Издержки производства.
план-конспект занятия

Билык Анна Николаевна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23._lektsiya.docx144.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность издержек производства. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого фирма старается сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.

Издержки производства – это совокупные затраты труда на производство товара.

Классификация издержек:

  1. явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.;
  2. неявные (внутренние, имплицитные) издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
  3. постоянные издержки. Затраты, сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.
  4. переменные издержки. Могут быстро и без особых трудностей быть подвергнуты изменению в рамках предприятия по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм;
  5. безвозвратные издержки. Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою деятельность в данной сфере. Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности. Как только решение об осуществлении издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было;
  6. средние издержки – издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на количество произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество продукции;
  7. предельные издержки – дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия;
  8. издержки обращения – затраты, связанные с доставкой продукции потребителю.

  1. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
  2. Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
  3. Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

-  оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

-  определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

-  осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

-  выявления резервов снижения себестоимости продукции;

-  определения цен на продукцию;

-  расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

-  обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

  1. Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно.

Воздействие государства на формирование себестоимости продукции проявляется в следующих случаях:

-  подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;

-  разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);

-  установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов.

  1. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).
  2. Исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

1) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

2) в зависимости от количества продукции – себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

3) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

4) в зависимости от оперативности формирования себестоимости – фактическую,нормативную, плановую;

5) в зависимости от центра учета затрат выделяют:

а) цеховую себестоимость – представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;

б) производственную себестоимость – помимо затрат цехов включает общехозяйственные расходы;

в) полную себестоимость – отражает все расходы на производство и реализацию, складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав.

Издержки транспортного предприятия. Себестоимость

  1. Общая характеристика затрат (издержек) на производство продукции (услуг).
  2. Себестоимость продукции транспорта. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок.
  3. Учет и калькуляция себестоимости перевозок. Снижение себестоимости перевозок в результате технико-экономических факторов.

1.Общая характеристика затрат (издержек) на производство продукции (услуг).

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренных в фактических ценах их приобретения. Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов (работ и услуг), от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта. Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.

Для целей учета затраты классифицируют по различным признакам.

По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные. К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда. К накладным – расходы на обслуживание и управление производственным процессом.

По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта (работ и услуг) выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида работ и услуг и относимые непосредственно на себестоимость данного вида услуг. Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции (работ и услуг) не могут быть отнесены непосредственно ни к одному из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются: на переменные и постоянные. Переменные затраты – это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства. К постоянным издержкам относятся: отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной.

Что касается средних постоянных издержек (на единицу продукции), они снижаются с ростом объема производства и увеличиваются – при его снижении.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов. Транспортные издержки производства включают расходы на перевозку грузов и пассажиров, на погрузочно-разгрузочные работы, расходы на экспедирование грузов и др. Издержки производства и себестоимость продукции имеют тенденцию к постоянному сближению, но отличаются друг от друга.

  1. Себестоимость продукции транспорта. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок.

Под себестоимостью понимают затраты, приходящиеся на единицу продукции. В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, заработная плата работающих и отчисления на социальное страхование. Себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. На себестоимость влияет много различных факторов (размер партии грузов, тип подвижного состава, расстояния перевозки, способ производства погрузочно-разгрузочных работ, обеспеченность загрузки подвижного состава в обратном направлении, организация управления перевозками), поэтому ее величина может быть неодинакова для автотранспортных предприятий, выполняющих одни и те же перевозки.

На транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяют индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость формируют на предприятии и отражают конкретные расходы по осуществлению перевозок или услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли, ее определяют делением расходов всех ПТ отрасли на общий объем перевозок.

При определении себестоимости перевозок учитываю расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров, однако не все элементы транспортного процесса находят отражение в себестоимости автомобильных перевозок. К ним относятся расходы: на погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения подвижного состава.

Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и др.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.

Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

С = Р + З*Д,

где С – себестоимость перевозки 1 т груза; Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза; 3 – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км; Д – расстояние, км.

Отсюда себестоимость тонно-километра грузооборота транспорта вычисляют по формуле:

С = Р/Д + З.

С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонно-километра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонна-километр. Грузовые транспортные тарифы определяют как сумму себестоимости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства.

