Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
рабочая программа

Хвостова Оксана Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 08. Основы экономики

основной профессиональной образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности  

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

г. Курск


РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

цикловой комиссией  

Протокол №___

«____» __________ 201__ г.  

Председатель ЦК

______________ О.В. Кузнецова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-методической работе  

_____________________ О.Б. Грунева

 «___» _____________ 2018 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины ОП 08. Основы экономики, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 28.07.2014 №823.

                                

Разработчик:

Хвостова О.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 08. Основы экономики

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальности   13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и эксплуатации теплотехнического оборудования систем тепловодогазоснабжения и средств учета и контроля тепловой энергии при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • действующие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
  • основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
  • методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
  • основы организации работы коллектива исполнителей;
  • основы планирования, финансирования и кредитования организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • общую производственную и организационную структуру организации;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  •  состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
  • формы организации и оплаты труда. 

В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции:

Код ОК

Наименование  общих компетенций

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. 

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Код ПК

Наименование ПК

ПК 1.1.

Осуществлять пуск и остановку теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2.

Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3.

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.1.

Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.2.

Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло-и топливоснабжения.

ПК 3.1.

Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 3.2.

Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 4.1.

Планировать и организовывать работу трудового коллектива.

   1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов, в том числе вариативной части – 2 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

4

     контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

         подготовка к практическим занятиям

2

         проработка конспектов занятий

11

         оформление и подготовка к защите практической работы

2

         выполнение индивидуальных заданий

1

Итоговая аттестация в форме   дифференцированного  зачета

        


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08. Основы экономики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Место строительной отрасли в экономике страны

 

3

Тема 1.1.

Современное состояние и перспективы развития отрасли

Содержание учебного материала

2

1

Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Ресурсы отрасли, специфические   особенности отрасли, влияющие на формирование ее экономического потенциала. Этапы развития, современное состояние и перспективы развития.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение индивидуальных заданий

1

Раздел 2. Организационно-правовые формы  организаций

3

Тема 2.1. Организация - основное звено экономики.

Содержание учебного материала

2

1

Организационно-правовые формы предприятий и их особенности. Цель создания организаций. Типы производства и их производственная и организационная структура. Основные принципы построения экономической системы организации.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Раздел 3. Экономические ресурсы

9

Тема 3.1.

Основные фонды

Содержание учебного материала

2

1

Понятие, классификация, структура основных фондов. Оценка основных фондов в натуральной и денежной формах. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость. Методика определения стоимости основных фондов. Моральный и физический износ. Методика определения показателей износа. Понятие «амортизация». Норма амортизации. Методы амортизационных начислений объектов основных производственных фондов. Методика расчета амортизационных отчислений.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Содержание учебного материала                                

2

2

Показатели эффективности использования основных фонд. Основные направления улучшения использования основных фондов. Коэффициенты обновления, выбытия, роста, сменности, фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, механовооруженности, показатель рентабельности. Нематериальные активы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Тема 3.2.

Оборотные средства организации. Показатели использования оборотных средств

Содержание учебного материала

2

1

Сущность, структура оборотных средств организации. Кругооборот оборотных средств. Состав и классификация оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Раздел 4. Основы нормирования и оплаты труда

9

Тема 4.1.

Трудовые ресурсы.

Содержание учебного материала

2

1

Состав трудовых ресурсов. Промышленно-производственный персонал: рабочие и служащие. Непромышленный персонал. Методика расчета численности работников организации. Показатель выработки в натуральном и стоимостном выражении. Трудоемкость.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Тема 4.2.

Производительность и оплата труда

Содержание учебного материала

2

1

Резервы роста производительности труда. Расчет показателей производительности труда. Общие положения Трудового кодекса Российской Федерации об оплате труда. Государственные гарантии по оплате труда работников. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Методики расчета заработной платы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практическим занятиям

1

Практическое занятие №1:

Расчет численности работников

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Раздел 5. Финансы организации

9

Тема 5.1.

Финансы организации.

Содержание учебного материала        

2

1

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия. Структура финансовых ресурсов предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся: 

Проработка конспекта занятий

1

Тема 5.2.

