше, акцентируется внимание на возможных трудностях, «опасностях», моментах, где особенно нужна концентрация внимания. Впоследствии, при повторении материала  обучающиеся вспоминают данные примеры и даже первокурсники начинают анализировать: сравнивая «эталон» (как должно быть) с реальными наблюдениями.

Приведу пример: с обучающимися проводили занятие «Установление контакта с клиентами», обращали внимание в беседе, что особое внимание стоит уделить визуальному контакту, четкости речи, поддержанию эмоционального контакта на протяжении диалога с клиентом. Проигрывали ситуации с изменением тембра речи, внятности и стройности построения диалога.

 Одна из обучающихся через несколько дней после занятия обратилась в банк (необходимо было решить вопрос по банковской карте), а после посещения поделилась с группой своими наблюдениями, что сотрудник банка говорил невнятно и даже не взглянул в процессе общения.

Приведенный пример ярко показывает то, как у будущего профессионала выстраивается система собственных ценностей и мотивов в ходе обучения.

Говоря о социальной  значимости профессии «Контролер банка»  в настоящее время, можно сказать, что профессия не только не сдает свои позиции, а, напротив, укрепляет их.

Конечно, и сами качества контролера банка претерпели изменения, нынешнее время диктует свои условия:  сейчас в условиях конкуренции и широкого спектра банковских услуг недостаточно  просто знать продукты банка, нужно обладать всем арсеналом личных качеств, профессиональных устремлений, умениями личной самоорганизации. Безусловно, надо быть профессионалом своего дела, но помимо этого нужно развивать в себе личные качества: умение самостоятельно организовывать свою работу, направленную на достижение поставленной цели, результата.

А наша задача, как наставников, передавать свой опыт, научить, развивать уверенность в себе, как в специалисте, взращивать лучшие качества в процессе обучения, на уроках учебной практики.

Я часто говорю обучающимся, что наше учебное учреждение дает основательную базу для избранного пути. Многое из того, что транслируют на профессиональных курсах, тренингах, семинарах, они получают в рамках освоения программ в колледже.

Мотивация важна для самосовершенствования, однако, к ней нужно приложить знания, опыт  и трудолюбие, только вкупе данные элементы гарантируют успешный путь становления себя как профессионала.

«Успех – это сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день» Роберт Кольер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над полифоническим произведением в классе баяна на примере фуги И.С. Баха из цикла органная прелюдия и фуга g moll

В наши дни исполнительство на баяне и аккордеоне стало важной частью музыкальной культуры. Подтверждению этому – успехи лучших баянистов на самых престижных музыкальных сценах мира и появление значите...

Программа текущей аттестации Профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) . по междисциплинарному курсу МДК. 03.02 Ведение операций по банков

Программа текущей аттестацииПрофессионального модуляПМ.03 Выполнение работ по    одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) .п...

Роль осведомленности по вопросам рационального питания в мотивации к соблюдению здорового образа жизни на примере студентов медицинского колледжа

Роль осведомленности по вопросам рационального питания в мотивации к соблюдению здорового образа жизни на примере студентов медицинского колледжа...

Управление мотивацией в организации (на примере национальное книжное издательство «Бичик»)

В статье рассмотрены процессы движения персонала в организации и проанализирована применяемая система мотивации персонала, выявлены ее достоинства и недостатки. А также представлены результаты исследо...

Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)

статья о том как важна мотивация при изучении иностранного языка...

Методическое пособие для педагогов и учащихся дополнительного образования «Технология изготовления поверхностной модели из тонкостенного металла на примере жестяной банки CocaCola»

Целью данного методического пособия является своение основных операций и инструментов в эскизе для создания поверхностных деталей в САПР Creo Parametric, а также наложение текстур на поверхности ...

Кросс-продажи банковских продуктов на примере банка ПАО "УРАЛСИБ"

В презентационном материале представлена техника кросс-продажи на примере банка ПАО УРАЛСИБ...