Индивидуальный проект под названием: "Путь на Маркетплейс"
проект

Слободян Дмитрий Павлович

В реальной жизни за свежими овощами зачастую идут на рынок, а за одеждой — в торговый центр. Это удобно, поскольку в одном месте собрано много продавцов с разными предложениями. В интернете вместо рынков и ТЦ работают маркетплейсы. 

Маркетплейс — это торговая площадка, которая помогает продавцам и покупателям найти друг друга в интернете. На маркетплейсе собраны миллионы товаров самых разных категорий — от продуктов питания до одежды и бытовой техники. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия» №2 «Квантор»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


«Путь на маркетплейс»

Работу выполнил:

Слободян Дмитрий Павлович, ученик 10 класса «Б»

Руководитель:
Форисенков Илья Сергеевич, учитель обществознания, экономики и права.

Коломна, 2023

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Путь на маркетплейс»

Название учебного заведения

МБОУ «Гимназия» №2 «Квантор»

Сведения о руководителе и исполнителе проекта

Форисенков Илья Сергеевич– учитель обществознания, экономики и права
Ученик 10 «Б» класса Слободян Дмитрий Павлович

Цель и задачи проекта

Рассказать о маркетплейсах, сформировать четкую стратегию успешного выхода на площадку

Учебные предметы, в рамках которых проводится проектирование

Обществознание, экономика

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Обществознание, экономика

Аннотация проекта

Что такое маркетплейс
Как они работают
Какие бывают
Типы и функции

Предполагаемый продукт

Анимация со встроенным диктором

Длительность проекта, этапы работы над проектом

Длительность работы:

1 этап: поиск и сбор информации по теме

2 этап: преобразование в научный текст

3 этап: создание и развитие продукта – видео-анимация

4 этап: подготовка текста для продукта

5 этап: разработка проекта:

-составление и оформления текста

-создание озвучки для анимации

6 этап: предпоказ конечного варианта текста и анимации






СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТПЛЕЙС…………………………………………………......4
  2. КАК РАБОТАЮТ МАРКЕТПЛЕЙСЫ…………………………………….….....4-6
  • Что устанавливает
  • Функции маркетплейса, покупателя и продавца
  • Как зарабатывает
  1. ПЛЮСЫ МАРКЕТПЛЕЙСА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ……………….…………....6-7
  2. КТО ПРОДАЕТ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ………………………………..…….....…7
  3. ВИДЫ МАРКЕТПЛЕЙСОВ..………..…………………………...……………....7-8
  4. ПЛЮСЫ ДЛЯ ПРОДАВЦОВ………………...……………………………….....8-9
  5. ОБЩИЕ МИНУСЫ…………………….………………………………….….....9-11
  6. ВЫБОР НИШИ………………..…………………………………..…………...11-13
  • Алгоритм выбора ниши
  • Что такое ниша
  • Какие бывают типы
  1. ТОВАР И ПРОДВИЖЕНИЕ………….……………………………………….14-16
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….17
  3. ПРОДУКТ…………………………………………………………………………...18








Что такое маркетплейс

В реальной жизни за свежими овощами зачастую идут на рынок, а за одеждой — в торговый центр. Это удобно, поскольку в одном месте собрано много продавцов с разными предложениями. В интернете вместо рынков и ТЦ работают маркетплейсы.

Маркетплейс — это торговая площадка, которая помогает продавцам и покупателям найти друг друга в интернете. На маркетплейсе собраны миллионы товаров самых разных категорий — от продуктов питания до одежды и бытовой техники.

Клиенты заходят в этот виртуальный ТЦ, потому что им удобно делать покупки в одном месте со множеством магазинов. А продавцам выгодно размещать свои товары на маркетплейсе из-за большого количества потенциальных покупателей.

Такие площадки постепенно вытесняют интернет-магазины и фокусируют онлайн-торговлю на себе. Например, по данным Data Insight (представляет исследование «Селлеры на российских маркетплейсах 2022» — продолжение исследования прошлого года, посвященного отношению малого и среднего бизнеса к работе с маркетплейсами.), за второе полугодие 2022 года объём продаж пятёрки крупнейших маркетплейсов составил более 500 млрд ₽ и 400 млн заказов — от онлайн-рынка это 44% и 69% соответственно.

