Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции
рабочая программа

Киреева Полина Алексеевна

Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности  у обучающихся, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, система страхования, налоговые органы, бизнес, пенсионная система и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП-ФинГр176 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 «Финансовая грамотность»

по специальностям:

13.02.11    Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.101    Тепловые электрические станции  

2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины…………..........................

4

  1. Структура и содержание дисциплины ………………………………..

6

  1. Условия реализации программы дисциплины………………………..

17

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………

 20

        

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»  

  1.  Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Финансовая грамотность» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с актуализированным ФГОС-4 по специальностям СПО: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции, входящей в укрупнённую группу  специальностей 13.00.00  Электро – и теплотехника

  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.

  1.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения профессионального модуля у обучающегося формируются следующие общие компетенции:

  • ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
  • ОК  2.   Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
  • ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профес-сиональное и личностное развитие;
  • ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
  • ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
  • ОК 6. Проявлять  гражданско – правовую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
  • ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

  1.   Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Обязательная аудиторная  нагрузка обучающегося – 51 час, включает в себя  35 часов лекционных занятий, 2 часа - итоговая аттестация в форме зачета и 14 часов практических занятий,  5часов из которых отводится на аудиторную самостоятельную работу обучающегося.

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся осуществляется под непосредственным руководством преподавателя и может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса текущий контроль усвоения учебного материала основной массой обучающихся осуществляется в форме тестового контроля знаний, письменного и индивидуального устного опроса обучающихся в рамках аудиторной самостоятельной работы.

На итоговую аттестацию в форме устного экзамена выделится 0,33 часа с учётом количества обучающихся в группе (25 человек), в форме письменного экзамена - не более 4 часов, зачёта – не более 2 часов.

По междисциплинарным курсам, где формой итоговой аттестации является экзамен, на проведение консультаций выделяется не более 2 часов из общего количества часов обязательной аудиторной нагрузки по усмотрению преподавателя

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

  • лекционные занятия

35

  • практические занятия

 9

  • итоговая аттестация в форме зачета

 2

Аудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

 5

в том числе:

  • тестирование

  • решение задач

  • составление конспекта по заданной теме с опорой на контрольные вопросы

 

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовая грамотность»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практической работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Предмет, структура, особенности и задачи курса дисциплины.

Актуальность изучения основ финансовой грамотности.

Финансовое мышление: особенности.

2

Тема 1

Личное

финансовое

планирование

Содержание учебного материала

1

Человеческий капитал: четыре сектора деятельности человека.

Деньги и финансы. Финансовые цели и финансовое планирование: горизонт планирования.

Активы и пассивы, доходы (номинальные, реальные) и расходы. Личный и семейный бюджеты: структура.

SWOT- анализ как один из способов принятия решений.

6

3

Практическое занятие 1

Составление личного финансового плана и бюджета

2

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Проработка лекционного материала. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

Проведение  SWOT- анализа привлекательности определенной профессии.

Тема 2

Банки и банковские

операции

Содержание учебного материала

1

Банковская система: структура. Центральный банк РФ и коммерческие банки: функции.

Банковский вклад и депозит: виды.  Вкладчик, процентная ставка по депозиту. Накопления и инфляция: управление рисками по вкладам.

Система страхования вкладов (ССВ) в РФ. Агентство по страхованию вкладов  (АСВ): функции.

Кредит. Банковский кредит: сущность и виды кредита по целевому назначению. Принципы кредитования: платность, срочность, возвратность.

Кредитный договор физического лица (заемщика) с банком: виды, основные условия. Кредитная история клиента. Кредитная репутация. Номинальная процентная ставка по кредиту. Полная стоимость кредита (ПСК). Схемы погашения кредитов: дифференцированные и аннуитетные платежи.

Потребительское кредитование. Ипотечное кредитование жилищного строительства.

Финансовые риски заемщика. Защита прав заемщика. Коллекторские службы. Обеспечение по кредитам. Реструктуризация задолженности перед банком и ее условия.

