РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.06 АСТРОНОМИЯ специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
рабочая программа

Суюнова Венера Абдувелиевна

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_380201_astronomiya.docx.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт Советский

                         УТВЕРЖДАЮ

                                                Заместитель директора

                                          _____________ Н.А. Луценко                                                                                                          

                                                                                                   «___»_________________20___г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.06 АСТРОНОМИЯ

специальности   38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

               

  2022 г.

 

 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), включая совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Разработчик:

Суюнова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин

от «_____»_______________20__ г.  протокол № ____

Председатель  _________________________ А.С.Абибуллаева

                         

                         

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.06 Астрономия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный предмет «Астрономия» относится к общеобразовательному циклу.

1.3. Цели и задачи учебного предмета:

В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Содержание программы учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:

•  понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных

законов природы и современной естественно-научной картины мира;

• знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

• умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыка ми практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;

• умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;

• научного мировоззрения;

• навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

1.4. Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучающихся:

•        сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

•        устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

•        умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

Метапредметные результаты обучающихся:

•        умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

•        владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

•        умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

•        владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

Предметные результаты обучающихся:

•        сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лекционные занятия

14

практические занятия

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета   

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Применение современных образовательных технологий

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

2

Просмотр учебного фильма

Контрольная работа №1 Входящий контроль

2

Тестирование

Раздел 2 

История развития астрономии

8

Тема 2.1.

Астрономия дальнего космоса

1

Содержание учебного материала

2

Просмотр учебного фильма

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).   Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

Демонстрация Карта звездного неба.

Семинарское занятие № 1   Звездное небо

2

Интерактивные экскурсии

Семинарское занятие № 2   История советской космонавтики

2

Семинарское занятие № 3   Астрономия дальнего космоса

С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.
https://hi-news.ru/tag/kosmos

2

Раздел 3 

Устройство Солнечной системы

12

Тема 3.1.

Система «Земля — Луна»

Содержание учебного материала:                        

1

Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).

2

Просмотр учебного фильма

Тема 3.2.

Планеты земной

группы

Содержание учебного материала:        

1

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая

характеристика атмосферы, поверхности

Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).

2

Просмотр

учебного фильма

Тема 3.3.

Астероиды и метеориты

Содержание учебного материала:                

1

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбита астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. Исследования Солнечной системы.

 
Демонстрация
Видеоролик «Луна» https://www.youtube.com/watch?v=gV8eT2DtP1I
Google Maps посещение планеты Солнечной системы

 

Используя сервис Google Maps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.
 Самостоятельное изучение Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

2

Просмотр учебного фильма

Семинарское занятие № 4 Система «Земля — Луна»

2

Ролевая игра

Интерактивные экскурсии

Семинарское занятие № 5 Планеты земной группы

2

Семинарское занятие № 6 Планеты гиганты

2

Раздел 4

Строение и эволюция Вселенной

20

Тема 4.1.

 Физическая природа звезд

Содержание учебного материала

1

Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины).

Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).

Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности).

Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).

Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

2

Тема 4.2. 

Галактики и движение звезд в ней

Содержание учебного материала:

1

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности,

межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики.

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура

2

Просмотр учебного фильма

Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы.

Семинарское занятие № 7 Физическая природа звезд

2

Интерактивные экскурсии

Круглый стол

Семинарское занятие № 8 Галактики и движение звезд в ней

2

Семинарское занятие № 9 Самое интересное о метеоритах

2

Семинарское занятие № 10 Описание устройства и назначения МКС

2

Семинарское занятие № 11 Достижение космоса

2

Семинарское занятие № 12 Экскурсии, в том числе интерактивные в Музей космонавтики  

2

Семинарское занятие № 13 Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

2

Контрольная работа №2 Итоговое тестирование

2

Всего:

44


3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.

Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Материалы, используемые для контроля результатов освоения по предмету, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.1. Учебно-методическое обеспечение

Основная учебная литература:

1.Астрономия   учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08243-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424694

2. Язев, С. А.  Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424697  ).

Дополнительная учебная литература:

1. Перельман, Я. И.  Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422780 

2. Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

  1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS
  2. Гомулина Н. Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
  3. Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета   Кабинет №33 «Физика»

Оборудование учебного кабинета: преподавательский стол 1 шт, преподавательский стул 1 шт, парта двухместная 15 шт, стулья ученические 30 шт, шкаф 2-х секционный 2 шт.

Технические средства обучения: Доска меловая 1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ По специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Рабочая программа преддипломной практики по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02.Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специа...

Программ преддипломной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ПРОГРАММА  ПРАКТИКИ  (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)    Специальность  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) Форма подготовки: очнаяБазовой подгот...

Программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики   по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в укрупненную группу специальностей  38.00.00 Экономика и управление...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отрасли)

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения  учебной дисциплины «Физическ...

Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (отраслям)

Рабочая программа учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет  (отраслям) . Учебная практика проходит после изучения двух  профессиональных модулей по специальн...