МР по выполнению практического занятия
методическая разработка

Ивенкова Надежда Михайловна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

УЦПК г.Ельня

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ /МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

 

Номинация: Лучшая практика методического обеспечения практических занятий.

 

Составитель: преподаватель Ивенкова Надежда Михайловна

Рецензент: методист Агеева Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_provedeniya_pz.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

УЦПК г.Ельня

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ /МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Номинация: Лучшая практика методического обеспечения практических занятий.

Составитель: преподаватель Ивенкова Надежда Михайловна

Рецензент: методист Агеева Т.Н.

г. Ельня

2021 г.

Методические рекомендации разработаны с целью единого подхода к организации и проведению практических занятий. В предлагаемых материалах даны понятия практическим занятиям, рассмотрены их основные дидактические цели, формируемые умения и навыки, содержание. Раскрыта структура проведения практического занятия.

Данные материалы могут быть использованы преподавателями для совершенствования своего педагогического мастерства, администрацией для руководства по контролю над организацией и проведением практических занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Практические занятия как вид учебной деятельности

2. Цели и содержание практического занятия

3. Планирование и организация практических занятий

4.Структура проведения практического занятия

5.Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий

6. Перечень компетенций, формируемых при выполнении практических занятий

7.Оформление практических занятий

1.Практические занятия как вид учебной деятельности


Требования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у обучающихся определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и моральных травм.

Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.

Именно на формирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практические занятия, основной задачей которых является закрепление и углубление теоретических знаний.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях по математике, физике у обучающихся формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по общепрофессиональным дисциплинам.

Особенно важны практические занятия при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

В ходе практических работ обучающиеся овладевают умениями:

- пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;

 -работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками;

-составлять техническую документацию;

- выполнять чертежи, схемы, таблицы,

-решать разного рода задачи;

-делать вычисления;

- определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

Для подготовки обучающихся к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные.

Поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по дисциплинам и профессиональным модулям руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данных дисциплин.

Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют коллективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

2. Цели и содержание практического занятия

В общем случае практические занятия нацелены на формирование ОК И ПК.

В частном случае практические занятия нацелены на выполнение требований, которые зафиксированы в приложении 1 к ФГОС СПО как «минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования» в терминах «уметь» и «иметь практический опыт», и которые осваиваются в профессиональном учебном цикле, а также на формирование тех умений, которые формируются при реализации дисциплин общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального учебных циклов.

Обобщенными формулировками цели практических занятий могут быть:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление и конкретизация полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин и модулей;
  • формирование интеллектуальных умений — аналитических, проектировочных, конструктивных, связанные с необходимостью анализировать процессы, состояния, явления и т.п., и которые необходимы для изучения последующих дисциплин/модулей и для будущей профессиональной деятельности;
  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • формирование профессионально значимых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива и т.п.;
  • выработка способности и готовности использовать теоретические знания на практике;
  • планирование на основе анализа своей деятельности и  намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи (конструировать или диагностировать по заданному алгоритму тот или иной процесс, анализировать различного рода производственные ситуации, разрабатывать технологию эксперимента и т.п.); и др.

Следует организовывать практическое занятие так, чтобы обучающиеся  постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Управление группой должно обеспечивать: быстрый контакт с обучающимися, уверенное (но подтверждаемое высоким интеллектом и способностью ответить на любой вопрос) поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие с обучающимися.

Практические занятия предназначены для формирования у обучающихся умений (и навыков) использовать теоретический материал для решения практических задач в области изучаемой дисциплины (и желательно, специальности). Вследствие этого необходимо планировать и осуществлять на практических занятиях решение задач, базирующихся на узловых вопросах теоретического материала и непосредственно связанных с практическими задачами и изучаемой дисциплины и специализации обучающихся.

Особое внимание необходимо обращать на задачи, которые будут иметь в дальнейшем широкое использование (при решении расчетно-практических заданий, выполнении курсовых проектов, в процессе дипломного проектирования).

Цель не должна повторять тему занятия.

Формулирование цели следует начинать с глагола действия, за которым должен следовать объект этого глагола. Предложения должны быть краткими, чтобы обеспечить большую ясность.

При невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных логической направленностью.

Формулировка темы практического занятия должна отражать предметную область и вид выполняемой  работы.

 Из наименования темы практического занятия должно быть понятно, какое формируется «умение» и/или какой приобретается «практический опыт» или какая формируется компетенция.

