МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»
учебно-методический материал

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учета» и предназначены для студентов 2 курса.

Дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» является дисциплиной для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и позволяет познакомиться с составлением, заполнением и использованием документов, содержащих информацию о хозяйственной деятельности предприятия, организации.

Цель изучения дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по ведению бухгалтерского учёта и составлению учётных документов и форм финансовой отчётности.

Изучение дисциплины позволяет освоить состав и порядок формирования учётной информации, оценить состояние имущества организации, его источников, величину доходов, расходов и финансовых результатов, приобрести навыки анализа влияния хозяйственных операций на финансовое состояние хозяйствующего субъекта и использовать полученную информацию для принятия управленческих решений.

В системе профессиональной подготовки дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» занимает особое место, обеспечивая получение студентами знаний о порядке ведения учёта денежных средств, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции и её реализации, финансовых результатов и других объектов деятельности организации.

Как будущие пользователи бухгалтерской информацией студенты должны усвоить принципы и формы бухгалтерского учёта, организацию учётного процесса и его нормативное регулирование, а также освоить порядок контроля и оценки результатов работы предприятия, обобщения и анализа бухгалтерской информации.

В результате изучения дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» студенты должны :

а) знать :

- сущность, цели, задачи, принципы бухгалтерского учёта, его роль и место в процессе управления организацией ;

- предмет, объекты, приёмы и методы бухгалтерского учёта;

- способы оценки различных объектов хозяйственной деятельности;

- систему бухгалтерских счетов, двойную запись;

- последовательность осуществления учётного процесса различных объектов и фактов хозяйственной деятельности;

- нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учёт;

б) уметь :

- классифицировать и отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта с помощью бухгалтерских проводок;

- использовать балансовый метод обобщения учётной информации для составления бухгалтерской отчётности;

- производить необходимые расчёты (среднесписочной численности, суммы вознаграждений, отпускных, НДФЛ, прибыли, убытка и др.);

в) иметь представление :

- об учётной политике и порядке её формирования на предприятии;

- о содержании и назначении первичных бухгалтерских документов, учётных регистров и отчётности;

- о структуре и формировании конечного финансового результата деятельности организации.

- о международных стандартах финансовой отчётности.

Критериями оценки результатов работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ;
  • четкость и структурированность изложения ответа при устной защите;
  • оформление материала в соответствии с требованиями при письменном опросе.

Всего на практические работы выделено 10 часов, каждая практическая работа рассчитана на два аудиторных часа. Студенты должны подготовиться к занятию по вопросам, выданным преподавателем на уроках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_po_vypolneniyu_prakticheskih.docx70.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ СОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»

Специальность: 38.02.07 Банковское дело

Смоленск 2020 г

Рассмотрено и одобрено

ЦМК Экономических дисциплин

Председатель ЦМК Реутова Л.А.

Составитель: Конохова Татьяна Николаевна, преподаватель ОГБПОУ СОТА

 Рецензент: Реутова Лариса Алексеевна, преподаватель

ОГБПОУ СОТА

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учета» и предназначены для студентов 2 курса.

Дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» является дисциплиной для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и позволяет познакомиться с составлением, заполнением и использованием документов, содержащих информацию о хозяйственной деятельности предприятия, организации.

Цель изучения дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по ведению бухгалтерского учёта и составлению учётных документов и форм финансовой отчётности.

Изучение дисциплины позволяет освоить состав и порядок формирования учётной информации, оценить состояние имущества организации, его источников, величину доходов, расходов и финансовых результатов, приобрести навыки анализа влияния хозяйственных операций на финансовое состояние хозяйствующего субъекта и использовать полученную информацию для принятия управленческих решений.

В системе профессиональной подготовки дисциплина ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» занимает особое место, обеспечивая получение студентами знаний о порядке ведения учёта денежных средств, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции и её реализации, финансовых результатов и других объектов деятельности организации.

Как будущие пользователи бухгалтерской информацией студенты должны усвоить принципы и формы бухгалтерского учёта, организацию учётного процесса и его нормативное регулирование, а также освоить порядок контроля и оценки результатов работы предприятия, обобщения и анализа бухгалтерской информации.