Как работают маркетплейсы

Электронные торговые площадки предлагают продавцам и покупателям платформу, на которой они могут друг друга найти. Это может быть сайт или приложение. Для покупателей доступ к площадке свободный — понадобится лишь создать личный кабинет. Продавцы же, прежде чем разместить товары на маркетплейсе, принимают условия площадки.

Маркетплейс устанавливает:

что можно и нельзя продавать;

как оформлять карточки товаров;
за какие услуги и сколько платить: например, вознаграждение за продажу, фиксированная плата за размещение на складе, ежемесячная подписка на дополнительные услуги.

Кто

Что делают

Продавцы

Создают внутри маркетплейса свои магазины. Поэтому товар одного производителя могут продавать одновременно два продавца. Задача каждого продавца — привлечь покупателей. Например, информативной карточкой товара, быстрой доставкой, низкой ценой или отзывами и оценками довольных клиентов.

Продавцы выбирают, по какой схеме им комфортнее сотрудничать с маркетплейсом. Например, если продавец использует несколько каналов продаж и у него есть свой склад, то он может хранить товары у себя, а доставлять их логистической службой маркетплейса или любой другой транспортной компанией.

Покупатели

Сравнивают предложения продавцов и оформляют заказ. При этом они могут положить в корзину товары разных магазинов и купить их все одним платежом. После получения заказа клиенты могут оценить товар и оставить ему отзыв, чтобы помочь другим сделать выбор.

Маркетплейс

Показывает потенциальным покупателям товары, бесплатно или за деньги продвигает магазины и их ассортимент. Площадка размещает продукцию на своих складах и доставляет её клиентам либо предоставляет возможность организовывать всю логистику самим продавцам.

Зарабатывают маркетплейсы разными способами.
Они берут плату с продавцов за то, что:

продвигают товары на сайте или в приложении;

обрабатывают заказы и возвраты;

размещают продукцию на складах;

доставляют заказы;
оказывают дополнительные услуги.

Каждый маркетплейс предлагает свои условия сотрудничества. Например, с каждой продажи Яндекс маркет забирает у продавца вознаграждение в размере от 2 до 24% в зависимости от категории товара.

Плюсы маркетплейсов для покупателей
Клиенты могут найти всё что угодно на одной платформе и тут же это заказать — это главное преимущество электронных торговых площадок.

Другие плюсы:

• Расширенные функции поиска
На маркетплейсах много предложений разных продавцов, поэтому зачастую площадки предлагают сортировать товары по нужным параметрам. Например, если клиент ищет ноутбук, то он может выбрать подходящий диапазон цен, объём памяти, тип накопителя, размер и даже цвет.

• Простое сравнение
Покупатель может добавить в корзину несколько похожих товаров разных продавцов и оценить характеристики каждого из них в одном месте. Некоторые маркетплейсы могут собрать даже сравнительную таблицу.

• Рейтинги и отзывы
У клиентов есть возможность оценить товар и оставить обратную связь продавцу. Поэтому потенциальным покупателям проще решиться на покупку.

• Удобная и безопасная оплата
Маркетплейс обеспечивает работу платёжной системы и защищает транзакции и покупателя, и продавца. А ещё при заказе товаров у разных продавцов клиенту не придётся оплачивать заказ частями — купить хоть целую корзину можно за раз, при этом каждый продавец получит свою долю без всяких задержек и дополнительных расчётов.

• Доверие
Маркетплейс защищает клиентов от мошенников. Например, если покупателю не понравится товар или придёт не то, что он заказывал, — вернуть деньги намного проще, чем в обычном магазине.

Итог: Маркетплейсы выгодны всем: продавцы получают эффективный канал продаж, а покупатели — место, где есть всё что угодно, по конкурентным ценам и в большом количестве.

Кто продаёт товары на маркетплейсах

Особенность торговых площадок в том, что открыть магазин на них могут:

дистрибьюторы — магазины, которые получают у брендов право на распространение их продукции;

бренды, которые могут закупать товар у одного производителя, но торговать им под своей маркой;

производители, которые сами выпускают товары.

Большая часть продавцов на маркетплейсах, впрочем как и в офлайне, — дистрибьюторы. По данным Data Insight, их количество на разных площадках достигает 40–50%.


Виды маркетплейсов

Часто считают, что все маркетплейсы в интернете одинаковые, но это не всегда так. Торговые площадки тоже бывают разными: на одних размещают только товары, на других — предлагают услуги.