При формулировке темы практического занятия преимущественно используются отглагольные существительные или глаголы, описывающие действия. Формулировки «умений» и/или «практического опыта» не должны совпадать с описанием действий, они должны отвечать на вопрос: «Как выполнить действие?».

В системе профессиональной подготовки обучающихся практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности.

 Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (компьютерный класс). Продолжительность занятия не менее двух академических часов.

          Содержание любого практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по учебной дисциплине/модулю, а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников.

При выборе содержания и объема практического занятия следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине/модулю они охватывали весь круг умений, на освоение которых ориентирована данная дисциплина/модуль, при этом следует учитывать сложность и значимость изучаемого учебного материала для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины/модуля и предстоящей профессиональной деятельности.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с таким расчетом, чтобы за отведенное время эти задания могли быть выполнены качественно всеми обучающимися.

           В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются:

  • выполнение/решение разного рода упражнений/задач (расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений выполнение вычислений, расчетов, чертежей и т.п.), в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
  • работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  • изучение и работа с нормативными документами, инструктивными и справочными материалами, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
  • ознакомление с технологическим процессом, разработка и составление проектной, плановой и другой  технологической и специальной документации и т.п.;
  • изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем;
  • работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  • выполнение упражнений на тренажёрах и  в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслуживанию техники;
  • конструирование по заданной схеме;
  • сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;
  • проведение диагностика качества различных веществ, изделий;

др.

              3. Планирование и организация практических занятий

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у обучающихся практических умений для изучения последующих дисциплин (модулей) и для решения профессиональных задач.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

Содержание практических занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При планировании состава и содержания практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать задачи, и др.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении дисциплин любого из циклов ППССЗ.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных:

  1. анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач,
  2. выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.,
  3. выполнение вычислений, расчетов, чертежей,
  4. работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой,
  5. работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО реализация ППССЗ должна обеспечивать выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с использованием персональных компьютеров.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.

По каждому практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.

При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

 Формы организации обучающихся при проведении практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений;
  • разработка контрольно-диагностических материалов для контроля над подготовленностью обучающихся к практическим занятиям, в том числе в форме педагогических тестовых материалов для автоматизированного контроля;
  • подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками обучающимся;
  • использование в практике преподавания поисковых практических работ, построенных на проблемной основе;
  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
  • проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
  • подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия.

4. Структура проведения практического занятия

Вводная часть:

  • организационный момент;
  • мотивация учебной деятельности;
  • сообщение темы, постановка целей;
  • повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
  • выдача задания;
  • определение алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
  • инструктаж по технике безопасности (при необходимости);
  • ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
  • допуск к выполнению работы.

Самостоятельная работа обучающегося (студента):

  • определение путей решения поставленной задачи;
  • выработка последовательности выполнения необходимых действий;
  • проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);
  • составление отчета;
  • обобщение и систематизация полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т.п.).

Заключительная часть:

  • подведение итогов занятия: анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся (студентов),
  • выявление возможных ошибок и определение причин их возникновения;
  • защита выполненной работы.

Педагогическое руководство:

  • четкая постановка познавательной задачи;
  • инструктаж к работе (осмысление обучающимися сущности задания, последовательности его выполнения);
  • проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;
  • выделение возможных затруднений в процессе работы;
  • установка на самоконтроль;
  • наблюдение за действиями обучающихся, регулирование темпа работы, помощь (при необходимости), коррекция действий, проверка промежуточных результатов.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:

  1. разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
  2. разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
  3. подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;
  4. использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
  5. применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
  6. проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

Структуру урока можно просмотреть на примере проведения практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества  организации .

План и ход  занятия  (Приложение 1).

Структура занятия

  1. Организационный момент (2 мин.)

  1. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос с использованием мультимедийного сопровождения) (10 мин.)

  1. Сообщение темы, цели и задач занятия

      3.1.Сообщение темы, цели и задач занятия (2 мин.)

      3.2. Мотивация обучения. Рассказ преподавателя. (4 мин.)

      4.Самостоятельное ыполнение практического задания (45 мин.)

      5.Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)

      6.Закрепление знаний (10 мин.)

7.Оценка работы обучающихся на занятии (10мин.)

8.Подведение итогов (2мин.)

9.Домашнее задание (3 мин.)

5.Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий

Объем времени, отводимый на выполнение практических занятий, отражается в рабочем учебном плане.