В результате изучения дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учёта» студенты должны :

а) знать :

- сущность, цели, задачи, принципы бухгалтерского учёта, его роль и место в процессе управления организацией ;

- предмет, объекты, приёмы и методы бухгалтерского учёта;

- способы оценки различных объектов хозяйственной деятельности;

- систему бухгалтерских счетов, двойную запись;

- последовательность осуществления учётного процесса различных объектов и фактов хозяйственной деятельности;

- нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учёт;

б) уметь :

- классифицировать и отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта с помощью бухгалтерских проводок;

- использовать балансовый метод обобщения учётной информации для составления бухгалтерской отчётности;

- производить необходимые расчёты (среднесписочной численности, суммы вознаграждений, отпускных, НДФЛ, прибыли, убытка и др.);

в) иметь представление :

- об учётной политике и порядке её формирования на предприятии;

- о содержании и назначении первичных бухгалтерских документов, учётных регистров и отчётности;

- о структуре и формировании конечного финансового результата деятельности организации.

- о международных стандартах финансовой отчётности.

Критериями оценки результатов работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ;
  • четкость и структурированность изложения ответа при устной защите;
  • оформление материала в соответствии с требованиями при письменном опросе.

Всего на практические работы выделено 10 часов, каждая практическая работа рассчитана на два аудиторных часа. Студенты должны подготовиться к занятию по вопросам, выданным преподавателем на уроках.

Практическая работа №1

Тест по теме «Бухгалтерский учет, его предмет и метод»

Цели: закрепить пройденный материал по теме «Бухгалтерский учет, предмет и метод бухгалтерского учета.

Время выполнения2 часа

Ход практического занятия. Задание: выберите один из вариантов в каждом вопросе теста.

Тест

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

а) активы организации и их место в формировании общественного продукта;

б) хозяйственные операции;

в) вся финансово-хозяйственная деятельность организаций.

2. К объектам бухгалтерского учета относятся:

а) хозяйственные средства, источники их образования и хозяйственные процессы;

б) активы и пассивы;

в) активы, пассивы и финансовые результаты.

3. Внеоборотные активы организации представлены в учете:

а) основными средствами, долгосрочными инвестициями и нематериальными активами;

б) основными средствами, долгосрочными инвестициями и финансовыми вложениями;

в) нематериальными активами, основными средствами, незавершенным строительством, доходными вложениями в материальные ценности, долгосрочными финансовыми вложениями, отложенными налоговыми активами, прочими внеоборотными активами.

4. Оборотные активы организации представлены в учете:

а) материально-производственными запасами, а также денежными средствами в кассе и на счетах в банках;

б) материально-производственными запасами, а также затратами в незавершенном производстве;

в) материальными оборотными средствами, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и средствами в расчетах.

5. Что такое метод бухгалтерского учета?

а) совокупность различных способов и приемов познания содержания предмета бухгалтерского учета;

б) балансовое обобщение итоговых данных двух групп показателей, формирующих активы и источники их образования;

в) способы обобщения текущей учетной информации.

6. Назовите состав элементов метода бухгалтерского учета.

а) баланс, двойная запись, отчетность;

б) баланс, счета, инвентаризация, документация, калькуляция;

в) документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс, отчетность.

7. Задолженность различных организаций или отдельных лиц к данной организации называется (нам должны):

а) кредиторская; б) бухгалтерская; в) дебиторская.

8. Способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение, называется:

а) инвентаризация; б) оценка; в) документация.

9. Какой капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей?

а) резервный; б) добавочный; в) уставный.

10. Какие расчеты по кредитам и займам подлежат погашению в течение года?

а) долгосрочные; б) периодические; в) краткосрочные.

Методические указания: Выберите правильный вариант ответа.

Литература: конспект, учебник В.М.Богаченко . Основы бухгалтерского учета

Практическая работа № 2

«Группировка имущества по составу, размещению и источникам формирования средств»

Цели: ознакомить с классификацией имущества по составу, размещению и источникам формирования средств, усвоить порядок группировки хозяйственных средств и их источников.