Есть площадки, которые фокусируются на одной нише, например на аксессуарах для автомобилей, — их называют вертикальными. Но больше всего покупателей приходит на маркетплейсы, где можно одновременно купить товары разных категорий: например, чайник, корм для кота и обои.

Когда дело доходит до целевой аудитории, маркетплейсы делятся на три категории:

• Бизнес для бизнеса (B2B) — продавцы-юрлица предлагают свои товары или услуги оптом покупателям, как правило, другим предпринимателям и компаниям для перепродажи;

• Бизнес для клиента (B2C) — компании-юрлица предлагают свои товары и услуги конечным потребителям в розницу;

• Клиент для клиента (C2C) — товары продают физлица другим физлицам в розницу.

Плюсы маркетплейсов для продавцов

Самое большое преимущество маркетплейсов — гигантская клиентская база.
Например, Яндекс маркет уже использует больше половины всех онлайн-покупателей в русском интернете.

Но есть и другие плюсы:

• Новая аудитория.
Торговые площадки существенно расширяют географию продаж: товары не будут ограничены одним населённым пунктом или даже страной.

• Доступность.
Магазины на маркетплейсе регистрируют за пару дней. Для торговли товарами собственного производства достаточно оформить статус самозанятого.

Дополнительный канал продаж. Если уже есть свой бизнес в офлайне или на другой площадке, его можно быстро масштабировать с помощью маркетплейса.


• Экономия.

За регистрацию магазина на маркетплейсе не нужно платить. Также покупатели замечают нового продавца без больших вложений на старте: не понадобится тратить деньги на создание и поддержание сайта, оформление и продвижение соцсетей, настройку эквайринга.

• Доступ к инструментам аналитики.
Маркетплейсы автоматически считают, сколько товаров купили и как много осталось в наличии, а также собирают другие важные данные.

• Готовый алгоритм продаж.
Продавцу достаточно лишь загрузить карточки товаров и доставить их маркетплейсу либо клиенту. Не нужно настраивать способы оплаты, формировать чеки, управлять остатками. Площадка даже может взять на себя логистику и хранение товаров.

• Доверие клиентов.
Часто онлайн-покупатели боятся заказывать в непроверенных магазинах. Имидж маркетплейса формирует доверие даже к новым продавцам.

Высокие позиции в поисковой выдаче. Сайты торговых площадок хорошо оптимизированы. Если вбить в поисковике название товара, то первые ссылки в выдаче будут вести на маркетплейсы. Кроме того, покупатели всё чаще в запросах указывают площадку: например, «купить фен озон».

Общие недостатки маркетплейсов

Но маркетплейсы конечно же имеют и недостатки, к которым можно отнести:

• Высокая комиссия.
Продавая через маркетплейс вам придется платить комиссию с каждого вашего заказа. В зависимости от категории товара и торговой площадки она может составлять от 3 до 50%.

• Работа по правилам маркетплейсов.
Вторым недостатком является то, что вы не можете установить собственные правила. Вам придётся соответствовать правилам маркетплейса. Это касается вопроса скидок, доставки, возврата. За нарушение условий договора могут оштрафовать, понизить в выдаче или вовсе заблокировать.

При этом онлайн-площадка может изменить эти правила в любой момент, в результате вам придётся подстраиваться или менять вашу бизнес-модель.

• Уменьшение контроля.
Работая с маркетплейсом вы сможете оптимизировать многие моменты, но это будет сопровождаться уменьшением контроля. Например, вы не сможете контролировать как хранятся ваши товары и в каком виде их доставляют клиентам, а это напрямую может влиять на продажи.

Во-вторых, уменьшение контроля будет в финансовых вопросах. Вы будете зависимы от условий оплаты и сроков поступления денежных средств, которые вам предложит маркетплейс. Если условия изменятся, то вам останется только согласиться с ними.

• Высокая конкуренция.
Сегодня на таких площадках наблюдается огромная конкуренция. Большинство продавцов продают схожие или аналогичные товары. Для успеха вам потребуется снижать цену (демпинг) и терять в прибыли или искать способы, как выделиться от конкурентов, например, оплачивая маркетплейсу премиальное размещение.

• Наличие большого запаса товара.
Когда вы продаёте через собственный интернет-магазин, то можете работать «под заказ» — сначала получить заказ клиента и только потом закупить или произвести товар. На маркетплейсах такой возможности нет – любой товар должен доставляться как можно быстрее, поэтому от вас потребуется, чтобы продукция всегда была в наличии.