Суммарный объем времени, отведенный учебным планом на выполнение практических занятий, отражается в рабочих программах учебных дисциплин с распределением на практические занятия по темам дисциплины. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины с учетом специфики изучаемой дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий.

Темы практических занятий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, МДК самостоятельно, в соответствии с содержанием образования по соответствующей теме.

Для проведения практических занятий преподавателями СПО разрабатываются методические рекомендации по их выполнению.

6.Перечень компетенций, формируемых при выполнении практических занятий

Формирование соответствующих компетенций связано с решением задач по развитию у обучающихся соответствующих знаний, умений, навыков, приобретению практического опыта.

После выполнения практических занятий по данной дисциплине (МДК) обучающийся должен:

иметь практический опыт (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

уметь (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

знать (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

В процессе практических занятий формируются соответствующие общие и профессиональные компетенции (согласно рабочей программ учебной дисциплины/ПМ), например по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.2

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

ПК 1.3

Проводить  учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4

Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1          

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2

 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОКЗ

 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК4

 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5

 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6

 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 7

 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8

 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9

 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

7.Оформление практических занятий

Структура оформления практических занятий по дисциплине, МДК определяется преподавателями, ведущими дисциплины.

Оценки за выполнение практических занятий могут выставлять по пятибалльной системе, в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости обучающихся.

Контроль планирования, нормирования, организации методического сопровождения по проведению практических работ обеспечивают руководители СПО.

Тексты должны быть напечатаны 14 кеглем TimesNewRoman, через 1,5 интервала, поля страниц: верхнее, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см, абзац, отступ - 1,5 см (только текст).

Методические указания к проведению практической, должны содержать:

  • тему практической работы;
  • цели и задачи практической работы;
  • список материалов и оборудования, для проведения занятия;
  • ход проведения работы;
  • вывод о полученных результатах проведенной работы;
  • список контрольных вопросов и заданий.

Отчет по практическим занятиям следует оформлять в виде таблиц, графиков, схем, структур, графических записей, образов, рисунков, аппликаций, расчетов, сравнительного анализа, решения конкретных производственных задач и ситуаций и т.д.

 Целесообразно применение рабочих тетрадей практических заданий  по дисциплинам или модулям.

8.Контроль и оценка выполнения практических заданий

Критерии и показатели достижения цели практического занятия, должны соответствовать умениям и практическому опыту, которые определены в ПООП для каждой компетенции, дисциплины, профессионального модуля. Критерии и показатели разрабатываются конкретно для каждой практической работы.

Критериями оценки качества проведения практического занятия следует считать следующие:

  • -ярко выраженная целенаправленность, определяемая постановкой проблемы, стремлением связать теоретический материал с практикой, выделением главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомством с последними достижениями науки и техники по предмету;
  • - четкая организация работы, помогающая пробудить способность к дискуссии и поддержать её конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, обеспечить заполненность учебного времени обсуждением проблем;
  • - стиль проведения занятий -- оживлённый, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли;
  • - профессиональные и педагогические способности преподавателя - пояснения и заключения преподавателя квалифицированные, убедительные обогащающие знания студентов, содержащие теоретические обобщения;
  • - наличие психологического контакта с участниками занятия, преподаватель уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами;
  • - личностные взаимоотношения участников процесса обучения, подразумевающие как отношение преподавателя к студентам - уважительное, в меру требовательное.

Оценивание практических работ проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний.

Обучающимся, не выполнившим своевременно какую-либо из практических работ, преподавателем по согласованию с заместителем директора по учебной работе устанавливается индивидуальный срок ее выполнения.При наличии практических заданий, за которые не поставлена дифференцированная положительная оценка, обучающемуся не выставляется положительная оценка по междисциплинарному курсу за семестр.

Приложение 1

План занятия

по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества  организации

Группа:

Дата:

Тема занятия: «Учет расчетов»

Наименование работы: Порядок оформления операций по учету расчетов с

                                          подотчетными лицами.

Цель:

Методическая - усовершенствовать методику проведения практического занятия с использованием интерактивных технологий.

Дидактическая - обобщение знаний расчетов с подотчетными лицами, научить обучающихся рассчитывать необходимые данные и составлять необходимые  распорядительные и бухгалтерские документы в ручном и компьютерном вариантах, делать выводы и принимать управленческие решения.

Воспитательная – воспитание самодисциплины при выполнении служебных обязанностей, интереса к профессии,  навыки самостоятельной работы бухгалтера-кассира, профессиональную направленность.

Вид занятия: практическое

Тип занятия: закрепление и применение умений и навыков.

Методы: решение ситуационных задач, объяснение с элементами беседы, тестирование, демонстрация  бухгалтерских документов, фронтальный опрос.

Форма проведения занятия: элементы коллективно-мыслительной деятельности , групповая и индивидуальная работа в форме деловой игры, разрешение ситуации в программе Excel.

Межпредметные связи: Основы бухгалтерского учета, МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации.

Наглядные пособия, оборудование занятия: методическая разработка занятия, бланки бухгалтерских документов, инструкции по выполнению практической работы,  Карточки с должностями: «Директор», «Главный бухгалтер», «Зам.главного бухгалтера», «Кассир», «Секретарь», «подотчетное лицо».

Технические средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийное сопровождение, микрокалькуляторы.

Литература:

  1. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: учебник / В.М. Богаченко – Изд.2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2018 – 334, [1]с.:ил – (Среднее профессиональное образование).
  2. В.М. Швецкая, Н.А. Головко Бухгалтерский учет, Москва, 2017г
  3. Богаченко В.М.Основы бухгалтерского учета: рабочая тетрадь / В.М. Богаченко,Н.А. Кириллова. – Изд.2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2015 – 134 с. – (Среднее профессиональное образование).
  4. А.И.Нечитайло, Л.Ф.Фомина Бухгалтерский финансовый учет под ред. А.И.Нечитайло, - Ростов н/Д: Феникс, 2016

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент (2 мин.)
  1. Приветствие обучающихся
  2. Проверка готовности обучающихся к занятию

      2.Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос с использованием мультиме-

             дийного сопровождения) (10 мин.)

  1. Какие первичные документы нужны для составления отчета кассира?
  2. Как рассчитывается остаток на конец дня?
  3. Какие лица являются подотчетными?
  4. На какие виды расходов могут использоваться подотчетные суммы?
  5. Где ведется синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами?
  6. В каком размере выплачивают суточные, квартирные и проезд?
  7. Каким документом оформляется выбытие подотчетного лица в служебную командировку?
  8. Отчетный документ подотчетного лица?
  9. Кто проверяет кассовую книгу и составляет отчет кассира?
  10. Как связан между собой учет денег в кассе и учет расчетов с подотчетными лицами?

   3.Сообщение темы, цели и задач занятия (2 мин.)

   3.1. Тема занятия: Учет расчетов

       Преподаватель:

- Сегодня мы проводим практическое занятие в форме деловой игры с решением производственных, ситуационных заданий.

На занятии обобщим теоретические основы и овладеем практическими навыками оформления распорядительных и бухгалтерских документов касающихся  денежных средств и расчетов.

В ходе занятия перед Вами стоят следующие задания:

- составить авансовый отчет  и начислить командировачные расходы  с использованием технических средств;

- по окончании работы представить отчет, проанализировать ситуацию, которая сложилась на Вашем предприятии, и сделать соответствующие выводы.

3.2 Мотивация обучения (4 мин.)

В практической деятельности предприятия часто возникает необходимость выплачивать те, или иные расходы наличными деньгами, производить закупки МЦ за наличный расчет, оплачивать расходы по служебным командировкам и др. В таких случаях работнику предприятия могут быть выданы наличные под его ответственность, т.е. под отчет для выполнения определенных действий по распоряжению руководителя.

В условиях рынка успех деятельности предприятий зависит о эффективного и современного информационного обеспечения. Поэтому жизнь и практика, требуют, чтобы обучающиеся приобретали способности рациональной работы бухгалтерского учета, используя автоматизированные систему обработки информации.

Будущий специалист должен уметь составлять и обрабатывать бухгалтерские документы, как в ручном варианте, так и с использованием компьютерных технологий, должен уметь связывать данные с другими экономическими показателями деятельности предприятия, делать выводы, принимать управленческие решения.

На этом занятии мы с Вами задание выполним  на примере разыгрывания ролей.

4.Самостоятельная работа (45мин.)

1.Выдача заданий и инструктаж по выполнению практической работы

2.Самостоятельная работа студентов по выполнению задания

Содержание заданий:

1.Директор вызывает через секретаря главного агронома и водителей для разговора по вопросу поездки в г. Брянск Брянской области за картофелем.

2.Директор поручает секретарю в текстовом редакторе «Microsoft Word»  напечатать приказ о командировании главного агронома и водителей  в г. Брянск Брянской области за картофелем сроком на 4 дня с 15.04.06 г. по 18.04.06 г.

3.Секретарь печатает приказ выписывает командировочные удостоверения выше указанным лицам, дает на подпись их директору и заверяет печатью. Оформленные командировочные удостоверения выдает главного агроному и водителям.

4.Главный агроном выписывает доверенность у зам.гл.бухгалтера на получение картофеля у Брянской заготконторы   /8 тонн/. Доверенность регистрируется зам.гл.бухгалтера в журнале регистрации выданных доверенностей и передает под роспись гл. агарному, который подписывает ее у директора и гл.бухгалтера.

5.Главный агроном и водители составляют авансовые отчеты.

6. Бухгалтер делает расчет камандировачных расходов.

Обучающиеся получают инструкции по выполнению практической работы, в которой указаны последовательность ее выполнения

3.Инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере:

- перед началом работы на компьютере проверить надежность установки компьютера на рабочем столе;

- проверить общее состояние аппаратуры, исправность электропроводки, штепсельных вилок, розеток.

4. Текущий инструктаж  (индивидуальные консультации, контроль за ходом выполнения работ)

5.Рефлексивно-оценочный этап

Преподаватель отмечает наиболее активных обучающихся, еще раз кратко напоминает порядок составления авансового отчета , важность этого документа для расчета камандировачных расходов. Указывает на допущенные ошибки, которые возникли у обучающихся при выполнении практической работы, а также те ошибки, которые следует избегать в дальнейшей работе.

6.Закрепление знаний.

Преподаватель на мультимедийной доске представляет образец авансового отчета, который выполнен с ошибками. Обучающиеся  обязаны найти ошибки и исправить их. Для того, чтобы оценить, чему научились обучающиеся на занятии преподаватель предлагает выполнить тест.(Приложение 3)

7. Оценивание работы обучающихся на занятии

Обучающиеся- дублеры, которые выполняли работу на компьютере, сравнивают свои результаты с результатами обучающихся, которые выполняли работу в ручном варианте.

Оценка за занятие состоит из оценки за практическую работу, за фронтальный опрос и активность на протяжении занятия .

8.Подведение итогов

Преподаватель отмечает наиболее активные группы обучающихся, указывает на допущенные ошибки, которые возникли у обучающихся при выполнении практической работы, а также те ошибки, которые следует избегать в дальнейшей работе.

9.Домашнее задание (5 мин.)

Составить необходимую корреспонденцию счетов по командировачным расходам.

Приложение 2

I. Задание студенту, имитирующему роль директора ТОО «Кузнецовское»

  1. Вызвать через секретаря главного агронома и водителей, провести разговор о поездке в г. Брянск Брянской области за картофелем.
  2. Поручить секретарю напечатать приказ на компьютере о направлении указанных лиц в командировку сроком на 4 дня с 15 по 18.04.21 г.
  3. Подписать командировочные удостоверения, заверить печатью.
  4. Подписать доверенность на имя главного агронома, заверить печатью.
  5. Подписать расходные кассовые ордера на выдачу сумм в подотчет.
  6. Утвердить авансовые отчеты.
  7. Подписать расходные кассовые ордера на выдачу перерасхода подотчетным лицам.

II. Задание студенту, имитирующему роль секретаря

  1. Вызвать для беседы к директору главного агронома и водителей
  2. С помощью текстового редактора «Microsoft Word»:

а) напечатать приказ о командировании подотчетных лиц в г. Брянск Брянской области;

б) выписать командировочные удостоверения подотчетным лицам, подписать у директора заверить печатью;

3. Выдать командировочные удостоверения подотчетным лицам на компьютере в текстовом редакторе «Microsoft Word».

4. Сделать отметки о прибытии из командировки в командировочных удостоверения, возвратить их подотчетным лицам.

III. Задание студенту, имитирующему роль главного бухгалтера

  1. Подписать доверенность на получение картофеля у Брянской заготконторы.
  2. С помощью программы 1С: Предприятие выписать расходные кассовые ордера на получение сумм в подотчет гл.агроному – 82000 руб., водителям по 3000 руб.
  3. Проверить авансовые отчеты, оформить их.
  4. Выписать расходные кассовые ордера на выдачу сумм подотчетным лицам в возмещение перерасхода выданного аванса или приходные кассовые ордера на получение остатка подотчетных сумм.
  5. Принять от кассира отчет кассира, проверить его, проставить корреспонденцию счетов.