Расчетно - кассовые операции. Банковские операции для физических лиц: хранение, обмен и перевод денег. Банковский счет: договор, взаимные права, обязательства и ответственность сторон.

Банковская ячейка. Денежные переводы.  Валютно - обменные операции. Виды платежных средств. Банковские карты: дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом.

Формы и риски дистанционного банковского обслуживания: интернет-

банкинг, электронные деньги. Правила безопасности при пользовании банкоматом.

МФО. Небанковские микро - финансовые организации (МФО): типология, основные виды услуг, специфика деятельности МФО и  

виды рисков при обращении в МФО. Типичные ошибки потребителя финансовых услуг. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.

8

3

Практическое занятие 2

Методика расчета стоимости покупки при приобретении ее в кредит

2

Практическое занятие 3

Дифференцированное  и аннуитетное начисление суммы процентов по кредиту.

2

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Решение задач.

Работа и обсуждение в мини – группах по темам: «Кредитный договор»,

«Кредитная история заемщика: основные составляющие» и «Платежные системы в России и в мире: специфика и независимость»

Тема 3

Инвестиции и ценные

бумаги

Содержание учебного материала

1

Инвестиции: сущность, способы инвестирования.  Финансовые активы: доходность, ликвидность, риски.

Фондовый рынок: функции и инструменты.  Ценные бумаги: акции, облигации, вексель и прочие. Инвестиционный портфель. 

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)

Диверсификация активов как способ снижения рисков.

Недвижимость как инструмент сбережений и инвестирования.

6

3

Практическое занятие 4

Методика расчета доходности финансовых инструментов с учетом инфляции

2

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Решение задач.

Работа и обсуждение в мини – группах по темам: «Инвестиции в человеческий капитал на различных этапах жизни человека»;

«Обзор основных форм жилищного инвестирования: ипотека, долевое строительство и прочие»

Тема 4

Страхование

физических лиц

Содержание учебного материала

1

Виды страхования для физических лиц в России: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование,

страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые компании: страховщик, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер. Принципы отбора страховой компании для заключения договора. Договор страхования. Страховой случай, страховой полис.

Страховые продукты: страховая премия, страховой  взнос.

4

3

Практическое занятие 5

Расчет суммы страхового взноса в зависимости от вида страхования.

2

Тема 5

Пенсионное обеспечение

Содержание учебного материала

1

Государственная пенсионная система в РФ: функции.

Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды: функции.  

Структура пенсии: накопительная и страховая части.

Трудовая, социальная пенсия и корпоративная пенсии:

инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.

4

3

Тема 6

Налогообложение

Содержание учебного материала

3

3

1

Налогообложение: сущность, цели, виды налогов для физических лиц, субъект и объект налогообложения, ставка налога и сумма налога.  Система налогообложения в РФ: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.

Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация. Налоговые вычеты как инструмент сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и прочие.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): элементы и налогоплательщики НДФЛ.

Объект налогообложения: доходы налоговых резидентов и нерезидентов. Налоговые риски. Санкции, применяемые к налогоплательщикам.

Практическое занятие 6

Методика расчета суммы налогов  для физических лиц

2

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Решение задач.

Тема 7

Основы финансовой безопасности

Содержание учебного материала

1

Договор – основной документ на рынке финансовых услуг.

Финансовые пирамиды: основные признаки.

Личная финансовая безопасность: правила. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

2

3

Практическое занятие 7

«Личная финансовая безопасность: отличительные признаки мошеннических схем»

2

Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Составление конспекта по заданной теме с опорой на контрольные вопросы.

Зачет

2

Итого:

51

  1.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

  1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Экономики организации, финансов, денежного обращения и кредитов».