Как выбрать нишу и какие они бывают

  • Проверьте поставщиков.
    Перед выходом на рынок выберите несколько производителей, почитайте о них отзывы, закажите пробные партии, посчитайте реальные сроки доставки, проверьте качество товаров и процент брака. Если вы вложите деньги в продвижение, а поставка сорвётся, то потеряете и деньги, и репутацию.
  • Протестируйте спрос.
    Решите, с каким именно товаром вы будете стартовать в выбранной нише. Закупать всё и сразу не стоит, лучше заказать небольшой объём продукции для тестов и посмотреть на результаты продаж.

  • Оцените конкуренцию.
    Очень важно понять, сколько продавцов уже представлено в этой нише и как идут их дела с продажами. Также надо понимать объём продаж в категории: если оборот меньше 3–5 млн рублей в месяц, скорее всего, в этой нише продавцы не зарабатывают

Однако есть и исключения, например новая умная швабра на основе передовых технологий, которая ещё только выходит на рынок (уникальная категория). Тогда можно попробовать рискнуть. Обратите внимание на общее количество продавцов. Например, если в нише всего 75–150 конкурентов, то можно заходить. Если их, к примеру, 270 — конкуренция считается высокой и получить хорошие продажи начинающему продавцу будет сложнее.

  • Спланируйте стратегию продвижения.
    На этом этапе важно составить портрет целевой аудитории, чтобы понять, как вы будете предлагать ваш товар. В соответствии с запросом аудитории планируйте маркетинговые активности.

    Например, если вы продаёте подгузники, ваша аудитория — родители, которым нужен большой объём товара с доставкой. Чтобы привлечь их внимание, можно предложить скидку при покупке нескольких одинаковых товаров и добавить возможность экспресс-доставки.

Типы товарных ниш

Выбирая товарную нишу, вы ограничиваете список своих товаров. Благодаря этому можно более чётко фокусироваться на интересах аудитории, а значит, продавать эффективнее и зарабатывать больше. Сейчас в основном люди выбирают для продажи одежду, обувь, аксессуары и предметы ежедневного пользования.

Под словом «ниша» обычно подразумевают сегмент рынка. Товары для детей, вечерние платья, средства для отбеливания зубов, украшения для ёлки: всё это – ниши с разным масштабом и характеристиками. Они не делятся на «хорошие» и «плохие» (иначе всё было бы совсем просто), зато их можно классифицировать по другими параметрам.






Название

Особенности

Примеры

Широкие и узкие ниши

Широкая ниша предполагает большое количество товаров. Здесь высокая конкуренция, следовательно, нужно быть готовым вкладываться в продвижение.
Узкая ниша — это меньший и более специализированный ассортимент. Тут конкуренция, скорее всего, будет меньше, но потребуется время и инвестиции для формирования спроса.

Товары для сада и огорода широкая ниша, сюда войдут и грунт, и инструменты, и мебель для дачи. Семена — узкая ниша, в неё входит только одна категория товаров.

Сезонные и внесезонные ниши

В пиковый период спрос на сезонные товары растёт в несколько раз. Но нужно быть готовым к закономерному спаду покупательского интереса по завершении сезона.

Ёлки и украшения для них актуальны только под Новый год, а надувные бассейны - летом. Это исключительно сезонные товары.

Трендовые ниши

В этом сегменте предлагают товары, которые востребованы короткий период времени на фоне вирусной популярности. Чтобы зарабатывать на них, нужно действовать быстро: находить, закупать и продавать их.

Игрушки Pop It, Гусь-обнимусь, Кот-батон.

Видимые и невидимые ниши

Невидимые товарные ниши часто бывают узкоспециализированные. поэтому ориентированы на b2b-аудиторию.

Смартфоны, мебель, стиральные машины. Товары из невидимой ниши — это то, о чём мы чаще всего не думаем: запчасти для бытовой техники, комплектующие смартфонов, шурупы, гвозди.


Товар
Недостаточно просто купить товар и начать продавать, впереди лежит еще очень долгий путь!