При выборе эффективного вида транспорта по осуществлению перевозок грузов в себестоимости необходимо учитывать и эти элементы транспортного процесса.

Полную себестоимость перевозок в гривнах (грн.) на единицу продукции определяют по формуле:

С пол = (Сэк+Сдор+Спр) / W

где CЭК — сумма эксплуатационных расходов подвижного состава, грн.; СДОР – сумма расходов по ремонту и содержанию дорог; СПР — сумма расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, грн.;W— объем транспортной продукции (ткм, пасс.-км, платные километры).

Расчет эксплуатационных расходов включает в себя: переменные и постоянные расходы, а также заработную плату водителей. Переменные расходы рассчитывают на 1 км пробега и включают затраты на горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы для автомобилей, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу.

Постоянные расходы рассчитывают в гривнах на 1 авт.-ч. работы и включают: расходы на амортизацию подвижного состава в части, идущей на восстановление подвижного состава (по грузовым автомобилям грузоподъемностью до 2 т, легковым автомобилям, кроме такси, автобусам особо малого класса, специальным автомобилям).

Величину расходов на механизированные погрузочно-разгрузочные работы определяют по видам затрат:заработная плата; расходы на топливо или электроэнергию для погрузочно-разгрузочных машин; расходы на смазочные и другие эксплуатационные материалы; расходы на техническое обслуживание и ремонт машин; амортизационные отчисления и накладные расходы.

Смета затрат на экспедирование грузов и погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые ПТ, составляются отдельно. После того, как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость перевозок делением суммы расходов (S) посодержанию автомобильного парка за определенный период времени (РТКМ) на выполненную транспортную работу за то же время:

– для грузовых ПАТ (грн. /ткм)

С = ∑ S/∑PТКМ

Приняв за расчетный период времени один час (ч), можно определить общую сумму расходов (грн.) на выполнение транспортной работы:

∑S = S пер+S пост ,

где S пост, S пер - сумма постоянных и переменных расходов на 1 ч работы, грн.

S пер =Спер*Vэ, гдеСпер - сумма переменных расходов на 1 км пробега, грн.;Vэ -эксплуатационная скорость. Подставив полученные значения в формулу, определяют величину расходов на транспортную работу (грн.).

∑S = Спер*Vэ +S пост ,

Тогда себестоимость автомобильных перевозок для грузовых АТП (грн./ткм):

С =С пер*Vэ +Sпост/∑PТКМ

При работе грузовых автомобилей с оплатой за 1 ч работы или 1 км

пробега необходимо определить себестоимость в грн. 1 авто-час или 1 км

пробега:

Сач=Спер*Vэ+Sпост,

Cкм = Спер *Vэ+Sпост/Vэ =S пер +Sпост/Vэ

Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

– по статьям и элементам затрат;

– по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;

– по видам оплаты работ: грузовым автомобилям, работающим по тарифу за 1 тонну перевозимого груза; грузовым автомобилям, работающим по часовому тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за авто-тонно-час; автобусам, работающим по почасовому тарифу.

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок, позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств. Группировку по статьям затрат используют для калькуляции и учета себестоимости перевозок (работ, услуг), своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса.

Группировка расходов по элементам затрат

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируют в соответствии с их экономическим содержанием по элементам. Группировка по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятий материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (по транспортно-экспедиционному обеспечению).

Все затраты, образующие себестоимость перевозок транспортом, группируют (в соответствии с их экономическим содержанием) по следующим элементам затрат: на оплату труда; единый социальный налог; материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); амортизацию основных фондов; прочие затраты.

На транспортных предприятиях различают два основных вида себестоимости — плановую и отчетную.

Плановая себестоимость (базируется на нормативном методе учета) определяет плановый уровень затрат на единицу работы транспортной продукции по отдельным статьям затрат, исходя из прогрессивных норм и нормативов затрат труда, материалов, топлива, использования оборудования.

Отчетная себестоимость – это сумма затрат на единицу продукции (работы) за календарный период, определенная по данным бухгалтерского учета. Отчетная себестоимость дает возможность проверить, как выполняется план по себестоимости продукции, какие отклонения от плана имеют место по отдельным статьям затрат на отдельных участках производства.

Задача плановой и отчетной себестоимости — выявить причинную связь, которая влияет на возникновение экономии или перерасхода денежных средств, определить место возникновения отклонения, а также абсолютную величину себестоимости единицы продукции.

Чтобы правильно планировать учет и анализировать себестоимость продукции автотранспортных предприятий, необходимо пользоваться научно обоснованными нормативными материалами и трудовыми затратами.

Нормативный метод учета затрат является первоосновой определения себестоимости и обеспечивает возможность быстрого контроля за выполнением качественных и количественных показателей. Он дает возможность рассматривать себестоимость соответственно статьям затрат по типам и моделям автомобилей, видам: изготовляемых запасных частей, работам на выполнение ремонтов и определить экономический эффект использования каждого автомобиля (автопоезда), станка, производственной единицы по такому показателю, как прибыль.

  1. Учет и калькуляция себестоимости перевозок. Снижение себестоимости перевозок в результате технико-экономических факторов.

С целью контроля за затратами по местам их формирования, направлениям и определения затрат в расчете на единицу определенного вид продукции и применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.

Калькуляция себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг — это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы (продукции, услуг). Калькуляция производится по всем видам перевозок и услуг с учетом особенностей их выполнения и порядка расчета с потребителями.

На стадии планирования для калькуляции себестоимости перевозок используют данные транспортно-финансового плана деятельности предприятия (плана экономического и социального развития предприятия), в частности, данные плана перевозок, производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, плана по труду и заработной плате, материально-технического снабжения и финансового плана.

В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу. На транспорте при учете и калькуляции себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

а)затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

– заработная плата водителей (грузовых автомобилей, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

– отчисления единого социального налога;

– автомобильное топливо;

– смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

– износ и ремонт автомобильной резины;

– техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

– амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы. Основными задачами учета и калькуляции себестоимости перевозов

являются:

– своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки, другие работы и услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта;

– выявление фактических расходов по видам перевозок отдельным предприятием и их частям, видам оплаты работ;

– контроль рационального использования трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров и выполнения работ и услуг, в том числе подсобно-вспомогательными производствами, и выявление ресурсов сокращения затрат;

– единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ автомобильного транспорта;

– применение единых в своей основе методов учета и калькуляции производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок в разрезе статей расходов и элементов затрат с применением обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок, и распределяемые (или косвенные).

Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей, отчисления единого социального налога, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава) непосредственно включают в состав затрат на грузовые перевозки или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты (по статье «Общехозяйственные расходы») в части, приходящейся на затраты по управлению предприятием, распределяют между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Снижение себестоимости перевозок в результате изменения технико-экономических факторов

Основным методом определения себестоимости продукции при разработке трансфинплана является прямой расчет по каждому виду перевозок по статьям затрат. При этом необходимо учитывать возможность снижения себестоимости в планируемом году (против базисного года) под влиянием технико-экономических факторов и технико-эксплуатационных показателей.

Плановую себестоимость перевозок рассчитывают по технико-экономическим факторам на каждый последующий год, исходя из планового уровня затрат базисного года. Для этого транспортные издержки базисного года умножают на темпы роста перевозок. Из полученной плановой себестоимости вычитают сумму экономии, обусловленную влиянием технико-экономических факторов, и определяют себестоимость перевозок в ценах базисного года. Уровень затрат на единицу транспортной работы

Сi=С общ i/Pi,

где C С общ i- общие затраты предприятия на производство і-го вида транспортной работы, грн.; Pi - объем транспортной работы і-го вида.

Экономию от снижения затрат на перевозки в планируемом году рассчитывают по следующим технико-экономическим факторам:

  • повышение технического уровня;
  • совершенствование организации труда и эксплуатации транспортных средств; совершенствование управления;
  • улучшение использования основных фондов;
  • относительное уменьшение условно-постоянных расходов;
  • изменение районов перевозок;
  • прочие факторы.

Экономия от повышения технического уровня (от внедрения новой техники, прогрессивной технологии, механизации, автоматизации процессов на транспорте) принимается в сумме, определяемой в плане развития науки и техники, в части, относимой на себестоимость перевозок соответствующего года. Сумма экономии прямых текущих затрат на транспортную работу, грн.,Э = (С1-С2) *Рн,

где С1,С2 - прямые текущие затраты на единицу работы соответственно: до и после внедрения мероприятий, грн.; Рн- объем транспортной работы от начала внедрения мероприятий до конца планируемого года.

Исходной информацией для расчета экономии по заработной плате являются расчеты повышения производительности труда за счет улучшения организации транспортной работы. Сумму экономии рассчитывают умножением численности высвобождающихся рабочих на их среднюю заработную плату в базисном году (с учетом отчислений единого социального налога и расходов на спецодежду, питание и т.п.).

Экономия от снижения норм расходов топлива, грн., ЭТ.Н=(Н12Р21,

где Н1, Н2 - нормы расхода условного топлива на единицу работы соответственно в базисном и планируемом периодах, л; РР2. — объем работ в планируемом периоде, ткм (пасс.-км); Ц - цена единицы топлива в базисномпериоде, грн.

По фактору «Совершенствование управления» учитывают экономию от совершенствования управления транспортом и сокращения административно-управленческих расходов (в связи с высвобождением работников, выполняющих функции управления во всех транспортных звеньях). Экономию определяют по заработной плате и начислениям на нее и по другим видам расходов на управление в виде прямого (абсолютного) снижения затрат.

По фактору «Улучшение использования основных фондов» отражают экономию в результате сокращения амортизационных отчислений в планируемом периоде: ЭАМ= САМ1* Т / 100-САМ2,

где Сам1 Сам2 - суммы амортизационных отчислений соответственно в базисном и планируемом периодах, грн.; Т - темп роста объема транспортной работы в планируемом периоде по сравнению с базисным, %.

Относительная экономия от снижения условно-постоянных расходов (безамортизации), грн.,

Эп = Спост1*Т /100 ,

где CПОСТ1– сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде, грн.; Т – темп роста объема транспортной работы в планируемом периоде по сравнению с базисным.

Расчет снижения себестоимости перевозок ведут по перечисленным ранее факторам.

Для того, чтобы определить снижение себестоимости грузовых перевозок, прежде всего, необходимо рассчитать размер экономии от повышения производительности автомобилей. Для этого устанавливают производительность подвижного состава в тонно-километрах по сдельным автомобилям на 1 км пробега и 1 ч работы, по почасовым автомобилям – на 1 авт.-ч работы за отчетный и планируемый периоды. Определяют планируемый уровень затрат по группе переменных расходов на 1 км пробега, а по заработной плате и общехозяйственным расходам на 1 авт.-ч работы.

Разница в себестоимости 1 ткм по указанным группам затрат является экономией на 1 ткм. Умножением этой величины на общее количество тонно-километров определяют всю сумму экономии от повышения производительности автомобилей.

Смета и калькуляция затрат

      Калькулирование — это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

      Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и других целей.

      Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть:

  • технологический передел;
  • деталеоперация;
  • деталь;
  • сборочная единица (узел);
  • изделие в целом;
  • заказ на изготовление нескольких изделий;
  • 1 т литья, поковок, штамповок, 1 кВт·ч энергии, единица ремонтосложности, тонно-километр работы транспортных средств и т. д.

      Калькуляционная единица должна соответствовать единице измерения, принятой в стандартах (технических условиях) и плане производства в натуральном выражении.

      Для калькулирования себестоимости единицы продукции затраты классифицируются по статьям расходов.

      В качестве типовой в планировании, учете и калькулировании себестоимости применительно к предприятиям машиностроения принята группировка затрат по статьям расходов, показанная в табл. 3.

Таблица 3

Группировка затрат по статьям расходов

http://www.sapanet.ru/UMM_1/2493/img/Tab1.jpg

       В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей расходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости:

  • цеховую;
  • фабрично-заводскую;
  • полную.

       Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат цехов, участков. Фабрично-заводская (производственная) себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием. Полная себестоимость включает как затраты на производство, так и затраты, связанные с реализацией продукции, и состоит из себестоимости и внепроизводственных расходов.

       Затраты по отдельным статьям калькуляции определяются в следующем порядке:

  1. нормативный расчет прямых затрат на изготовление изделий;
  2. распределение косвенных затрат на себестоимость отдельных изделий.
  1. Расчет прямых затратЗатраты на сырье и материалы. рассчитываются путем умножения нормы расхода на данное изделие на цену соответствующего вида материальных ресурсов. К результату прибавляют транспортно-заготовительные расходы и вычитают стоимость возвратных отходов по цене их реализации (использования).

       Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов относится на соответствующее изделие, заказ, объекты на основе первичных документов учета.

       Аналогично материалам исчисляются затраты по статье «Топливо и энергия на технологические цели» — путем умножения нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции на соответствующие цены.

       Затраты на основную заработную плату производственных рабочих определяются при сдельной оплате труда по плановым нормам затрат труда (нормам выработки) и сдельным расценкам, при повременной оплате — по нормативным ставкам и планируемому объему производства. В эту же калькуляционную статью включаются доплаты по сдельно-премиальным системам оплаты труда и премии рабочим-повременщикам.

       Дополнительная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость изделий пропорционально основной.

       Единый социальный налог (взнос) определяется в соответствии с установленной нормой отчислений в процентах к расходам на заработную плату производственных рабочих (основную и дополнительную).

       Расходы на подготовку и освоение производства включаются в плановые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установленный срок погашения затрат.

  1. Распределение косвенных затрат. Косвенные затраты распределяются на себестоимость отдельных видов продукции различными методами.

       Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяются на себестоимость отдельных изделий следующими методами: с помощью сметных ставок, рассчитываемых на основе коэффициенто-машино-часов; прямым расчетом соответствующих затрат на единицу продукции; пропорционально основной заработной плате основных производственных рабочих.

       Общепроизводственные (цеховые) расходы распределяются по отдельным видам изделий пропорционально основной заработной плате производственных рабочих отдельно по каждому цеху на изготавливаемую им продукцию.

       Распределение общехозяйственных затрат между отдельными видами продукции производится аналогично распределению цеховых расходов.

       Прочие производственные расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих изделий или распределяются между отдельными изделиями пропорционально их производственной себестоимости (без прочих производственных расходов).

       Потери от брака планируются в виде исключения в отдельных производствах, перечень которых устанавливается в отраслевых инструкциях.

       Внепроизводственные расходы распределяются на себестоимость единицы изделия пропорционально производственной себестоимости отдельных видов продукции.

      В зависимости от назначения калькуляция может быть:

  • плановая;
  • сметная;
  • нормативная;
  • проектная;
  • отчетная;
  • хозрасчетная.

      Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимый размер затрат на изготовление продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план.

      Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

      Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.

      Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов; ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.

      Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции. Ее составляют по тем же статьям затрат, что и плановую, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией. К ним относятся, например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, недостачи материальных ценностей в производстве и на складе при отсутствии виновных лиц, пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм.

      Хозрасчетную калькуляцию разрабатывают на продукцию подразделений предприятия, как правило, только по тем статьям, на которые они оказывают влияние.

      Применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции:

  • нормативный;
  • позаказный;
  • попередельный.

      Хозрасчетную калькуляциюНормативный метод основан на составлении нормативной калькуляции по действующим на начало календарного периода нормам и последующем выявлении в течение производственного цикла изготовления изделий отклонений от этих норм и нормативов.

      Отклонением от норм считаются как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и другие производственные затраты (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т. п.).

      Для определения фактической себестоимости изделия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на индексы отклонений от норм, исчисленные в ведомости сводного учета затрат. Полученные таким образом суммы прибавляют с соответствующим знаком к нормативной себестоимости изделия по каждой статье калькуляции.

      Расчеты фактической себестоимости (Sфакт) осуществляют по формуле:

Sфакт = Sнорм ± Он ,

     где

Sнорм

— нормативная себестоимость, руб.;

Он

— отклонения от норм, нормативов (экономия или перерасход).

      При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий).

      При этом методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива, энергии — по отдельным группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат по заказу на количество изготовленных по этому заказу изделий.

      При попередельном методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. Перечень переделов (фаз, стадий производства), по которым осуществляются учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, порядок определения калькуляционных групп продукции и исчисления себестоимости незавершенного производства или ее оценки устанавливаются в отраслевых инструкциях.

      Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется в целях определения общей суммы затрат предприятия и взаимной увязки этого раздела с другими разделами бизнес-плана предприятия.

      В смету затрат включаются:

  • затраты основных и вспомогательных подразделений предприятия, участвующих в производстве промышленной продукции, а также в выполнении работ и услуг непромышленного характера как для хозяйств своего предприятия (капитального строительства и т. п.), так и для сторонних организаций;
  • затраты на освоение производства новых изделий;
  • затраты на подготовку производства;
  • затраты на сбыт продукции и др.

      Составление сметы затрат начинается с разработки смет затрат вспомогательных цехов, так как их продукция потребляется основными цехами предприятия и затраты этих цехов включаются в себестоимость продукции основных производственных цехов. Затем рассчитываются сметы затрат по основным цехам предприятия, на базе которых формируется заводская смета затрат и определяются показатели себестоимости товарной и реализуемой продукции.

      Основой разработки сметы затрат служит классификация затрат по экономическим элементам. Элементами сметы являются:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • единый социальный налог (взнос);
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

      Они определяются традиционным способом согласно соответствующим инструкциям, методикам и положениям. Совокупность этих затрат по элементам составляет общий объем затрат на производство продукции. Однако общая сумма затрат, отраженная в смете, включает не только расходы на производство товарной продукции, но и затраты, связанные с приростом остатков незавершенного производства (в том числе полуфабрикатов собственного производства) и оказанием услуг, не включаемых в товарную продукцию, а также расходы будущих периодов.

      Для определения производственной себестоимости товарной продукции необходимо:

  1. из общей суммы затрат на производство исключить затраты, относимые на непроизводственные счета,- стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций и т. п.;
  2. учесть изменение остатков расходов будущих периодов: при их увеличении сумма прироста вычитается из сумм затрат на производство, а при уменьшении — прибавляется;
  3. учесть изменение остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где оно планируется): прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение — увеличивает. Сумма, полученная после внесения изменений, предусмотренных пунктами «а», «б» и «в», представляет производственную себестоимость товарной продукции.

      Для определения полной себестоимости товарной продукции необходимо к ее производственной себестоимости прибавить внепроизводственные расходы (т.е. расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции).

      Для определения себестоимости реализуемой продукции необходимо к полной себестоимости товарной продукции прибавить себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года и вычесть себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планового периода.

      Смета затрат используется при разработке финансового плана предприятия, для определения потребности в оборотных средствах; при составлении баланса доходов и расходов и определении других показателей финансовой деятельности.

Задача №311 (расчет затрат на производство изделия)

Предприятие, выпускающее холодильники, исходя из оценки рыночной конъюнктуры и цен, рассчитывает, что розничная цена одной из моделей может быть установлена на уровне 900 ден. ед. При этом прибыль и расходы розничной торговли составляют 30% цены, прибыль и расходы оптовой торговли – 25%, а собственная прибыль предприятия – 25%.

Рассчитать, какими могут быть расходы на производство данной модели холодильника.

Решение задачи:

Розничная цена холодильника складывается из следующих элементов:
Цр=С+П+НДС+Нот+Нрт,
где С – себестоимость производства холодильника,
П – прибыль производителя (25% от Цр),
НДС – налог на добавленную стоимость (20% от суммы С+П),
Нот – наценка оптовой торговли (25% от Цр),
Нрт – наценка розничной торговли (30% от Цр).

Составляем уравнение:
Цр=С+Цр*0,25+0,2*(С+Цр*0,25)+Цр*0,25+Цр*0,30,
900=С+900*0,25+0,2*(С+900*0,25)+900*0,25+900*0,30,
отсюда:
С=112,5 ден. ед.

Если решить эту задачу, не учитывая необходимости уплачивать НДС. то уравнение примет следующий вид:
Цр=С+Цр*0,25+Цр*0,25+Цр*0,30,
900=С+900*0,25+900*0,25+900*0,30,
С=180 ден. ед.

Задача №220 (расчет цены изделия)

Вычислить потребительскую цену предприятия на электронный прибор методом «расходы + прибыль», если производственная себестоимость единицы изделия составляет 720 ден. ед., в том числе материальные затраты – 344 ден. ед., непроизводственные расходы по реализации всего объема производства за год – 200,6 тыс. ден. ед.; норматив рентабельности продукции – 35%.

Решение задачи:

Для решения данной задачи воспользуемся следующей формулой:

Ц=С1+П1,
где Ц – цена продукции;
С1 – себестоимость единицы продукции;
П1 – прибыль на единицу продукции (прибыль в цене единицы продукции).

В то же время, цена, обеспечивающая получение намеченной величины прибыли, определяется из соотношения:
Ц=Зпер+(Зпост+П)/К,
где Зпер - переменные затраты на единицу продукции;
Зпост - постоянные затраты на весь объем реализации;
П – общая сумма прибыли, получаемая от реализации всего объема продукции;
К – количество реализуемой продукции, ед.

Количество реализуемой продукции определим из уравнения с уже известными нам параметрами:
С1*К=Зпер*К+Зпост.

Учитывая, что С1=720 ден. ед., Зпер=344 ден. ед., Зпост=200600 ден. ед., находим К:
720*К=344*К+200600,
К=534 единицы.

Определяем сумму прибыли, исходя из заданной величины рентабельности:
П=R*(Зпер*К+Зпост)=0,35*(344*534+200600)=134503,6 ден. ед.

Цена единицы продукции составляет:
Ц=344+(200600+134503,6)/534=972 ден. ед.

Задача №315 (расчет прибыли и цены изделия)

Коммерческая себестоимость изделия – 90 ден. ед., уровень рентабельности – 25% к себестоимости, акциз – 15 ден. ед. на единицу изделия, налог на добавленную стоимость – 20% от оптовой цены предприятия, посредническо-сбытовая наценка посреднической организации – 20% от закупочной цены, торговая наценка – 10% от закупочной цены.

Определить: прибыль предприятия на одно изделие, оптовую цену предприятия, отпускную цену с НДС, посредническую и торговую надбавки, розничную цену изделия.

Решение задачи:

Прибыль предприятия на одно изделие составляет 25% себестоимости этого изделия:
П=0,25*С=0,25*90=22,5 ден. ед.

Оптовая цена предприятия включает себестоимость изделия, прибыль и акциз:
Цопт=С+П+А=90+22,5+15=127,5 ден. ед.

НДС – 20% от оптовой цены:
НДС=0,2*Цопт=0,2?*27,5=25,5 ден. ед.

Отпускная цена с НДС равна:
Цотп=Цопт+НДС=127,5+25,5=153 ден. ед.

Посредническо-сбытовая наценка:
СН=Цотп*0,2=153*0,2=30,6 ден. ед.

Закупочная цена – это сумма отпускной цены и посредническо-сбытовой наценки:
Цз=153+30,6=183,6 ден. ед.

Торговая наценка – 10% от закупочной цены:
ТН=183,6*0,1=18,36 ден. ед.

Цена реализации – это сумма закупочной цены и торговой наценки:
Цр=183,6+18,36=201,96 ден. ед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Издержки производства и реализация продукции"

Открытый урок - конспект по предложенной теме...

Презентация на тему «Издержки производства»

Данная презентация предназначена для использования на уроке. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала урока. Презентация может быть использ...

Интерактивная контрольная работа по дисциплине "Экономика" на тему "Издержки и прибыль фирмы"

Интерактивная контрольная работа по дисциплине "Экономика" на тему "Издержки и прибыль фирмы" выполнена в программе MS Excel и позволяет автоматически получить оценку по завершению всех заданий....

Тема: Издержки производства и реализации продукции

Презентация на тему Издержки производства и реализации продукции подготовлена преподавателем Щербаковой И.В. Презинтация поможет сформировать у обучающихся понятие о составе издержек производства и ре...

Производственные издержки

В материале рассматриваются различные виды производственных издержек...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 131 группа "Изготовитель художественных изделий из дерева". Занятие от 02.03.2020г. Тема "Издержки предприятия и себестоимость его продукции"

Занятие от 02.09.2020г.Ознакомиться с материалом, сделать конспект, ответить письменно на контрольные вопросы. Ответы на вопросы сдать до 04.09.2020г...

План урока по теме 4.1 Издержки производства и обращения дисциплина Основыэкономики

Приводится технологическая карта теоретического занятия, без лекции...