Время выполнения: 2 часа

Ход практического занятия. Задание:

Задание № 1: Произвести группировку имущества организации по составу и размещению (АКТИВ баланса) по следующим данным:

Имущество организации на 1 марта 2015 г.

Имущество организации по составу и размещению и по источникам образования

Сумма, тыс. руб.

1

Топливо

300

2

Запасные части

900

3

Здания заводоуправления

5120

4

Патенты

500

5

Основные материалы

2000

6

Производственное оборудование в цехах

13000

7

Транспортные средства

10000

8

Лицензии

350

9

Производственный и хозяйственный инвентарь

1300

10

Товарные знаки

150

11

Тара и тарные материалы

600

12

Касса

9000

13

Основные средства цехов вспомогательного производства

2100

14

Расчетные счета

2500

15

Валютные счета

2000

16

Организационные расходы

200

17

Деловая репутация организации

100

Задание № 2: Произвести группировку имущества организации по источникам его образования (ПАССИВ баланса) по следующим данным:

Имущество организации на 1 марта 2015г.

Имущество организации по составу и размещению и по источникам образования

 

Сумма, тыс. руб.

 

1

Уставный капитал

12400

2

Долгосрочные займы

2000

3

Фонды накопления

2300

4

Фонды социальной сферы

1 700

5

Резервный капитал

3200

6

Краткосрочные кредиты банков

5000

7

Добавочный капитал

7400

8

Краткосрочные займы

2400

9

Задолженность бюджету по налогам и сборам

1500

10

Задолженность персоналу по оплате труда

4600

11

Долгосрочные кредиты банков

3100

12

Задолженность по социальному страхованию и обеспечению

950

13

Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

850

Решение:

Таблица № 1:

Группировка имущества организации по составу и размещению на 1 марта 2016 г.

Наименование статей

Сумма

РАЗДЕЛ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы, в т.ч.

Основные средства, в т.ч.:

ИТОГО по разделу I

РАЗДЕЛ II. Оборотные активы

Производственные запасы, в т.ч.:

Денежные средства, в т.ч.:

ИТОГО по разделу II

Баланс

Таблица № 2:

Группировка имущества организации по источникам его образования на 1 марта 2016г.

Наименование статей

Сумма

РАЗДЕЛ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

РАЗДЕЛ IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства:

РАЗДЕЛ V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства:

Кредиторская задолженность:

Баланс

Методические указания: Согласно заданию № 1 заполните таблицу № 1 «Группировка имущества организации по составу и размещению на 1 марта 2015 г.», согласно заданию № 2 заполните таблицу № 2 «Группировка имущества организации по источникам его образования на 1 марта 2015 г.№

Литература: конспект, учебник В.М.Богаченко . Основы бухгалтерского учета

Практическая работа № 3

Тема: Проведение классификации хозяйственных средств по составу и размещению и источникам формирования и целевому назначению.

Время выполнения: 2 часа

Учебная цель: научиться использовать методы бухгалтерского учета и следовать принципам бухгалтерского учета при распределении объектов бухгалтерского учета в соответствующие группы.

Учебные задачи:

  1. уяснить сущность отдельных объектов бухгалтерского учета;
  2. научиться относить объекты бухгалтерского учета в соответствующие группы по различным признакам классификации.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Рабочая тетрадь для практических работ.
  2. Бухгалтерские балансы строительных организаций -15.
  3. Раздаточные материалы - карточки-задания – 15.
  4. Калькулятор простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практической работы

Хозяйственные средства являются активом организации и классифицируются по составу и размещению (характеру использования) на внеоборотные и оборотные активы:

Внеоборотные активы:

  • нематериальные активы,
  • основные средства,
  • оборудование к установке,
  • вложения во внеоборотные активы.

Оборотные активы:

  • материальные оборотные средства,
  • краткосрочные финансовые вложения,
  • средства в текущих расчетах,
  • денежные средства.

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, на селекционные достижения и др.), а также деловая репутация (гудвилл). Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации. В балансе они отражаются по остаточной стоимости (первоначальная за минусом амортизации).

Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря; расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.

Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

Классификация объектов бухгалтерского учета по источникам образования и целевому назначению

В зависимости от источников образования и целевого назначенияобъекты бухгалтерского учета организаций разделяют на собственные (собственный капитал), заемные (заемный капитал) и привлеченные (обязательства):

Собственные хозяйственные средства:

  • уставный капитал,
  • собственные акции (доли),
  • резервный капитал,
  • добавочный капитал,
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток),
  • целевое финансирование,
  • прибыль и убытки.

Заемные средства:

  • расчеты по краткосрочным кредитам и займам,
  • расчеты по долгосрочным кредитам и займам,

Привлеченные средства (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА):

  • кредиторская задолженность.

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций). Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса.

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не разделяется на доли, внесенные конкретными участниками, – он показывает общую собственность всех участников. Добавочный капитал формируется за счет: эмиссионного дохода акционерного общества; прироста стоимости внеоборотных активов; положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытка, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Методические указания по выполнению практической работы.

Практическая работа состоит из 2 заданий. На выполнение каждого задания отводится 1 академический  час.

Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируете свое мнение об объектах бухгалтерского учета.

Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам.

Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него представьте в таблице.

2. Выполнение практической работы.

2.1. Актуализация знаний:

ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):

  1. Что называется объектом бухгалтерского учета?
  2. Что такое предмет бухгалтерского учета?
  3. Перечислите элементы объекта бухгалтерского учета?
  4. Назовите признаки классификации объектов бухгалтерского учета.

2.2. Выполнение заданий:

  • изучите задание;
  • в задании 1 выберете из приведенного перечня объектов бухгалтерского учета хозяйственные средства (активы) организации, распределите их по составу и размещению.
  • в задании 2 выберете из приведенного перечня объектов бухгалтерского учета источники формирования имущества организации;
  • при выполнении заданий воспользуйтесь бланком бухгалтерского

Задания для практического занятия

Исходные данные

По данным бухгалтерского учета ООО «Домостроитель-4» на 1 января значатся следующие остатки на счетах: (руб.)

Наименование объектов бухгалтерского учета

Сумма

Основные средства

288000

Амортизация основных средств

120000

Материалы

23400

Налог на добавленную стоимость

4212

Касса

3790

Расчетные счета

183640

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

204940

Расчеты с покупателями и заказчиками

81788

Расчеты по налогам и сборам

9100

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

21140

Расчеты по пенсионному обеспечению

56000

Расчеты с персоналом по оплате труда

60900

Уставный капитал

10000

Нераспределенная прибыль

102750

Итого

1169660

Задание 1 Выберете из приведенного перечня объектов бухгалтерского учета хозяйственные средства (активы) организации и распределить их по составу и размещению.

Результаты группировки представьте в таблице 1, макет которой следующий:

Наименование объектов бухгалтерского учета

Сумма, руб.

  1. Внеоборотные активы

  1. Оборотные активы

Итого

Задание 2 Выберете из приведенного перечня объектов бухгалтерского учета источники формирования имущества организации, и распределите их на собственные, заемные и обязательства (привлеченные источники).

Результаты группировки представьте в таблице 2, макет которой следующий:

Наименование объектов бухгалтерского учета

Сумма, руб.

3 СОБСТВЕННЫЕ

СОБСТВЕННЫЕ

4 ЗАЕМНЫЕ

5 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ПРИВЛЕЧЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ)

Итого

Литература: конспект, учебник В.М.Богаченко . Основы бухгалтерского учета

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец отчета по практической работе

Исходные данные

Наименование объектов бухгалтерского учета

Сумма

Основные средства

1010560

Амортизация основных средств

268630

Материалы

594000

Налог на добавленную стоимость

46000

Готовая продукция

80000

Касса

3920

Расчетные счета

401200

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

120880

Расчеты с покупателями и заказчиками

9680

Расчеты по налогам и сборам

24000

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

8000

Долгосрочные кредиты

56000

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

7200

Расчеты с персоналом по оплате труда

200000

Расчеты с подотчетными лицами

1560

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

4000

Уставный капитал

1243280

Добавочный капитал

6230

Нераспределенная прибыль

216700

Итого

2150920

Решение

На основании приведенных данных произведем группировку объектов бухгалтерского учета по их составу и размещению. Результаты группировки представим в таблице 1.

Таблица 1 – Группировка активов по составу и размещению

Номер раздела по балансу

Наименование разделов актива

Сумма, руб.

1

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства (за минусом амортизации)

741930 (1010560-2668630)

Итого

741930

П

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Материалы

594000

Налог на добавленную стоимость

46000

Готовая продукция

80000

Расчеты с покупателями и заказчиками

9680

Расчеты с подотчетными лицами

1560

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

4000

Касса

3920

Расчетные счета

401200

Итого

1140360

На основании приведенных данных произведем группировку объектов бухгалтерского учета по источникам образования. Результаты группировки представим в таблице 2.


Таблица 2 – Группировка хозяйственных средств по источникам образования (обязательствам)

Номер раздела по балансу

Наименование разделов пассива

Сумма, руб.

Ш

Уставный капитал

1243280

Добавочный капитал

6230

Нераспределенная прибыль

216700

Итого

1466210

ЗАЕМНЫЕ

Долгосрочные кредиты

56000

Итого

56000

У

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

120880

Расчеты по налогам и сборам

24000

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

8000

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

7200

Расчеты с персоналом по оплате труда

200000

Итого

365640

Практическая работа № 4

Тема: Открытие счетов бухгалтерского учета. Запись начальных остатков по счетам.

Время выполнения: 2 часа

Учебная цель: научиться следовать методам бухгалтерского учета при отражении фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета.

Учебные задачи:

- уяснить сущность записи фактов хозяйственной жизни на активных и пассивных счетах.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

-применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета: отражать факты хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета

знать:

- нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Рабочая тетрадь по ОБУ.

2.Ручка.

3.Тетрадь для практических работ.

4. План счетов бухгалтерского учета

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.

Графически счет представляет собой таблицу Т- образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой «Д», а правая – кредит и обозначается буквой «К».

Счет (наименование)

Дебет (Д)

Кредит (К)

Открыть счет – это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное и обозначается на счетах как Сн. Состояние учитываемого объекта на конец месяца называется сальдо конечное и обозначается на счетах как Ск.

Суммы всех записей сделанных за период по дебету и по кредиту счета, называются соответственно дебетовым и кредитовым оборотами и обозначаются на счетах соответственно Од и Ок.

Атрибуты счета

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций - в кредите.

А Счет (наименование)

Дебет (Д)

Кредит (К)

Сн – остаток хозяйственных средств на начало периода

Операции по уменьшению средств (-)

Операции по увеличению средств (+)

Од - дебетовый оборот (сумма всех хозяйственных операций, вызывающих увеличение хозяйственных средств за период по дебету)

Ок - кредитовый оборот (сумма всех хозяйственных операций , вызывающих уменьшение хозяйственных средств за период по кредиту)

Ск - Остаток на конец периода

Сальдо активного счета расположено в дебете (дебетовое сальдо) и рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо на начало периода прибавляются обороты по дебету данного счета и вычитаются обороты по кредиту в течение периода:

Ск=Сн + Доб – Коб.

Пассивный счет расположен в пассиве баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций - в дебете.

Счет (наименование)

Дебет (Д)

Кредит (К)

Операции по уменьшению источников

(-)

Сн – остаток источников образования хозяйственных средств на начало периода

Операции по увеличению источников (+)

Од - дебетовый оборот (сумма всех хозяйственных операций, вызывающих уменьшение источников за период по дебету)

Ок - кредитовый оборот (сумма всех хозяйственных операций, вызывающих увеличение источников за период по кредиту)

Ск - Остаток источников на конец периода

Сальдо пассивного счета расположено в кредите (кредитовое сальдо) и рассчитывается следующим образом: к кредитовому сальдо на начало периода прибавляются обороты по кредиту данного счета и вычитаются обороты по дебету в течение периода:

Скк=Снк + Коб – Доб.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Методические указания по выполнению практической работы.

Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение этих заданий отводится 4 академических часа.

Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируете свое мнение о структуре активного и пассивного счета.

Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам.

Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него.

2. Выполнение практической работы.

2.1. Актуализация знаний:

ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):

  1. Дайте определение счета бухгалтерского учета.
  2. Поясните, почему каждому синтетическому счету присваивается номер (шифр)?
  3. Поясните, по каким признакам определяется активность и пассивность счетов бухгалтерского учета?
  4. Поясните порядок записи на активных и пассивных счетах?
  5. Объясните, как рассчитывается конечное сальдо на активном и пассивном счетах.

2.2. Выполнение заданий:

  • изучите задание;
  • ответьте на вопросы задания 1-5 письменно, используя учебную схему счета.

Задания для практического занятия:

  1. Откройте счета бухгалтерского учета и разнесите на них соответствующую информацию.
  2. Рассчитайте конечное сальдо на всех счетах.

Исходные данные:

Задание 1

Остаток материалов на начало месяца – 2000 руб.

1.Поступили материалы на сумму 3000 руб.

2.Переданы материалы в производство на сумму 1500 руб.

Задание 2

Остаток задолженности поставщикам за материалы на начало месяца – 35000 руб.

1.Акцептован счет на оплату поставщику за поступившие материалы на сумму 3000 руб.

2.Оплачены поставщику за материалы - 25000 руб.

Задание 3

Остаток денежных средств в кассе на начало месяца – 20000 руб.

1.Получены деньги в кассу с расчетного счета на выплату зарплаты и хозяйственные расходы в сумме 150000 руб.

2.Выдано из кассы в подотчет завхозу 10000 руб.

3. Выдано из кассы заработная плата работникам – 100 тыс. руб.

Задание 4

Остаток задолженности по оплате труда перед работниками предприятия на начало месяца – 200000 руб.

1.Начислена заработная плата работникам организации 250000 руб.

2. Удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 18000 руб.

3. Выдана заработная плата работникам организации – 390000 руб.

Задание 5

Остаток задолженности по долгосрочному кредиту на начало месяца – 500000 руб.

1.Получен кредит на сумму 250000 руб.

2. Погашена часть кредита 180000 руб.

Алгоритм выполнения практической работы

  1. Внимательно прочитайте условие каждого задания. Определите, счет, на котором будут отражаться перечисленные в задании операции.
  2. Определите, какой счет (активный или пассивный). Вы можете воспользоваться бланком баланса или Планом счетов бухгалтерского учета.
  3. Откройте счета бухгалтерского учета. Занесите начальное сальдо в дебет (в активном счете) или в кредит (в пассивном счете).
  4. Внимательно прочитайте каждую операцию. Определите, что происходит в результате операции (увеличение или уменьшение).
  5. Разнесите перечисленные операции в дебет или кредит счетов.
  6. Посчитайте дебетовый и кредитовый обороты.
  7. Рассчитайте конечное сальдо – дебетовое в активном счете, кредитовое в пассивном счете.

Литература: конспект, учебник В.М.Богаченко . Основы бухгалтерского учета

Образец отчета по практической работе № 4

Задание 1

Остаток материалов на начало месяца – 2000 руб.

1.Поступили материалы на сумму 3000 руб.

2.Переданы материалы в производство на сумму 1500 руб.

Необходимо:

1.Открыть счета бухгалтерского учета и разнести на них соответствующую информацию.

2.Рассчитать конечное сальдо на всех счетах.

Решение

В первом задании приведены операции по учету движения материалов, которые отражаются на активном счет 10.

Открываем счет, начальное сальдо заносим в дебет.

Счет активный

Счет № 10

сумма

 

 

Дт

Кт

остаток на начало

2000

 

 

обороты

Остаток на конец

Первая операция отражает увеличение материалов на складе, сумма 3000 руб. будет отражен в дебете.

Вторая операция отражает уменьшение материалов на складе, сумма 1500 руб. будет отражен в кредите.

Счет активный

Счет № 10

сумма

 

 

Дт

Кт

остаток на начало

2000

1)

3000

2)

1500

обороты

3000

1500

Остатокна конец

3500

Конечное сальдо будет равно:

Ск. =2000+3000-1500 = 3500 руб.

Практическая работа  № 5

По теме : «Сверка аналитического учета с синтетическим»

Цель: «Методика проверки аналитического учета с синтетическим»

Задание:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Задача 1

В КБ «Норд» 10. 01.12г. поступило наличными:

- от фабрики невыплаченная заработная плата – 2200 руб.;

- от фермерского хозяйства выручка от реализации – 670 000 руб.;

- от сотрудника банка Л.Ю. Егоровой сумма неизрасходованного аванса,

выданная ей ранее на хозяйственные нужды – 1200 руб.

Экономистом учетного отдела составлен приходный кассовый журнал. Его данные сверены со справкой кассира приходной кассы.

1. Охарактеризуйте документооборот по приему наличных денег в кассу

банка.

2. Составьте бухгалтерские проводки.

Задача 2

В течение дня коммерческим банком совершены кассовые операции по

приему наличных денег в сумме 434 500 руб., по выдаче – в сумме 8 230 руб.

Остаток денег в кассе на начало дня – 1 137 580 руб. Лимит кассы – 1 150 000

руб. Определите остаток кассы на конец дня, сравните его с лимитом кассы;

изложите действия, которые должен предпринять банк для урегулирования

остатка кассы.

Задача 3

По расчетному счету ООО «Пик» в АКБ «Солярис» 20.01.11 года были

совершены следующие операции, приведенные в таблице ниже.

Задание: Составьте бухгалтерские проводки по перечисленным операциям.

1 По денежному чеку выданы наличные деньги на заработную плату 69 000

2 Оплачена банковская комиссия за кассовое обслуживание 500

3 По платежному поручению перечислен налог в местный бюджет 8 000

4 Оплачено платежное поручение в адрес иногороднего продавца товарно-материальных ценностей 72 580

5 Согласно заявлению клиента открыт аккредитив 20 000

6 По мемориальному ордеру зачислен остаток неиспользованного  аккредитива 8 800

7 По срочному обязательству перечислены средства на погашение кредита, выданного на полгода 6400

Задача 4

ООО «Корт» обратилось в коммерческий банк «ИНИТ» с просьбой об

открытии ему депозитного счета наряду с расчетным счетом, который

находится в том же банке, на сумму 30 тыс. руб. и на срок шесть месяцев.

Процентная ставка по шестимесячным депозитам в банке – 20% годовых.

1. Охарактеризуйте организацию аналитического и синтетического учета

депозитных операций в коммерческих банках.

2. Пересчитайте и дайте характеристику документам, на основании которых

будет открыт депозитный счет ООО «Корт».

3. Составьте бухгалтерскую запись по открытию депозитного счета ООО

«Корт» в коммерческом банке «ИНИТ».

Литература: конспект, учебник В.М.Богаченко . Основы бухгалтерского учета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 ОП 08 Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Организация бухгалтерского учета в банках

Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены на основе рабочей программы по дисциплине ОП 08 «Организация бухгалтерского учета в банках», являющейся составной частью профессио...

Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся третьего курса, изучающих дисциплину правовое обеспечение профессиональной деятельности....

Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.05 Основы агрономии профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства

Методические рекомендации составлены в соответствии с современными требованиями к организации и проведению практических занятий по дисциплине ОП 05 «Основы агрономии»  и содержат пере...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 ИСТОРИЯ для профессии 23.01.03 Автомеханик

Настоящие методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с действующей в ГБПОУ «26 КАДР» рабочей программой по предмету ОУД.05 История для специаль...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ учебной дисциплины «Управление персоналом» для обучающихся по специальности46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Управление персоналом» для обучающихся   специальности 46.02.01 Документационное обеспечение упр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»

Организация самостоятельной работы студентов имеет важное значение для успешного освоения курса «Организация бухгалтерского учета в банках» и формирования у обучающихся необходимых знаний,...