IV. Задание студенту, имитирующему роль заместителя главного бухгалтера

  1. Выписать доверенность на получение картофеля /8 тонн/ от Брянской заготконторы Брянской области
  2. Зарегистрировать расходные кассовые ордера в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
  3. На основании расходных (приходных) кассовых ордеров и авансовых отчетов, полученных от главного бухгалтера заполнить журнал-ордер 7 АПК на компьютере (открыть в начале аналитические счета по каждому подотчетному лицу – сальдо нет) (остатков нет на 01.04.21 г.)
  4. Подсчитать сальдо на конец месяца по каждому подотчетному лицу, итоги по журналу-ордеру
  5. Проверить правильность заполнения журнала-ордера 7 АПК.
  6. Начислить командировачные расходы.

V. Задание студенту, имитирующему роль кассира

1. Выдать суммы аванса в подотчет по расходным кассовым ордерам, составленным с помощью программы 1 С: Предприятие, подписать их гл.бухгалтером.

2. Записать расходные кассовые ордера в кассовую книгу (остаток денег в кассе 1200 руб.).

3. Без оформления приходного кассового ордера зарегистрировать операцию в журнале регистрации ПКО и РКО и в кассовой книге: Получены в кассу деньги по чеку 251618 с расчетного счета на сумму 25000 руб.

4. С помощью программы 1 С: Предприятие выдать по расходным кассовым ордерам суммы перерасхода по ранее выданному авансу (или получить деньги в кассу от подотчетных лиц по приходным кассовым ордерам), подписать документы.

5. Произвести записи в кассовую книгу.

Оформить кассовую книгу и дать отчет кассира главному бухгалтеру.

VI. Задание студентам, имитирующим роль подотчетных лиц

  1. По вызову директора пойти к нему на прием.
  2. Получить командировочные удостоверения у секретаря.
  3. Получить доверенность у заместителя главного бухгалтера.
  4. Получить в кассе суммы под отчет.
  5. Составить авансовые отчеты.
  6. Сдать авансовые отчеты главному бухгалтеру для проверки.
  7. Получить в кассе суммы перерасхода (или внести в кассу остаток неиспользуемых подотчетных сумм)

Приложение 3

Тест на тему «Учет расчетов »

1. Деньги в подотчет выдаются:

А) только сотрудникам данной организации

Б) сотрудникам, состоящих в трудовых соглашениях с данной организацией

В) и тем и другим

2. Неиспользованные наличные деньги должны быть возвращены:

А) не позднее трех дней

Б) сразу после утверждения авансового отчета руководителя

В) не позднее трех дней по истечении срока, на который они были выданы

3. За командированным работником сохраняется:

А) место и средний заработок

Б) место, должность и средний заработок

В) место и должность

4. Суточные за время нахождения в командировке выплачивают:

А) за каждый день, включая выходные и праздничные, а также дни нахождения в пути

Б) за каждые сутки

В) только за каждые сутки

5. В транспортные расходы по приезду к месту назначения и обратно включаются:

А) проезд такса

Б) проезд транспортом общего пользования такси

В) проезд транспортом общего пользования

6.Расходы по найму жилого помещения выплачиваются в размере (с предъявлением квитанции)

А) не более 450 руб.

Б) 700 руб.

В) 550 руб.

7. Авансовые отчеты утверждает:

А) главный бухгалтер

Б) руководитель

В) гл.бухгалтер и руководитель

8. В журнале-ордере 7 АПК ведется:

А) аналитический учет

Б) синтетический и аналитический

В) синтетический

9. Кто несет ответственность за ведение кассовой книги

А) Гл.бухгалтер

Б) Кассир

В) Директор

10. На основании какого документа выдают подотчетные суммы из кассы организации

А) приказа директора

Б) заявления подотчетного лица

В) командировочного удостоверения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Учебно-методическое пособие по выполнению практического занятия МДК 02.01. на тему "Сравнительная характеристика видов покрытий электродов"

Данное пособие содержит методические рекомендации для проведения практического занятия по профессиональному модулюна тему "Сравнительная характеристика видов покрытий электродов"...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №1 "Изучение структуры операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №2 "Работа с основными командами операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №3 "Командные файлы Windows" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методические указания по выполнению практических занятий по междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Методические указания по выполнению практических занятийпо междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуата...

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ  ПМ.03 «Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  авто...