Основные показатели эффективности  деятельности организации

Содержание учебного материала        

2

1

Сущность и показатели эффективности деятельности организации. Понятие экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность. Показатели использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Технико-экономические показатели использования основных средств. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Прибыль и рентабельность - основные показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности строительной организации.

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовка к практическим занятиям

1

Практическое занятие №2:

Расчет прибыли и рентабельности организации

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление и подготовка к защите практической работы

1

Раздел 6.

Основы маркетинга

3

Тема 6.1.

Теплоэнергетика как продукция в системе маркетинга. Особенности сбыта.

Содержание учебного материала

2

1

Особенности теплоэнергетики как товара. Маркетинговые исследования рынка. Маркетинговая стратегия и сегментация рынка.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Раздел 7. Основы менеджмента

12

Тема 7.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и основные понятия, используемые менеджменте. Цели и задачи управления организациями. Роль менеджмента в современных условиях становления  рыночных отношений.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Тема 7.2.

Основы планирования

Содержание учебного материала

2

1

Понятие планирования в организации, принципы планирования. Виды планирования.  Оперативно-календарное планирование. Назначение бизнес-плана. Разделы бизнес - плана. Оформление бизнес – плана.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Тема 7.3.

Деловое общение

Содержание учебного материала

2

1

Значение делового общения. Организация общения. Технология проведения делового совещания. Модель проведения деловых переговоров. Техника телефонных переговоров.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Тема 7.4.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

1

1

1

Планирование рабочего и свободного времени менеджера. Ранжирование задач. Рабочее место руководителя. Основные направления улучшения использования времени.

Контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

1

Всего:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экономике.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий по основам экономики.
  • сканер;
  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор и мультимедийная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Н. Н. Кожевникова. -       10-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 288 с. - (Профессиональное образование) А. С. Паламарчук. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА-М,2016.

Дополнительные источники:

  1. Власова М.С. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/ М. С. Власова, О. В. Суханов. - М.: КНОРУС, 2016. - 222 с. - (Бакалавриат)
  2. Качур О. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Качур. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с. -(Бакалавриат)
  3. Перекрестова Л. В. Финансы, денежное обращение и   кредит [Текст]: учебник. Рекомендован ФГАУ "ФИРО"/ Л.В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов. - 13-е изд., испр. - М.: Академия, 2017. -368 с. - (Профессиональное образование)
  4. Скворцов О.В.  Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. Рекомендован ФГАУ «ФИРО»/ О. В. Скворцов. - 14-е изд., испр . - М.: Академия, 2017. - 272 с. - (Профессиональное образование)
  5. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение.  Практикум [Текст]: учеб. пособие. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О. В. Скворцов. - 11-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 208 с. - (Профессиональное образование)

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.orq

           http://fcior.edu.ru

           http://window.edu.ru     

       http://www.coolreferat.com/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и контрольной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Оценка выполнения и защиты практических работ.

- определять организационно-правовые формы организаций;

Оценка выполнения и защиты практических работ.

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

Оценка выполнения самостоятельной работы

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

Оценка выполнения самостоятельной работы

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

Оценка выполнения и защиты практических работ. Контрольная работа  

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- действующие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

Оценка индивидуального и фронтального  опроса в устной форме.

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Оценка выполнения тестовых заданий

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

Оценка выполнения тестовых заданий  

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

Оценка индивидуального и фронтального  опроса в устной форме.

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

Оценка выполнения тестовых заданий

- основные принципы построения экономической системы организации;

Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме.

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

Оценка выполнения тестовых заданий

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Оценка выполнения тестовых заданий.  

- общую производственную и организационную структуру организации;

Оценка выполнения индивидуальных заданий.


1

2

- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Оценка индивидуального и фронтального  опроса в устной форме.

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

Оценка выполнения тестовых заданий

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

Оценка выполнения тестовых заданий  

- формы организации и оплаты труда;

Оценка индивидуального и фронтального  опроса в устной форме.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Программа производственной практики (преддипломной) является частью ОПОП ППССЗ по специальности  13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование. Производственная (преддипломная) практика...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА АТТЕСТАЦИИ производственной практики (преддипломной) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое обору

Предметом оценки производственной практики (преддипломной) являются углубление ранее полученного практического опыта.       Готовность к самостоятельной трудовой деятельности в обл...