  • Показ товара
    В офлайн магазине вся линейка товара представлена самым обычным образом, но на маркетплейсе продавцу приходится любыми способами показать товар потребителю так, чтобы этот самый товар радовал глаз и раскрывал все его преимущества. Покупатель хочет проанализировать товар тщательно и рассмотреть его со всех сторон

  • Карточки должны быть удобными и опциональными. В них нужно соблюдать логичность расположения блоков, добавлять актуальную информацию о наличии товара на складе.

В некоторых нишах уместно подключать виш-лист, функции сравнения нескольких позиций, 3D-прокрутки, выбора формы, цвета, размера и упаковки.

Большое значение также имеют качественная адаптивная верстка, короткая и понятная навигационная цепочка («хлебные крошки»), грамотно прописанные мета-теги.

  • Положение карточки товара в ленте
    Что способствует поднятию товара в ТОП:


Рейтинг товара и наличие положительных отзывов
Качество товара — это главное. Товары с высоким рейтингом автоматически выходят вперед. Важно своевременно отвечать на комментарии покупателей, даже если они негативные.



Процент выкупа и количество продаж за последние 2 месяца
Увеличить процент выкупа поможет правильное описание в карточке, качественные фото и видео, реклама. Чтобы выйти в ТОП, поддерживайте высокие обороты как минимум 60 дней.

Конверсия в покупку и CTR (показывает долю пользователей, которые перешли по рекламному объявлению в интернете).
Анализируйте отношение количества заказов к числу просмотров. Чем оно выше - тем выше вы в поисковой выдаче. Конверсию можно увеличить с помощью оптимизации карточки товара, используйте скидки и качественный контент.

Цена товара, участие в акциях и размер скидки
Конкурентная цена - залог успеха. Анализируйте цену конкурентов и участвуйте в акциях, они помогут выйти в ТОП. Скидка будет хорошим триггером к покупке, чем она больше, тем выше вы подниметесь в поиске.

Грамотное описание и правильная категория товара
Используются ли в описании ключевые слова? Карточка отвечает на все вопросы клиента? Качественные ли фото? Содержит минимум бесполезного текста и максимум информации. Если да, то покупатель быстрее решит купить этот товар.

  • Логистика
    Логистика — это важно! Покупатель не будет долго ждать товар, который другой поставщик привезет уже завтра. Этот фактор тоже очень сильно влияет на положение карточки товара

    Существует 2 варианта:

    FBO/FBY (Fulfillment by Operator) — Селлер маркирует, упаковывает товар и делает поставки на склад маркетплейса большой партией, а логистикой и складскими операциями занимается маркетплейс.


    FBS (Fulfillment by Seller)
    — На этой схеме продавец хранит товары у себя и самостоятельно отслеживает заказы. Когда поступает новый заказ, продавец должен упаковать его и отвезти в пункт приема заказов маркетплейса. Дальше площадка сама доставляет товар покупателю. Такую модель сотрудничества предлагают все крупные маркетплейсы: Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет, а также многие другие.

  • Продвижение
    Фундамент продвижения основывается на 3 составляющих:
    Распродажи
    Распродаваемая продукция должна быть узнаваемой. Для обеспечения этого вам потребуется запустить анонсы, расположить товар на видном месте, наклеить специальные ценники и применять оборудование, которое продает. В обязательном порядке нужно продумать перекрестные продажи продукции, которые не принимают участие в акции, также стоит выбрать подходящее время, например конец сезона или накануне праздника


Скидки
Скидки начинают работать при снижении цены более чем на 13%. При этом, предпринимателям, у которых по каждому поводу возникает желание делать скидки, не мешало бы предварительно оценить масштаб потерь.


Реклама
Необходимо использовать вызывающую обложку, особенно яркую и лаконичную. Реклама должна манить за собой клиента и показывать ему выгоду, которую он может упустить, если не последует за ней

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
Книги:

  • «Как запустить продажи на Ozon, Беру, Wildberries и получать прибыль на автомате даже в кризис» Олег Карнаух
  • «История стартап-гигантов» Брэд Стоун
  • «Миллиард на маркетплейсах» Виталий Теин
  • «Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок» Вик Довнар
  • «Стратегия Amazon. Инструменты бескомпромиссной работы на впечатляющий результат» Брайар К., Карр Б

Ссылки:
;utm_medium=cpv&utm_campaign=marketplace&utm_term=amoblog&utm_content=241122


Продукт:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 16-30 из 48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 16-30...

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48...

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Лекции к занятиям 1-48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Лекции к занятиям 1-48...

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда....