Иннов.экономика
презентация к уроку

Бузас Д.И.

Введение в инновации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon innov.ekonomika.ppt870.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения

Слайд 2

Национальный доход на душу населения (в экю) Природа Земля Капитал Знания 10 100 1000 10 000 100 000 Охота - первобытный Сельскохозяйственный - феодальный Индустриальный - национальный Услуги - глобальный Основной ресурс общественного производства Зависимость качественных скачков в развитии человечества от производительных сил и благосостояния общества Источник: Аналитический отчет Директората XIII Европейской Комиссии, 1994 г. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ОСНОВЫ И ЭТАПЫ «ФАЗОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Слайд 3

Уровень доходности Объем материальных затрат Метатехнологии Технологические принципы Технические решения Менеджмент и консалтинг Высокотехнологичное производство Сырьевая промышленность Обрабатывающая промышленность Образы, стили, стандарты «АЛХИМИЯ» ГЛОБАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

Слайд 4

Превращение знаний в основу новой экономики и ее наиболее ценный производственный ресурс Информатизация экономик наиболее развитых стран Перемещение материального производства в менее развитые страны Появление принципиально новых продуктов и услуг на основе новейших информационных технологий Капитализация знаний в качестве наиболее ценных активов высокотехнологичных предприятий Сокращение жизненных циклов значительной части продукции Выдвижение времени и скорости бизнес-процессов в число определяющих факторов конкуренции Усиление нестабильности рыночной среды и сокращение циклов относительно спокойного развития национальных экономик Резкое повышение спроса на специалистов, производящих и эффективно использующих знания ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Слайд 5

ГДЕ НАХОДИТСЯ СЕГОДНЯ РОССИЯ? 10 23 15 31 6 18 26 20 32 21 8 Доля высоко- технологич. продукции в товарном экспорте (%) 41 26 16 15 56 13 11 44 2 1 70 Текущий индекс конкуренто- способности (место в мире) 1,04 2,15 1,84 1,87 1,23 2,48 2,98 1 2,69 3,6 1 Доля расходов на исследования и разработки (% ВВП) Италия Франция Страна Канада Великобритания Индия Германия Япония Китай США Финляндия Россия Высоким технологиям неуютно в России Источник 60% федерального бюджета РФ – доходы минерально-сырьевого комплекса Доля сырья в экспорте - % 22 11 8 4 1 Бразилия Россия Индия США Китай Япония 67 Страна «Нефтегосударство» - наше будущее? Стратегические риски России: зависимость бюджета от мировой конъюнктуры; угроза утраты суверенитета; формирование иждивенческой рентной психологии общества; ослабление стимулов повышения конкурентоспособности

Слайд 6

Алжир Ангола Свазиленд Бутан Низкая добавленная стоимость Аутсайдеры 100-120 стран Япония Германия США Высокая добавленная стоимость Инновационные и технологические лидеры 3-5 стран Франция Канада Великобритания Южная Корея Квалифицированные исполнители 15-20 стран АМБИЦИОЗНАЯ ЦЕЛЬ РОССИИ Источник: McKinsey Индия Филлипины Индонезия Сауд. Аравия Поставщики ресурсов 50-70 стран Россия ЦЕЛЬ РОССИИ

Слайд 7

Основные идеи теории циклов Н. Кондратьева были статистически проверены и развиты американским экономистом Й. Шумпетером в опубликованном в 1939 г. труде «Экономические циклы»: Главный фактор цикличности динамики - инновации , как технические , так и в потребностях населения (спрос, мода, изменения критериев полезности и престижности) - социально-культурные аспекты. Отсутствие инноваций приводит к вхождению в новый кризис Во второй половине века идеи Й. Шумпетера реализованы в поддержанной государствами развитых стран инновационной политике, которая стала системообразующим фактором в макроэкономике и геополитике. Инновационная организация деятельности в противовес спонтанным новшествам поставила мир на качественно новую «постиндустриальную» ступень развития. Шумпетер Й. стоит особняком в истории экономической мысли, сочетая в своей теории элементы институционализма и неоклассического направления. Шумпетер, в отличие от исследователей статического равновесия, разрабатывает теорию экономического развития, ставя в центр анализа внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Вклад Шумпетера в экономическую теорию – исследование тех факторов, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри и определяют экономическую динамику. Виды принципиально новых комбинаций факторов производства по классификации Шумпетера : - создание нового продукта; - использование новой технологии производства; - использование новой организации производства; - открытие новых рынков сбыта и источников сырья Й. ШУМПЕТЕР – ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Слайд 8

Государство даже в развитой рыночной экономике выступает как активный элемент национальной научной и инновационной системы, беря на себя функции не только регулирования, но и прямой поддержки НИОКР и отраслевого развития, сглаживая сбои рыночного механизма в данной сфере и обеспечивая решение социальных задач, относящихся к безусловной компетенции властей всех уровней. Разработка и реализация государственной инновационной политики связана с необходимостью компенсации неспособности рыночных механизмов ликвидировать дисбалансы социально-экономического развития. Государственное финансирование и другие меры целенаправленного влияния на ситуацию вызываются потребностью в расширении временных горизонтов проведения технологической модернизации, которые выходят за рамки обычных сроков принятия решений рыночными субъектами. Важным аргументом в пользу промышленной политики является необходимость поддержки «новых» секторов промышленности путем долгосрочных инвестиций, их защиты на стартовом этапе и доведения до конкурентоспособного состояния. Важнейшей формой участия государства в проведении технологической модернизации является создание и функционирование государственного сектора. Концентрация государственной поддержки на небольшом количестве отраслей и технологий позволяет задать четкое направление движения предприятиям и организациям страны, также иностранным инвесторам ГОСУДАРСТВО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 9

В США и во всем мире именно государство с опорой на крупный бизнес, а не предприниматели-новаторы в своем гараже выступили инициаторами смены технологического уклада и первыми потребителями результатов информационной революции В ответ на японскую конкуренцию администрация Рейгана разработала дорогостоящие программы НИОКР в электронной промышленности, профинансировало создание консорциума SEMATECH и помогла объединению усилий крупных фирм по сотрудничеству в микроэлектронике и других наукоемких отраслях… В информационной революции решающую роль сыграли контракты и технологические инициативы Минобороны США (проектирование и начальное финансирование Интернета осуществлено DARPA ) Мировой опыт проведения технологической модернизации Наиболее существенными рынками для высокотехнологичной промышленности США были и остаются военные контракты и космические программы Высокотехнологичные компании и новаторы Силиконовой долины не выжили бы без щедрого финансирования и защищенных рынков американского правительства, озабоченного достижением мирового технологического превосходства, что со временем дало и колоссальную экономическую отдачу СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО – СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 10

Современная конкуренция в мощи государств – это конкуренция в уровне знаний Китай принял стратегию под названием «Государственная система по освоению новшеств на фоне наступления эпохи экономики знаний» Пример: Усиление роли правительства в развитии экономики знаний: разработка и реализация инновационной стратегии; гарантированное финансирование фундаментальных исследований; создание условий для развития общественного образования и информационной работы; создание механизма венчурного финансирования и стимулирование инвестиций в инновации; предоставление льгот и поддержка высокотехнологичных предприятий; проведение политики поощрения лиц, создающих инновации; совершенствование института интеллектуальной собственности СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО – СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 11

Проектное управление - это метод, позволяющий объединить в одно целое линейное управление организацией (постоянный процесс) с управлением проектами (временные управленческие конструкции) Проект в смысле Design - набор планов и технических расчетов. Проект в смысле Project - временное предприятие, направленное на достижение определенной цели Два смысла термина «проект»: В управленческом плане «проект» имеет смысл «временное предприятие» Проектное управление инновационной экономикой может включать в себя: механизм определения ограниченного числа стратегических приоритетов; систему национальных проектов, реализующих данные приоритеты на основе соединения ресурсов государства и бизнеса; процедуры согласования обязательств и взаимной ответственности государства и бизнеса в рамках совместных проектов; систему контроля исполнения обязательств и эффективности использования ресурсов . Управление проектом - это планирование, координация и контроль работ по проекту для достижения его целей в рамках заданного бюджета и сроков, с надлежащим качеством. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 12

Целеустремленное управление производством и использованием знаний и высоких технологий требует организации мониторинга данной сферы с помощью соответствующих показателей. Налаживание сбора и анализа этих показателей является отправным пунктом формирования осмысленной стратегии государственного участия в становлении и развитии экономики знаний. На базе системы индикаторов могут и должны определяться направления и характер международных перетоков знаний, технологий, наукоемких продуктов и интеллектуальных услуг. Одним из примеров создания и практической реализации подобной системы индикаторов является система OECD, позволяющая сопоставлять уровни и динамику развития стран-участниц ОЭСР Система показателей – это не только и не столько инструмент экономических измерений научно-технической сферы. Это конструктивный фактор влияния на массовое сознание, переоценки сути социально-экономической деятельности, осознания того, что богатство, по выражению академика В. Макарова, в мозгах, а не в недрах. Уровень поддержки знаний в России сегодня в 2-3 раза уступает среднемировому и среднеевропейскому уровню Сектор знаний – это решатель инженерных, экономических, социальных и любых других проблем и важнейший элемент хозяйственно-производственной деятельности, занимающий в экономической иерархии высокие позиции СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Слайд 13

Для экономической сферы, это первую очередь возможность коммерциализации продуктов технологий и срок окупаемости проектов, который во многом зависит от капиталоемкости проектов по внедрению нового продукта и должен быть относительно небольшим. В технологической сфере один из наиболее популярных критериев – уровень инноваций той или иной технологии, то есть масштаб привносимых ею изменений, наличие положительных синергетических эффектов при совместном развитии нескольких технологий, актуальность и «популярность» тех или иных разработок и технологий КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Критерии социальной сферы - это, в первую очередь, возможность повышения качества жизни людей в результате внедрения новой технологии, её общественная востребованность. Оптимальным представляется следующий перечень критериев: Соответствие национальным интересам и стратегии развития страны. Это означает, что приоритет будет отдаваться технологиям, развитие которых позволит быстрее и эффективнее достичь стратегических целей развития государства, улучшить его существующие и сформировать новые конкурентные преимущества. Максимально эффективное использование уже существующего потенциала страны, в первую очередь, кадрового и технологического. Положительное влияние новых технологий на другие отрасли экономики России. Поддерживаемые государством технологии должны быть «локомотивом» для других отраслей промышленности. Возможность быстрой (в течение 5-10 лет) коммерциализации созданного по новой технологии продукта. Важно отметить, что продаваться должна не сама технология, а продукт. Минимизация риска отставания от конкурентов. Поддерживать необходимо лишь те технологии, в которых Россия занимает доминирующее положение, либо существующее отставание от лидеров можно ликвидировать в короткие сроки.