Открытый урок ОП 06 Финансы, денежное обращение и кредит
материал

Соколов Алексей Евгеньевич

Материалы для проведения открытого урока по дисциплине ОП 06 Финансы, денежное обращение и кредит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled.fr11.doc157.18 КБ

Предварительный просмотр:

План учебного занятия

Тема: Инфляция и антиинфляционная политика.

Цели:

Обучающие: изучить сущность инфляции, ее причины и типы. Развивающие: развитие познавательных умений.

Воспитательные: формирование экономической культуры.

Тип урока: комбинированный урок с организацией КВН.

Межпредметные связи: «Обществознание».

Оборудование и наглядные пособия: дидактический материал,

телевидение.

Структура учебного занятия

*

  1. Организационный момент: ознакомление студентов с темой, планом и целью учебного занятия.
  2. Усвоение новых знаний.
  1. Инфляция: причины, формы проявления и виды. Инфляция и безработица. •

Задание «Аргументы и контраргументы».

  • Инфляция благоприятно влияет на развитие экономики.
  • Инфляция не связана с денежным обращением.
  • Виды инфляции не вызываются ростом цен.
  • Инфляция не оказывает влияние на уровень безработицы.
  1. Проблемы инфляции, ее уровень и темпы.

Докажите, что

  • Инфляция имеет негативные экономические и социальные последствия.
  • Уровень инфляции определяется уровнем цен.
  • Государство осуществляется антиинфляционную политику.
  1. Закрепление полученных знаний.

Прокомментируйте суждения.

  • Инфляция - это рост количества денег в обращении.
  • Инфляция подрывает денежную систему государства.
  • Инфляция связана с ростом цен.
  • Инфляция стимулирует рост безработицы.
  • Инфляция снижает жизненный уровень населения.
  • Центральный банк проводит политику кредитно-денежного регулирования.
  1. Актуализация прежних знаний (в виде КВН).

4.1 Задания для интеллектуальной разминки.

  1. «Если вы должны своему банку тысячу фунтов, то это ваша

проблема, а если ваш долг равен миллиону, то это уже проблема банка» (Д. Кейнс).

  1. «Банкир - это центральная фигура. Он держит на плечах весь мир» (Г. Н. Кессон).
  2. «В долг не бери и взаймы не давай,


Легко и ссуду потерять и друга.

А займы тупят лезвие богатства».

(Шекспир «Гамлет», акт 1, сцена 3).

  1. «Приключение - это суть коммерции, но суть банковского дела -

осторожность» (У. Бегхот).

  1. «... не время сейчас одалживать деньги, особенно из чистой дружбы без всякого обеспечения» (Шекспир «Гамлет», акт 1, сцена 2).
  2. «Новичок с маленьким собственным и большим заемным капиталом

может победить любого богача, который полагается лишь на собственный капитал» (У. Бегхот).

Задания для игры «Разброс мнений».

  1. Я считаю, что во времена высокой инфляции банкам не выгодно давать ссуды на длительный срок. А как полагается Вы?
  2. Я считаю, что банк при определении ссудного процента должен учитывать темп инфляции. А как считаете Вы?
  3. Я считаю, что банк не рискует, выдавая кредит. А каково Ваше мнение?
  4. Мне представляется, что банки - это финансовые учреждения. А как считаете Bki?
  5. Я думаю, чтобы Центральный банк должен напрямую подчиняться правительству? А как полагаете Вы?
  6. Я считаю, что денежную эмиссию необходимо поручать только Центральному банку, а как считаете Вы?
  7. Я считаю, что величина прибыли является показателем результатов деятельности банков. А каково Ваше мнение?
  8. Я считаю, что вклады нужно держать в нескольких банках, чтобы снять риск потерь. А как считаете Вы?
  9. Я считаю, что Российское правительство является гарантом надежности вкладов. А как полагаете Вы?
  10. Я считаю, что величина резервов банков должны определяться правительством. А как полагаете Вы?
  1. Задание для игры «Брейн-ринг»
  1. Как вы себе представляете функции Федеральной резервной системы в России? (2 балла).
  2. Почему Центральный банк - кредитор всей банковской системы?

(1 балл).

  1. Должен ли Центральный банк быть слугой власти? (2 балла).
  2. Как вы понимаете древнейший девиз банкиров: «Деньги - на стол»

(2 балла).

  1. Благодаря какой функции Центральный банк можно назвать «банком для банкиров»? (1 балл).
  2. Какими путями можно увеличить актив банка? ( 1 балл).
  3. Как вы понимаете выражение: «Лучшие сокровища - растущие сокровища»? (2 балла).
  4. Банковское дело - бизнес, который должен приносить прибыль. Как производится прибыль банка? (1 балл).
  5. Для чего создается резерв банка?


  1. Можно ли утверждать, что банк берет на себя риск при выдаче кредитов? (2 балла).
  2. Почему Центральный банк можно назвать банкиром правительства?

(1 балл).

  1. Почему выгоднее вложить свои сбережения в банк, нежели держать дома? (1 балл).
  1. Задания для проблемных ситуаций.
  1. Экономический кризис в России оставил глубокий след в психологии россиян и привел к обесцениванию сбережений и вкладов, сокращению инвестиций в экономику. Все эти факторы содействовали развалу банковской системы нашей страны.

Какие системы безопасности для вкладчиков России предлагаете вы?

  1. Банковская реформа в России привела к появлению коммерческих банков, количество которых ежегодно увеличивается. Деятельность коммерческих банков охватывает различные отрасли экономики.

Среди коммерческих банков существует жесткая конкуренция за привлечение вкладчиков.

Представьте*себя в роли вкладчиков банка. На основании, каких факторов вы выбираете тот или иной банк?

  1. Многие процветающие банки в России прибегают к привлечению акционерного капитала. Если происходит изъятие вкладов из банка, то банки ради уменьшения риска приобретают ценные бумаги, выпущенные правительством, которые быстро можно превратить в наличные деньги.

Какие меры вы бы предложили правительству России, если возникает банковская паника?

  1. Богатство банкира - доверие его клиентов, которое завоевывается профессиональной и хорошо организованной работой. Девизом любого банкира должны стать слова? «честь и достоинство человека превыше любых других ценностей для банкира».

Каким вы себе представляете современного банкира?

  1. В настоящее время в российской денежной системе появился новый вид денег, а именно векселя и чеки - деньги для безналичных расчетов. Создание системы вексельных и чековых расчетов - одно из хитроумнейших изобретений человечества.

Как, по вашему мнению, этот вид денег влияет на денежное обращение в нашей стране?

  1. Банки за рубежом обеспечивают рыночное хозяйство системой каналов, по которой удобнее и быстрее перемещать деньги, необходимые гражданам, государству и предпринимателям.

Можно ли утверждать, что банки России - денежное сердце рынка?

Задания «Закончить мысль» (с проведением телевидения).

  1. Правом эмиссии денег обладает...
  2. В странах с рыночной экономикой преобладающим видом банков являются...


  1. Средства, используемые для прибыльных операций банков, называются...
  2. Банки, представляющие ссуды под имущественный залог, являются...
  3. Средства, не используемые для прибыльных операций, называются...
  4. Резервные требования определяют...
  5. Кредитором всей банковской системы является...
  6. Антиинфляционное регулирование осуществляет такая банковская структура как...
  7. Древнейшей функцией банков является...
  8. Разница        процентов по кредитам и вкладам образует...

11 .Существуют следующие виды депозитов...

12.Общей функцией всех банков является...

  1. Плата        за пользование ссудным капиталом представляет собой...
  2. Система        безналичных расчетов представлена в виде...

15.Операции банков делятся на...

Задания для игры «Кросс - файер».

  1. Как современные коммерческие банки способствуют подъему экономики?
  2. Что произойдет, если банкиры допустят ошибку и инвестируют свой капитал в ненадежные предприятия?
  3. Какие меры принимаются правительством во избежание банковских крахов?
  4. Какие существуют виды депозитов?
  5. Как формируется баланс банка?
  6. Для чего в банковской сфере создаются резервы?
  7. Как Центральный банк страны участвует в управлении рыночной экономики?
  8. Почему банкиры иногда говорят: «Занимай надолго, кредитуй на короткое время»?

Домашнее задание (индивидуальные вопросы)

  1. Почему при инфляции возникает «черный рынок»?
  2. Как взаимосвязаны инфляция и «потребительская корзина»?
  3. В чем опасность гиперинфляции?
  4. Почему инфляция - экономическое бедствие?
  5. Почему банки выигрывают от инфляции?
  6. Почему инфляция легче побудить, чем подавить?
  7. Какие два противоположных процесса характеризуют инфляцию?
  8. Почему превращение денег в товары усугубляет инфляцию?
  9. Что такое инфляционные ожидания?
  10. Как военные расходы влияют на инфляцию?
  11. Что такое антиинфляционное регулирование?
  12. Как действуют в условиях инфляции монополия?


  1. Как        характеризуется социальная политика государства в период инфляции?
  2. Как        инфляция влияет на стоимость жизни?
  3. Почему        в период инфляции развивается бартер?
  4. Почему        в период инфляции усиливаются финансовые спекуляции и мошенничество?
  5. Является        ли инфляция политическим фактором?
  6. Как        взаимосвязаны между собой инфляция и безработица?
  7. Можно        считать причиной инфляции переход на бумажные деньги?
  8. Какие        международные факторы вызывают инфляцию?
  9. Какие        внутренние факторы вызывают инфляцию?
  10. Как        взаимосвязаны заработная плата и инфляция?

23.Что такое инфляционная психология?

  1. Как        инфляция влияет на экономическое развитие государства?
  2. Верно        ли, что для блага страны нужно много денег?
  3. Как        взаимосвязаны инфляция и сбережения?
  4. Как        взаимосвязаны инфляция и инвестиции?
  5. Почему        избыток денег вреден для страны?
  6. Как        взаимосвязаны инфляция и неплатежи населению?
  7. Возможно        ли экономическое процветание в условиях инфляции?

31 .Кто выигрывает при дефляции и почему?

32.Как экономические кризисы влияют на экономику?

33.Что такое эффективная денежно-кредитная политика?

  1. Как        Центральный банк регулирует денежное обращение?
  2. Почему        инфляция - это «хроническое» заболевание экономики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

Для проверки знания студентов проводится контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен:Иметь представления и знать:основные направления финансовой политики государства;социально-...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит» на тему: «Рынок ценных бумаг»

Учебная дисциплина: Финансы, денежное обращение и кредитСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)         Курс: 3Тема занятия: Рынок...

Методическое сопровождение открытого урока по дисциплине ОП 06 Финансы, денежное обращение и кредит

Методическое пособие по дисциплине ОП06 Финансы, денежное обращение и кредит включает: методическую цель урока, конспект, технологическую карту. Может быть использовано для подгтовки к учебным занятим...

Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике. Структура финансовой системы"

В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены понятие финансов, их основные функции, структура финансовой системы.Презентация предназначена для использования на уроке по дисциплине ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

Методическая разработка деловая игра «В мире финансов» затрагивает теоретический и практический аспект по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит». Дано подробное опис...