Эффект Веблена. Почему на необоснованно дорогие вещи всегда будет спрос
статья

Грати Владислав Валерьевич

Стремление человека находиться в особой касте имеющих возможности и средства рождает особый потребительский эффект. Рост цен на дорогие товары рождает более высокий спрос. Такой парадокс потребления привлекает ученых и представителей торговли.

Демонстрация статуса

Необходимость выделяться своими доходами, возможностями среди других людей рождает потребность владеть вещами определенной высокой стоимости. Такой подход к свой жизни помогает человеку сообщать другим людям о своем отличии, более высоких доходах и удачливости.

Товар, который приобретается для статуса, не будет использоваться как крайне необходимая вещь.Потенциал вещи как статусной формируется только при соблюдении двух правил:

  • высокая цена на этот товар держится постоянно и известна всем;
  • бренд или имя вещи ассоциируется с высокой ценой и имеет историю.

Человек, желающий продемонстрировать свой статус и доход, выберет ту вещь, которая будет соответствовать удовлетворению этой цели. И не важно, что вещь была куплена в кредит, и на ее обслуживание у владельца не осталось денег. Важно, чтоб вещь была премиальной марки, и как можно более заметной.

Торстейн Веблен и парадоксальный спрос

Известный американский экономист Торстейн Веблен, блестяще закончивший Йельский университет, в середине 19 века обратил внимание на то, что сложившиеся рыночные отношения в основе своей имеют манипулятивный характер, заставляющий покупателей совершать необдуманные и глупые решения при покупках. В погоне за престижем и модой покупатель перестает задумываться о полезных функциях товара и его качестве. Сделка заключается лишь на основании статусности марки и высокой цены.

Чем выше поднималась цена, тем больше покупался товар. Веблен увидел такое поведение у определенного слоя потребителей и назвал его праздным классом. Когда речь идет о премиальных товарах известных брендов, перестает работать основной закон спроса, который гласит: “чем ниже цена товара, тем выше спрос на него”.

Наоборот, для люксовых товаров закон работал наоборот, чем цена выше, тем и продавался товар лучше. Ведь высокая цена – это и есть цель покупки. И еще лучше, если эта цена будет видна всем. Это нарушение закона поведения покупателей назвали парадоксом Веблена. А эффектом Веблена позже назовут показательные покупки только дорогих премиальных брендов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения"

Тест по учебному курсу "Экономика" по теме "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения" в 2-х вариантах. ...

Оформление сцены к праздничному мероприятию "Пусть всегда будет мама!!!"

Оформление школьной сцены для праздника посвященного мамам....

История привычных вещей: капюшон

Мы привыкли одевать удобную, практичную, модную одежду и, как правило, выбираем то, что нам нравится, не задумываясь об истории происхождения многих вещей, которые, кажется, были с нами всегда. Такой ...

Проект "Лишние вещи у нас дома"

В нашей жизни очень много вещей, которые не используются по назначению, или являются лишними, не обязательными.  Возникает проблема излишек потребления. Почему эта проблема актуальна?...

« Пусть всегда будет папа!» День Защитника Отечества в Академии дошколят Сценарий внеклассного мероприятия

-23 февраля -День рождения Красной Армии, День Вооружённых Сил, День защитников Отечества - защитников мира, свободы и счастья!Под музыку, маршируя, поднимаются папы и дедушки на сцену....

Презентация "Спрос. Закон спроса"

В данной презентации изложен основной материал по   теме  "Спрос. Закон спроса"...

Всегда твердые и всегда мягкие согласные звуки

Сказка для запоминания непарных согласных звуков...