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект учебно - методической документации;
  • наглядные пособия (плакаты и структурно – логические схемы);
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место для преподавателя

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • интерактивная доска

  1.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, средств мультимедиа, интернет ресурсов

Список использованных источников и литературы

Основные источники:

  1. Берзон Н.И. «Основы финансовой экономики». -  М.: Вита-пресс, 2017. - 315с.
  2. Белянинова Ю.В. Пенсии: назначение и оформление. – М.: изд. «Эксмо», 2017. – 287с.
  3. Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018 (материалы для учащихся). – 255с.
  4. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 416 с.
  5. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум. / Л.И. Гончаренко [и др.]; отв. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Издательство «Юрайт», 2020. - 541 с.
  6. Паранич А.В. Личный финансовый план. – М.: И – Трейд, 2020. – 236с.
  7. Паранич А.В. 170 вопросов финансисту. Российский финансовый рынок. – М.: Smart Book, 2019. – 302с.
  8. Ровенский Ю.А. Деньги, кредит, банки : Учебное пособие/ Ровенский Ю.А., Наточеева Н.Н. и др. – М.: ООО «Оригинал-макет», 2017. - 320с.
  9. Страхование: принципы и практика / Составитель Д. Бланд. − М.: Финансы и статистика, 2020. − 416с.
  10. Страхование: экономика, организация, управление. Под редакцией д.э.н., профессора  Г.В. Черновой. – М.: «Экономика», 2018. – 342с.
  11. Хоминич И.П. Управление финансовыми рисками: учебник и практикум. - М.: Издательство «Юрайт», 2019. - 231 с.
  12. Чумаченко В.В., А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019. – 374с.

Дополнительные источники:

  1. Бурлачков, В.А. Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
  2. Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: Учебник / Под ред. Е.А. Звонова, В.К. М.: Экзамен, 2020. – 312с.
  3. Соколов Б.И. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В., Иванов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
  4. Хиггинс Р.С. Финансовый анализ: финансовый инструмент для принятия бизнес – решений. 8-ое изд. – М.: Диалектика, Вильямс, 2017. – 195с.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Информационный сайт. -  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  1. Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций – Режим доступа: http://273-фз.рф/.
  2. Научная электронная библиотека / Журнал «Право и экономика». − Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8992
  3. Центральный банк Российской Федерации − Режим доступа: http://www.cbr.ru
  4. Всероссийский союз страхования.− Режим доступа: http://ins-union.ru.
  5. Сайт «Финансист». −  Режим доступа: https://finansist-kras.ru/lichnie-%20finansi
  6. Финансовая видеоэнциклопедия. [Электронный ресурс]/ Электронные данные. Режим доступа: http://www.incomepoint.tv/.
  7. Финансовое право. Практикум : учебное пособие для СПО / Е. М. Ашмарина [и др.] ; под ред. Е. М. Ашмариной, Е. В. Тереховой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 280 с. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7612B13F-CF81-458E-8DB6-EA9BCD6AEE9F.

  1.   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Результаты обучения:

общие и профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятель-ности применительно к различным контекстам

  • устный контроль: групповой опрос;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий и задач;

ОК  02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

  • устный контроль: групповой и индивидуальный  опросы;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий;

ОК 03. Планировать и реализовы-вать собственное профессиональное и личностное развитие

  • устный контроль: групповой опрос;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий и задач;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимо-действовать с коллегами, руко-водством, клиентами

  • устный контроль: индивидуаль-ный  и групповой опросы;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий и задач;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контек-ста

  • устный контроль: фронтальный опрос;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий, выполнение тренинг – упражнений, анализ расчетного результата;

ОК 06. Проявлять  гражданско – правовую позицию, демонстриро-вать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

  • устный контроль: групповой и индивидуальный  опросы;
  • письменный контроль:

решение задач

ОК 07. Содействовать сохранению окружаю-щей среды, ресурсо-сбережению, эффективно действо-вать в чрезвычайных ситуациях

  • устный контроль: фронтальный опрос; собеседование;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий; выполнение тренинг – упражнений;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, плани-ровать предпринимательскую дея-тельность в профессиональной сфере

  • устный контроль: фронтальный опрос; собеседование;
  • письменный контроль: решение тестовых заданий и задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая подготовка) (2 СЕМЕСТР)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.

Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности : 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...