ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
статья

Ишманова Татьяна Геннадьевна

Для  повышения  самостоятельной  работы  студентов  их  подготовка  должна  обеспечиваться  учебно-методической  документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам.  Содержание  каждой  из  учебных  дисциплин  может  быть  представлено  в  сети  Интернет  или  локальной  сети  образовательного  учреждения  с  выполнением  установленных  требований  по  защите  информации.

 

Из-за  отсутствия  в  техникуме  возможности  вести  образовательный  портал,  преподаватели  ведут  свой  собственный  сайт. На  сайте  ведутся  следующие  виды  работ:

  • дистанционное  консультирование  обучающихся  по  темам,  изучаемым  на  очных  занятиях;
  • дистанционное  сопровождение  домашних  заданий.  Размещение  текста  задания  и  получение  результата  с  помощью  электронной  почты;
  • организация  совместной  работы  обучающихся  над  творческими,  исследовательскими  проектами  с  помощью  сервисов  сети  Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishmanova._npk_pedagogov._statya_no_2.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ишманова Татьяна Геннадьевна,

преподаватель

ГАПОУ СО «Серовский техникум

сферы обслуживания и питания»

ЭЛЕКТРОННЫЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС  КАК  СРЕДСТВО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КАЧЕСТВА  ПОДГОТОВКИ  СТУДЕНТОВ  ТЕХНИКУМА

Для  повышения  самостоятельной  работы  студентов  их  подготовка  должна  обеспечиваться  учебно-методической  документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам.  Содержание  каждой  из  учебных  дисциплин  может  быть  представлено  в  сети  Интернет  или  локальной  сети  образовательного  учреждения  с  выполнением  установленных  требований  по  защите  информации.

Из-за  отсутствия  в  техникуме  возможности  вести  образовательный  портал,  преподаватели  ведут  свой  собственный  сайт. На  сайте  ведутся  следующие  виды  работ:

  • дистанционное  консультирование  обучающихся  по  темам,  изучаемым  на  очных  занятиях;
  • дистанционное  сопровождение  домашних  заданий.  Размещение  текста  задания  и  получение  результата  с  помощью  электронной  почты;
  • организация  совместной  работы  обучающихся  над  творческими,  исследовательскими  проектами  с  помощью  сервисов  сети  Интернет.

Информационное  взаимодействие  с  преподавателем  осуществляется  через  блог  преподавателя.  Преподаватель  ведет  переписку  с  обучающимися,  отвечает  на  вопросы,  дает  рекомендации,  консультирует.  Таким  образом,  наличие  обратной  связи  с  преподавателем  позволяет  студенту  получить  информацию  о  правильности  выполненного  им  задания.  Преподаватель  создает  интерактивную  среду  обучения.  В  данном  случае  блог  преподавателя  представляет  собой  способ  общения  с  обучающимися  в  неформальной  обстановке  и  помогает  осуществить  мониторинг  достижений  студентов.

Доступность  электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК),  расположенного  на  сайте,  безусловно,  позволяет  расширить  творческий  потенциал  обучающихся,  повысить  его  мотивацию  и  при  этом  выйти  за  рамки  традиционной  модели  изучения  дисциплины.  Развивается  наиболее  важное  умение  —  умение  самостоятельно  учиться.

Электронный  УМК  содержит,  как  основные,  так  и  дополнительные  учебные  материалы,  обеспечивает  возможность  просмотра  учебной  информации  и  наглядных  интерактивных  примеров,  облегчает  доступ  к  нужной  структурированной  информации.  

ЭУМК  состоит  из  следующих  блоков:

Учебный  блок  включает  следующие  материалы:  рабочую  программу,  технологическую  карту,  электронные  учебники,  презентации  к  лекциям,  видеоуроки,  лабораторные  работы,  интерактивные  задания,  домашние  работы,  глоссарий.

Материалы  лекционных  занятий  разбиты  по  темам,  прочтение  каждой  лекции  сопровождается  соответствующей  презентацией.

Лекционные   демонстрации  являются  неотъемлемой  частью  данного  курса.  Для  того  чтобы  некоторые  явления  компьютерной  графики  были  более  понятны  для  обучающихся  и  действовали  не  только  на  умственную,  но  и  на  эмоциональную  сферу  деятельности  студентов  должны быть  разработаны  компьютерные  презентации.

Видеоматериалы  способствуют  эффективному  восприятию  и  пониманию  теоретического  материала.  В  процессе  обучения  данные  материалы  могут  быть  использованы  в  качестве  наглядных  пособий,  которые  в  интерактивном  режиме  позволяют  наблюдать  результат  работы  алгоритмов .

В  методических  указаниях  к  лабораторному  практикуму  сформулированы  цель  лабораторных  работ,  представлена  необходимая  информация  для  выполнения  заданий, эталоны заданий.  Выполнение  лабораторных  работ  способствует  более  глубокому  усвоению  студентами  дисциплины.  В  процессе  проведения  лабораторных  работ  студенты  развивают  умения  работать  с  компьютерной  техникой,  в  графических  редакторах,  самостоятельность  в  ходе  выполнения  лабораторных,  домашних  работ,  умения  сравнивать,  анализировать,  оформлять  результаты  в  виде  таблиц,  графиков.  Также  лабораторные  занятия  способствуют  умениям  студентов  применять  полученные  знания  для  решения  практических  задач,  подобрать  необходимую  учебную  и  справочную  литературу,  уточнять  категории  и  понятия  науки.

В  состав  УМК  входит  глоссарий  —  текстовый  документ  в  сервисе  docs.google.com  с  описанием  современной  терминологии.  Глоссарий  предназначен  для  более  качественного  изучения  материала  дисциплины,  обучающиеся  должны  хорошо  понимать  и  использовать  термины,  знать  краткие  сведения  о  персоналиях,  имеющих  отношение  к  изучаемой  дисциплине.  В  данном  словаре  содержатся  термины,  относящиеся  к  данному  предмету.  Термины  привязаны  к  темам  дисциплины  и  располагаются  в  алфавитном  порядке.

Любой  обучающийся  может  воспользоваться  учебными  образовательными  ресурсами  и  изучить  их,  если  отсутствовал  на  занятии.

Блог  самоконтроля.  Большое  значение  при  обучении  студентов  имеют  умения  самостоятельно  добывать  знания  из  разных  источников,  систематизировать,  анализировать  полученную  информацию,  давать  оценку  конкретной  ситуации.  Поэтому  самостоятельная  работа  является  важным  звеном  при  развитии  надпредметных  компетенций  студентов.  Обучающиеся  учатся  работать  с  учебной  и  научной  литературой,  самостоятельно  конспектировать  учебный  материал,  готовиться  к  лабораторным  работам,  выполнять  различные  домашние  работы,  курсовые  работы,  писать  рефераты.

Данный  блок  содержит  интерактивные  задачи.  Студенты  выполняют  задания  определенного  раздела  и  высылают  по  электронной  почте.  Это  очень  удобно,  так  как,  у  обучающихся  появляется  возможность  выполнять  задание  в  удобное  для  них  время  и  не  надо  приходить  на  отработку.

Работы  проверяются,  отсылаются  обратно  с  оценками  и  на  очных  занятиях  разбираются  с  обучающимися.  Студенты  задают  возникшие  у  них  вопросы  и  получают  ответы.  Также  на  занятиях  разбираются  наиболее  распространенные  ошибки  и  наиболее  сложные  моменты.  Это  помогает  повысить  уровень  усвоения  материала  по  данной  дисциплине.

Существует  множество  работ,  которые  могут  выполняться  обучающимися  с  использованием  ресурсов  сети  и  при  дистанционной  поддержке  преподавателя:  телекоммуникационные  проекты,  подготовка  рефератов,  написание  статей,  эссе,  курсовые  работы.  Данные  виды  учебной  деятельности  входят  в  исследовательский  блок.

Очень  эффективны  такие  формы  работы  как  конкурсы,  конференции,  дистанционные  олимпиады,  телекоммуникационные  проекты  и  т.д.  Конечный  результат  работы  в  рамках  этих  организационных  форм  обосновывает  дистанционные  формы  работы  с  обучающимися.

Для  студентов  создан  раздел  внеаудиторная  деятельность,  где  выкладывается  информация  о  новых  мероприятиях,  что  позволяет  самостоятельно  выбрать  студенту  интересующий  его  конкурс.

Использование  ЭУМК  в  процессе  обучения  повышает  мотивацию  обучающихся,  а  также  позволяет  создать  более  тесное  и  активное  взаимодействие  преподавателя  с  обучающимися.  Что  в  свою  очередь  позволяет  сделать  процесс  обучения  более  интерактивным,  интенсивным  и  интересным.

На  сайте  и  через  блог  осуществляется  мониторинг  достижений  студентов  в  процессе  обучения,  и  выставляются  текущие  рейтинги.

Балльно-рейтинговая  система  оценки  качества  подготовки  студентов  мотивирует  и  стимулирует  студентов  к  активной  самостоятельной  внеаудиторной  работе.  Рейтинговая  система  оценивания  дает  возможность  объективно  отобразить  в  баллах  индивидуальные  способности  обучающихся,  их  усилия,  потраченные  на  выполнение  разных  видов  самостоятельной  работы.

Обучающиеся  имеют  возможность  увеличить  учебный  рейтинг,  принимая  участия  во  внеаудиторной  деятельности  (участие  в  проектах,  олимпиадах,  конференциях,  выполнение  домашних  работ,  рефератов,  участие  в  работе  студенческого  научного  общества  и  т.д.).  Также  поощряется  досрочное  прохождение  программы  дисциплины  студентами.  Например,  если  студент  демонстрирует  готовность  к  досрочной  сдаче  зачета  или  написанию  самостоятельной  работы  раньше  одногруппников,  можно  добавить  ему  за  это  дополнительные  баллы.

Таким  образом,  преподаватель  использует  обучение  в  сотрудничестве,  организуя  в  сети  Интернет  работу  в  группе,  объединяя  студентов  по  уровню  знаний,  имеющейся  у  обучающихся  точке  зрения  на  какую-либо  проблему.

В  результате  такой  работы  студенты  объединяют  свои  усилия  для  решения  общей  задачи,  генерируют  новые  идеи,  у  них  формируются  и  развиваются  умения  слушать,  принимать  мнение  другого,  развивается  самостоятельность,  студенты  самосовершенствуются,  что  в  конечном  итоге  приводит  развитию  уровня  владения  общекультурными  компетенциями.

Литература

  1. Маслов С.И. Информатизация образования: направления, средства, технологии: пособие для системы повышения квалификации. – М.: Изд-во МЭИ, 2016. – 868  с.
  2. Корольков, А.Ф. Методика разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для дистанционного обучения: Учебное пособие / А.Ф. Корольков,  Ю.Р. Стратонович,  В.В. Фролова. – М.: Изд-во МСХА, 2016. – 83 с.
  3. Хитринцева А.В. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(56). – Новосибирск: СибАК, 2015.